Юбилейные мытарства. К 150-летию Всеволода Мейерхольда

Юбилейные мытарства. К 150-летию Всеволода Мейерхольда
Всеволод Мейерхольд, 24 августа 1934

9 февраля 2024 исполнилось 150 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874—1940), театрального режиссера и теоретика, актера и педагога, реформатора театра, создателя метода биомеханики. Прошедшие в этом году юбилейные «торжества» едва ли равноценны величию Мастера и его трагической судьбе.

Равнение на вершину

Личность Всеволода Мейерхольда настолько объемна и многогранна, что порой, кажется, не помещается даже сама в себя. Наследие великого режиссера-реформатора неисчерпаемо. Его творческий мир вмещает в себя не только театр, но и литературу, и кино, и, разумеется, музыку, которую он прекрасно знал, глубоко понимал и любил.

Наряду с К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, Мейерхольд стоит у истоков появления профессии театрального режиссера в том статусе, в каком она существует сейчас. Режиссер как художник, автор высказывания, руководитель и вдохновитель актерской труппы – деспот и гений, артист и функционер в одном лице. Весь театр ХХ века был театром режиссерской воли, таким он остается и по сей день.

С другой стороны, тот уровень профессии, который задали отцы-основатели, так высок, что до него мало кому удается дорасти. Их поиски, открытия, рецепты мастерства – достижения мирового уровня, выходящие за пределы только лишь национальной культуры. Это прекрасно понимали и ценили – и до сих пор ценят и черпают вдохновение – соратники Мейерхольда по ремеслу во всем мире.

Новаторские театральные идеи Мейерхольда в первые годы советской власти получили поддержку правительства. Но с начала 30-х отношение властей изменилось. В начале 1936 в статье «Сумбур вместо музыки», громившей оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», появился термин «мейерхольдовщина». 7 января 1938 был закрыт Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда (ГОСТиМ). 20 июня 1939 Мейерхольд был арестован в Ленинграде, куда приехал проводить репетиции Парада физкультурников, и этапирован в Москву. После семи с половиной месяцев допросов и пыток 1 февраля 1940 года он был приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.

19 января 1938, после того как Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР принял постановление «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда», в британской газете Times было опубликовано письмо английского театрального режиссера Эдварда Гордона Крэга.

«Мейерхольд, обладающий исключительными сценическими дарованиями, посвятил 35 лет своей жизни развитию этих дарований. Его приветствовали Советы, признав настоящим лидером театра в России.

Теперь некто безответственный позволяет себе нападать на Мейерхольда. Утверждается, что „специальный комитет решит, способен ли Мейерхольд работать в каком-либо качестве в советском театральном мире“. Это самое глупое утверждение, какое я когда-либо читал.

<…> Если же Советское правительство в самом деле дало совершенно некомпетентному комитету власть так обращаться с гениальным человеком, – тогда стоит пересмотреть некоторые представления о Советах.

<…> Крысы не смогут повредить Мейерхольду. Даже если они станут причиной его смерти. Его имя и все им сделанное настолько значительно, что те, кто знал его и его искусство, поймут, что его имя и его творчество уже находятся на недосягаемом уровне».

Фото из уголовного дела Вс. Мейерхольда, 1939

Память о Мейерхольде

Нельзя сказать, что Мейерхольд обойден исторической памятью. Сохранился большой фотографический архив. Сохранились стенограммы репетиций и записи спектаклей, сделанные по системе, разработанной в Научно-исследовательской лаборатории Государственного театра им. Вс. Э. Мейерхольда (ГОСТиМ) Л. Варпаховским и В. Мейерхольдом в середине 1930-х. Свидетели смогли донести образ Мастера, сохранить до сегодняшнего дня.

