Памяти Николая Корнева

Памяти Николая Корнева

6 июля 2024 на 76-м году жизни скончался дирижер, хормейстер, заслуженный деятель искусств РФ Николай Николаевич Корнев.

Корнев — коренной ленинградец / петербуржец. Родился 27 ноября 1948, окончил Хоровое училище имени М.И. Глинки, Ленинградскую консерваторию, ассистентуру-стажировку Ленинградского института культуры. В 1977 организовал Камерный хор, которым руководил до последних дней жизни. В 1998–2013 дирижер, с 1999 главный дирижер Симфонического оркестра Санкт-Петербурга в составе «Петербург-концерта».

Прощание с Николаем Корневым прошло в Троицком Соборе Санкт-Петербурга.

Публикуем статью о Н.Н. Корневе, опубликованную на сайте Санкт-Петербургской филармонии.

Николай Корнев — хормейстер и дирижер

Дед Николая Корнева был старостой и певчим церковных хоров, отец музыкантом не стал, но сына привел на прослушивание к Палладию Андреевичу Богданову. Тот тогда уже не преподавал, но авторитет патриарха петербургской хоровой школы, которого в Хор малолетних певчих принимал сам Милий Балакирев, по-прежнему был огромный. Богданов и благословил юного Колю Корнева на учебу в Хоровом училище Капеллы. В 1966 году, окончив училище, Корнев поступает на дирижерско-хоровой факультет консерватории в класс Елизаветы Кудрявцевой. В студенческие годы начинает работать хормейстером в Хоре старых большевиков – именно в этом качестве имя Корнева впервые появляется в программке Большого зала филармонии. Но в основном руководит любительскими хорами различных высших учебных заведений, а дольше всего (12 лет) задержится в Хоре Математического НИИ им. Стеклова, с которым продолжит сотрудничество уже как преподаватель класса хорового дирижирования Института культуры, куда в 1971-м поступает в ассистентуру-стажировку к Петру Петровичу Левандо.

В 1977-м из студентов и молодых преподавателей Института Корнев собирает Хор. Он и сегодня помнит день первой репетиции – 23 февраля. Помнит и программу первого публичного выступления с сольным отделением в Капелле 14 марта: итальянские мадригалы, цикл Бриттена «Песни цветов» и премьера «Ленинградской тетради» Флярковского. Уже 14 апреля Камерный хор Института культуры даст в Капелле сольный концерт и вскоре стремительно ворвется в музыкальную жизнь Ленинграда.

Мог ли молодой педагог Института культуры Николай Корнев тогда предположить, что этот Хор станет главным делом его жизни и в 2022 году отметит свое 45-летие!

За этот долгий период коллектив менял статус и названия – Ленинградский камерный хор (с 1989-го), Петербургский камерный хор (с 1991-го), в 1999 году вошел в штат «Петербург-Концерта». Но неизменным остается интерес основателя и бессменного художественного руководителя Хора к самым разным историческим пластам хоровой музыки и к сочинениям современников.

Хор Корнева был первым исполнителем хорового концерта Леонида Десятникова «Букет», сочинений Дмитрия Смирнова, Евгения Иршаи, Николая Драницына, Сергея Баневича. Многие из этих опусов для хора a cappella (среди них и посвященные коллективу) впервые прозвучали в Ленинградской-Петербургской филармонии.

В филармонической афише Хор Корнева впервые появляется в мае 1979 года в кантате Чайковского «Москва» под управлением Юрия Симонова. Уже в 1981-м Хор участвует в премьерном исполнении оперетты Шостаковича «Большая молния», представленной Геннадием Рождественским. В 1982-м пройдет еще одна премьера – оратории «Иевфай» Кариссими, Ленинградским камерным оркестром дирижирует Игорь Блажков. С ним за следующие четыре года сотрудничества музыканты представят программы к 300-летию Рамо, Генделя, Доменико Скарлатти в Большом зале, монографические вечера, посвященные Телеману, Пёрселлу, Перголези, Респиги в Малом зале, и в каждом из концертов непременно будет указано: 1-е исполнение в СССР.

С участием Петербургского камерного хора в Филармонии прозвучали оратории Генделя, Гайдна, «Страсти» Баха, мессы, Реквием и кантаты Моцарта, мессы Шуберта, «Маленькая торжественная месса» Россини и «Месса жизни» Дилиуса, «Колокола» Рахманинова и кантата «К 20-летию октября» Прокофьева, Симфонии №№ 2, 3 и 8 Малера и фрагменты мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера, симфония «Время Христа» Андрея Петрова и «Мистерия апостола Павла» Николая Каретникова… Эти программы Николай Корнев готовил со своим Хором для выступления с Заслуженным коллективом и Академическим симфоническим оркестром, Оркестром Мариинского театра, Литовским камерным и Грузинским камерным оркестрами, а за дирижерским пультом в концертах стояли Юрий Темирканов, Александр Дмитриев, Валерий Гергиев, Саулюс Сондецкис, Равиль Мартынов, Николай Алексеев, Семен Бычков.

