История симфонического оркестра в Челябинске

Страсти по оркестру
История симфонического оркестра в Челябинске

Статья кандидата педагогических наук, профессора Татьяны Синецкой была опубликована в № 10 (286) газеты «Музыкальное обозрение» (2007), в специальном выпуске «Челябинское концертное объединение»


Открытие Челябинской филармонии в 1937 году ознаменовало переход к планомерной, многожанровой концертной деятельности на Южном Урале, ядром которой всегда оставалась собственно филармоническая деятельность, т.е. пропаганда академических жанров. Это была государственная установка. Так, в 1939 году, напутствуя молодого дирижера Н. Факторовича перед его отъездом в Челябинск на работу в филармонию, председатель Комитета по делам искусств Н.Н. Беспалов «очень просто, но страстно и убедительно рассказывал о значении одного из самых трудных и интересных видов искусств – симфонической музыке. «…он требовал, чтобы мы, уезжая на периферию, пропагандировали творчество советских композиторов…».

А в тяжелейшем 1942 году, восстанавливая работу филармонии, временно закрытой в первый год войны, в соответствующем приказе начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР А. Глины подчеркивалось: ««Не уменьшая объема эстрадной работы решительно усилить работу чисто филармонического плана, для чего организовать и включить в штат филармонии струнный квартет или трио, камерные вокальные ансамбли, систематически устраивать симфонические понедельники силами совместительского оркестра в г. Челябинске и принять меры к восстановлению в 1943 году несовместительского симфонического оркестра в г. Магнитогорске». Комментарии, как говорят, излишни.

Историческая справка

Июль, август 1937 года. Городской сад им. А.С. Пушкина. Гастроли Ленинградского симфонического оркестра. Дирижеры — Г. Благодатов, Ю. Щелоков и А. Вигорский. В 24-х симфонических программах прозвучали сочинения Моцарта, Бетховена, Пуччини, Обера, Дебюсси, Мейербера, Гуно, Оффенбаха, Дворжака, Листа, Верди, Глинки, Балакирева, Чайковского, Рахманинова, Аренского, Лядова, Ипполитова-Иванова, Римского-Корсакова, композиторов эпохи немецкого романтизма; были организованы вечера балетной и оперной музыки. Всего — около 80 концертов.

Июль-август 1938 года. Городской сад им. Пушкина. Гастроли Ленинградского симфонического оркестра. Дирижер С. Ароцкер. Преобладают тематические программы: Чайковский, Римский-Корсаков, Григ, Бетховен и Мендельсон, Бах и Мендельсон. Учитывая интересы слушателей, специально организуются концерты: популярной симфонической музыки (22 августа), вальсов и увертюр (29 августа), концерт по заявкам (28 августа). Специальные программы посвящены балетной (23 августа) и оперной (24 августа) музыке. Для участия в симфонических концертах систематически приглашаются солисты — А. Яковлев (виолончель), К. Семизорова (сопрано), Л. Волков (кларнет), А. Тусмалов (скрипка) и др.

Шестьдесят с лишним лет спустя

С 2001 по 2007 — гастроли симфонических коллективов в Челябинске: Уральский академический филармонический оркестр п/у Д. Лисса (2001, дважды; 2002; 2003, дважды. дирижеры А. Ведерников, Москва и Энхе, Екатеринбург); Государственный академический симфонический оркестр России п/у М. Горенштейна (2003, 2004); государственный симфонический оркестр «Новая Россия» п/у Ю. Башмета (2004, 2007); симфонический оркестр Мариинского театра п/у В. Гергиева (2005); Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского п/р В. Федосеева (2005, 2007); национальный филармонический оркестр России п/у В. Спивакова (2006, 2007); оркестр Челябинского академического театра оперы и балета им. М.И. Глинки (2004, дирижер С. Ферулев; 2006, дирижер В. Михайлов, Москва; 2007, дирижер А. Гришанин). За пять лет — 16 симфонических концертов с участием семи оркестров России. Прозвучала музыка Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Скрябина, Шостаковича, Бетховена, Листа, Дебюсси, Вебера, уральских композиторов).

