Государственный симфонический оркестр Челябинской области — 5 лет

Симфонический оркестр и симфоническая личность
Государственный симфонический оркестр Челябинской области — 5 лет
Фото Даниил Рабовский

В память о художественном руководителе и главном дирижере Государственного симфонического оркестра Челябинской области: человеке, музыканте, просветителе

В 2024 году исполняется пять лет Государственному симфоническому оркестру Челябинской области. 19 февраля 2024 скоропостижно скончался художественный руководитель и главный дирижер оркестра, заслуженный артист России, почетный гражданин города Челябинска, профессор Адик Абдурахманов. Для всех, кто его знал, это горестное событие вызвало шок, боль, сознание непоправимости случившегося. И, одновременно, — обостренное понимание огромной значимости его личности для музыкальной культуры Южного Урала и России, выдающейся роли его творческого наследия и перспективности идей и заложенных им традиций в разных сферах деятельности.

Адик Абдурахманов (1962—2024)

Первые музыкальные опыты. Начало пути

Адик Абдурахманов родился 16 января 1962 в Челябинске, в рабочей семье. В 10 лет впервые взял в руки флейту и поступил в музыкальную школу в класс Николая Марковча Липая (у него же ранее учился старший брат Адика Валерий, который продолжил обучение в Ленинграде и в дальнейшем играл в симфоническом оркестре Ленинградской филармонии).

«Липай сделал главное: не отвернул меня от музыки. После окончания музыкальной школы я стал думать о профессии музыканта», — вспоминал Адик Аскарович. С 1977 по 1981 Адик учился у Н.М. Липая в Челябинском музыкальном училище: «И в училище я пошел к Липаю. Многое взял у него и потом повторил в собственной педагогической практике. Главное же — меня научили любить музыку. А с седьмого класса я начал зачитываться книгами и был счастлив».

Ленинград

Успешно окончив училище, Адик — по стопам старшего брата —  уехал в Ленинград и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова. С 1981 по 1986 он учился в классе профессора Глеба Павловича Никитина. Это было время восхождения к высотам инструментального исполнительства. В 1983, будучи студентом III курса, Адик стал лауреатом Всероссийского конкурсе исполнителей на духовых инструментах. Именно тогда сформировались его лучшие качества: неповторимый звук — теплый, мягкий (вокальный), насыщенный; совершенная техника, интонационная гибкость, выразительная фразировка, свободное дыхание. Все это способствовало созданию индивидуального, узнаваемого исполнительского стиля, манеры, воплощенных позднее в игре его учеников.

В годы учебы Адик получил бесценный опыт оркестрового музыканта: в 1984 – 1987 играл в оркестре Оперной студии консерватории, в оркестре Ленинградского академического театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (МАЛЕГОТ).Ленинград дал возможность молодому музыканту погрузиться в уникальную культуру (живопись, театр, архитектура…), неизмеримо расширил музыкальные горизонты, формировал универсализм. Выступления лучших гастролеров страны и мира (солистов, дирижеров, художественных коллективов) позволяли систематически дополнять немалый к тому времени запас музыкальных впечатлений.

Непрерывный анализ самой музыки и разнообразных подходов к интерпретации, свойственный Адику уже в то время, закреплял накопленные знания, буквально «впечатывая» их в память. И если возможно сравнить талантливого студента из Челябинска с драгоценным уральским камнем, а всю совокупность художественных воздействий Ленинграда с рукой Мастера, несомненно одно: Адик был не только послушным «материалом», в котором были запечатлены все тонкости работы Мастера, но и навсегда запомнил его «руку», накрепко зафиксировал основные коды совершенства, вкуса, уникальности и высочайшей требовательности.

«Город лечил… Магические имена дирижеров Евгения Мравинского и Юрия Темирканова не позволяли пропустить ни единого концерта или спектакля…

У Мравинского — своя особая аура, высочайший авторитет: он входил, и каждый музыкант, независимо от статуса, садился на кончик стула, подтягивался, настраивался на чуткость».