Главные достижения по сохранению мейерхольдовского наследия – заслуга его внучки, Марии Алексеевны Валентей (1924-2003). Ей мы обязаны восстановлением имени Мейерхольда и возвращением его в культурное пространство России. Марии было всего 14 лет, когда 20 июня 1939 был арестован Мейерхольд. Каждые десять дней она отстаивала очереди с передачами для деда в приемной НКВД.

После смерти Сталина в марте 1953, еще до XX съезда КПСС, осудившего культ личности, Валентей подала документы с просьбой о пересмотре дела Всеволода Мейерхольда. В числе прочего для опровержения ложного обвинения необходимо было собрать отзывы о мастере от знавших его деятелей искусств. Даже в хрущевскую «оттепель» многие все еще боялись выступить в поддержку репрессированного режиссера. Но 55 деятелей искусств все-таки отозвались. В ноябре 1955 военная коллегия Верховного суда СССР отменила приговор Всеволоду Эмильевичу и прекратила дело за отсутствием состава преступления – режиссер был реабилитирован. В 1956 по инициативе Марии Алексеевны президиум Всероссийского театрального общества (ВТО, сейчас СТД РФ) и ученый совет Института истории искусств АН СССР создали комиссию по творческому наследию Вс. Мейерхольда. В начале 1960-х был отменен приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда».

В марте 1968 на доме в Брюсовом переулке, который тогда назывался улицей Неждановой, появилась мемориальная доска Мейерхольда. Через пять лет, в год 100-летия со дня рождения режиссера, Мария Валентей открыла мемориальную доску в Пензе на здании школы. Марии Алексеевне удалось установить мемориальные доски на всех зданиях, связанных с дедом: в Санкт-Петербурге на Театральной площади, 2, на даче в Горенках, в Новороссийске.

24 февраля 1984 при ее активном участии открыли музей в пензенском доме родителей Всеволода Эмильевича был открыт музей «Дом Мейерхольда» (его основала и до своего ухода из жизни в 2020 году возглавляла известный деятель театра Наталия Кугель).

20 ноября 1999, в год 125-летия со дня рождения Мейерхольда, на территории Музея был открыт первый в мире памятник Мастеру (автор – пензенский скульптор Юрий Ткаченко).

Долгое время оставался нерешенным вопрос о создании мемориального музея в Москве, в доме, где семья Мейерхольда жила с 1928 и где была убита супруга режиссера Зинаида Райх. Мария Валентей писала письма в ЦК КПСС, КГБ, Моссовет, прокуратуру, привлекала общественность – и наконец 23 апреля 1990 Мосгорисполком отдал распоряжение создать Музей-квартиру Мейерхольда в Брюсовом переулке. Музей-квартира открылась как филиал Бахрушинского музея 12 июля 1991.

Важным «мейерхольдовским» событием стал спектакль Александринского театра «Маскарад. Воспоминания будущего» (премьера – 19 сентября 2014). Постановка художественного руководителя труппы Валерия Фокина максимально точно воссоздала спектакль «Маскарад» 1917 года, который поставил на этой сцене Всеволод Мейерхольд. Спектакль вошел в репертуар театра, его можно увидеть и сейчас.

Независимо от «обязывающих» юбилейных дат о Мейерхольде выходили и выходят книги. Последняя значительная публикация – в 2023 в издательстве ГИТИС были выпущены две книги первого тома первого тома документального труда «Мейерхольд Вс. Э. Наследие. Спектакли: „Ревизор“ Подготовка сценического текста» (редакторы-составители и авторы комментариев О. М. Фельдман и В. А. Щербаков, подготовка текстов Н. Н. Панфилова и О. М. Фельдман Редактор 3. П. Удальцова. М.: ГИТИС, 2023). Книга представляет собой документально воссоздание творческого метода режиссера, в ней подробно воссоздан ход работы Мейерхольда над одним из его главных спектаклей – «Ревизор» (1926). Репетиции Мейерхольда были записаны его помощником М. М. Кореневым, и огромный массив этих записей, фрагментарно не раз публиковавшихся, впервые был напечатан полностью. Практически в полном составе воспроизводятся изобразительные документы (эскизы и планировки), которые возникали на разных этапах работы Мейерхольда со сменявшимися сценографами и предшествовали формированию окончательных решений.