Что происходило с симфонической музыкой в Челябинске между названными историческими периодами? Можно сказать, что развитие этого жанра в нашем городе подобно огромной «волне», которая, достигнув своей высшей точки, неожиданно «испарилась», оставив в недоумении всех, кого она поднимала. Как формировалась эта «волна»?

1938-1941 гг. (создание и начало деятельности филармонического оркестра — закрытие филармонии в первые месяцы Великой Отечественной войны и расформирование оркестра); 1946-1956гг. (создание оркестра в послевоенное время заново и закрепление симфонических сезонов в филармонической деятельности в качестве основного направления);

1956-1987 гг. (перевод филармонического оркестра на положение симфонического оркестра театра оперы и балета им. М.И. Глинки, организация симфонических концертов силами этого коллектива, расцвет абонементной системы – закрытие концертного зала филармонии на реконструкцию, прекращение симфонических сезонов);

90-е годы – периодические гастроли Уральского академического филармонического оркестра;

с 2004 г. — открытие Концертного зала им. С.С. Прокофьева после 16-летней реконструкции; восстановление симфонического направления с помощью гастрольных коллективов и филармонического камерного оркестра «Классика».

Довоенные и военные годы

Напомним, что идея симфонической музыки в 30-е годы рождалась не на пустом месте. Во-первых, она всемерно поддерживалась государством как наиболее значительная и важная в деле пропаганды серьезной музыки.

Во-вторых, в Челябинске был накоплен определенный опыт проката симфонической музыки и ее восприятия. История симфонических концертов связана с именем Г.Д. Моргулиса, который жил в Челябинске с 1903 по 1942 гг. и много сделал для развития культуры региона. Первый открытый симфонический концерт под его управлением состоялся 2 сентября 1907 года. Именно Моргулис во многом способствовал созданию традиции симфонических летних сезонов, собирая в Челябинске оркестрантов из разных городов страны. Большую роль сыграло открытие передвижного театра оперетты (1930 г.), областного театра оперы и балета (1936 г.), филармонии (1937 г.); учебных заведений: музыкальной школы № 1 (1920 г.), музыкального училища (1935 г.). Все это требовало притока кадров разных специальностей, наполняло город профессиональными музыкантами, создавало предпосылки для насыщенной концертной жизни. Получили распространение оркестры при кинотеатрах, которые сохранялись вплоть до 60-х годов, отличались профессиональным подбором музыкантов, интересным репертуаром. Многие помнят такие коллективы в кинотеатрах им. Пушкина (классическое направление), «30-летия Октября» (симфоджаз п/у Хайкина), «Родина» (русский народный оркестр) и др.

С открытием филармонии в 1937 году создание собственного стационарного симфонического оркестра как базового коллектива стало насущной задачей. Его история ведет отсчет с 10 февраля 1938 года. Музыканты небольших, но опытных «симфонических ансамблей» кинотеатров, наряду с играющими преподавателями музыкального училища, музыкальной школы, оркестром театра музыкальной комедии составили симфонический коллектив, выступивший как единый сводный оркестр с самостоятельной программой. Проходил он в театре оперетты. За пультом стояла Екатерина Филиппова, известный музыкант, дирижер этого театра. В течение 1938-39 гг. теперь уже вновь созданным симфоническим оркестром филармонии дирижирует, в основном, С. Ароцкер; некоторые концерты проводят Л. Катсон и Н. Сутулов (в тот период — художественный руководитель Челябинской филармонии). В репертуаре — жанровые, монографические, тематические программы. Оркестр участвует в фестивалях, т.н. правительственных концертах, декадах советской музыки. Особое место в программах отведено музыке наших молодых соотечественников. Так, в одном из концертов1938 года были исполнены: Первая симфония Д. Шостаковича, сюита из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, Увертюра на русские темы А. Александрова, Увертюра к опере «Шахсенем» Р. Глиэра, Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевского.

В другом симфоническом концерте (посвященном Сталинской конституции) прозвучали: «Песня о Сталине» Хачатуряна; «Тюркский марш» Ипполитова-Иванова; «Горские фрагменты» Шапошникова; «Марийская сюита» Ракова; «Увертюра на русские темы» Александрова; «Увертюра к опере «Шахсенем» Глиэра; «Марш трактористов» и «Песня о Родине» Дунаевского; украинские, грузинские, белорусские песни.

