Пути, маршруты и утопии Теодора Курентзиса

Ретроспектива и перспективы дирижера: на обретенной родине, на исторической родине, в Европе
Пути, маршруты и утопии Теодора Курентзиса
Теодор Курентзис. Фото Стас Левшин

Сезон 2023/2024 для Теодора Курентзиса проходит не без трудностей. В апреле 2023 были отменены концерты Курентзиса в Венском Концертхаусе в сезоне 2023/24. Интендант площадки Маттиас Наске сообщил прессе, что сотрудничество с дирижером «ставится на паузу» до тех пор, пока Курентзис не выскажется определенно по поводу российско-украинского конфликта. В феврале Венский фестиваль (Wiener Festwochen), который пройдет с 17 мая по 23 июня 2024, отменил выступление дирижера с оркестром SWR.

Концерт был отменен после отказа украинского дирижера Оксаны Лынив выступать с Теодором Курентзисом. В следующем сезоне сотрудничество Курентзиса и SWR, начавшееся в 2017/2018, также подойдет к концу. Его преемником на посту главного дирижера коллектива с сезона 2025/26 станет эльзасец Франсуа-Ксавье Рот.

Курентзис и musicAeterna

В январе 2024 созданный Курентзисом оркестр musicAeterna отметил 19-летие. Свой день рождения коллектив отметил на сцене исполнением Девятой симфонии Антона Брукнера. Концерт в Санкт-Петербурге состоялся 29 января на площадке МТС Live Холл, в Москве 31 января в Большом зале консерватории. Затем музыканты отправились в Краснодар и Оренбург, где также исполнили Девятую Брукнера.

География гастролей коллектива musicAeterna, финансируемого банком ВТБ и другими российскими структурами, после февраля 2022 ощутимо сузилась. В афише 2024 — помимо Москвы, Петербурга, Краснодара, Оренбурга и Перми — концерты, лаборатории и резиденции в Норильске, Красноярске, Сочи. Из зарубежных поездок — Испания (Барселона, Севилья) и Италия (Бари, Турин, Болонья) в марте, в апреле — выступления в Дубайской опере с программами из произведений Чайковского и Вагнера.

Курентзис и La Voce Strumentale

В апреле 2024 Теодор Курентзис впервые продирижировал оркестром Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale. Этот оркестр был создан в марте 2022 года в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имени А.С. Пушкина художественным руководителем театра Алексеем Трифоновым и главным дирижером Дмитрием Синьковским. В его состав вошли музыканты одноименного ансамбля барочной музыки Дмитрия Синьковского и артисты из других оркестров, в том числе РНО, Госоркестра им. Светланова, musicAeterna, оркестров «Новой оперы» и «Геликон-оперы».

Под управлением Курентзиса музыканты исполнили сочинение современного сербско-немецкого композитора Марко Никодиевича «Cvetic, Kucica… La Lugubre Gondola» («Цветочек, домик… Траурная гондола»), траурная музыка на темы Ференца Листа для оркестра (2009), Народные песни для голоса и ансамбля (1964) Лучано Берио и Симфонию № 4 (1833) Феликса Мендельсона. Концерт состоялся в Большом зале Московской консерватории 13 апреля. Во время концерта Курентзис обратился к залу со словами: «Я очень большой фанат и друг руководителя оркестра Дмитрия Синьковского. Они доказывают, что Россия — не только Москва и Петербург, это шире. Поэтому, когда появляются такие чудные оркестры, мы должны их поддержать, чтобы они имели доступ выступать в столице чаще». Эту же программу оркестр La Voce Strumentale и Теодор Курентзис исполнили на следующий день в Нижнем Новгороде в концертном зале Пакгауз на Стрелке.

«Утопический» оркестр

Для выступлений в Европе летом 2022 Курентзисом был создан новый коллектив под названием Utopia. В его составе — оркестранты из 30 европейских стран.

В сезоне 2022/23 Utopia провела три гастрольных тура. В октябре 2022 сочинения Игоря Стравинского и Мориса Равеля прозвучали в Люксембурге, Гамбурге, Вене и Берлине. В июне 2023 коллектив исполнил Третью симфонию Малера в Вене, Берлине и Афинах. В ноябре 2023 — концертный тур, включавший сочинения Брамса и Чайковского.