Фото из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина

МО и Мейерхольд

Наследие Всеволода Мейерхольда – важный вектор работы «Музыкального обозрения». Связь между В.Э.М. и «МО» прямая, даже можно сказать – родственная. Долгие годы в редакции «МО» работал Петр Васильевич Меркурьев (1943–2010), сын Ирины Всеволодовны Мейерхольд (дочери Всеволода Эмильевича и Ольги Мунт) и выдающегося актера Василия Меркурьева. Актер, музыковед, журналист, музыкальный и общественный деятель, друг и коллега, Петр Меркурьев был одним из тех, кто стоял у истоков «МО». Из своих 67 лет он отдал газете два десятилетия.

Особенной темой для «МО» всегда была связь Мейерхольда с музыкой, что вылилось в отдельный многолетний проект «Мир музыки Всеволода Мейерхольда»:

  • Оперы, поставленные Мейерхольдом;
  • Произведения композиторов классиков, которые Мейерхольд использовал в своих спектаклях;
  • Произведения композиторов-современников Мейерхольда – авторов музыки к его постановкам;
  • Произведения, которые слышал Мейерхольд.

Усилиями «Музыкального обозрения» в 1999 году, к 125-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, на его родине, в Пензе, впервые в мире был проведен фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». Фестиваль организовали газета «Музыкальное обозрение», Пензенское отделение СТД, Музей сценического искусства имени В.Э. Мейерхольда в Пензе. Художественный руководитель фестиваля – главный редактор «МО» Андрей Устинов. Консультант – зам. главного редактора «МО» Петр Меркурьев-Мейерхольд. Приветствие фестивалю направили посол ФРГ в России Эрнст-Йорг фон Штуднитц и министр культуры РФ Владимир Егоров.

В том же году в Пензе был открыт первый в мире памятник Мейерхольду работы Юрия Ткаченко. Из остатков бронзы, использовавшейся при создании памятника, автор памятника изготовил скульптуру малой формы – статуэтку Мейерхольда. Она создавалась как символ нашего фестиваля в количестве всего 7 экземпляров.

В конце 2015 в газете «Музыкальное обозрение» был опубликован уникальный материал «От театра Мейерхольда к КЗЧ», включавший в себя исследование «забытых страниц» истории здания на Садово‑Триумфальной площади, изначально построенного как театр Мейерхольда.

«В 2015 году Московская филармония отметила 75‑летний юбилей Концертного зала им. Чайковского (КЗЧ), своей главной концертной площадки. Однако, мало кто знает и помнит, о сложной судьбе КЗЧ. Первоначально он строился как экспериментальный театр Всеволода Мейерхольда и с этим именем связана его трагическая судьба. Мало кто знает, что за классическим фасадом скрывается, уникальное новаторское решение интерьера зала, заложенное молодыми архитекторами-конструктивистами Михаилом Григорьевичем Бархиным и Сергеем Евгеньевичем Вахтанговым. Оно разрабатывалось в долгих беседах с режиссером» (цитата из статьи «От театра Мейерхольда к КЗЧ», «МО» № 12 (393) 2015).

По инициативе «МО» осенью 2020 была записана телепрограмма «Наблюдатель. Архитектурное наследие Мейерхольда». Эфир на телеканале «Россия. Культура» состоялся 5 октября 2020. Участники программы Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»; Андрей Кожевников, архитектор, историк архитектуры, профессор МАрхИ; Дмитрий Родионов, директор Государственного театрального музея им. А.А. Бахрушина.

