«СИЛА ТОКА»

«СИЛА ТОКА»

Сила тока. Наталья Петрова, 2024

Художник Наталья Петрова специально для фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда» создала уникальные образы музыкальных программ.

Для каждой программы выбрана своя цветовая гамма, геометрия рисунка.

Строгая вертикальная линейность — для концерта электроакустической музыки «Сила тока», выдержанная преимущественно в темных (черных, серых, темно-синих) тонах.

Построенный на пересечении вертикальных, горизонтальных и диагональных линий образ музыки Софии Губайдулиной с аллюзиями на крест, распятие (“In Croce”) (что корреспондируется со словами композитора: «Вертикаль и горизонталь для меня — самые важные символы»).

Яркий прихотливый образ музыки Пьяццоллы, как сама музыка аргентинского маэстро.

Полифоничный, многоголосный образ музыки Баха.

26 августа, понедельник, 19.00
Концертный Пакгауз

«СИЛА ТОКА»

Алексей НАДЖАРОВ (1983)
«Новая пьеса» для баяна, live-электроники и live-видео (2021)

Хибики МУКАИ (1993)
“Le magnolia” для баяна, виолончели и электроники (2023)

Араш АЗАДИ (1994)
“Manic-Depression” для баяна, флейты, кларнета, рояля, виолончели и электроники (2023)

Николай ПОПОВ (1986)
“ANF-93” для баяна, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, электроники и видео (2013)

Екатерина ХМЕЛЕВСКАЯ (1987)
“Midlife Crisis. English lesson” для баяна, электроники и видео (2023)

Карлхайнц ШТОКХАУЗЕН (1928-2007)
«Знаки зодиака» (1975) для баяна, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, клавесина и электроники (премьера новой версии Николая Попова) (2022)

Игорь С.СИЛВА (1989)
“Smart-alienation” для баяна, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, клавесина, электроники и видео (2016)

Венедикт ПЕУНОВ (баян)

Солисты ансамбля “CEAM Artists”:
Анастасия БОГДАНОВА (скрипка)
Илья КОВАЛЬСКИЙ (инженер по звуку)
Игнат КРАСИКОВ (кларнет)
Елисавета ЛЕНКИНА (флейта)
Юлия МИГУНОВА (виолончель)
Феодосия МИРОНОВА (рояль, клавесин)
Игорь ПАВЛОВ (инженер по свету)
Николай ПОПОВ (электроника)

Вступительное слово Андрей УСТИНОВ
Комментарии ЦЭАМ

Алексей Наджаров (1983)

«Новая пьеса» (2015) для баяна, live-электроники и live-видео

Алексей Наджаров — композитор, медиахудожник, разработчик. Закончил Московскую консерваторию (2009) как композитор в классе проф. Ю.В. Воронцова, до этого учился джазовому фортепиано у Е. Гречищева и теории музыки в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. С 2009 по 2016 — научный сотрудник Центра электроакустической музыки и преподаватель консерватории. Участник множества международных композиторских курсов. Сочинения Наджарова исполняются ведущими ансамблями в области современной музыки: Ensemble Modern, Ereprijs, Ensemble Multilatérale, Nadar Ensemble, «Студия новой музыки», МАСМ и другими. Работал над заказом во французских центрах Cesaré (Реймс) и La Muse en Circuit (Париж). Занимался музыкальным и световым оформлением драматических спектаклей в ведущих московских театрах, среди которых Электротеатр Станиславский, Гоголь-центр, Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ), театр «Практика». Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по свету» (2020).

«Новая пьеса» – о возможности рефлексирующей сценической ситуации взаимодействия live-звука/видео с традиционной формой концертного исполнения. Пьеса написана в 2015-м для Сергея Чиркова, прозвучит в новой редакции 2021 года.

Хибики Мукаи (1993)

“Le magnolia” («Магнолия») (2023) для баяна, виолончели и электроники

Хибики Мукаи родился в Японии. Лауреат престижных композиторских наград, в числе которых Lawson-May Award, The Matan Givol International Composers Competition, «Marin Goleminov» International Composition Prize, Festival Musica Academy 2018 в Страсбурге, Первая премия на 84-м Музыкальном конкурсе Японии, а также премия ACL Young Composers Prize. Получал заказы от NHK (Японской телерадиокомпании), Festival Musica Strasbourg, Венецианской биеннале. Его сочинения исполнялись на фестивалях Gaudeamus Music Week (Утрехт), Elektro Arts (Клуж-Напока) и на конкурсе Юргенсона (Москва).

Мукаи получил степень бакалавра в Высшей школе музыки Тохо Гакуэн в Токио и степень магистра сонологии в Королевской консерватории Гааги в 2019 году. В настоящее время получает степень доктора философии в области цифровых медиа в Университете Порту (Португалия).

“Le magnolia”: «Когда я чувствую запах магнолии, у меня всегда возникают прекрасные воспоминания песен, исполнявшихся человеком, которого я по-настоящему любил. Идея этой пьесы – живая электроника, добавляющая в реальном времени эффекты и создающая уникальные гармонические поля, похожие на запах цветка; также я процитировал два голоса из старых японских песен и поэзии Владимира Высоцкого.»

