Маскарад, маскарад. «Золотая маска» объявила результаты 2024 и обнулилась

Маскарад, маскарад. «Золотая маска» объявила результаты 2024 и обнулилась
Иллюстрация Sogno Lucido

«Язык и золото… вот наш кинжал и яд!
Послушай, милый друг, кто нынече не гнется,
Ни до чего тот не добьется». (М.Ю. Лермонтов)

В Театре им. Вахтангова 24 июня 2024 состоялось вручение премии «Золотая Маска». Впервые за 30 лет существования премии – без фестиваля в Москве. Члены жюри были отправлены (те, кто смог и согласился) смотреть спектакли-номинанты в театры необъятной бескрайней России. Впервые премия не была присуждена в восьми номинациях.

Смертельный номер

Перед церемонией вручения премии на Старом Арбате прошло карнавальное шествие «Театральный Арбат», организованное СТД РФ.

С 25 июня по 1 июля в рамках проекта «Золотая маска. Послесловие» более 30 московских театров провели дни открытых дверей: экскурсии, посещение репетиций, игры и мастер-классы. Об итогах проекта в своем Telegram-канале рассказал мэр Москвы Сергей Собянин.

В церемонии вручения премии участвовали (со)председатели Союза театральных деятелей РФ Владимир Машков и Валерий Гергиев, вице-президент премии Кирилл Крок.

Роль конферансье на церемонии выполняли Рыжий, Черный, Белый и Длинный – персонажи пьесы Олега Антонова «Смертельный номер». Владимир Машков ставил эту пьесу в Театре Олега Табакова дважды, в 1994 и 2023. Антонов написал ее специально для этого театра.

Описание спектакля «Смертельный номер» на сайте Театра Олега Табакова.

Ночь. В шатре бродячего цирка Клоун репетирует номер для будущего представления. Клоун забирается под самый купол, но вдруг, срывается и падает на манеж…

Из облака пыли над упавшим телом появляются четыре тени, четыре части души, четыре клоуна: РЫЖИЙ, БЕЛЫЙ, ЧЕРНЫЙ и ДЛИННЫЙ.

Долгие годы эта четверка томилась в теле упавшего Клоуна и вот теперь – долгожданная свобода.

Каждый из четырёх уверен, что именно он достоин занять место погибшего Клоуна в жизни и на арене. И каждый из четырех готов бороться за это место до конца!

В эту ночь на арене бродячего цирка разыграется настоящая феерия с музыкой, яркими костюмами и фокусами, клоунскими репризами на тему любви и предательства, таланта и бездарности, жизни и смерти! Ведь как известно – «Вся жизнь игра», и для настоящего Артиста главная ставка в этой игре – УСПЕХ!

Из отзывов зрителей на сайте «Афиша» о спектакле «Смертельный номер».

Виктория Шилова
5 декабря 2023

Слабо для Машкова

Оценивать данный спектакль, все равно, что оценивать детский утренник в постановке воспитательницы, где она и режиссер, и продюсер, и постановщик. Актеры выкладываются, стараются, но переигрывают (непонятно, по сценарию это или нет). Видно, что театр вложился в сцену, декорации, спецэффекты и от этого еще обиднее. В. Машков в приветственном слове пообещал, что в данном спектакле будет место и веселью, и драме. Но оказалось место только руке-лицо🤦🏼‍♀️, сюжет высосан из пальца, шутки за 300. Еле-еле досидела до антракта.

Неназванные

Из 37 номинаций «Золотой маски» – впервые в истории премии – награды не были присуждены в восьми номинациях, причем ключевых: «Лучшая работа драматурга», «Лучший спектакль. Опера», «Лучшая работа режиссера. Опера», «Лучший спектакль. Современный танец», «Лучшая работа дирижера. Балет», «Лучшая женская роль. Балет», «Лучшая работа режиссера. Оперетта/Мюзикл», «Лучшая женская роль. Оперетта/Мюзикл».

Причины такого решения не оглашались, но подразумевались – это «линия соприкосновения» между старой и новой «Масками». Номинанты были отобраны экспертным советом АНО «Премия и фестиваль “Золотая маска”» под руководством Марины Ревякиной, оценивали их выбор уже новые судьи.