Летом 2023 оркестр дебютировал на Зальцбургском фестивале с концертным исполнением «Королевы индейцев» Генри Перселла и Большой мессой до минор Моцарта. Для этой программы был собран ,хор Utopia: 40 исполнителей из 14 стран. В мае 2024 Utopia исполнит Девятую симфонию Брукнера, осенью будет Пятая Малера. А зимой 2025 у коллектива запланировано участие в постановке оперы Рамо «Кастор и Поллукс» в Парижской опере, режиссером станет Питер Селларс.

Ремонт в Доме Радио

В апреле 2024 Дом Радио — петербургская резиденция Теодора Курентзиса и всех коллективов musicAeterna (оркестр, хор, танцевальная и театральная труппы) — закрылся на реставрацию, которая продлится до 2026. После реставрации Доме Радио будет работать как многофункциональная площадка для проведения культурных и творческих мероприятий.

Во время реставрационных работ события Дома Радио будут проходить на дружественных площадках и в коллаборации с ними. Уже сейчас в центре «Зотов» проходят концерты солистов musicAeterna, а также занятия проекта «Распев»: ежемесячные встречи для любителей совместного пения. А в декабре 2024 Дом Радио совместно с центром «Зотов» представит выставку о феномене радио. После реставрации Дом Радио изменит формат работы.

Пространство станет открытым для публики. Как и в московском «ГЭС-2», посетители смогут зарегистрироваться на вход и свободно перемещаться по публичным зонам, которые будут на каждом этаже. На шестом этаже разместятся библиотека-фонотека, кинозал и лаборатория экспериментального звука. На четвертом — постоянная экспозиция Дома Радио, где находится историческое оборудование, и Пятая студия, которая будет существовать как лекторий. На втором этаже — историческое фойе, которое будет доступно для всех в течение дня, а вечером, как и до реставрации, там будут проводиться концерты.

Перед закрытием с 6 по 8 апреля прошла трехдневная программа «Дом Радио. Транзит», где было создано превью будущего: публичные зоны со свободным доступом, кинопоказы, представление всех основных программ: «Пляс», «Распев», Лаборатория экспериментального звука. В программу вошли мастер-класс Сергея Суховика «Электроника. Шумовой синтезатор, управляемый касанием», перформанс «Lux inferno» хореографа Ольги Цветковой на музыку композитора-резидента Дома Радио Алексея Сюмака, постановка Германа Строганова и Валентины Луценко «Проме Жутки. Променад», а также концерт musicAeterna и Теодора Курентзиса.

«Страсти» и фестивали

В апреле Курентзис продирижировал «Страстями по Матфею» И.С. Баха в исполнении Симфонического оркестра и хора musicAeterna, с участием Детского хора «Весна» имени А.С. Пономарева. Концерты прошли в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (8 апреля) и московском зале «Зарядье» (10 апреля).

С 20 по 29 июня 2024 в Перми пройдет очередной XII Дягилевский фестиваль под художественным руководством Курентзиса.

20 июня на открытии фестиваля оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса исполнят «Страсти по Матфею» Баха. В фестивальной афише — российская премьера оперы Паскаля Дюсапена Passion в постановке режиссера Анны Гусевой и в исполнении оркестра, артистов хора musicAeterna и танцевальной труппы musicAeterna Dance. Музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис.

В июле 2024 все теми же «Страстями по Матфею», но уже с оркестром Utopia, Курентзис откроет Зальцбургский фестиваль. В оперную программу фестиваля войдет возобновление «Дон Жуана» Моцарта 2021 года в постановке Курентзиса и Кастеллуччи, с Надеждой Павловой в роли Донны Анны.

11 сентября Теодор Курентзис и хор musicAeterna (вместе с Саратовским театром хоровой музыки под управлением Людмилы Лицовой) откроют фестиваль «Альфред Шнитке (1934–1998). К 90-летию со дня рождения “Лабиринты”» (организаторы фестиваля — Саратовская филармония и «Музыкальное обозрение», при поддержке Министерства культуры РФ, проекта «Всероссийские филармонические сезоны, художественный руководитель Андрей Устинов). В концерте-открытии прозвучит Концерт А. Шнитке для смешанного хора на стихи Григора Нарекаци из «Книги скорбных песнопений».

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«МО» № 4 (525, 526) 2024