Араш Азади (1994)

“Manic-Depression” («Маниакальная депрессия») (2024) для баяна, флейты, кларнета, рояля, виолончели и электроники

Араш Азади родился в Иране. Большая часть его сочинений относится к электроакустической и экспериментальной музыке. В детстве Азади изучал классический персидский сетар. Композиции он учился в Ереванской консерватории в Армении, а также прошел курс визуального программирования в Массачусетском колледже искусств. На сегодняшний день его произведения были исполнены во Франции, Италии, Германии, России, США, Греции, Грузии, Иране и Армении. В 2019 году он был резидентом SHAPE Platform, где сделал многоканальную аудиоинсталляцию и пьесу для фестиваля Musikprotokoll в Австрии. Его музыка выпускалась на лейблах Kotä в Москве, Establishment Records в Берлине и Off-Record в Бельгии. С 2020 года он руководит собственным лейблом Structured Experience. Он был художником-резидентом студии Garage Studios в 2021-2022 годах и преподавал в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Лауреат конкурса «Саят-Нова» AGBU в Нью-Йорке. Сейчас живет в Нижнем Новгороде.

О “Manic-Depression”: «Концептуальной основой этой пьесы стал мой собственный опыт, связанный с биполярным расстройством. Бурные состояния экстаза и эйфории, за которыми следуют долгие периоды депрессии, пустоты и печали, создают крайне волнующие и глубоко болезненные состояния в разное время. В пьесе я старался изобразить в звуках картину этих внутренних процессов у человека, живущего с клиническим аффективным расстройством.»

Николай Попов (1986)

“ANF-93” (2013) для баяна, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, электроники и видео

Николай Попов — один из ведущих российских авторов в области электроакустики и мультимедиа, многие его сочинения созданы в коллаборации с медиахудожниками, режиссерами и драматургами. Он работает в музыкальном и драматическом театрах, кино, пишет для ансамблей и оркестров, создает инсталляции и сайт-специфик произведения. Руководит Центром электроакустической музыки Московской консерватории. Дважды становился композитором года по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2018, 2021). Лауреат Московской Арт Премии. Совместно с композитором Александром Хубеевым руководит фестивалем мультимедийной музыки «Биомеханика».

В названии сочинения “ANF-93” зашифрована немецкая фраза «Начало новой формации» и год создания ансамбля «Студия новой музыки». Произведение создавалось к юбилею московского ансамбля.

Екатерина Хмелевская (1987)

Midlife Crisis. English lesson(«Кризис среднего возраста. Урок английского») (2023) для баяна, электроники и видео

Екатерина Хмелевская — композитор, преподаватель. Выпускница Московской консерватории. Член Союза композиторов России. Участница композиторских академий, воркшопов и лабораторий, в том числе: XIII Международной академии молодых композиторов в Чайковском; «Москва. Звуки города» – 2023 (при участии МАСМ, ЦЭАМ); «Синестезия» – 2023 (Казань, Центр Софии Губайдулиной). Создает произведения в академических жанрах: сочинения для ансамблей, хоров и оркестров. Музыку к фильмам, драматическим спектаклям, мюзиклам. Пишет песни, руководит группой «Проект 3х3».

«Midlife Crisis. English lesson» (2023): «Один из наиболее важных методов изучения языка — это аудирование, то есть прослушивание речи носителя. Лучшие результаты достигаются, когда активно задействованы и зрительный, и слуховой каналы восприятия. Особенно важно включить в процесс обучения образно-ассоциативное мышление и полную эмоциональную вовлеченность.  Приглашаю на бесплатный пробный урок.»

Карлхайнц Штокхаузен (1928-2007)

«Знаки зодиака» (1975). Версия Николая Попова для баяна, флейты, кларнета, скрипки, виолончели, клавесина и электроники (2022, премьера).

Карлхайнц Штокхаузен — один из самых влиятельных немецких композиторов ХХ века.  Внес большой вклад в развитие электроакустической музыки, долгое время проработал в Студии электронной музыки Западногерманского Радио. Создатель самого длинного оперного цикла в истории музыки — семидневного “Licht” («Свет»), пространственных композиций, среди которых “Gruppen” («Группы») для трех оркестров, электронное сочинение “Gesang der Jünglinge” («Пение отроков»). В 1970 году занимался оформлением сферического немецкого павильона на Всемирной выставке в Суите (Япония). Штокхаузен — один из ведущих участников Международных летних курсов новой музыки в Дармштадте. Автор многочисленных эссе о музыке.

«Знаки зодиака» (1975/2022): «Я начал заниматься двенадцатью зодиакальными характерами людей, имея о них лишь смутное представление. Создавая каждую из мелодий, я вспоминал детей, друзей и знакомых, родившихся под разными звездными знаками, и подробно изучал каждый из них. Все мелодии здесь написаны в соответствии с размерами, пропорциями и характеристиками знаков, в их строении можно обнаружить множество закономерностей, если прослушать несколько раз и учитывать структуру… Каждая мелодия сочинена таким образом, что ее нужно сыграть не менее трех раз.»