Под управлением Бычкова с участием Хора Корнева в мае 1992-го в Большом зале состоялось исполнение Симфонии № 2 Малера, а в 1993 году Бычков пригласил Хор в свою парижскую постановку «Евгения Онегина» в Театре Шатле. В роли Онегина был Дмитрий Хворостовский. Так состоялось знакомство Корнева со знаменитым певцом, ставшее началом сотрудничества. Для фирмы «Филипс» они записали «Всенощную» Рахманинова, получив Grammy (1994), потом его Литургию Святого Иоанна Златоуста, несколько дисков русской духовной и народной музыки. В июле 1993 года совместные концерты Хора Корнева и Дмитрия Хворостовского закрывали сезон Малого зала имени Глинки.

К филармоническим концертам хора a cappella Корнев шел постепенно. Сначала Хор исполнял отдельные номера, потом блоки. Наконец, 8 июня 1986 года исполнил сольную программу мотетов (Палестрина, Лассо, Бах, Моцарт, Брамс, Мендельсон) и мадригалов (Хасслер, Джезуальдо, Монтеверди) в Малом зале имени Глинки, а 28 октября 1987 года в Большом зале дал с органистом Юрием Семеновым концерт к 400-летию со дня рождения Самуэля Шейдта.

К этому времени коллектив Николая Корнева уже был лауреатом престижного Международного хорового конкурса имени Белы Бартока (Будапешт, 1984), Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1985). Затем последуют лауреатские звания на Международном конкурсе камерных хоров в баварском Марктобердорфе (1989), итальянском Ареццо (1991). В 1990 году Корнев организовывает в Петербурге первый международный хоровой фестиваль, который сохранится в городской афише до 1994 года. Заключительные концерты фестивалей 1991, 1992 и 1993 годов проходят в Большом зале филармонии, в них участвуют коллективы из Дании, Швеции, Германии, Швейцарии, США, студенческий хор Петербургской консерватории и, конечно, Петербургский камерный хор под управлением Николая Корнева.

30 октября 1998 года Корнев появляется за дирижерским пультом Государственного симфонического оркестра Санкт-Петербурга, в программе – петербургские премьеры двух сочинений: интермедии Генделя «Выбор Геркулеса» и кантаты Баха «Геркулес на распутье». В 1999 году этот оркестр, утратив статус самостоятельного юридического лица, входит в состав «Петербург-Концерта», а Николай Корнев становится его руководителем. Теперь у него есть Хор и оркестр, с которыми можно делать интереснейшие программы. Тогда же, совместно с нынешним директором Музея музыки Ольгой Великановой, родилась идея возрождения традиций Шереметевской капеллы. Смысл ее – музыкальное просветительство. Цель, которую когда-то ставил перед собой граф Шереметев, близка Николаю Корневу: в его, как правило, сюжетных программах есть много нового и привлекательного.

Серия общедоступных концертов под грифом «Возрождение традиции Капеллы графа А. Д. Шереметева» открывается в Большом зале филармонии 11 июня 2001 года в рамках празднования 300-летия Петербурга. До конца 2007 года таких концертов будет больше двадцати, а в программах прозвучат редко исполняемые сочинения Баха, Генделя, Гайдна, российские премьеры духовной трилогии Гуно «Смерть и жизнь», оратории Антона Рубинштейна «Потерянный рай», Messe di Gloria Масканьи и Пуччини, Miserere Россини. Все концерты проходят с комментариями музыковеда Ивана Федосеева, и публика открывает для себя совершенно незнакомую музыку.

Новинки будут и в последующих концертах Корнева со своими оркестром и Хором: к 255-летию Моцарта впервые в Петербурге звучат его офферториум “Misericordias Domini” и кантата “Grabmusik”, к 200-летию Листа – его оратория «Легенда о Святой Елизавете».

В 2013 году «Петербург-Концерт» расформировывает Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербурга и создает вместо него другой коллектив – Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, руководителем которого станет Сергей Стадлер. А Николай Корнев будет реализовывать свои идеи с Петербургским камерным хором.

Как раз в это время он задумывает проект «Антология русской хоровой музыки», которая занимает важнейшее место в огромном репертуаре Хора. Первые четыре диска с сочинениями Чайковского, Танеева, Калинникова и Чеснокова были записаны на «Мелодии» в 2012–2013 годах. Сейчас в «Антологии», готовой к изданию, почти 150 дисков, а количество сочинений перевалило за 2000. Здесь собраны 50 авторов XIX–XX веков: весь Павел Чесноков и его брат Александр Чесноков, весь Гречанинов (16 дисков), Николай Голованов, в том числе 4 диска духовной музыки, которую лауреат Сталинских премий и главный дирижер Большого театра продолжал писать «в стол» до конца жизни. Есть здесь и Шостакович, и духовные хоры Александра Александрова, больше известного как создателя Ансамбля песни и пляски, носящего его имя.

Многое из «Антологии» прозвучало в концертах Большого и Малого залов филармонии. Исполнял здесь Петербургский камерный хор и русскую духовную музыку XVIII столетия. Ее запись – следующая задача, которую ставит перед собой руководитель коллектива Николай Корнев.

P..S.

6 июля 2024 года пришло известие о смерти дирижера. Петербургский камерный хор надеется, что незавершенный проект будет реализован в память об основателе коллектива, прекрасном музыканте и светлом человеке Николае Корневе.

«МО»