«LIBERTANGO»

«LIBERTANGO»

Астор Пьяццолла. “Liebertango”. Наталья Петрова, 2024

Художник Наталья Петрова специально для фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда» создала уникальные образы музыкальных программ.

Для каждой программы выбрана своя цветовая гамма, геометрия рисунка.

Строгая вертикальная линейность — для концерта электроакустической музыки «Сила тока», выдержанная преимущественно в темных (черных, серых, темно-синих) тонах.

Построенный на пересечении вертикальных, горизонтальных и диагональных линий образ музыки Софии Губайдулиной с аллюзиями на крест, распятие (“In Croce”) (что корреспондируется со словами композитора: «Вертикаль и горизонталь для меня — самые важные символы»).

Яркий прихотливый образ музыки Пьяццоллы, как сама музыка аргентинского маэстро.

Полифоничный, многоголосный образ музыки Баха.

6 сентября 2024, пятница, 19.00
Концертный Пакгауз

“LIBERTANGO”

Астор ПЬЯЦЦОЛЛА (1921–1992)

Libertango (Танго свободы)
Soledad (Одиночество)
Fracanapa
Meditango
Se Armo (Ну тут и началось)
Escualo (Акула)
Из сюиты «Ангел»
Milonga del Angel
Muerte del Angel
Два танго из цикла «Четыре времени года в Буэнос-Айресе»
Invierno porteno (Зима)
Verano porteno (Лето)

Фридрих ЛИПС (баян)

Владислав ИГОЛИНСКИЙ (скрипка)
Кирилл РОДИН (виолончель)
Святослав ЛИПС (фортепиано)
Ансамбль «Пьяццолла – STUDIO»

Вступительное слово Андрей УСТИНОВ

Астор ПЬЯЦЦОЛЛА

Астор ПЬЯЦЦОЛЛА — аргентинский композитор, исполнитель на бандонеоне. Он написал около 700 произведений. Пьяццолла и танго — почти синонимы. Его танго подхватили музыканты академической сцены: Kronos- квартет, Йо-Йо Ма, Мстислав Ростропович, Даниэль Баренбойм, Фридрих Липс и вслед за ним Гидон Кремер, которого Липс познакомил с музыкой Пьяццоллы.

«Слушатели традиционного танго ненавидели меня, — вспоминал Пьяццолла. — Я ввел фуги, контрапункт и другие непочтительные высказывания: люди думали, что я схожу с ума. Все танго-критики и радиостанции Буэнос-Айреса называли меня клоуном, они говорили, что моя музыка “параноидальная”. И они сделали меня популярным. Молодые люди, потерявшие интерес к танго, начали меня слушать. Это была война один против всех, но через 10 лет война была выиграна».

В 2009 году IV сессия межправительственного комитета ЮНЕСКО включила танго как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио-де-ла-Плата в список нематериального культурного наследия человечества.

В России первым исполнителем музыки Пьяццоллы в начале 1990-х стал баянист Фридрих Липс. После смерти Пьяццоллы он создал квинтет (ныне квартет) «Пьяццолла- STUDIO», который дебютировал в Малом зале Московской консерватории в сентябре 1993 и с тех пор выступает с аншлагами в залах всего мира.

Эволюция танца. История танго

История танца долго и постепенно сближала людей. Менуэт в XVIII веке танцевали на почтенном расстоянии, почти не касаясь друг друга.

В вальсе в XIX веке танцующие взялись за руки. В танго в XX веке — слились в одно тело. И, кажется, что ничего более чувственного представить невозможно. Популярность танго в Аргентине росла со второй трети XIX века: как песни и танца. Музыкальный язык танго рождался из интонаций фламенко, цыганской музыки, кубинской хабанеры, и даже (по одной из версий) танцев чернокожих африканских рабов. Возможно, в этом — корни невероятной популярности танго. Бандонеон, аккомпанировавший танцорам танго, вошел в число самых популярных инструментов.

