1 октября 19:00

Вологодская филармония


Международный день музыки
открытие фестиваля
Фридрих ЛИПС и «ПЬЯЦЦОЛЛА-STUDIO»
«LIBERTANGO»

К 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы (1921—1992)

Астор ПЬЯЦЦОЛЛА
«Libertango»
«Soledad»
«Fracanapa»
«Meditango»
«Se armo»
«Escualo»
Из «Сюиты Ангела»:
«Milonga del Angel»
«La Muerte del Angel»
Из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе»:
«Invierno porteño» («Зима»)
«Verano porteño» («Лето»)
«ПЬЯЦЦОЛЛА-STUDIO»
Фридрих ЛИПС, баян
Владислав ИГОЛИНСКИЙ, скрипка
Кирилл РОДИН, виолончель
Святослав ЛИПС, фортепиано

Родился в 1948 в Еманжелинске (Челябинская обл.). Окончил ГМПИ имени Гнесиных и ассистентуру-стажировку (класс С. Колобкова). Победитель Международного конкурса в Клингентале (Германия, 1969).

Фридрих Липс — дин из самых известных и авторитетных музыкантов нашей страны, получивших широкое международное признание. Его многогранная творческая деятельность во многом определила пути развития современного искусства игры на баяне.

Выступал в крупнейших концертных залах мира, в их числе — Большой зал Московской консерватории, Сантори-холл в Токио, Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Концертгебау в Амстердаме. Его сценическими партнерами были Геннадий Рождественский, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Гидон Кремер, Валерий Гергиев, Владимир Юровский, Йо-Йо Ма и многие другие выдающиеся музыканты.

Является первым исполнителем более 80 произведений для баяна. Ему посвятили свои сочинения София Губайдулина, Эдисон Денисов, Роман Леденев, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Александр Журбин и многие другие.

Дискография исполнителя составляет 40 альбомов, выпущенных в России, США, Японии, Австрии, Германии и Швеции.

Диск с записью партиты «Семь слов» Софии Губайдулиной был удостоен премии Diapason d’Or в области звукозаписи и признан лучшим диском 1991 года.

С 1971 года Фридрих Липс преподает в ГМПИ (РАМ) имени Гнесиных. С 1989 — профессор, с 1996 заведующий кафедрой народных инструментов, с 2004 заведующий кафедрой баяна и аккордеона. Воспитал плеяду талантливых исполнителей, лауреатов многочисленных международных и российских конкурсов, среди которых Иосиф Пуриц, Мария Власова, Семен Шмельков, Михаил Бурлаков, Айдар Салахов, Владимир Ступников, Александр Гатауллин и десятки других.

Автор книг «Искусство игры на баяне», «Об искусстве баянной транскрипции», «Кажется, это было вчера…». Редактор «Антологии литературы для баяна» и других изданий.

В 2010 году Фридрих Липс был избран почетным профессором Королевской академии музыки в Лондоне. Является приглашенным профессором консерватории Тяньцзиня (Китай) и музыкальной академии Пулы (Хорватия).

Фридрих Липс — художественный руководитель международного фестиваля «Баян и баянисты» в Москве,

Международного фестиваля баянистов-аккордеонистов и Международного конкурса «Кубок Фридриха Липса» (Челябинск–Еманжелинск), инициатор проведения ежегодного Всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники.

Лауреат Премии города Москвы в области культуры. В числе его наград – Орден Дружбы, Серебряный диск фестиваля «Баян и баянисты», Диплом «Золотой талант России» Фонда «Русское исполнительское искусство», Премия в области музыкальной педагогики имени М. М. Ипполитова-Иванова. Дважды лауреат Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» (2001, 2019).

Народный артист России.

В 2012 году в Китае была выпущена почтовая марка с портретом Фридриха Липса.

В 2021 году исполнилось 100 лет со дня рождения композитора Астора Пьяццоллы.

Он оставил около 700 произведений. Его танго подхватили музыканты академической сцены: Кронос квартет, Йо-Йо Ма, Мстислав Ростропович, Даниэль Баренбойм, Фридрих Липс и вслед за ним Гидон Кремер, которого Липс и познакомил с музыкой Пьяццоллы.