На определенном этапе Адик Абдурахманов сказал себе: «Теперь я знаю, как должна звучать симфоническая музыка». В сознании молодого музыканта сложился некий эталон непоколебимого профессионализма, ставший навсегда художественным «компасом», который вел его в дальнейшем музыкальном восхождении до конца жизни.

От школьного учителя до профессора вуза

После окончания консерватории Адик вернулся в Челябинск, где ждали жена и маленький сын. В то время в Челябинске работал «питерский десант» молодых специалистов: Алексей Степанюк (главный режиссер театра оперы и балета), дирижеры Виктор Соболев (главный дирижер оперного театра), Александр Чернушенко, певцы Александр Гергалов, Виктор Пролат.

«Соболев собирал вокруг себя молодых музыкантов, образовалась хорошая творческая атмосфера, мы были “одной крови”, одной школы, понимали друг друга с полуслова. Все талантливые, дерзкие, азартные, могли и хотели много работать».

Однако вскоре один за другим, отработав положенное, столичные музыканты стали постепенно уезжать. Для коренного челябинца Адика Абдурахманова трудный вопрос окончательного выбора разрешился в пользу родного города. Открывалась новая, трудная и, как оказалось, плодотворная жизнь.

С 1987 по 1999 Адик Абдурахманов — артист оркестра Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки.

«С точки зрения творчества в Челябинске мне стало тяжело. В театре я не чувствовал требовательности, творческой дисциплины, присутствовала уравниловка в оценке труда музыкантов. Я боялся потерять то, что приобрел в годы учебы в Ленинграде, и начал себя загружать, “забивать” свободное время, играл много сольных концертов с разными программами. В это же время я начал преподавать».

В 1987–1989 — преподаватель Специальной музыкальной школы для одаренных детей и Челябинского музыкального училища им. П.И. Чайковского. С 1989 по 2023 преподавал в Челябинском государственном институте культуры (в 1991–1999 Челябинский государственный институт искусства и культуры, с 1999 по 2015 — Челябинская государственная академия культуры и искусств), на Консерваторском факультете: основные дисциплины — специальный инструмент (флейта) и оркестр. В 2003–2022 заведующий кафедрой оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов. В 2005 получил ученое звание доцента; в 2008 — профессора.

Параллельно в 1996–1999 Адик Аскарович — приглашенный педагог по классу флейты Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в это же время он заканчивает УГК имени М.П. Мусоргского по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (класс заслуженного деятеля искусств РФ С.В. Ферулева).

Завершив учебу, Адик Абдурахманов в 1999 становится дирижером Челябинского государственного театра оперы и балета им. М.И. Глинки. В его репертуаре оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Любовный напиток» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата» и «Риголетто» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского; балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Дон Кихот» Минкуса, «1000 и одна ночь» Амирова, «Золушка» Прокофьева и др.; симфоническая музыка Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Чайковского, Рахманинова…

Становление музыканта

За первое десятилетие работы в Челябинске Адик Абдурахманов утвердился в профессии как солист, ансамблист, оркестровый исполнитель и педагог. Совместное музицирование с учениками, подготовка к конкурсам, проведение класс-концертов, в которых участвует и педагог, — всё это синтетические формы, где педагогическая доминанта органично дополняется (а зачастую украшается) исполнительскими возможностями педагога.

Учиться в классе флейты Адика Абдурахманова было престижно, интересно и перспективно. Адик Аскарович воспитал более 50 лауреатов международных и всероссийских конкурсов, подготовил стипендиатов международной программы «Новые имена», артистов и солистов ведущих симфонических оркестров России и зарубежья. Лучшие выпускники кафедры, возглавляемой А.А. Абдурахмановым, составили основу созданного им в 1994 камерного оркестра «Классика», а с 2019 стали артистами Государственного симфонического оркестра Челябинской области.