Астор Пьяццолла:

«Бандонеон был изобретен в Германии, чтобы аккомпанировать церковной службе, но очень быстро нашел себя в публичных домах Буэнос-Айреса».

Первоначально танго бытовало в среде городских низов.

Исследователь танго Андрей Кофман: «Всего до нас дошло около 2 тысяч текстов танго; авторами танго были и неграмотные выходцы из деревни, и полуграмотные самоучки из городских низов.

Сам жанр стал значительным фактом аргентинской культуры, и мы имеем дело с явлением, стоящим между фольклором и литературой».

В Европе первый взрыв популярности танго пришелся на начало ХХ века и начался с выступления звезды парижского Мюзик-холла Мистингет (Mistinguett) в 1910 году. Вскоре тангомания охватила Лондон и Нью-Йорк.

Как писал в 1914 году аргентинский посол во Франции, танго — «танец, характерный для публичных домов и трактиров низшего пошиба Парижа».

Из предместий в центральные кварталы европейских городов танго дошло через Париж, где благодаря аргентинцам-эмигрантам стало широко известно и как «экзотический» танец сразу вошло в моду.

Оно шокировало чрезмерной близостью танцующих и откровенной чувственностью.

В 1914 году Папа Пий X потребовал запрета «неприличного» танца на всех подведомственных ему католических территориях. Французские епископы говорили, что те, кто танцевал Танго, подвергали свои души греховному испытанию и могли быть лишены святого причастия.

30 мая 1915 года в «Нью-Йорк Таймс» вышла статья под заголовком «Опасность танго больше, чем немецкий империализм!».

За последующие 100 лет танго завоевало весь мир, несмотря на устойчивое желание властей предержащих (духовных и светских) во всем мире упорно бороться с танго.

Светский салон, а затем и эстрада выхолостили из него все народное, национальное. «Европа вернула нам танго без танго», — пишет аргентинский литературовед Т. Карелья.

Гардель – икона танго

В Аргентине долгое время шла борьба за чистоту танго.

Француз Шарль Гарде (11 декабря 1887 или 1890 — 24 июня 1935), родившийся в Тулузе, в два года переехавший с матерью в Аргентину и ставший Карлосом Гарделем, считается основоположником классического танго.

Хорхе Луис Борхес сказал о Гарделе:

«Он превратил танго из пляски в настоящую элегию, литургию изысканного стиха и движения».

Гардель — икона, которой аргентинцы поклоняются истовее, чем футболу. День его рождения — 11 декабря — сейчас отмечается как Международный день танго. В Аргентине это национальный праздник и выходной.

Голос Гарделя оборвался на половине куплета — он погиб в авиакатастрофе в 1935 году, но и через 90 лет после смерти на его могиле на кладбище La Chacarita в Буэнос-Айресе всегда живые цветы, а в пальцах его памятника всегда есть зажженная сигарета — «икона танго» курил одну за одной.

Танец одиночества

Андрей Кофман, писатель, доктор филологических наук:

«Танго свойственно ощущение катастрофизма. Может быть, этим оно и задевает. Мы живем в катастрофичном мире. И нет другого жанра, который столь бы отражал состояние мира, состояние умов, как танго. При том что это парный танец, мне кажется, что Танго танец одиночества, Танго несет воображаемое утешение».

Марселла Мурижо, исполнительница танго:

«Конечно, женщина должна показывать в танце, что ей нравится партнер. Но мужчине еще надо заслужить такое отношение. Он обязан на три минуты стать идеальным мужчиной, мужчиной мечты, для которого ничего, кроме этой женщины, на свете не существует. Вот если он сумеет показать это в танце, если в ответ на его чувство партнерша потеряет голову – танго получится».

Пабло Верон, исполнитель танго:

«Чтобы танцевать Танго, человек должен быть свободен, максимально свободен от всего, что его сковывает. Он должен быть не женат».