В декабре 1939 года филармонический симфонический оркестр возглавил тридцатилетний дирижер дипломант Всесоюзного конкурса Натан Факторович. Благодаря его таланту, настойчивости и поистине одержимой работе челябинский симфонический в короткий срок превратился в коллектив, способный решать большие творческие задачи. Стабилизация симфонической музыки в Челябинске оценивалась как факт большого культурного значения. В репертуар коллектива вошли Первая, Вторая, Пятая симфонии Чайковского, Вторая и Пятая симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, музыка к трагедии И.В. Гете «Эгмонт» Бетховена, симфония Дворжака «Из Нового света», «Шехеразада» Римского-Корсакова и другие произведения. Не имея собственного концертного зала, симфонический оркестр много выступал в городах Челябинской области: Миассе, Златоусте, Шадринске, Кургане, Копейске, Коркино, Еманжелинске и др. Для репетиций симфонического оркестра арендовался зал Клуба милиции. В июне 1941 года оркестр был расформирован, многие музыканты ушли на фронт. Памятными событиями военных и первых послевоенных лет стали: исполнение Седьмой симфонии Шостаковича государственным симфоническим оркестром СССР п/у Н. Рахлина (9 октября 1942 года); ряд симфонических концертов п/у Н. Факторовича в 1943 году (сводным городским оркестром); отчетные концерты Магнитогорского сводного симфонического оркестра п/у С. Эйдинова (1943 г.); создание симфонического оркестра при Магнитогорской капелле (1944 г.); большие гастроли Свердловского симфонического оркестра п/у М. Павермана (июль – первая декада сентября 1945 г.).

Послевоенное время

После войны началось «собирание» художественных сил. Новый этап в развитии челябинского филармонического оркестра обозначен 1946 годом. 23 декабря концертный сезон открылся симфоническим концертом под управлением Натана Факторовича. В программе 1-го отделения — симфонические произведения и арии из опер Чайковского, Мусорского, Римского-Корсакова. 2-е отделение — Иоганн Штраус, Верди, Пуччини, Леонкавалло. Солист — артист Свердловского театра оперы и балета, лауреат Сталинской премии, засл. арт. УССР Арнольд Азрикян. Вступительное слово — Л.С. Розина.

В программке концерта выписан полный состав оркестра — 48 человек. Состав его был, соответственно времени, скромен, но, что поразительно, там была арфистка, Ф.Г. Барац (в наше время мы, к сожалению, не имеем возможности слышать «живую» арфу, этот несравненный по красоте инструмент). Дирижировали оркестром в это время, кроме Факторовича, В. Гельд и С. Ароцкер.   С оркестром выступали приглашенные из Свердловска дирижеры, а также солисты: Б. Маранц, М. Унтенберг, А. Волошин, Д. Бадридзе, Г. Израэлян, Т. Кравченко, М. Глазунова, Г. Зелюк, К. Шаповалова, И. Бурлак и др. В симфонических программах участвовали солисты челябинской филармонии А. Арефьева, В. Лазарева, Н. Никольский (вокал); пианистки М. Берх и Р. Гитлин; виолончелист И. Поляк; скрипачи А. Рахмилевич, Г. Лейтман и Л. Катсон. В ряде программ с оркестром выступил хор Южного Урала (муз. рук. композитор М. Черняк).

В конце 40-х годов обновляется круг композиторских имен и произведений, включенных в программы. Здесь и очень редкие сочинения: симфонии Гречанинова (Вторая), Аренского (Первая), Бунина (Вторая); и хорошо известная классика — 40-я симфония Моцарта, Первая и Четвертая симфонии Чайковского, симфонические картины Лядова «Кикимора» и «Баба-Яга». Концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова (№№ 1, 2 и 3), Бетховена (№№ 3 и 5), Гасанова; для скрипки с оркестром Брамса, Венявского, Ляпунова, Дварионаса, Кабалевского; для трубы с оркестром Щелокова и др. В сезоне 1949-1950 гг. организован концерт из произведений свердловских композиторов, а также впервые проведена зрительская конференция, которая была посвящена обсуждению итогов зимнего симфонического. Оба события получат продолжение в будущем.