Флейта на Южном Урале — лидирующий духовой инструмент. Сводные оркестры и даже школьные оркестры флейт — явления для Челябинска привычные. Сегодня молодые флейтисты обучаются у учеников Адика Абдурахманова, бережно сохраняющих его высокую исполнительскую и педагогическую культуру.

Некоторые ученики А.А. Абдурахманова широко известны в России и за рубежом. Это Лера Ауэрбах (композитор, пианистка, дирижер, поэт); Константин Рубинский (поэт, музыкант, драматург, создатель уникальных проектов с оркестрами своего учителя и друга); Игорь Ретнев (флейтист, контратенор, дирижер), Марат Файрушин (флейтист, дирижер, артист государственного симфонического оркестра Челябинской области и др.).

В 1999 указом президента Б.Н. Ельцина Адику Аскаровичу Абдурахманову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации»

Эпоха «Классики»

На первых порах в Челябинске Адик искал разные формы музицирования, так как творческой работы в оркестре оперного театра было явно недостаточно.

Стремление реализовать свои возможности потребовало решительных действий: Адикготовит новые программы и дает как флейтист сольные концерты; за достаточно короткое время он представил челябинцам огромный флейтовый репертуар. Объединив усилия с челябинскими музыкантами-единомышленниками (органист Владимир Хомяков,

гитарист Виктор Козлов, скрипач Юрий Волгин, пианист Анатолий Ханжин), Адик начал выступать с камерными концертами, создал квартет, другие ансамбли. Вместе с ними активно включились в исполнительскую деятельность и другие молодые музыканты, расширяя горизонты музыкальной жизни Челябинска и области. Своеобразной творческой пружиной этого процесса становится Адик Абдурахманов. Его имя приобретает все большую известность и авторитет.

Осенью 1994 у группы челябинских музыкантов обозначилась идея концертов камерного оркестра, посвященных творчеству Антонио Вивальди. В конце ноября начались репетиции и «обкатка» программы в музыкальных школах.

18 апреля 1995 состоялся первый публичный концерт Камерного оркестра в Зале камерной и органной музыки на Алом поле. Исполнены инструментальные концерты

Вивальди: для 2-х скрипок, струнных и чембало (Ю. Волгин и Р. Ахметов), для флейты, струнных и чембало «Ночь» (А. Абдурахманов), для гитары (в оригинале лютни) и струнных (В. Козлов) и Кончерто-гроссо ор. 3. Партию чембало (клавесина) исполняла Людмила Екимова. Дирижер — выпускник ленинградской консерватории Герман Ким. Этот дебют журналист Мария Лукина провидчески назвала «попыткой заглянуть в музыкальное будущее Челябинска»; такой же прозорливой оказалась характеристика Адика: «Автор и менеджер музыкального проекта, а также — художественный руководитель оркестра — энергичный и суперталантливый Адик Абдурахманов, лауреат Всесоюзного конкурса, первая флейта Челябинска…». В первый состав оркестра вошло 18 музыкантов.

Более 10 лет Камерный оркестр находился «в свободном плавании», не имея ни помещения, ни финансирования, ни базы для репетиций! Власти как будто его не замечали, но оркестр, вопреки всему, нравился публике, становился все более востребованным и репертуарным коллективом. В 1998 на одном из выездных концертов перед объявлением оркестра спонтанно решили назвать его «Классика».

С этого момента коллектив стал еще более узнаваемым, его возрастающая популярность подкреплялась полюбившимся названием. Дирекция филармонии как могла поддерживала коллектив разовыми приглашениями, но коренным образом не могла изменить положение дел из-за отсутствия финансирования. Лишь с приходом на должность генерального директора Алексея Николаевича Пелымского (2003) в творческой деятельности

«Классики» произошел коренной перелом. В 2006 коллектив вошел в штат филармонии. Художественный руководитель и главный дирижер А.А. Абдурахманов; директор оркестра — засл. арт РФ В.А. Михель; администратор — Р.Ф. Сакаев. С этого времени работа с филармоническим камерным оркестром «Классика» становится доминирующей.