Номинацию «драматург», видимо, решили не трогать на всякий случай. Лауреат этой номинации в 2022 – драматург Светлана Петрийчук, автор пьесы «Финист Ясный сокол», вместе с режиссером Евгенией Беркович (включены Росфинмониторингом в реестр террористов и экстремистов) 8 июля 2024 были приговорены к шести годам колонии общего режима по уголовному делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ).

Не нашлось «Масок» для балерин (в списках номинантов на лучшую женскую роль оказался мужчина – солист Урал Балета Игорь Булыцын с партией колдуньи Мэдж в балете «Сильфида»).

Не вручена награда в номинации «Современный танец», в которой были выдвинуты спектакли:

Horse maintenance (Проект Вероники Тихоновой, Санкт-Петербург, хореограф Вероника Тихонова);
«Все нормально» (Проект Любови Перовой, Краснодар, хореограф Ксения Бурмистрова);
«Персефона» (Дягилевский фестиваль, Пермь, и Дом Радио, Санкт-Петербург, хореограф Анастасия Пешкова);
«Явь» (фестиваль Context. Diana Vishneva, Москва, хореограф Анна Щеклеина).

Жюри решило не отмечать режиссеров – ни в опере, ни в оперетте.

Не выбран и лучший оперный спектакль.

Номинантов было пять:

«Бал-маскарад» (Пермский театр оперы и балета, режиссер – Владиславс Наставшевс);
«Замок герцога Синяя Борода» (Пермский театр оперы и балета, режиссер – Евгения Сафонова);
«Луиза Миллер» (Большой театр России, режиссер – Георгий Исаакян),
«Нонсенсорики Дримса» (Электротеатр «Станиславский», режиссер – Борис Юхананов),
«Черевички» (Урал Опера Балет, режиссер – Борис Павлович).

Ни один из них не был отмечен, хотя после такого долгого ожидания между номинированием и лауреатством, сообщество уже давно определилось, какие работы достойны внимания. Пермский «Замок герцога Синяя Борода» Бартока в постановке Евгении Сафоновой и Федора Леднёва был отмечен Премией «МО» еще в конце 2022, полтора года назад. Спектакль «Бал-маскарад» Владиславса Наставшевса и Миграна Агаджаняна, отмеченный в рейтинге «МО» за 2023 как спектакль года, транслировался на YouTube, и в высоком качестве этой работы могла убедиться широкая аудитория (более 8000 просмотров).

Песни и пляски

Пермский театр оперы и балета в этом году получил шесть наград за две оперные постановки («Замок Герцога Синяя Борода» и «Бал-маскарад»). Федор Леднёв – лучший дирижер, Владислав Сулимский – лучший оперный певец, Наталия Ляскова – певица и т. д. При этом сами постановки не отмечены.

Наставшевс ставил на Камерной сцене Большого театра оперы «Искатели жемчуга» (2020) и диптих «Маддалена»/«Испанский час» (2021), а в 2022 вышел на качественно новый уровень работы в оперном театре, сделав в Перми постановку «Евгения Онегина», получившую 8 номинаций на «Золотую маску»-2023 и премию за лучшую работу режиссера. В 2022 на Новой сцене Большого он представил постановку оперы «Демон», отмеченную в рейтинге «МО».

Лучшим хореографом был назван Вячеслав Самодуров, а его Sextus Propertius – прощальный спектакль в должности худрука Урал Балета – стал лучшей балетной работой сезона.

Его соперниками были:

Ultima thule (Пермский театр оперы и балета, хореограф Вячеслав Самодуров);
«Озорные частушки» (Театр балета им. Л. Якобсона, хореограф Вячеслав Самодуров);
«Арктика» (Пермский театр оперы и балета, хореограф Антон Пимонов);
«Павильон Армиды» (Урал Опера Балет, хореограф Максим Петров); «Сильфида» (Урал Опера Балет, хореограф Елена Панкова).