4 ноября 1950 года произошло поистине историческое событие: открытие симфонического сезона в собственном «доме», том самом, где ныне располагается всем хорошо известный Концертный зал им. С.С. Прокофьева. В программе — «Манфред» и Торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и Пятый концерт для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. Дирижер – Николай Юхновский. Солист Анатолий Ведерников. Пройдет еще ряд концертов: большие праздничные ноябрьские концерты, очередной симфонический, в программе которого — Скрябин, Вайнберг, Римский-Корсаков, Мусоргский.

Анализируя работу симфонического оркестра с января по май 1951 года, невольно обращаешь внимание на ее интенсивность. Частота симфонических концертов превосходила всяческие ожидания. В это время, судя по всему, был найден тот пульс, который будет характерен для периода расцвета симфонической музыки в Челябинске (60-е – 80-е гг.).

С 1950 года художественным руководителем филармонии стал В.Н. Озирный, который считал симфонические концерты, симфонические сезоны в целом (наряду с музыкальным лекторием) важнейшим направлением деятельности. Несомненно, приоритет именно симфонической музыки сложился и благодаря особому вниманию со стороны музыкальной общественности, профессионалов, убежденных, что это — фундамент музыкальной культуры. И благодаря тому мощному энергетическому, эмоциональному воздействию, которое способен оказывать симфонический оркестр.

Огромное внимание развитию симфонической музыки начинает уделять пресса, музыкальная критика. С октября 1954 года в филармоническую практику входят «парные» концерты: 16 и 19 — симфонический и сольный Э. Гилельса; 28 и 30 октября — симфонический и сольный — Б. Гольдштейна; 20 и 23 ноября 1955 года сольные, а 25 и 26 ноября — симфонические концерты Льва Оборина; 3 и 4 марта 1956 — симфонический и сольный Галины Бариновой и т.д.

Из филармонии в театр

1956 год приносит Челябинской филармонии неожиданный «сюрприз»: открывается театр оперы и балета им. Глинки, и это радостное, очень важное для развития культуры региона, событие оказалось сопряжено с решением властей передать театру симфонический оркестр филармонии. Понятно, что в те годы город не смог бы набрать квалифицированных музыкантов на два оркестра. Один, совершенно готовый, был «под рукой». Так филармония осталась без своего опорного коллектива, который она создавала ценой невероятных усилий. Приказом №351 от 12 декабря 1955 г. «О ликвидации с 1 января 1956 г. симфонического оркестра» 50 музыкантов были уволены из филармонии и начали работу в театре (в т.ч. Факторович С.Б., Гольдфельд Б.Н., Катсон Л.М., Поляк И.Н., Ярошенко А.М., Фишман В.Я. и др.). С этого времени филармонические симфонические концерты стали проводиться силами оркестра оперного театра. Взаимное согласие руководства театра и филармонии не прерывать сложившуюся систему симфонических концертов, всемерная поддержка партийных и государственных органов этой работы способствовали дальнейшему совершенствованию в проведении симфонических концертов, созданию абонементов собственно симфонической музыки, смешанных, детских, студенческих абонементов и т.д.

Значительную часть концертных программ взял на себя главный дирижер оперного театра И.А. Зак. Выпускник Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова (1928 г.), к моменту приезда в Челябинск в качестве музыкального руководителя нового театра Исидор Аркадьевич имел за плечами большой опыт творческой и организаторской деятельности. Поэтому его статус, – безусловного музыкального авторитета – определился сразу. Он работал одинаково результативно и в сфере музыкального театра, и в области филармонической деятельности. Поэтому, не случайно, с его личностью ассоциируется наиболее яркий и плодотворный период в истории музыкальной культуры Южного Урала (1955 – 1968 гг.). Зак был, прежде всего, профессионалом и, несмотря на театральную загруженность оркестра, «выдавал» разнообразные программы одну за другой. Были переиграны, а значит и переслушаны любителями музыки, практически, все симфонии Бетховена (включая и сложнейшую, Девятую под управлением Н. Рахлина совместно с Магнитогорской государственной хоровой капеллой, худ. рук. и главный дирижер — С.Г. Эйдинов), все симфонии Чайковского; оперные увертюры Вагнера; симфонии Брамса, Дворжака, Лало, Мендельсона, Калинникова, Хренникова; сюиты «Пер Гюнт» Грига и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова; «Шехеразада» Римского-Корсакова; концерты Брамса, Бетховена, Моцарта, Паганини, Шумана, Дворжака, Хачатуряна, Венявского; пять Бранденбурских концертов Баха — и это только годовая программа! Дирижировал в основном И. Зак, но за дирижерский пульт вставали также В. Бахарев, А. Иохелес, Э. Гульбис, Н. Чунихин, И. Островский, М. Паверман.

