Театр Новая Опера: планы сезона 2024/2025

Театр Новая Опера: планы сезона 2024/2025

Театр Новая Опера / Балет Москва объявил планы на новый сезон 2024/2025. 34-й сезон откроется повторным исполнением оперы «Доктор Атом» Дж. Адамса. Крещенский фестиваль начнется с российской премьеры оперы «Ванесса» С. Барбера. Также в афише – мировая премьера танцевального спектакля «Кармен в моей голове» и премьера «Волшебной флейты» Моцарта.

Опера

Российская премьера оперы Джона Адамса «Доктор Атом» состоялась на Крещенском фестивале в январе 2023. Спустя полтора года о физике-теоретике Роберте Оппенгеймере, научном руководителе Манхэттенского проекта во время Второй мировой войны, вновь прозвучит на сцене театра в концертной версии и откроет сезон. Проект готовит, как и в прошлом году, музыкальный руководитель и дирижер Фёдор Леднёв – знаток и интерпретатор современной музыки, дирижер 2023 года по версии газеты «Музыкальное обозрение», лауреат премии «Золотая Маска» в составе творческого коллектива создателей балета «Пахита» (Урал Опера Балет, Екатеринбург, 2019), дирижер musicAeterna. Главную партию исполнит Дмитрий Зуев (баритон) – солист Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Федор Леднев. Фото Екатерина Христова

19 января 2025 на открытии Крещенского фестиваля состоится российская премьера оперы Сэмюэла Барбера (1910–1981) «Ванесса». Впервые поставленная в Метрополитен-опере в 1958, эта опера стала также первой американской и первой англоязычной оперой, показанной на Зальцбургском фестивале.

Автором либретто стал друг и коллега композитора Дж. К. Менотти, взявший за основу сюжета сборник датской писательницы Карен Бликсен «Семь фантастических историй». По сюжету оперы главная героиня Ванесса уже двадцать лет ждет возвращения возлюбленного Анатоля. В доме занавешены все зеркала, так как Ванесса не желает видеть увядания своей красоты. Анатоль приезжает, но не тот – гость представляется сыном возлюбленного героини и сообщает, что его отец умер. В этот же вечер он соблазняет племянницу Ванессы Эрику и раз делает ей предложение выйти замуж. Но Эрика отказывает, так как чувствует, что он не может дать ей настоящей любви. Анатоль переключает внимание на Ванессу, которая влюбляется в него как в копию того, кого она столько лет ждала. Во время их помолвки выясняется, что Эрика ждет ребенка, но она прерывает беременность. Анатоль и Ванесса уезжают в Париж, и теперь уже Эрика остается в доме ждать, занавесив зеркала и закрыв двери от внешнего мира.

Сочинение Барбера перекликается с важными для американской драматургии пьесами (например, «Трамвай “Желание”» Т. Уильямса) и при этом напоминает слушателю о европейской оперной традиции («Саломея» Р. Штрауса, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока). Партитура соединяет камерность (небольшое количество действующих лиц, замкнутое пространство) с масштабной композицией, основанной на сквозном музыкально-тематическом развитии, системе лейтмотивов.

Первое российское исполнение оперы состоится под управлением дирижера театра Новая Опера, лауреата премии «Золотая Маска» Андрея Лебедева. Впервые в Новой Опере постановку представит режиссер Дмитрий Волкострелов, лауреат «Золотой маски», основатель независимой театральной компании «театр post» (2011), бывший худрук Центра имени Вс. Мейерхольда (2020-2022). В активе режиссера постановка оперы «Евгений Онегин» Чайковского в театре Урал Опера Балет (2021), современной оперы «Три четыре» Бориса Филановского на тексты Льва Рубинштейна в башне «Федерация» в «Москва-Сити» (2012), «Человеческий голос» Пуленка в Пермской опере (2023) и спектакли с музыкой («Русскiй романсъ» по романсам русских композиторов XIX века в Театре Наций, 2014; музыкально-хореографический спектакль «театра post» «Диджей Павел», 2018).