Даже в списке номинантов Самодуров соревновался с самим собой – среди претендентов три его спектакля. Воспитанник Самодурова Александр Меркушев стал лауреатом за роль в балете «Павильон Армиды». Это неудивительно.

На сегодняшний день в хореографическом мире два безусловных лидера – Вячеслав Самодуров и Юрий Посохов. За ними идет новое поколение. Сложно вспомнить провальные работы Самодурова. В мае хореографу исполнилось 50 лет. Юбилей он встретил в репетиционных залах Большого, работая над новым спектаклем – в июле состоялась премьера его нового балета «Буря» с музыкой Юрия Красавина по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.

Единственным «инородным элементом», просочившимся через сито новой «Маски», оказался Дмитрий Курляндский, ставший лауреатом в номинации «Работа композитора в музыкальном театре» за музыку к спектаклю (хотя точнее назвать эту работу «саунд-драмой») Бориса Мильграма «Катерина Измайлова» (Театр-Театр, Пермь). В результате композитор, с 2022 проживающий во Франции, отказался от премии.

Всуе не поминать

На сегодняшний день очевидно, что прежняя «Золотая маска» как явление прекратила свое существование. Она остается в прошлом. Вместе с той аурой и теми людьми, которые ее составляли и окружали. Людьми, сделавшими «Маску» сверхпопулярным проектом, на который ориентировалась театральная жизнь последних трех десятилетий.

Марина Ревякина уволена с должности директора Театра Наций и отстранена от руководства «Золотой маской». Один из основателей и авторов «Маски» Владимир Урин покинул пост генерального директора Большого театра. Пост председателя СТД досрочно покинул Александр Калягин. Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова уехала из России. Андрей Могучий уволен с должности худрука Большого драматического театра имени Товстоногова. Уехали режиссеры Дмитрий Крымов и Кирилл Серебренников…

В прошлом остается слава «Золотой маски», ее достоинства и проблемы, которые никто никогда не скрывал. И именно острота проблем «Маски» вызывала дополнительный интерес к ней.

Трудно заподозрить (или представить), что какие-то значительные явления Театра не были замечены Золотой Маской за 30 лет. Ею были отмечены замечательные мастера, и список их за 30 лет немаленький. Другое дело, замечал ли сам Театр – режиссеры, авторы, интенданты, директора – отмечал ли театр в своих постановках острые и важные проблемы времени и жизни, если театр ее зеркало. И что тогда пенять…

К «Золотой маске» всегда находилось много замечаний и претензий – как сугубо внутрицеховых, так и идеологических. Теперь же их обнаруживают еще больше.

Кирилл Крок (директор Театра им. Вахтангова, вице-президент премии «Золотая маска»): «Ассоциация театральных критиков “Золотой маски” под руководством Марии Ревякиной, которые, как спрут, опутала всю страну экспертными советами, членами жюри только определенных взглядов. Они разрушители». «Созданный Марией Евсеевной Ревякиной такой воинствующий отряд всетеатрального “НКВД”, которое привыкло, создав ассоциацию театральных критиков, определять, кто друг, а кто враг, кого мы выдвигаем, а кого мы задвигаем, какую идеологию на всероссийское театральное поле мы привносим, а кого просто не замечаем годами, а кого, если даже знаем, что не заметить нельзя, тогда дадим специальный приз жюри. Мы все это видели. Мы все это видели. Если кому-то нужны примеры, готов их привести. Поэтому, естественно, эти люди сегодня в запрещенных сетях изливают свою желчь. Но называться национальным фестивалем и вести противотеатральную деятельность на театральном поле с попыткой разваливать нашу страну и государство больше ни у кого не получится».

