Год Альфреда Шнитке

24 ноября исполнится 90 лет со дня рождения выдающегося композитора XX века
Год Альфреда Шнитке

Творчество Шнитке — константа отечественной и мировой музыкальной жизни в течение более полувека. Его сочинения звучали и продолжают звучать в концертных залах и театрах, в исполнении ансамблей, оркестров, хоров, солистов. За сравнительно недолгую жизнь (63 года) Шнитке написал более 200 произведений для разных составов, музыку более чем к 60 художественным и анимационным фильмам, театральным постановкам. И сегодня постановщики постоянно обращаются к музыке Шнитке в балетах, фильмах, спектаклях.

Не будучи русским по крови, Шнитке, возможно, как никто другой воспринял и унаследовал духовные традиции русской музыки и русской культуры. В его музыке слышен голос художника, отчетливо видящего все пороки окружающего мира, испытывающего чуть ли не физическую боль от того, что духовные, моральные, этические ценности подвергаются в этом мире жесткому давлению, а зло и жестокость часто берут верх над добром и человечностью. В его музыке — протест и противостояние злу, насилию и жестокости мира. Шнитке, как и его современники, начинал свою творческую деятельность «под знаком» Дмитрия Шостаковича. А после его смерти подхватил и передал в своем творчестве это ощущение пульса времени, обнаженный нерв, пронзительную ноту обостренного неравнодушия, гипертрофированной отзывчивости, способности воспринимать чужую боль как свою — все, чем всецело проникнута музыка Шостаковича.

«Мне кажется, что Альфред — такой же, как Шостакович, летописец времени, перевернувший следующую страницу летописи России в музыкальном искусстве» (Геннадий Рождественский).

«Альфред является большим зеркалом времени, потому что он не заигрывал, не кокетничал с этим временем, а жил в нем» (Гидон Кремер).

Один из знаков музыки Шнитке — сопоставление мажора и минора, острая интонация малой секунды, которая, расслаиваясь, символизирует дуализм: между адом и раем, светом и тьмой, Фаустом и Мефистофелем, богом и дьяволом, болью и радостью.

К памятной дате

Интенсивность звучания музыки Шнитке заметно возрастает в годы памятных дат. Так было в год 70-летия со дня рождения композитора (2004), 75-летия (2009), 80-летия (2014), 2019 (85-летия). К 90-летию же статистика исполнений прямо-таки зашкаливает. Вот и Денис Мацуев, нечасто обновляющий репертуар, обратился к Фортепианному концерту Шнитке и исполнил его в Московской филармонии.

90-летие Шнитке отмечается на государственном уровне. Почти за два года до памятной даты, в марте 2023, с предложением об этом выступил председатель Госдумы Вячеслав Володин, что закономерно: оба они родились в Саратовской области —Володин в одном из сел, а Шнитке в городе Энгельсе.

8 мая 2023 было принято Постановление Правительства РФ о праздновании в 2024 90-летиия со дня рождения композитора и утвержден состав Оргкомитета, который возглавила министр культуры РФ Ольга Любимова.

Фактически «Год Шнитке» начался еще в сезоне 2023/24. Открыл его 20 сентября 2023 Валерий Полянский — друг и соратник Шнитке, первый исполнитель многих его сочинений (хоровых и оркестровых). В исполнении Госкапеллы России под управлением Полянского в Большом зале Московской консерватории прозвучала Четвертая симфония.

Год 90-летия открылся концертом «Альфред Шнитке. Крики временив» в Москве, в Соборной палате. В исполнении камерного оркестра «СВЕТЪ» (дирижер Дмитрий Бородин) прозвучали «Moz-art a la Haydn» для двух скрипок и струнного оркестра, «Concerto grosso» № 1, Концерт для фортепиано и струнного оркестра.

Интенсивность звучания музыки Шнитке заметно возрастает именно в годы памятных дат. Так было в год 70-летия со дня рождения композитора (2004), 75-летия (2009), 80-летия (2014), 2019 (85-летия). К 90-летию же статистика исполнений прямо-таки зашкаливает. Вот и Денис Мацуев, нечасто обновляющий репертуар, обратился к Концерту для фортепиано и струнных и исполнил его в Московской филармонии (20 февраля).

Вот картина мая и июня 2024:

5 мая. Москва, ДК Рассвет. Оркестр im Spiegel. Дирижер Федор Безносиков. Concerto grosso № 1 (в программе также сочинения Вивальди, Пендерецкого, Васкса.