«Слушатели традиционного танго ненавидели меня, — вспоминал Пьяццолла. — Я ввел фуги, контрапункт и другие непочтительные высказывания: люди думали, что я схожу с ума. Все танго-критики и радиостанции Буэнос-Айреса называли меня клоуном, они говорили, что моя музыка “параноидальная”. И они сделали меня популярным. Молодые люди, потерявшие интерес к танго, начали меня слушать. Это была война один против всех, но через 10 лет война была выиграна».

В 2009 году IV сессия межправительственного комитета ЮНЕСКО включила Танго как совокупность музыки, танца, поэзии и самобытных традиций региона Рио-де-ла- Плата в список нематериального культурного наследия человечества.

Я стал боготворить тебя с середины 70-х годов, когда мне впервые попались ноты и грампластинки с записями некоторых твоих танго. Это было такое роскошество и буйство эмоциональных красок, пронзительных речитативов в сочетании с зажигательными ритмами, что вряд ли могло оставить кого-либо равнодушным. Я немедленно включил несколько твоих танго в свои сольные программы.

Ты сделал в музыке то, что в своё время сделал Иоганн Штраус с вальсами и польками и Фредерик Шопен с полонезами, вальсами и мазурками – ты поднял танго из танцевального зала на уровень сцены! И теперь твои танго мы не танцуем, а слушаем; твои танго не для ног, а для ушей.

Когда летом 1992 года, будучи на фестивале в Финляндии, я узнал о твоем уходе из жизни, меня – твоего давнего к тому времени поклонника, молнией пронзила мысль: ведь он практически один исполнял свои композиции! Но эта замечательная музыка достойна более частого исполнения, она должна звучать в крупнейших залах в исполнении ведущих музыкантов! Уже в сентябре 1993 года в Малом зале Московской консерватории состоялся первый концерт моего квинтета «Пьяццолла-studio» с программой: Аргентинские танго Астора Пьяццоллы.

Волшебный мир твоих танго наполнен темпераментом и страстью; ты поверил бандонеону самые сокровенные стороны человеческой души. Твои легко запоминающиеся мелодии, основанные на упругих, мускулистых латиноамериканских ритмах, неотвратимо заманивают слушателя в тайны человеческой сущности: от высокой чистой любви до всепоглощающей, низменной страсти.

Среди твоих композиций прослеживается и тема одиночества, печали: Soledad, Ovlivion, Milonga del Angel, Muerte del angel, Adios Nonino. Тему прощания продолжили и некоторые твои почитатели – авторы пьес с незамысловатым названием: «Adios, Astor».

А я не считаю, что ты ушел. Ты просто перешел в другое измерение и остался с нами в своем неподражаемом творчестве.

И выходом в свет этого компакт-диска с записями твоих замечательных танго я говорю тебе – Buenos Dias, Astor!

Фридрих ЛИПС

Ансамбль «Пьяццолла-studio»: Фридрих Липс, Владислав Иголинский, Кирилл Родин, Святослав Липс

Ансамбль «Пьяццолла-studio» — первый коллектив в мире, который стал исполнять произведения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы (1921–1992) после его смерти.

Инициатором создания ансамбля стал баянист, народный артист России Фридрих Липс. Дебют коллектива состоялся в сентябре 1993 года на сцене Малого зала Московской консерватории. Музыканты много гастролируют по России и за рубежом (Япония, Австрия, Германия, страны СНГ и др.). Японская фирма “DML-Classic” выпустила компакт-диск с музыкой Пьяццоллы, который стал самым раскупаемым CD в 1997 в Японии. Диски с записями ансамбля вышли в России и Австрии. Деятельность ансамбля «Пьяццолла-studio» повлияла на постоянно растущий интерес к музыке Пьяццоллы в мире. Музыканты вовлекли в орбиту музыки Пьяццоллы скрипача Гидона Кремера. Музыка Пьяццоллы в исполнении ансамбля была использована в спектакле Артура Миллера «Я ничего не помню» с народными артистами СССР Василием Лановым и Людмилой Чурсиной.

В состав ансамбля входят: народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных Фридрих Липс (баян), заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Владислав Иголинский (скрипка), заслуженный артист России, лауреат I премии VIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Кирилл Родин (виолончель) и лауреат международных конкурсов Святослав Липс (фортепиано), эпизодически приглашается Николай Льговский (перкуссия).

В разные годы в коллективе играли народный артист России Владимир Тонха (виолончель), заслуженный артист России Марк Пекарский (перкуссия).