В сезоне 2020/2021 в Камерном зале Московской филармонии был представлен абонемент «Мир музыки Всеволода Мейерхольда». Автор и ведущий – Андрей Устинов. Концерты абонемента подробного рассказывают о здании Театра будущего, который должен был открыться КЗЧ, и раскрывают тему «Мейерхольд и музыка». С 80-летнего юбилея Концертного зала Чайковского вечер в Камерном зале, посвященный архитектурному наследию Режиссера и Филармонии, стал ежегодным.

«Гений мирового театра режиссер Всеволод Мейерхольд был замечательным музыкантом. Он мыслил спектакль как симфонию. Он ставил оперы, сотрудничал с Шостаковичем, Прокофьевым, Глазуновым, играл на скрипке и мечтал о том, чтобы выстроить театральный спектакль как музыкальную партитуру. Его театр должен был открыться в здании, где ныне расположена Московская филармония, в стенах, спроектированных режиссером. В этом здании Мейерхольд и его друзья планировали открыть “Театр будущего”. В Год театра в России мы посвящаем этот абонемент “Миру музыки” гения мирового театра – Всеволода Мейерхольда» (цитата из буклета абонемента).

Всеволод Мейерхольд. Артворк из афиши абонемента Андрея Устинова «Мир музыки Всеволода Мейерхольда»

Горький путь к юбилею

Если перебрать в памяти связанные с Мейерхольдом события последних нескольких лет, то картина складывается отнюдь не праздничная – под стать его собственной трагической судьбе.

14 декабря 2020 в Пензе на 75-м году жизни скончалась Наталия Аркадьевна Кугель (1946-2020), руководившая центром театрального искусства «Дом Мейерхольда». Наталия Кугель родилась 5 июня 1946 в Одессе. Окончила Одесское государственное художественное училище имени М. Б. Грекова (по скульптуре), Московский государственный институт культуры (по театральной режиссуре). С 1972 по 1977 работала в качестве ассистента, второго режиссера на киностудии «Мосфильм», являлась режиссером, художником по костюмам в «Москонцерте». С 1977 была сотрудником Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области. В 1982-м принимала участие в окончании реставрации дома В. Э. Мейерхольда в Пензе и создании первой экспозиции музея Мейерхольда. С 1984 была первым и единственным директором дома-музея В. Э. Мейерхольда. Наталия Кугель была автором проекта «Театр Доктора Дапертутто». Театр был создан в музее Мейерхольда, после чего в 2003 музей переименовали в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда», а Наталья Кугель стала его художественным руководителем. Также она руководила труппой «Театра Доктора Дапертутто» в качестве режиссера-постановщика. С ее участием в 1999 году прошел первый в мире фестиваль «Мир музыки Всеволода Мейерхольда».

12 февраля 2021 ушел из жизни театровед Олег Максимович Фельдман (1937-2021). Фельдман больше 25 лет заведовал сектором изучения и публикации наследия В.Э.Мейерхольда в Государственном Институте искусствознания, был организатором и движущей силой проекта «Наследие В. Э. Мейерхольда». Цель «Наследия» – публикация архива режиссера и архивных материалов, связанных с его судьбой, воссоздание этапов творческого пути Мейерхольда на документальной основе. В рамках проекта было выпущено несколько томов «Мейерхольдовских сборников», два последних – «В.Э. Мейерхольд. Лоскуты для костюма Арлекина» и «Дело № 537. Документы следственного дела В.Э. Мейерхольда» – после его смерти завершил и подготовил к публикации Вадим Щербаков, ныне заведующий мейерхольдовским Сектором в ГИИ.

В 2022 были выпущены материалы следственного дела Мейерхольда (Мейерхольдовский сборник. Вып. 4. Дело № 537: Документы следственного дела В. Э. Мейерхольда / Ред.-сост. О. М. Фельдман, Н. Н. Панфилова. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2022. 176 с.). Мария Алексеевна Валентей, добывшая эти документы, опасалась их публиковать. Составители книги Олег Фельдман и Нина Панфилова решили опубликовать все документы «работы» следователей с Мастером без изъятий, в хронологической последовательности. Незаконченная вступительная статья театроведа Олега Фельдмана (1937-2021) объясняет исторический контекст и методы следствия. Но при этом в самом тексте отсутствуют развернутые комментарии для современного читателя, который плохо себе представляет, каким путем добывались показания и признания.