Адик Абдурахманов. Фото Людмила Ковалева

Золотая пора «Классики» (2006–2019)

С позиций сегодняшнего дня, когда творческая биография коллектива предстает в своей целостности, отчетливо видны его профессиональные достоинства и историческое значение для современной культуры Урала и России.

В чем основные достижения Адика Абдурахманова и созданного им камерного оркестра «Классика»?

1.

Оркестр вернул оркестровую музыку на Южный Урал, представив ее во всем многообразии жанровых и стилевых особенностей, композиторских имен, исторических эпох, степени сложности, уровней восприятия. Огромный репертуар: от мировых премьер современных сочинений до популярных классических хитов; от шедевров эпохи барокко до джазовых композиций ХХ века; от первых исполнений произведений уральских композиторов до разнообразной музыки для детей и юношества. И, конечно, вся мировая классика для камерного состава!

Концертные программы оркестра включали около 350 сочинений отечественных и зарубежных композиторов. Более 150 их них прозвучали в Челябинске впервые:

«Вариации на тему Чайковского» Аренского, «Тема с вариациями» Глазунова, «Серенада» Калинникова, «Романс и скерцо» Рахманинова, «Прелюдия, ариозо и фугетта на тему BACH» Онеггера и «Коллаж на тему BACH» Пярта, «Музыка для камерного оркестра» Свиридова;

оркестровые произведения Вивальди, Барбера, Гайдна, Генделя, Джоплина, Корелли, Локателли, Пуленка, Русселя и других классиков XVIII–XX веков;

инструментальные концерты И.С. Баха, К.Ф.Э. Баха, Беллини, Бетховена, Бернстайна, Вивальди (12 концертов для разных инструментов), Кванца, Моцарта (7 концертов), Марчелло, Мендельсона, Розауро, Стамица, Телемана, Хиндемита и др.

Более 40 произведений исполнены впервые в России:

«Концерт для клавесина и струнного оркестра» К.Ф.Э. Баха, «Clarae stellae, scintillate» и «Vestro principi divino» Вивальди, увертюра к опере «Соломон» и «Симфония» ля минор Генделя, «Пролог» к опере «Тарар» и «Венецианская симфония» Сальери, кантата «Cessate, omai cessate» Вивальди, Концерт для скрипки и камерного оркестра соль мажор, Концерт для флейты и камерного оркестра ре мажор Телемана, мировые премьеры уральских композиторов и др.

2.

Сформировались незыблемые художественные критерии оркестрового исполнительства: полное единение музыкантов с дирижером в достижении целостности образного замысла, тщательная проработка нотного текста, эмоциональное разнообразие и техническая свобода, безукоризненное чувство стиля и ансамбля.

Неизменным посылом Адика к своим музыкантам было пожелание и требование постоянного совершенствования. Решению этой задачи было подчинено все: подбор музыкантов в состав оркестра, выбор репертуара на ближайшую и долгосрочную перспективу, подробность репетиционного процесса, подготовка нескольких вариантов (особенно темповых переходов) для концертов с солистами-гастролерами. Строго контролировались занятия по группам, безукоризненное знание партий являлось нормой. Звуковой портрет оркестра — ансамблевая гибкость, чувство целого, полная энергетическая отдача, обаяние молодости.

На пути к идеалу Адик Аскарович не только изменял себя, неустанно учился и совершенствовался. Он подтягивал и возвышал всех, с кем и для кого работал: учеников, студентов, артистов оркестра, молодых дирижеров, слушателей. Так формировались особенный микроклимат, атмосфера, творческое пространство, связанные с симфонической музыкой в Челябинске.

Как солист Адик Абдурахманов с успехом концертировал в Чехословакии, Швейцарии, Франции, странах Прибалтики, Казахстане; как дирижер с «Классикой» — в Германии и Австрии (ежегодно), на Мальте, в Китае.

3.

В концертный зал вернулась публика, сформировано ядро постоянных слушателей камерной и симфонической музыки, по праву оценивших не только звучание оркестра, но и многообразие форм презентации программ.

