Губайдулина — Липсу: «Вы знаете за что я полюбила баян? За то, что он дышит»

Губайдулина — Липсу: «Вы знаете за что я полюбила баян? За то, что он дышит»

31 августа в зале «Пакгаузы» концертом “In Croce” из произведений Софии Губайдулиной продолжился фестиваль «Баян.ру. От фольклора до авангарда».

Сочинения Софии Губайдулиной для баяна, созданные в сотворчестве с выдающимся баянистом Фридрихом Липсом, произвели переворот в музыке для этого инструмента.

Результатом их содружества стали “De profundis” (1978), партита «Семь слов» (1982), соната “Et exspecto” (1985) и концерт для баяна с оркестром «Под знаком Скорпиона» (2003).

Художественный руководитель фестиваля Андрей Устинов сказал во вступительном слове к концерту: «Имя Софии Губайдулиной я произношу с особым трепетом, восхищением и любовью. И потому, что люблю ее музыку, и потому, что общение с ней, как и ее музыка, открывали мне новые духовные пространства.

Мы несколько раз встречались, беседовали. Она была участником проекта «Персона-композитор» «Музыкального обозрения» и Московской филармонии. Мы принимал участие в организации и проведении концертов и нескольких фестивалей ее музыки. Впервые мы встретились после ее отъезда из России в 1993 году. Она приехала в Казань на большой фестиваль ее музыки. Нас принимал президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Всех участников и Софию Асгатовну поселили в президентской резиденции в центре Казани. На концерте Шаймиев подарил Губайдулиной соболиное манто. В Казани в декабре 1993 года мы сделали наше первое интервью.

Она тогда говорила мне: «Художник должен быть освобожден от всяческого страха. Так же, как исполнитель должен иметь свободные руки, так же и композитор должен иметь свободную душу».

Каждый раз, потом, когда она приезжала в Москву, а это было в основном на ее юбилейные фестивали, мы встречались, беседовали, и появлялись новые интервью.

В январе 2007 года мы встретились где-то на Добрынинской в Москве, сели в мою машину и поехали в редакцию. Разговорились и я, понимая, что теряю драгоценные ее мысли, в машине включил диктофон. Беседу мы продолжили в редакции. Тогда Губайдулина говорила: «Наше искусство иной раз направлено именно на то, чтобы выявить архетип трагедии мира — исчезновения. С самого начала существования эта трагедия существует. Сейчас этот архетип настолько явственен, что изживание, переживание этого момента только и может нас спасти».

Потом был концерт абонемента «Персона-композитор» в 2011 году. Программу составила сама София Асгатовна И мы снова на сцене беседовали.

К 25-летию «Музыкального обозрения» в 2014 году мы получили звуковое поздравление от Губайдулиной: «Мы переживаем сейчас сложное время. Цивилизация пришла к такому состоянию, когда больше ценится развлечение. Развлекать и увлекать — два разных вида искусства. Газета «Музыкальное обозрение» увлекает. У вас широкий масштаб, широкий взгляд. Сейчас, очень важно именно это»

Затем был Фестиваль 2016 года к 85-летию, концерты в Московской филармонии и Доме музыки.

И новое наше интервью… 2021 год, 90-летие.

София Губайдулина – резидент нашего фестиваля «Сотворчество» в Саратове. А в Московской филармонии – я провел цикл концертов ее музыки в абонементе «Баян.ру».

«Новшества, которые внес Липс, — писала исследователь творчества Губайдулиной Валентина Холопова, — позволили расширить шкалу экспрессии, вплоть до извлечения натуралистических интонаций — стона, вздоха, дыхания. Баян стал как бы живым человеком, живым существом.

Не случайно когда-то Губайдулина сказала Липсу: «Знаете, за что я полюбила это чудовище? — показывая на баян. — За то, что оно дышит».

Открыло вечер произведение Губайдулиной для баяна «De profundis» Оно Написано на 129-й Псалом из Песни Восхождения «De profundis»

“Из глубины взываю к Тебе, Господи”,
Господи, услышь голос мой.
Пусть твои уши будут внимательны к голосу моей мольбы.
Если ты замечаешь беззакония,
Господи, кто устоит?
Ибо с тобою умилостивление».

В «De profundis», три круга развития, Внутри каждого из трех кругов — три контрастные темы и три образа:

– бездонное страдание,
– мучительное восхождение
– и сияние милости.

Программу представили баянист Иосиф Пуриц (лауреат 30 международных конкурсов, ученик Фридриха Липса, скрипачка Марина Катаржнова и виолончелист Кирилл Родин.

Слушатели, заполнившие зал «Пакгаузов», с напряженным, всепоглощающим вниманием воспринимали музыку Софии Губайдулиной.

После концерта — вознаградили музыкантов и ведущего концерта долгими овациями, благодарив за потрясающие художественные впечатления и глубочайшие смыслы, заложенные в программе.

«МО»