1 марта 2022 Департамент культуры города Москвы сообщил об объединении Центра имени Мейерхольда (ЦИМ) с театром «Школа драматического искусства» «в связи с прекращением трудовых отношений с руководством Центра». Незадолго до этого был уволен худрук ЦИМа режиссер Дмитрий Волкострелов, руководивший Центром с 2020. 24 февраля 2023 с должности директора ЦИМ ушла по собственному желанию Елена Ковальская. В разные годы она была экспертом Минкульта, Департамента культуры Москвы, экспертом и фестиваля «Золотая маска», руководила Фестивалем молодой драматургии «Любимовка» и «Школой театрального лидера» (где учились, в частности, режиссер Дмитрий Волкострелов и художница Ксения Перетрухина). Став в 2013 арт-директором ЦИМа, Ковальская создала систему многочисленных кружков и мастерских для зрителей (стендап, сценическая речь и т.д.), фактически создала ЦИМ как социальный институт. Перформанс «Протокол Мы», созданный в кружке Саши Денисовой и хореографа Константина Челкаева, попал в лонг-лист фестиваля «Золотая маска». Новым директором объединенных ШДИ и ЦИМа стала Ольга Соколова, из-за разногласий с которой ШДИ в 2018-м покинул Дмитрий Крымов. 7 июня 2024 департамент культуры города Москвы объявил о присоединении бывшего Центра имени Всеволода Мейерхольда к Московскому еврейскому театру «Шалом».

3 марта 2022 без объяснения причин была уволена Наталья Макерова, заведующая Музеем-квартирой Мейерхольда в Брюсовом переулке в Москве, который с 1997 является филиалом Бахрушинского музея. Наталья Макерова, сначала работавшая в музее научным сотрудником, после смерти Марии Валентей в 2003-м возглавила учреждение и руководила им 20 лет.

6 марта 2022 стало известно, что Музей-квартира Мейерхольда закрыт. В июле Бахрушинский музей объявил о начале реставрационных работ в филиале. «Реставрация мемориальной квартиры Всеволода Мейерхольда входит в комплекс работ по созданию первого Музейно-театрального квартала “Бахрушинский”, – говорится на сайте музея. – Здесь будет создана экспозиция “Мейерхольд. Открытие будущего”, посвященная открытиям знаменитого режиссера, сформировавшим язык современного театра».

После реставрации, как сообщает Бахрушинский, «каждая комната квартиры будет выполнена в особой стилистике: дореволюционный период – в стиле символизма, модерна, советский период – в стиле конструктивизма. Посетители проследят главные этапы жизни и творчества Мейерхольда в разных исторических эпохах. “Эффект присутствия” добавят аутентичные предметы интерьера. В кабинете хозяина сохранится композиция по образцу 1934 г. с подлинными вещами и мебелью, например, чертежной доской, служившей режиссеру рабочим столом». Также в интерьер музея будут добавлены интерактивные инсталляции и цветовые проекции со звуком («развевающиеся красные флаги, крики революционной толпы, музыкальные мотивы «Интернационала» и «Варшавянки» и фигура Мейерхольда на фоне афиши знаменитой «Мистерии-Буфф» по пьесе Владимира Маяковского»).