Пьяццолла

Астор Пьяццолла родился в г. Мар-дель-Плата, был единственным ребенком в семье итальянских иммигрантов. Его детство и юность прошли в Нью-Йорке. Там он начал играть на бандонеоне и фортепиано.

В 11 лет, в 1932 году, Пьяццолла сочинил свое первое танго “La Catinga”.

В 1934 году он познакомился с Карлосом Гарделем. В 17 лет, в 1938 году Пьяццолла переехал в Буэнос-Айрес. Играл в ансамблях, в ночных клубах.

И в 1946 году создал свой первый собственный музыкальный коллектив — «Астор Пьяццолла и его характерный оркестр». Одновременно брал уроки у композитора Альберто Хинастеры: осваивал академическую музыку, писал симфонии. В 1954 году, получив национальную стипендию,

Пьяццолла с женой, но без детей (Дианы 11 лет и Дэниела 10 лет) отправился в Париж. Надя Буланже, профессор Парижской консерватории, выдающаяся пианистка, композитор и педагог, посоветовала ему забыть о симфониях и продолжать карьеру в жанре танго, заявив, что именно этому жанру принадлежит его талант.

Вскоре Пьяццолла вернулся в Буэнос-Айрес и сформировал свой Orquesta de Cuerdas (Струнный оркестр). В последующие годы он неоднократно уезжал из Аргентины и возвращался на родину. В 1958 году он отправился в Нью-Йорк. В октябре 1959 года во время выступления в Пуэрто-Рико он получил известие о смерти отца. По возвращении в Нью-Йорк несколько дней спустя он попросил, чтобы его оставили одного в квартире, и примерно за час написал свое знаменитое танго “Adios Noniño”.

В 1970 году Пьяццолла дал концерт со своим Quinteto в Teatro Regina в Буэнос-Айресе. В 1971 он сформировал Conjunto 9 (Нонет) — ансамбль камерной музыки, ставший воплощением его мечты.

В 1973 году он переехал в Италию, где оставался до 1983 (1976–1983 — годы военной диктатуры в Аргентине). Он сделал серию записей, а в 1977 году он сыграл памятный концерт в зале «Олимпия» в Париже.

«Слушатели традиционного танго ненавидели меня, — вспоминал Пьяццолла. — Я ввел фуги, контрапункт и другие непочтительные высказывания: люди думали, что я схожу с ума. Все танго-критики и радиостанции Буэнос-Айреса называли меня клоуном, они говорили, что моя музыка “параноидальная”. И они сделали меня популярным. Молодые люди, потерявшие интерес к танго, начали меня слушать. Это была война один против всех, но через 10 лет война была выиграна».

11 июня 1983 года в Театре Колон в Буэнос-Айресе он дал один из лучших концертов в своей жизни.

После возвращения из Италии наконец наступило признание на родине — позже, чем в мире.

В 1985, в 64 года, Пьяццолла стал почетным гражданином Буэнос-Айреса.

Жить ему оставалось семь лет.

Он продолжал выступать со своими ансамблями и с симфоническими оркестрами: в Монреале, Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Амстердаме, Берлине, Риме, Лозанне…

В 1989 он записал свое последнее сочинение Five Tango Sensations с Kronos-квартетом в США на одноименный альбом.

9 июня 1989 Пьяццолла дал свой последний концерт в Аргентине в Teatro Opera в Буэнос-Айресе в присутствии новоизбранного президента Карлоса Менема

4 августа 1990 года Пьяццолла перенес инсульт.

4 июля 1992 скончался в Буэнос-Айресе.

Похоронен на кладбище Jardín de Paz в городке Пилар, в пригороде Буэнос-Айреса.

Уроки танго— популярное времяпрепровождение для людей в возрасте 25+ и в мире, и в России: не только в Москве, но и других больших городах.

Поисковик «Яндекс» дает по Москве более 100 школ и курсов танго, не считая индивидуальных преподавателей.

В Нижнем Новгороде — более 30.