В любви к оркестру

Характерно, что интерес к симфоническим концертам был чрезвычайно высок, документы свидетельствуют о выполнении и перевыполнении финансового плана, плана по зрителю и валового сбора. Так, в 1960 г. план по количеству симфонических концертов было выполнено на 105%, по зрителю — на 110%, валовый сбор — на 116%. В отчете филармонии сделан вывод:

«Эти цифры свидетельствуют о все возрастающем интересе населения города Челябинска к симфонической музыке. Большое значение для роста посещаемости симфонических концертов имеет приглашение на каждый концерт мастеров искусств, лауреатов международных конкурсов и дирижеров-гастролеров…».

Профессионалы и любители музыки могли наблюдать за творческим процессом выдающихся композиторов-современников. Все, что создавалось и исполнялось в столице, вскоре включалось и в программы нашей филармонии. Каждая новая симфония Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна; вокально-симфонические произведения Свиридова, Щедрина, Кабалевского становились доступными челябинским слушателям. Творческий процесс был как «на ладони», заставлял размышлять, дискутировать, осваивать нотный материал. Какая музыка звучала? Назовем, хотя бы фрагментарно, содержание некоторых концертных программ 80-х. Это Первая, Пятая, Шестая, Седьмая, Десятая, Одиннадцатая, Двенадцатая симфонии, вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина», балетные сюиты, Первый и Второй концерты для фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам Д. Шостаковича;

кантата для баритона, хора и оркестра «Весна» (первое исполнение в Челябинске), все фортепианные концерты С. Рахманинова;

Первая и Вторая симфонии, «Поэма экстаза» А. Скрябина;

Седьмая симфония (первое исполнение) и Концерт для скрипки с оркестром А. Глазунова;

Четвертая симфония для фортепиано с оркестром «Век тревог» Бернстайна (первое исполнение в Челябинске); «Пасифик-231» А. Онеггера; сюита из оперы «Ученик чародея» П. Дюка; Симфония Стравинского;

Новые сочинения советских и, в частности, уральских композиторов, прочно вошли в абонементные программы. Тогда впервые в Челябинске были исполнены Третья симфония Т. Хренникова; Первая симфония Ш. Чалаева; Пятая симфония Г. Канчели; поэма «Памяти Д. Шостаковича» А. Фридлендера, оратория «Ярославна» В. Калистратова, Первая симфония Н. Пузея, Четвертая симфония Г. Топоркова, Вторая и Третья симфонии М. Смирнова, «Серенада для оркестра» В. Семененко, Первая симфония и Концерт для фортепиано с оркестром Ю. Гальперина, «Каприччио в стиле «бит» В. Веккера и многое другое.

Это — только некоторые симфонические программы. Чтобы представить объем музыкальной информации тех лет, скажем, что проспект абонементных концертов одного только сезона 1983-84 гг. (симфонические, камерные, литературные, эстрадные концерты) составлял около 100 страниц

Напомним, что симфонические концерты шли, как правило, по понедельникам, в выходной для оперного театра день. Сольные же «устраивались» где-нибудь поблизости, чаще — на следующий день, или через день после симфонического. Иногда делались исключения в последовательности сольных и симфонических концертов.