28 июля 2022 сгорела дача Всеволода Мейерхольда и его жены, актрисы Зинаиды Райх, расположенная в подмосковной Балашихе на улице Есенина неподалеку от усадьбы Горенки. Бывшая жена Есенина Зинаида Райх купила эту дачу на гонорары от посмертного издания четырехтомника его произведений, и поселилась здесь со вторым мужем – Всеволодом Мейерхольдом. Супруги прожили здесь 13 лет, вплоть до ареста Мейерхольда и убийства Райх в 1939. Сюда перебрались выселенные из московской квартиры дети Райх – Константин и Татьяна Есенины. В доме часто гостили известные деятели искусства: писатели, артисты, композиторы, в том числе Юрий Олеша, Сергей Мартинсон, Эраст Гарин, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович. Позже в мансарде дома были спрятаны архивы Мейерхольда. Пожар на даче начался предположительно из-за удара молнии. Рядом не было оборудовано ни одного пожарного гидранта, за водой машины ездили в Балашиху. Локализовать огонь удалось спустя несколько часов, когда площадь пожара достигла 100 квадратных метров. Двухэтажный деревянный дом серьезно пострадал: от него остался обугленный остов, русская печь и винтовая лестница.

Юбилейный год: Петербург

Роль флагмана юбилейных событий и проектов 2024 взял на себя Александринский театр и его руководитель Валерий Фокин (с 1988 он был председателем Комиссии по творческому наследию Вс. Э. Мейерхольда, с 1991 по 2011 – генеральным директором и художественным руководителем Центра имени Вс. Мейерхольда, в 2011 стал президентом ЦИМа).

Творческая биография Мейерхольда в период с 1907 по 1917 была тесно связана с Императорской Александринской сценой. В Александринском театре Всеволод Мейерхольд ставил спектакли «У царских врат» (1908; Кнут Гамсун), «Шут Тантрис» (1910; Эрнст Хардт), «Дон Жуан» (1910; Жан-Батист Мольер), «Красный кабачок» (1911; Юрий Беляев), «Заложники жизни» (1912; Федор Сологуб), «На полпути» (1914; Артур Пинеро), «Зеленое кольцо» (1915; Зинаида Гиппиус), «Стойкий принц» (1915; Педро Кальдерон), «Гроза» (1916; Александр Островский), «Маскарад» (1917; Михаил Лермонтов).

По инициативе Валерия Фокина имя Всеволода Мейерхольда с августа 2022 носит Новая сцена Александринки.

Сезон Александринского театра 2023/2024 был официально посвящен 150-летию режиссера и назван «Мейерхольдоведение». С 3 по 19 февраля 2024 на Основной и Новой сцене Александринке состоялась серия событий к юбилею Мастера. В их числе: выставка в Царском фойе Основной сцены «Петербургский дом Мейерхольда», посвященная работе молодого режиссера на Императорской сцене; медиации на Новой сцене – опыт сопряжения идей и духа Мейерхольда с тем, чем живет площадка сейчас; две лекции театроведа Вадима Щербакова о московской биографии режиссера и его взаимоотношениях с МХТ; диалог театроведов Николая Песочинского и Кристины Матвиенко «Петербургские адреса Мейерхольда»; открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, куратора Дмитрия Ренанского и композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024». 19 февраля завершила серию юбилейных мероприятий научная конференция «Мейерхольд и русский театр».

12 мая 2023 на территории Александринского театра открылся новый памятник Мейерхольду. Ростовой бронзовый памятник создал скульптор Алексей Архипов, взяв за основу знаменитый портрет Мейерхольда работы Бориса Григорьева. Скульптура установлена внутри двора комплекса Александринского театра в переходе от Новой к Исторической сцене. Перенос плоскостного художественного решения с полотна Григорьева в формат объемной ростовой скульптуры в результате дал эффект карикатуры (коими Мастер и так не был обделен в течение жизни).

9, 10, 11 февраля 2024 состоялась премьера спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива ГосТИМа в декабре 1937 по следам статьи П. М. Керженцева «Чужой театр», опубликованной в газете «Правда».

Юбилейный год: Москва

В Москве к юбилею Мастера прошли две довольно скромные выставки.