Вячеслав Стародубцев (и.о. ректора Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, главный режиссер НОВАТа, председатель жюри музыкального театра премии «Золотая маска» 2024): «Эстетическое направление, на которое делала ставку прежняя дирекция, и которое преподносилось как выдающееся, не оправдало надежд и исчерпало само себя. Разрушая традиционные классические формы, оно не родило ничего ценного или уникального. Если бы это направление создало какой-то свой вектор и утвердило бы новое искусство, то это было бы одно. Но оказалось, что на разрушенном фундаменте ничего не возникло. И мы понимаем, что время потеряно. И то направление, которое прививали обществу последние десятилетия модные театральные и музыкальные критики, ничего не принесло кроме разочарования, и, что особенно удручает, ‒ миллиарды бездарно потраченных бюджетных средств. Театр – живой организм, прежде всего он должен быть искренним, талантливым и оставаться заповедником чего-то высокого, того, на что отзывается в сердце каждого зрителя и вызывает живую реакцию и эмоцию. Вот сейчас мы отсмотрели всю программу, предложенную старым экспертным советом. Некоторые постановки просто профессионально непригодны, некоторые просто шлак».

Итак, время «Золотой маски» закончилось.

Что теперь делать критикующим «Золотую маску» и одновременно обладателям лауреатства? И такие есть. А как быть директорам театров, где в приемных и кабинетах гордо красуются дипломы «Золотой маски»? Снимать со стен? Спрятать от стыда и позора?

Новую «Маску» жаждут многие из тех, кто раньше ее не получал, или получал редко и давно, а потому считал себя обделенным и таил обиды. Ясно, что в любом соревновании победителей будет меньше, чем остальных – не проигравших, но остальных, ибо здесь бессмысленно считать себя побежденным. Это не спорт. Это большая игра под названием Театр. Который все равно никуда не денется. Весь мир, как известно…

Фестиваль с названием «Золотая маска» в этом году проводить не стоило.

Надо было взять паузу. Маску Шейнциса сдать в музей имени Бахрушина. Придумать новый проект. Новое имя для новой театральной премии. У СТД с такими сопредседателями, наверно, есть для этого все возможности.

«МО»

Наставление актерам

«Двигайтесь в согласии с диалогом, говорите, следуя движениям, с тою только оговоркой, чтобы это не выходило из границ естественности. Каждое нарушение меры отступает от назначения театра, цель которого во все времена была и будет: держать, так сказать, зеркало перед природой, показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик. Если тут перестараться или недоусердствовать, несведущие будут смеяться, но знаток опечалится, а суд последнего, с вашего позволения, должен для вас перевешивать целый театр, полный первых». (У. Шекспир. «Гамлет». Акт III, сц. 2)

Борис Пастернак
Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

1946 г.

Лауреаты премии «Золотая маска» 2024

ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
Премия не присуждалась

ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Федор Леднев, «Замок Герцога Синяя Борода», Пермский театр оперы и балета

ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Премия не присуждалась

ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Наталья Ляскова, «Замок Герцога Синяя Борода», Пермский театр оперы и балета

ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Владислав Сулимский, «Бал-маскарад», Пермский театр оперы и балета

БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
Sextus Propertius, УралОпераБалет

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
Премия не присуждалась

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Премия не присуждалась

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
Вячеслав Самодуров, Sextus Propertius, УралОпераБалет

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Премия не присуждалась

БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Александр Меркушев, «Павильон Армиды», УралОпераБалет

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
«Орел и ворон», Музыкальный театр, Красноярск

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Кирилл Бузмаков, «Сонная лощина», Театр-Театр, Пермь

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Премия не присуждалась

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Премия не присуждалась

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Станислав Сикирин (Петр Гринев), «Орел и ворон», Красноярский музыкальная театр

ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Александр Суханов (Досифей), «Петр I». Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург

РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Дмитрий Курляндский, «Катерина Измайлова», Театр-Театр

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
Артур Байдо — «За создание музыки к спектаклю». «Орел и Ворон», Музыкальный театр, Красноярск

Борис Рудак — «За яркую интерпретацию роли Риккардо» в спектакле «Бал-маскарад». Пермский театр оперы и балета

РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Елена Сафона, Алина Тихонова, Илона Бородина, Михаил Иванов
«Замок Герцога Синяя Борода», Пермский театр оперы и балета

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Елена Трубецкова, «Сильфида», УралОпераБалет

РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Ксения Котенева, Константин Бинкин, «Замок Герцога Синяя Борода», Пермский театр оперы и балета