Адик всегда подчеркивал: «Все, что я делаю — для наших дорогих слушателей. Только для них!». Шаг за шагом дирижер вместе со своим оркестром устанавливал творческий контакт со слушателями, формировал интерес к исполняемым сочинениям, особым образом выстраивал программу, сочетая знакомое и любимое с новым и неизвестным, тщательно подбирал «бисы» (в том числе — специально заказывал короткие и яркие, чтобы запомнились и эмоционально подняли настроение, вызвали желание повторить).

Среди востребованных у слушателей проектов — многодневные фестивальные марафоны, в том числе, авторские («Денис Мацуев представляет», «Международный музыкальный фестиваль Башмета». «Дни И. С. Баха на Южном Урале», «Дни Высокой музыки на Южном Урале» и др.); тематические вечера; концерты с выдающимися исполнителями России и Европы «Классика +»; оригинальные музыкально-поэтические программы с по-этом и драматургом Константином Рубинским — «20 музыкальных шедевров, изменив-ших мир», «Нобелевские лауреаты», «Кармен-сюита Бизе-Щедрина», «Карнавал живот-ных»; плодотворная поддержка юных дарований в рамках Международной благотвори-тельной программы «Новые имена»; участие в пленумах и авторских концертах челябинского отделения Союза композиторов России и пропаганда музыки своих талантливых земляков; концертные программы, рассчитанные на профессиональное сообщество и проекты, связанные с разработкой специальных абонементов для самых маленьких;

благотворительные концерты для социально незащищенных групп слушателей;

камерные вечера в картинной галерее; торжественные церемонии, связанные со знаковы-ми событиями в культурной жизни Челябинска и Челябинской области и многое другое.

С 2013 года успешно развивался детско-юношеский оркестр «Молодая классика» (дирижер Адик Абдурахманов, репетиторы Н.М. Смоленская и Р.Р. Сибирякова): коллектив-спутник, реализовавший возможность профессиональной ориентации молодых музыкантов. Оркестр имел и собственные, и совместные со взрослым коллективом программы. Набор в оркестр проводился на основе творческого конкурса. Полный состав оркестра в 2016 включал 42 человека. Ежегодно коллектив давал по 6 – 8 концертов.

4.

Создал предпосылки для образования в Челябинске филармонического симфонического оркестра.

Со временем на базе «Классики» сформировалась традиция проведения концертов большого симфонического оркестра с приглашением исполнителей духовой и ударной группы. От года к году регулярность таких концертов возрастала. Эта работа позволяла системно возрождать жанры симфонии и инструментального концерта с оркестром, предлагать слушателям сложную концептуальную музыку. Например, в концертах 2011 – 2015 прозвучали такие сочинения, как концерты для фортепиано с оркестром: Девятый Моцарта (солист Б. Березовский), Третий Бетховена (солисты Э. Вирсаладзе, В. Шкарупа), Концерт Шумана (солистка Э. Вирсаладзе), Первый Чайковского (солисты Б. Березовский, А. Григорян), Второй Рахманинова (солистка К. Мацуда), Второй Прокофьева (солист Д. Мацуев); Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром Бетховена (солисты А. Григорян, К. Шахгалдян, К. Кочарян), Концерт для скрипки с оркестром и «Вариации на тему рококо» Чайковского (солисты К. Шахгалдян, К. Кочарян), Концерт для виолончели с оркестром Шумана (солист А. Рамм) и другие шедевры этого жанра.

Камерный оркестр «Классика» не только блестяще выполнял свои многообразные творческие задачи, но и убеждал всей своей деятельностью в том, что Челябинск готов к новой ступени развития — филармоническому симфоническому оркестру.

Рождение оркестра

Симфонический оркестр в составе Челябинской филармонии существовал в 1938–1956. В 1956 он был передан только что созданному театру оперы и балета. Оркестровая жизнь в городе в конце ХХ века практически замерла. Концертный зал, главная площадка филармонии, находился на длительной реконструкции (1987–2004). Единственной профессиональной концертной сценой оказался Зал камерной и органной музыки на Алом поле, открытый в 1987.