С 29 февраля по 21 апреля 2024 в Доме-музее К. С. Станиславского работала выставка «Театральная академия В. Э. Мейерхольда», посвященная раннему периоду творчества режиссера, связанному с историей Художественного театра. На выставке были представлены макеты, костюмы, фотографии, архивные документы. Ключевой сюжетный ход выставки – «притяжение и отталкивание» двух театральных гениев Станиславского и Мейерхольда – был заявлен, но не получил должной разработки.

В галерее «На Шаболовке» с 23 февраля по 21 апреля 2024 можно было посетить выставку «Биомеханика Мейерхольда. Актер. Кукла» – совместный проект галереи с Музеем Театра кукол имени Образцова. Кураторами стали сотрудники Музея Театра кукол Галина Широкова, Гордий Салтыков и Юлия Балдина. В экспозиции были представлены деревянный Буратино, созданный для съемок фильма «Золотой ключик» (1939), кукла би-ба-бо, портрет Мейерхольда с дарственной надписью Сергею Образцову, перчаточные и тростевые куклы 1930-40-х из коллекции музея, а также чертежи изобретателя биомеханической куклы Виктора Швембергера (1934), Бориса Тузлукова, Валентина Андриевича, эскизы и куклы Елены Луценко, Виктора Никоненко, Виктора Антонова. Бахрушинский музей предоставил для выставки кадры кинохроники и фотографии конца 1920-х годов с биомеханическими этюдами в исполнении учеников Мейерхольда, а Центральная научная библиотека СТД – книгу о кукольниках, которую Мейерхольд привез Образцову из Праги.

Бахрушинский музей планирует провести выставку «Маскарад», посвященную постановке В. Мейерхольда, и Международную научную конференцию «Бахрушинские чтения – 2024», посвященную 150-летнему юбилею Мейерхольда и 130-летию Бахрушинского театрального музея. На момент написания текста (июль 2024) точные даты неизвестны.

ГИТИС – Мастеру

В театроведческой сфере событием стала Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего», прошедшая в ГИТИСе 18 и 19 апреля 2024.

Организаторы конференции:
Российский институт театрального искусства – ГИТИС
Государственный институт искусствознания
Российский государственный институт сценических искусств
Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина
ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий
Балтийский федеральный университет имени И. Канта

Два дня конференции вместили в себя высочайшую плотность событий и форматов. В конференции приняли участие 33 докладчика. Программа конференции включила в себя четыре тематические секции.

На секции «Мейерхольд за рубежом: идеи, приемы, влияния» докладчики рассмотрели многочисленные круги контекста, окружающие творчество Мейерхольда:
«Мейерхольд и немецкие кабаретисты 1910-х годов» (Е. Пенская, А. Михайленко),
«Мейерхольд и Маяковский – взаимное влияние в “Мистерии Буфф”» (Н. Осис),
«Влияние творческого наследия Всеволода Мейерхольда на художественную систему Ежи Гротовского» (С. Васильев),
«Взаимодействие театра и кино: Э. Пискатор и В. Э. Мейерхольд» (Л. Григорьева).

Любопытный доклад «Следы эстетики пластической выразительности актера японского традиционного театра Кабуки в биомеханике Вс. Мейерхольда» подготовил В. А. Нижельской (арт-директор Ryutsu Keizai University, Чиба, Япония), установивший понятийные и структурные соответствия между театром Мейерхольда и японской театральной традицией. Особый интерес вызвал доклад М. М. Гудкова (СПбГУ, Санкт-Петербург) о несостоявшихся американских гастролях ГосТиМа «“К сожалению, шансов на визит Мейерхольда в Америку становится все меньше и меньше…” (Организатор гастролей ГосТиМа в США – импресарио Сидни Росс)».