10 июля 2025 – вторая оперная премьера сезона – «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. Для Новой Оперы постановка станет третьим обращением к этому произведению («Волшебная флейта» была в репертуаре с 2006 по 2013, а в 2020 опера звучала на сцене театра в сокращенной версии с жанровым определением «Сказка с картинками»). Режиссером нового спектакля станет Егор Перегудов – художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского, ставивший спектакли в МХТ имени А.П. Чехова, «Современнике», «Сатириконе», РАМТе и др. Музыкальный руководитель и дирижер – Филипп Чижевский – успешно сотрудничает с Новой Оперой на протяжении последних двух сезонов, представляя оперные премьеры («Летучий голландец» Р. Вагнера) и концертные программы.

Филипп Чижевский. Фото Екатерина Христова / Новая Опера

Балет

Главной балетной премьерой сезона станет танцевальный спектакль «Кармен в моей голове» в постановке Татьяны Багановой. Для хореографа «Кармен» Мериме становится поводом для размышления о свободе и зависимости, об осознанности и инстинктивности, об объективном и иллюзорном. Абсолютно новую музыку, избегающую диалога с партитурой Бизе, к спектаклю напишет Настасья Хрущева. В ее музыкальной концепции, вслед за первоисточником, акцентирована «выносная» точка зрения: композитор, исполняющий партию фортепиано, – одновременно и инициатор, и комментатор действия. Автор постоянно присутствует на сцене, но не участвует в происходящем.

Сценограф проекта Лариса Ломакина в визуальном решении отталкивается от образа бесконечной лестницы Маурица Эшера – так называемого «невозможного объекта», который ведет одновременно и вверх, и вниз. Костюмы к спектаклю создаст Галя Солодовникова.

Настасья Хрущева

Концерты

Новая Опера уже несколько лет подряд включает в репертуар циклы симфонических программ, связывающие каждый театральный сезон единой семантической линией. За последние годы концерты были посвящены творчеству С. Прокофьева, Г. Малера, А. Брукнера. В сезоне 2024/2025 цикл симфонических программ под названием «Путь к Моцарту» тематически подводит к заключительной оперной премьере сезона. Однако серия концертов будет не столько монографической, сколько контекстной. В цикле «Путь к Моцарту» представлены программы, посвященные как современникам, так и последователям венского классика.

Оркестр и хор театра Новая Опера. Фото Екатерина Христова

7 ноября 2024 в программе «Вебер» прозвучит инструментальная музыка Карла Марии фон Вебера: Концертштюк для фортепиано с оркестром фа минор, написанный в одно время с самой известной оперой композитора «Вольный стрелок». Солистка – Ольга Давнис (фортепиано), лауреат I премии и обладательница специальных призов XXIII Международного конкурса имени И.С. Баха в Лейпциге. Также в программе – Симфония №2 и один из концертов для кларнета с оркестром. Солист – Сергей Елецкий (кларнет), артист оркестра musicAeterna, солист Российского национального оркестра, первый российский кларнетист, победивший в престижном международном конкурсе ARD в Мюнхене, обладатель специального приза XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Дирижер – Сяобо Ху (Китай), завоевавший специальный диплом на Международном конкурсе имени С.В. Рахманинова и знакомый зрителям Новой Оперы по программе «Тайные песни женщин».

14 февраля 2025 – концерт, посвященный Францу Шуберту. Прозвучат три произведения Шуберта 1815–1816 годов: Симфонии №2, №3 и №4. Дирижер – Клеман Нонсьё (Франция). В прошлом году он представил концертную версию оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана, в июле станет музыкальным руководителем постановки.

12 марта 2025 – концерт из произведений старшего современника Моцарта – Йозефа Гайдна. «Отец симфонии» – самая известная характеристика Гайдна. В его творчестве этот жанр прошел большой путь и выкристаллизовался в классическую форму. Именно поэтому в программу войдут симфонические произведения. Также прозвучит Концерт №2 для виолончели с оркестром. Солист – Александр Рудин. Дирижер – Павел Романенко.

29 апреля 2025 – финальный концерт цикла, посвященный творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. В программу, которую готовит Филипп Чижевский, вошла духовная и светская музыка композитора: Месса ко Дню Святой Троицы («Троицкая») и Концерт №23 для фортепиано с оркестром.