Тем не менее, интерес к симфонической музыке, к концертам именитых оркестров и дирижеров-гастролеров в Челябинске не угасал. Кажется, в миллионном городе о возрождении симфонического оркестра грезили все: профессионалы во главе с композиторским сообществом, преподаватели, учащиеся, студенты всех музыкально-образовательных структур, любители музыки, просвещенные пенсионеры (один из самых активных слоев меломанов в регионе)… Что же говорить о главном дирижере «Классики» и его музыкантах! Генеральный директор Челябинской филармонии А.Н. Пелымский явился тем руководителем, тем человеком, для которого реализация этих массовых ожиданий стала главной задачей, условием, целью каждодневной деятельности.

Идея симфонического оркестра буквально «витала в воздухе»: ее активно обсуждали в средствах массовой информации, в кулуарах, на страницах уважаемых изданий. Об этом говорили выдающиеся музыканты, гастролирующие в Челябинске, знающие и наши возможности, и нашу аудиторию. Нередко доносили свое мнение до высоких кабинетов, но решений не принималось.

Ключевую роль в приближении положительного решения данного вопроса сыграл пианист, народный артист России Денис Мацуев. На определенном этапе вопрос о создании симфонического оркестра в Челябинске он сделал для себя приоритетным.

Переломным моментом стал приход на пост губернатора Челябинской области в 2019 году Алексея Леонидовича Текслера. Он услышал! С этого момента планы развития искусства в регионе перестали быть несбыточной фантастикой, но явились инструментом переформатирования нашей культуры, обновления творческой атмосферы региона, временем открывающихся перспектив.

Создание симфонического оркестра в столице Южного Урала нашло полную поддержку у А.Л. Текслера. Это было не только проявление политической воли первого руководителя, но и человеческой заинтересованности, глубокого понимания силы воздействия симфонической музыки, видения перспектив культурного роста региона, возможности наращивания его интеллектуального потенциала. Начинался новый этап в истории Челябинской филармонии и истории музыкальной культуры Южного Урала.

«Создание симфонического оркестра — стратегический шаг главы региона, — отметил генеральный директор филармонии А.Н. Пелымский. — Это глобально и в корне изменит всю музыкальную жизнь Южного Урала, поставив регион в один ряд с лидерами мировой музыкальной индустрии. Это даст приток классных музыкантов, коренным образом изменится репертуарная политика: наши слушатели насладятся множеством произведений, не исполненных ранее».

Оркестр был сформирован в июне 2019 на основе конкурсного прослушивания. Художественным руководителем и главным дирижером был назначен Адик Абдурахманов. Дирижер — Михаил Перевалов. Директор оркестра — Рашит Сакаев.

«В 30 лет я мечтал о симфоническом оркестре, — говорил Адик Абдурахманов; — и в 40 лет я мечтал о симфоническом оркестре; и когда мне исполнилось 50 — я продолжал мечтать о симфоническом оркестре… И вот…». Для него тоже начинался новый этап реализации своих творческих возможностей. Он его ждал, к нему готовился и встретил его во всеоружии своего профессионального опыта и мастерства. Три его (чеховских) заветных «Т» — талант, труд, терпение — были вознаграждены.

Взлет по лестнице успеха, или Что такое счастье

16 ноября 2019 презентация государственного симфонического оркестра Челябинской области с успехом прошла в Санкт-Петербурге в день закрытия VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Государственной академической капелле. Оркестр презентовали Денис Мацуев и губернатор Челябинской области Алексей Текслер.

25 ноября состоялась презентация в Челябинске на сцене Концертного зала им. С.С. Прокофьева. В программе концертов — музыка П.И. Чайковского: Первая симфония «Зимние грезы», Вальс из балета «Спящая красавица» и Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Специальный гость и солист программы — народный артист России Денис Мацуев. Дирижер — заслуженный артист России Адик Абдурахманов.