В рамках секции «Режиссерский метод Мейерхольда: эволюция и революция» с докладом «Мейерхольд в Оперном театре им. К. С. Станиславского: состоявшееся и несостоявшееся» выступил Д. В. Абаулин, руководитель литературно-драматургической части МАМТа. Доклад Е. А. Вдовиной (Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина) был посвящен малоизученной теме – «Мейерхольд на радио: малоизвестные страницы творческой биографии Мастера».

Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» (совместно с Балтийским федеральным университетом им. И. Канта) объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда.

Секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» (совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий) включила в себя мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актера со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актера были задействованы цифровые технологии (компьютерная стабилометрия). Мастер-класс по классическим биомеханическим этюдам провел А. А. Левинский, актер и режиссер, преподаватель ГИТИС, изучавший биомеханику в 1970-х под руководством Николая Георгиевича Кустова – педагога в школе при Театре Мейерхольда.

В рамках конференции состоялась дискуссия режиссеров «Идеи Мейерхольда в современном театре и театральной школе». Влияние Мейерхольда на современную сцену и театральное образование обсудили худрук Национального театра Греции Стафис Ливафинос, основатель итальянской Экспериментальной школы актера Ферруччо Меризи, худрук Александринского театра Валерий Фокин, экс-худрук Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки (1994-2022) Михаил Резникович, худрук «Московского театра Эрмитаж» Михаил Левитин, преподаватель кафедры режиссуры драмы ГИТИС Олег Долин, декан режиссерского факультета ГИТИС Екатерина Гранитова-Лавровская и профессор ГИТИС Александр Бармак.

На конференции также состоялась презентация двух книг «Мейерхольд Вс. Э. Наследие. Спектакли: „Ревизор“ Подготовка сценического текста»

Завершил конференцию показ спектакля. Студенты Мастерской Владимира Андреева (художественный руководитель – Ольга Якушкина) сыграли в 26 аудитории ГИТИСа трагедию «Макбет» в постановке Алексея Левинского.

До конца

Среди ожидаемых в нынешнем году мероприятий, приуроченных к 150-летию Мейерхольда, отметим еще два.

С 23 августа по 9 сентября в Нижнем Новгороде состоится фестиваль «Современная музыка. Шостакович. Мейерхольд. Шнитке». В концертной программе 28 августа прозвучит музыка к спектаклям Мейерхольда. В программе: М.Ф. Гнесин – «Еврейский оркестр на балу у Городничего», сюита из музыки для симфонического оркестра к спектаклю В. Мейерхольда «Ревизор» (1926); С.С. Прокофьев – «Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю В. Мейерхольда; Д.Д. Шостакович – «Клоп» музыка к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского (1929). Исполнители: оркестр и хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Дирижер – Иван Великанов.

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства анонсировал выставку «Казус Мейерхольда» (ноябрь 2024 – апрель 2025). Кураторы: Наталья Метелица, Ирина Климовицкая. Личность мастера будет исследоваться через многообразие его творческих взаимовлияний: режиссеры, артисты, художники, писатели, с которыми он вел диалог, порой через века. В этом «круге Мейерхольда» Метерлинк, Чехов, Блок и Маяковский соседствуют с Кальдероном, Гоцци, Гофманом и Лермонтовым, Станиславский и Комиссаржевская – с Теляковским, Головин – с Татлиным и Малевичем, а Глинка – с Прокофьевым и Шостаковичем. На выставке будут представлены живописные и графические произведения, документы, афиши, видеоинсталляции. Среди предполагаемых партнеров выставки – Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей истории города, Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Музей Академии художеств.

Вспоминая, как тонко и пронзительно история Всеволода Мейерхольда была рассказана на выставке «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы – Петербург Дягилева» (18 ноября 2022 – 16 апреля 2023, кураторы: Аркадий Ипполитов (1958-2023) и Наталья Метелица), организованной Музеем в партнерстве с фестивалем «Дягилев. P.S.», хочется верить, что грядущий проект станет достойным завершением непростого юбилейного года.

Екатерина РОМАНОВА