Крещенский фестиваль

Крещенский фестиваль в Новой Опере пройдет с 19 января по 2 февраля 2025. По традиции он посвящен памяти основателя театра, выдающегося дирижера Евгения Владимировича Колобова (1946–2003). Запланированы оперная и балетная премьеры, хоровой спектакль и концерты: исполнение симфонических произведений и камерный вечер в «перевернутом» формате.

Специальный проект

Особенный вечер будет посвящен 80-летию со дня рождения Натальи Григорьевны Попович (1945–2018), которая вместе со своим супругом Евгением Владимировичем Колобовым стояла у истоков Новой Оперы, с 1991 по 2017 была главным хормейстером театра, а также в течение нескольких лет возглавляла художественно-творческую коллегию. Она всегда принимала участие в формировании репертуара театра. Наталья Попович была автором идеи театрализованных представлений и гала-концертов, которые долгие годы были визитной карточкой Новой Оперы. Одной из самых важных и значимых заслуг Натальи Григорьевны стал хор Новой Оперы. Высочайшую планку коллектив держит и сегодня под управлением главного хормейстера Юлии Сенюковой. 27 февраля 2025, в честь 80-летия со дня рождения Натальи Попович, именно хор станет главным «действующим лицом» концерта. Программа будет сформирована вокруг репертуара, связанного с деятельностью Натальи Григорьевны (под ее руководством хор не только готовил репертуарные спектакли, но и исполнял духовные музыкальные произведения). В частности, в программу вечера войдет «Литургия Святого Иоанна Златоуста» С. Рахманинова.

Гастроли

С 23 по 27 октября 2024 артисты Новой Оперы выступят в Сочи на федеральной территории «Сириус». 23 октября в исполнении солистов, хора и оркестра театра прозвучит концертная версия «Иоланты» П. И. Чайковского, дирижер – Андрей Лебедев. 25 октября состоится концертное исполнение оперы «Почтальон из Лонжюмо» А. Адана, дирижер – Клеман Нонсьё. 27 октября хор Новой Оперы под управлением Юлии Сенюковой исполнит сочинение А.Г. Шнитке – Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци, а также «Покаянный канон» А. Пярта. Оперы прозвучат в Большом зале парка науки и искусства «Сириус», хоровой концерт пройдет в зале «Атом».

16 ноября 2024 на сцене Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича прозвучит одна из резонансных программ цикла «Брукнер+», проходившего в Новой Опере в минувшем сезоне. В программе: Сюита для оркестра си-бемоль мажор и Симфония №1 Г. Ротта, кантата Helgoland для мужского хора и оркестра и Псалом 150 для сопрано, смешанного хора и оркестра А. Брукнера. Солистка – Мария Буйносова. Дирижер – Фёдор Леднёв.

Весной 2025 Новая Опера и Пермский театр оперы и балета продолжат сотрудничество в формате обменных гастролей. 28 и 29 марта Новая Опера представит в Перми недавнюю премьеру – спектакль «Война и мир. Наташа и Андрей» С. Прокофьева, где большинство партий исполняют артисты Молодежной оперной программы Большого театра России. Музыкальный руководитель и дирижер – Тимур Зангиев, дирижер МАМТа, главный приглашенный дирижер Михайловского театра, заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания. 18 и 19 апреля Пермская опера выступит в Москве с «Человеческим голосом» Ф. Пуленка – моноспектаклем Надежды Павловой в постановке Дмитрия Волкострелова. Музыкальный руководитель и дирижер – Владимир Ткаченко.

Образовательный кластер

В новом сезоне продолжит работу Образовательный кластер Новой Оперы (ОКНО). Уже три года кластер создает программы на стыке образования и искусства: игровые и творческие программы для детей разного возраста, начиная с 0+, семейные дни в опере, занятия хора и курсы по сценической речи для всех желающих, беседы перед спектаклями, бесплатные программы для школ, подкасты к премьерам и многое другое.

Осенью 2024 года начнется новый этап проекта «Я иду в театр Новая Опера», бесплатной программы Образовательного кластера для детей с аутизмом. Она была запущена в ноябре 2023, чтобы предоставить возможность посетителям с аутизмом опыт похода в театр.

«МО», по материалам пресс-службы театра Новая Опера