11 ноября 2020 прошел концерт в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. В программе — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова и Симфония № 5 Чайковского. Солист — лауреат международных конкурсов (в том числе конкурсов им. Чайковского в Москве и им. Шопена в Варшаве) уроженец Челябинска Дмитрий Шишкин.

21 января 2021 состоялась московская презентация оркестра в концертном зале «Зарядье» (приурочена к празднованию 87-летия Челябинской области): программа с участием солистки Мариинского театра Аиды Гарифуллиной и солиста Большого театра и театра «Новая опера» Алексея Татаринцева.

Уже первые выступления симфонического оркестра Челябинской области были успешными, аншлаговыми, многообещающими.

В октябре 2023 — новая важная веха: оркестр под управлением Адика Абдурахманова выступил на VII Симфоническом форуме России.

7 октября в Ирбите — с программой «Лучшие вальсы мира»;

8 октября в Екатеринбурге исполнены Симфония № 4 (2-я редакция) Прокофьева и Сюита «Ночь майя» Ревуэльтаса (премьера в Екатеринбурге).

Сегодня коллектив подошел к своему первому юбилею, и его образ обретает все более конкретные черты.

Челябинский симфонический, включающий более 80 музыкантов, способен объединять и захватывать зал, удивлять репертуарными и исполнительскими находками, знакомить с новыми именами талантливых концертантов, одаривать любимыми мелодиями своих фанатов, заражать каждого слушателя вдохновением и токами благотворной созидательной энергии, исходящей от дирижера. Создаются актуальные проекты, динамично реализуются возможности концептуальных жанров симфонии и концерта.

Заявлено четыре симфонических абонемента: «Все симфонии Иоганнеса Брамса» (вместе с симфониями звучат и концерты для разных инструментов с симфоническим оркестром); «Лауреаты XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского»; «Симфоническая галерея»; «Сказки с большим оркестром». В каждой программе — серьезные задачи: стилевые, образно-драматургические, исполнительские, с которыми коллектив прекрасно справляется.

Новые горизонты открываются перед челябинскими композиторами. Творческое сотрудничество Челябинского отделения СК России (председатель — композитор Т.Ю. Шкербина) и Челябинской филармонии (генеральный директор, засл. работник культуры России А.Н. Пелымский) давно носит системный и перспективный характер. Адика Аскаровича также всегда отличала отзывчивость к творчеству земляков. Например, в рамках IX  пленума организации (2023) состоялись два симфонических концерта на базе

Государственного симфонического оркестра Челябинской области. Молодой коллектив — огромный стимул для активизации работы композиторов над новыми симфоническими партитурами.

Анализ программ оркестра раскрывает намерения главного дирижера расширить стилевой диапазон: активно играть музыку ХХ века (Прокофьев, Шостакович, Стравинский), и музыку классицизма и романтизма (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Мендельсон, Берлиоз), и русскую музыку ХIХ – начала ХХ вв. (Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Скрябин).

Заметно расширены возможности работы с подрастающим поколением. Выделим абонемент № 3 «Сказки с большим оркестром», организованный при поддержке Московской филармонии и основанный на содружестве оркестра с отечественными мастерами художественного слова: Гофман. «Щелкунчик и мышиный король» — засл. арт. РФ М. Аверин; Чапек. «Почтарская сказка» — засл. арт. России Д. Спиваковский; Шергин. «Волшебное кольцо», поморская сказка-скоморошина — нар. арт. России С. Гармаш. В программах искусно соединились литературные сюжеты с музыкой П. Чайковского, А. Дворжака, Б. Сметаны, Л. Яначека, Р. Щедрина.