15 мая. Москва, КЗЧ. «Солисты Москвы», Вокальный ансамбль Intrada. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнных, Моцарт. Реквием.

22 мая. Саратовский театр оперы и балета Мировая премьера одноактного балета Дианы Вайловой «Лабиринты» на музыку Альфреда Шнитке (в рамках 37-го Собиновского музыкального фестиваля).

27 мая. Москва, Малый зал консерватории. «BSCH»: От Баха до Шнитке. Концерт скрипичной музыки. Исполнители Степан Якович (скрипка), Павел Нерсесьян (фортепиано), Лилия Гайсина (сопрано). Шнитке. Соната № 1 для скрипки и фортепиано, «Поздравительное рондо», «Тихая ночь»; также в программе сочинения Баха, Шуберта, Шумана.

6 июня. Москва, КЗЧ. Государственный камерный оркестр России. Дирижер Филипп Чижевский. Шнитке (к 90-летию со дня рождения) “Moz-Аrt a la Haydn” для двух скрипок и одиннадцати струнных, солисты Илья Мовчан и Андрей Забавников. Константин Емельянов (фортепиано). Также в программе: Концерт № 4 и Симфония № 70 Гайдна.

9 июня. Москва, Рахманиновский зал консерватории. «Диалоги вне времени». Шнитке. «Seid nüchtern und wachet…», сцены из кантаты «История доктора Иоганна Фауста» (версия И. Холопова для фортепианного дуэта В. Прокушевой и Е. Тарасовой); «Сюита в старинном стиле» для скрипки и фортепиано; сочинения Моцарта, Моцарта – Грига, Бетховена, Шостаковича.

15 июня. Нижний Новгород, Пакгаузы. Концерт «Шнитке. Музыка кино». Российский национальный оркестр. Дирижер Федор Безносиков, солисты Карина Хэрунц (меццо-сопрано). Георгий Екимов (бас). Музыка из кинофильмов «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Сказка странствий».

15 июня. Москва, МКЗ «Зарядье». «Солисты Москвы». Дирижер Юрий Башмет. Шнитке. Трио-соната для струнного оркестра. Также в программе сочинения Моцарта, Бриттена, Губайдулиной.

Выставки

ГЦТМ имени АА. Бахрушина представил онлайн-проект «Альфред Шнитке – рыцарь музыкального авангарда».

Виртуальный проект Бахрушинского музея рассказывает о творческом пути Альфреда Шнитке и о его сотрудничестве с театром. Специалисты музея собрали более 70 уникальных экспонатов из фондов ГЦТМ: уникальные фотографии, афиши, программы, макет декораций спектакля Театра на Таганке «Ревизская сказка», материалы о совместной работе с Юрием Любимовым, Джоном Ноймаером и другими корифеями театрального искусства. Видеосюжет о проекте транслировался на цифровых экранах в вагонах метро. С помощью QR-кода пассажиры могли перейти на страницу виртуальной экспозиции.

Российский национальный музей музыки с 5 апреля по 21 июля в одном из своих филиалов — Музее С.С. Прокофьева в Камергерском переулке — представляет выставку «Коллажи Альфреда Шнитке». Среди экспонатов — уникальные личные вещи, книги из домашней библиотеки, награды из собрания Шнитке-центра при МГИМ имени А Г. Шнитке, кадры из фильмов, раскадровки, фоны, марионетки, а также техника звукозаписи 1970–1980-х годов из коллекции Государственного центрального музея кино. Видеоматериалы предоставлены Киноконцерном «Мосфильм».

МГИМ имени А.Г. Шнитке

В институте носящем имя композитора (до 1992 Музыкальное училище имени Октябрьской революции, в котором юный Альфред Шнитке прошел первый этап профессионального музыкального образования) в течение года проходит цикл мероприятий, организованных

Концертная декада, посвященная 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, прошла с 3 по 13 апреля 2024 в Доме композиторов и МГИМ им. Шнитке. В 6 концертах прозвучало более 30 сочинений Шнитке (оркестровых, хоровых, камерных, вокальных, фортепианных) в диалоге с сочинениями классиков и современников: Моцарта, Малера, Шостаковича, Б. Чайковского. Исполнители: педагоги и студенты МГИМ им. Шнитке, Концертный хор МГИМ им. Шнитке (художественный руководитель и дирижер Дмитрий Онегин), Московский камерный Шнитке-оркестр и Московский симфонический Шнитке-оркестр (художественный руководитель и дирижер Игорь Громов), Юношеский симфонический Шнитке-оркестр (дирижер Денис Шашкаров).