Родился в 1953 в Саратове. В 1971 окончил ССМШ при Ленинградской консерватории по классам скрипки и композиции, в 1979 — Московскую консерваторию (класс проф. Л.Б. Когана), в 1983 — аспирантуру (класс Л.Б. Когана и С.И. Кравченко).

Победитель Всесоюзного конкурса скрипачей в 1981 (II премия, I не присуждалась).

С 1976 концертирует в городах СССР и России, с 1989 — за рубежом. В 1984–1994 — солист «Москонцерта». В репертуаре скрипача — сочинения свыше 70 композиторов XVIII–XXI вв., более 50 концертов с оркестром. Специально для Владислава Иголинского и с посвящением ему написаны произведения С. Вольфензона, Т. Сергеевой, В. Рябова, М. Гагнидзе. Выступает также как пианист.

В 1979–1982 преподавал в Музыкальном училище г. Электросталь (Московская область), в 1983–1992 и с 1999 — в Музыкальном училище им. Гнесиных, в 1984–1991 — в ЦМШ при Московской консерватории.

С 1987 преподает в Московской консерватории. Был ассистентом профессоров С.И. Кравченко и А.Б. Корсакова. С 1990 ведет свой класс, с 1995 доцент, с 1999 профессор. С 2003 профессор РАМ им. Гнесиных. В числе его учеников — лауреаты российских и международных конкурсов. Член жюри международных скрипичных конкурсов в России и Казахстане.

В ансамбле «Пьяццолла-studio» играет с 1993.

Родился в 1963 в Москве. В 1981 окончил МССМШ им. Гнесиных (класс В.М. Бириной), в 1986 — Московскую консерваторию (класс проф. Н.Н. Шаховской), в 1989 — ассистентуру-стажировку МГК.

По классу камерного ансамбля учился у профессоров Т.А. Гайдамович и А.З. Бондурянского.

Лауреат международного конкурса в Белграде (1984, I премия и специальный приз «Золотая арфа»), VIII Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве (1986, I премия).

Выступает как солист, ансамблист, с ведущими оркестрами и дирижерами России и мира. Как солист и в составе камерных ансамблей («Пьяццолла-studio», «Брамс-трио», Квартет им. П.И. Чайковского) гастролировал более чем в 40 странах мира. С 1990 преподает в Московской консерватории (с 1993 также в ЦМШ), с 2004 — доцент. Почетный профессор Пекинской консерватории. Среди учеников — лауреаты международных конкурсов С. Владимирова, А. Константинов, Хен Джин Квон, А. Ушакова, А. Неустроев и др.

Член жюри международных конкурсов, в том числе имени П.И. Чайковского в Москве (2002), юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, «Классическое наследие» и «Юношеские ассамблеи искусств» (Москва), Международных конкурсов виолончелистов имени К. Давыдова (Латвия), имени Л. Боккерини (Италия). Председатель жюри I и II Всероссийского музыкального конкурса.

Родился в 1974 году в семье баяниста Фридриха Липса. С пяти лет занимался под руководством А.Д. Артоболевской, у которой впоследствии учился в ЦМШ при Московской консерватории. В 1998 окончил Московскую консерваторию у проф. Л.Н. Наумова, в 2000 — у него же ассистентуру-стажировку.

Лауреат международных конкурсов в г. Стреза (Италия, Гран-при и специальный приз европейского фонда “Teresa Maria Dragan”), имени Марии Канальс в Барселоне (I премия и Золотая медаль). Гастролировал в городах России, в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Испании, Швеции, Латвии, Эстонии, Японии. Выступал с оркестрами под управлением В. Барсова, А. Борейко, Е. Бушкова, С. Кондрашева, Д. Лисса, В. Полянского, В. Понькина, М. Щербакова, У. Шнайдера (Швейцария), Ф.П. Деккера (Канада) и других маэстро.

Значительная часть репертуара пианиста — произведения современных композиторов. Для Святослава Липса писали музыку С. Беринский, Е. Подгайц, М. Броннер, А. Розенблат, Т. Сергеева, Е. Анисимова и другие авторы. Вместе с аккордеонисткой Марией Власовой Святослав Липс является автором идеи и художественным руководителем Международного фестиваля классической и современной музыки «Рандеву».

Записи музыканта выходили на лейблах Nonesuch Records (США), Triton (Япония), «Грамзапись» (Россия) и др. В ансамбле «Пьяццолла-studio» играет с 1993.