Новаторским проектом является «Академия симфонической музыки». Симфонический оркестр — базовый коллектив этого интерактивного проекта. В основу положена идея системной работы с постоянной аудиторией школьников в течение нескольких лет (5 – 8 классы). Ожидаемый результат — воспитание слушательской культуры данной аудитории, практическое постижение основ музыкального восприятия музыки разной сложности и содержания, формирование потребности и устойчивого интереса школьников к разным жанрам и формам симфонической музыки, развитие воображения, фантазии, креативного мышления в процессе восприятия. Одновременно это и подготовка слушателей симфонических концертов будущего.

Важнейшим направлением деятельности оркестра остается сотрудничество с выдающимися музыкантами-исполнителями: как возможность расширения исполнительских стилей и репертуара, как способ укрепления творческих контактов, как необходимость самосовершенствования (неизменный постулат главного дирижера).

К пятилетию симфонического оркестра Адику Абдурахманову удалось главное: объединить талантливых музыкантов общей целью, настроить на совместное решение сложных творческих задач, заразить своей энергией, передать необъяснимое чувство полета во время выступления. Концерт — не работа, концерт — счастье! Упоение возможностью творить свободно, полнокровно не покидало его ни на минуту. Как будто он спешил опередить время…

Планы сбывшиеся и несбывшиеся

16 января Адику Абдурахманову исполнилось 62 года, а 19-го оркестр вновь выступил в Москве, в зале «Зарядье», с концертом, посвященным 90-летию региона. Вместе с коллективом под управлением Адика Абдурахманова выступили Денис Мацуев, народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава, заслуженный артист России Ильдар Абдразаков. Исполнялись фрагменты опер П. Чайковского, Д. Верди, Ж. Бизе, Ф. Чилеа, Ш. Гуно; песни А. Лары и Э.  Куртиса, «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Февраль 2024 года отчетливо обозначил панораму действий главного дирижера, его творческую программу, план на будущее. Адик Аскарович ясно видел это будущее, осязаемо представлял путь симфонизации Челябинска как комплексной задачи со всеми оттенками этого процесса и завершенностью результата.

11 февраля прошла презентация сводного камерного оркестра Челябинской области (музыкальный руководитель Татьяна Галкина, дирижер А. Абдурахманов). В состав оркестра вошли наиболее успешные студенты музыкальных учебных заведений Челябинска и области. В том, как была сыграна программа, чувствовался такой запас прочности, такая убедительность в понимании музыки, что сомнения исключались: камерному оркестру быть концертным коллективом!

13 февраля — занятие Академии симфонической музыки (3-й курс), дирижер Михаил Перевалов.

16 февраля — концерт симфонического оркестра под управлением А. Абдурахманова; солист Борис Березовский (в программе — Гершвин, Равель, Прокофьев). Это был последний концерт в жизни дирижера.

20 февраля должны были начаться гастроли Адика Абдурахманова в Японии (увы, они не состоялись).

26 и 27 февраля — Первый симфонический форум и подведение итогов Первого Всероссийского конкурса на лучшее сочинение для детско-юношеского симфонического оркестра Детской филармонии. В программе концерта ДЮСО — 8 мировых премьер новых сочинений современной музыки (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный артист России Валерий Уткин, дирижер Марат Файрушин).

Три разных оркестровых коллектива — основа комплексного подхода в создании условий для продуктивного развития симфонической музыки на Южном Урале. Их деятельность органично дополняется и подкрепляется мероприятиями, решающими важнейшие задачи: преемственности, творчества, слушательской аудитории, современного репертуара и др. Во всем — масштаб, динамика, напряжение и радость единения от работы в команде.

Все, о чем мечтал Адик, сложилось! Он был счастлив и не раз об этом говорил. Но его сердце не выдержало и остановилось. 19 февраля его жизнь прервалась на самом взлете…

Нам же осталась вечная благодарность за его человеческую доброту и душевное тепло; за дни, часы, мгновенья неповторимого искусства маэстро, которые нас меняли, преображали, обновляли, давали новые силы, чтобы жить, работать и любить.

Татьяна СИНЕЦКАЯ
Музыковед,
профессор Челябинского государственного института культуры,
заслуженный деятель искусств России