Назовем здесь некоторые выступления дирижеров с выдающимися исполнителями нашего времени. Зак – Н. Шпиллер (17.02.58), Л. Гинзбург – Р. Гиндин (24.02.58),  И. Зак – В. Дулова (10.03.58), Л. Гинзбург – А. Шароев (24.03.58), И. Зак – С. Шапошников (7.04.58), В. Дударова – Г. Аксельрод (25.01.60), Л. Гинзбург – Б. Гутников и А. Слободяник (1.02.60), А. Фридлендер – Я. Слободкин (8.02.60), И. Зак – М. Федорова (22.02.60), Р. Матсов – А. Марков (1.03.60), М. Паверман – Э. Миансаров (5.12.60) и т.д.

В последующее время это будут выступления: И. Зак – Б. Давидович, И. Зак –  дуэт Л. Брук и М. Тайманов, Г. Жемчужин – Л. Сосина, И. Зак – Н. Школьникова, А. Кац – Г. Гинзбург, П. Ядых – Л. Берман, И. Зак – И. Политковский, Н. Раков – К. Константинова, И. Зак – Е. Малинин, И. Зак – Б. Гольдштейн, Г. Бехтерев – Г.Сухорукова, И. Зак – В. Климов, И. Зак – А. Ведерников, И. Зак – Г. Аксельрод и т.д.

Вот такое «поле» выдающихся имен музыкантов, которые не могли «вспахать» его плохо, некачественно.

Музыка, которую они исполняли, охватывала целые миры: разные эпохи, стили, жанры, формы. Представление инструментов было разнообразнейшим. Симфонические программы обогащаются именами композиторов Вагнера, Франка, Равеля, Лало, Дворжака, Грига, Листа, Сен-Санса, Балакирева, Лысенко, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна, Щедрина, Дзержинского, Скулте, Разоренова и др. Разрабатывая программы симфонических концертов, Челябинская филармония стремилась отбирать произведения, отличающиеся возвышенной красотой, классически ясной, завершенной формой; такие произведения, которые всегда находят широкий доступ к сердцу человека, прививают любовь к музыке, желание посещать концерты. Одновременно художественное руководство филармонии продолжало неустанный поиск новых форм взаимодействия с публикой.

Челябинску нужен филармонический оркестр

Тем не менее, периодически в печати звучали тревожные ноты: отмечалось сокращение симфонических концертов, недостаточное включение в программы новой музыки; актуальными становятся вопросы качества исполнения. Оперный оркестр не имел возможности репетировать много. Это сказывалось не только на художественных достоинствах игры, но и на репертуаре. Удобнее было повторить программу, чем выучить новую. Конечно, симфоническое направление «подпитывалось» крупными гастрольными коллективами. Так, в 60-е годы это были Новосибирский и Саратовский симфонические оркестры. Подлинным триумфом стало выступление в Челябинске Заслуженного коллектива России симфонического оркестра Ленинградской гос. ордена Трудового Красного Знамени филармонии под управлением Е.А. Мравинского (1969 г.).

В 70-е гг. на Южном Урале гастролировали: Государственный симфонический оркестр СССР п/у Е. Светланова, Иркутский (28.02.78, Э. Гульбис), Ульяновский (10 и 14.07.71; 27.05.76, Э. Серов), Свердловский (14.10.79, В. Вишневский) и другие филармонические оркестры В 80-е годы в Челябинске гастролировали: Государственный академический симфонический оркестр Новосибирской филармонии под управлением нар. арт. РСФСР А. Каца (несколько программ); Омский государственный симфонический оркестр под управлением засл. деят. искусств РСФСР В. Тица  (солисты В. Селивохин и А. Ханжин); симфонический оркестр Львовской филармонии (худ. рук. и главный дирижер нар. арт. УССР Демьян Пилехатый).

