Премьера «Пиковая дама. Балет» Юрия Красавина в Нижнем Новгороде

Премьера «Пиковая дама. Балет» Юрия Красавина в Нижнем Новгороде
Фото Алексей Клыков

В Нижегородском театре оперы и балета состоялась мировая премьера балета Юрия Красавина “Пиковая дама. Балет”. После “Золотого ключика” Вайнберга это вторая балетная премьера в сезоне из трех заявленных. Хореографом выступил худрук Урал Балета Максим Петров, который уже работал с труппой в проекте “Терезин. Квартет” (ставил третью часть вечера на музыку Гидеона Кляйна).

Пиковый сезон

Этот балет Красавина мог увидеть свет рампы значительно раньше, чем его же другой, премьера которого состоялась в Большом театре в декабре 2023. Музыку для балета “Пиковая дама” композитору заказали хореограф Максим Петров и его либреттист Богдан Королек, когда собирались ставить балет с одноименным названием в Театре балета имени Леонида Якобсона. В театре шел балет “Пиковая дама” на музыку оперы Чайковского в хореографии аргентинца Иньяки Урлезаги со сценографией и костюмами итальянцев Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино. Когда наступила пандемия, руководство театра решило заказать новую партитуру Красавину и позвать другого хореографа, но сохранить декорации и костюмы. Юрий Красавин свою работу сделал, но у театра тогда закончились права на использование декораций. Постановка была отменена, а новой партитурой заинтересовался Нижегородский театр оперы и балета. В 2022 году этот театр выпустил оперу “Пиковая дама”, воссоздав с разрешения ГАБТ спектакль Валерия Фокина с декорациями Александра Боровского (на премьере 2007 в Большом театре дирижировал Михаил Плетнев). А Красавин, закончив одну партитуру, принял заказ от Большого театра написать музыку к балету Славы Самодурова “Танцемания” (его премьера прошла летом 2022) и балету Юрия Посохова “Пиковая дама”. Возможно, заказ музыки к “Пиковой даме” поступил композитору в качестве компенсации за отмененный в 2017 году заказ музыки к балету Посохова “Герой нашего времени” (музыку к нему написал Илья Демуцкий). Партитура балета “Пиковая дама” для Большого театра должна была представлять собой “вольную транскрипцию музыки Чайковского”. Последние, как известно, часто приходят первыми. Хотя выпуск балета в Большом театре задержался, его премьера опередила нижегородскую, но всего на полгода. В результате оба спектакля были выпущены в одном театральном сезоне 2023/24.

Фото Алексей Клыков

Танцы вокруг сюжета

Создатели нижегородского спектакля ставили задачу максимально абстрагироваться от либретто одноименной оперы Чайковского. Даже в закавыченное название произведения попало слово “балет”. Автор музыки Юрий Красавин говорит о спектакле, что в его “партитуре каждый поворот сюжета используется, как повод потанцевать”. Сценограф постановки Альона Пикалова организовала пространство не очень большой сцены Нижегородского театра так, чтобы она была максимально застроена внутренними помещениями. Герои могли быстро перемещаться из одного места в другое, где в камерной обстановке уже разыгрывалась новая сцена. Картины менялись с калейдоскопической скоростью, иногда только с помощью света (освещался какой-то угол, который оказывался то комнатой Лизы, то каморкой Германна, то будуаром Графини, выделенного в отдельное помещение, напоминающее резной шкафчик). В центре сюжета – странная история военного инженера Германна, которую в балете актеры интерпретируют так, как будто она могла быть воображаемой. Намеки на это возникают почти в каждой сцене. Постановщики хотят сначала представить Германна как человека расчетливого, они сужают пространство учебными досками и занавесом, на которых в беспорядке написаны мелом математические формулы. Здесь же офицеры играют в карты, а Томский рассказывает историю своей легендарной бабушки. Томский, Сурин и Нарумов окружают скованного комплексами Германна и танцуют небольшие соло с прыжками, турами и необычными движениями с откидыванием корпуса назад. Эти соло Петров объединяет в квартет, в котором блестяще выступили Максим Просянников -Герман, Сюго Каваками-Томский, Нуркубат Нурлан-Сурин и Дмитрий Пельмегов-Нарумов. Одна странность в этой сцене – имена героев повести Пушкина зачем-то мелом написаны на костюмах персонажей.

После сцен с небольшим количеством действующих лиц обязательно следовали сцены с танцующим кордебалетом – одни и те же артисты в зависимости от сюжетной перипетии перевоплощались по очереди в вельмож Версаля, жителей Петербурга, гостей на балу, дворовых людей и в карты. Красавин говорит в буклете, что перед ним ставилась задача “написать своего рода ироническую оду классическому балету”, и что он “пытался вжиться в амплуа балетного композитора, пишущего ‘для ног'”. Кордебалетные сцены представляют собой бесконечные баллабили – массовые номера типа рапсодии, когда группы разряженных танцовщиков просто танцуют: вальсы, польки, галопы. Петров ловко примешивает к танцевальным позициям XIX века их же имитации из советского кино. Групповых танцев было настолько много, что получившийся спектакль так и хочется назвать хореографическим мюзиклом.

Фото Сергей Досталев

Петров не выстраивает свой балет как корриду Германна и Графини, ему равно важны оба женских персонажа. С точки зрения танцев и присутствия на сцене роль Лизы (Маюка Сато) получилась насыщенной. У Лизы с Германном есть два дуэта – первый состоит из шаблонов, как и музыка Красавина для него, а второй – оригинальный. Он поставлен в расчете на выносливость балерины, которая надеется довести свое романтическое приключение до конца и не перестает приглашать к танцу равнодушного Германна, даже когда их дуэт перерастает в трио с агрессивным признаком Графини. На роль Графини театр позвал приглашенную балерину Большого театра Марию Александрову, которая в начале нулевых успела выступить в одноименной роли в балете Ролана Пети. Александровой 46 лет, она сохраняет хорошую рабочую форму и продолжает свою карьеру, выступая в качестве приглашенной солистки в разных театрах и участвуя в гала-концертах в России и за рубежом. В июле 2024 она ездила на гастроли в Японию. В балете Петрова Графиня предстает в виде скрюченной старухи в инвалидном-кресле, красавицы-Венеры, кабаретной солистки и классической балерины. Графиня много танцует, но ее вариации всегда встроены в сумбурную кордебалетную композицию и не имеют четкой формы. В таком сумбуре люди часто запоминают сны. И это еще раз свидетельствует о том, что рассказанная и станцованная на сцене нижегородского театра история носит фантастический характер. Финал балета тоже странный: после проигрыша Германн ничком падает на авансцене, а музыка обрывается на полуслове.

Екатерина Беляева