Однако разовые приезды не могли решить проблему. Все чаще художественное руководство филармонии, музыкальная критика и общественность обращались к мысли о создании самостоятельного симфонического оркестра. Эту идею последовательно озвучивала пресса:

«…Не удовлетворенными остаются и слушатели. Может быть, поэтому в последнее время несколько поредел зрительный зал на симфонических концертах. Но ведь многие еще помнят, когда лишний билет на симфонический концерт спрашивали чуть ли не у трамвайной остановки… Очень печально, что не приобщаются к симфонической музыке школьники. Нам могут возразить, что они ходят на детские спектакли в оперный театр. Мы не собираемся сравнивать, что важнее. Им необходимо знать и оперу, и балет, и симфоническую музыку. И эта необходимость все больше и больше заявляет о себе любителями музыки. Нужен самостоятельный филармонический симфонический оркестр. Он нужен и области. Ведь существует и опера и оркестр в Свердловске, Новосибирске, Горьком. Разумеется, нам понятны все трудности организации оркестра. Но, право же челябинские ресурсы довольно значительны…». (Звоницкая Ю. Радости и печали (К итогам симфонического сезона). – «Челябинский рабочий», 1968, 17 апреля).

Эта мысль впервые была высказана в конце 60-х и оставалась актуальной вплоть до 1987 года, когда закрылся на длительную реконструкцию концертный зал. А нет зала — нет симфонической музыки, нет и проблемы. Казалось, что это ненадолго. Год-другой, и все возвратится на свои места. А вышло — на 16 лет! Традиции симфонических сезонов стали постепенно уходить из памяти. В 90-е годы Главным управлением культуры и филармонией делается попытка организации симфонических абонементов Уральского симфонического оркестра (4 концерта в год). Но по разным причинам системой это так и не стало.

Постепенно были проложены другие тропинки: в органный зал, в концертные залы наших музыкальных вузов. Но симфоническую музыку заменить другими жанрами невозможно. Второе поколение взрастает без нее. И сын мой стал взрослым, не почувствовав мощи этого жанра, и первое десятилетие сознательной жизни внука прошло мимо главной музыкальной магистрали. Чувствуют ли они это? Ответ может дать только тот, кто вкусил прекрасного. А кто его не знает — что ж он скажет?

Однако сегодня, когда филармония восстанавливается и набирает новые силы, тема симфонической музыки в Челябинске вновь стоит на повестке дня. Миллионный город с развитой инфраструктурой культуры, с многочисленными вузами и перспективными социокультурными характеристиками должен иметь симфонический оркестр.

Да и время выдвинуло новые задачи. В 50-е годы был оркестр, но не было вуза, источника кадрового «питания» коллектива. Сегодня в области три вуза консерваторского уровня, множество иных музыкальных учебных заведений. Учить профессии, включающей и музыковедов, и исполнителей, и композиторов, не имея симфонического коллектива — значит сознательно сокращать образовательные ресурсы.

Обратная сторона этого процесса — рабочие места. Мы должны, наконец, сказать себе, что уезжает, и будет уезжать талантливая молодежь туда, где работа интереснее и выбор больше. Специалист-исполнитель имеет право работать в концертном коллективе, быть на эстраде, выезжать на гастроли. В этом смысле возможности приложения сил в симфоническом коллективе огромны. Как и просветительские ресурсы. И возможность реализовать творческий потенциал композиторов. Как воплощение престижа и имиджа Южного Урала. Задели за живое слова главного редактора газеты «Музыкальное обозрение» Андрея Устинова.

На вопрос: «Какое положение сегодня занимает Челябинск в рейтинге культуры среди других городов России?» он ответил: «У вас ведь нет симфонического оркестра, так о чем говорить!». У Андрея Алексеевича есть основания для сомнений на наш счет. В конце каждого года на страницах «Музыкального обозрения» подводятся итоги симфонического сезона оркестров России. Вся картина — как на ладони. Здесь коллективы Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирска и Волгограда, Екатеринбурга и Нижнего-Новгорода, Саратова и Иркутска, Липецка и Калининграда, Ростова и Пскова, Ульяновска и Владимира, Белгорода и Ярославля и еще десятков городов. Они представляют симфонии и концерты, кантаты и оратории, прозвучавшие в сезоне; имена выдающихся солистов и приглашенных дирижеров, гастрольные и юбилейные проекты и др. Но Челябинска там, к сожалению, нет. Поэтому, нам кажется, именно сегодня есть о чем говорить. И говорить серьезно…

Татьяна СИНЕЦКАЯ

Перепечатка из журнала «Автограф. Челябинск-Арт». ؎ №1, 2 (29, 30). – 2007. С.41-49.