До конца года пройдут концерты, конкурсы, научные конференции, выставки, другие мероприятия к 90-летию со дня рождения композитора, организованные институтом и «Шнитке-центром» МГИМ имени А.Г Шнитке.

Каждому по «Лабиринту»

В Московской филармонии «первооткрывателем» Года Шнитке стало «Музыкальное обозрение»: 23 октября 2023 прошел первый концерт абонемента из трех концертов «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения. “Лабиринты”» (автор и ведущий Андрей Устинов). Второй и третий концерты состоялись 19 января и 19 февраля 2024.

«Я долго искал название всего юбилейного проекта, — рассказывает А. Устинов. — Искал среди названий сочинений Шнитке, в раздумьях о его музыке. Много читал о ней, прослушал десятки опусов и в итоге остановился на «Лабиринтах»: названии балета Шнитке, написанного в 1971. Идея балета принадлежала Владимиру Васильеву, который выступил как автор либретто и хореограф. Первое исполнение балета (точнее, его первого эпизода) состоялось в 1972 в Москве, на Всесоюзном конкурсе артистов балета. Первое исполнение музыки балета целиком — 7 июня 1978 в Ленинграде (Оркестр старинной и современной музыки под управлением Эдуарда Серова).

В балете два персонажа — Он и Она. Они блуждают по лабиринтам, и только когда выбираются из них, находят друг друга. Мне казалось, что с музыкой Альфреда Шнитке мы пускаемся в этот трудный путь к обретению кого-то или чего-то важного, близкого, своей души. Того, что откроет нам новый мир, примирит нас с ним после долгих скитаний, терзаний, сомнений и душевных мук.

Абонемент, посвященный Альфреду Шнитке, с тем же названием, естественно, продолжился в сезоне 2024/2025. И, надеюсь, продолжится в сезоне 2025/2026.

В Саратовской филармонии осенью 2024 пройдет фестиваль к 90-летию Альфреда Шнитке. Руководство филармонии пригласило меня в качестве художественного руководителя фестиваля. Я сформировал весь проект из восьми концертов с участием замечательных артистов, предложил почти все программы, в том числе и три программы моего абонемента в Московской филармонии. И с согласия Московской филармонии дал фестивалю в Саратове то же название, что придумал для абонемента МГАФ: «Лабиринты».

«Лабиринты» приглянулись и другим. Свердловская филармония, например, для своего фестиваля из четырех концертов, который пройдет с 21 по 24 ноября, взяла название «Лабиринты Шнитке».

22 мая в Саратовском театре оперы и балета на XXXVII Собиновском музыкальном фестивале состоялась премьера балета «Лабиринты» (постановка Дианы Вайловой). В тот же день на фестивале прошел интерактивный лекторий под названием «Лабиринты Шнитке».

Получается, что коллеги подхватили, как знамя, название моего с Московской филармонией абонемента, которое дало имя целому всероссийскому фестивалю музыки Шнитке. Других слов и названий у коллег, видимо, не нашлось».

Фестиваль в Саратове

Фестиваль откроется 11 сентября Концертом двух хоровых коллективов — musicAeterna и Театра хоровой музыки Саратовской филармонии (худ. рук. и главный дирижер Людмила Лицова) под управлением Теодора Курентзиса.

Вместе с «МО» его организаторы — Саратовская филармония имени А. Шнитке, Министерство культуры Саратовской области, при поддержке МК РФ, «Всероссийских филармонических сезонов».

В программа фестиваля — 8 концертов, в которых прозвучат 25 сочинений Шнитке разных жанров: от киномузыки до крупных симфонических партитур: концерты для виолончели с оркестром, для альта с оркестром, для фортепиано и струнного оркестра, Кончерто гроссо № 1. Камерные ансамбли: Фортепианный квинтет памяти матери, Струнный квартет, сонаты для скрипки и виолончели с фортепиано, Сюита в старинном стиле, произведения для инструментов соло, вокальные и хоровые сочинения. A Paganini, Moz-Art, «Прелюдия памяти Д.Д. Шостаковича», «Монолог памяти Олега Кагана», «Пер Гюнт», музыка из фильмов.

На фестиваль приглашены солисты и коллективы МГИМ имени А.Г. Шнитке: симфонический Шнитке-оркестр и камерный Шнитке-оркестр под управлением профессора Игоря Громова; солисты — преподаватели и студенты института.

В фестивале примут участие АСО Саратовской филармонии, квартет имени Бородина, дирижеры Андрей Аниханов, Федор Безносиков, пианисты Павел Домбровский, Андрей Диев, скрипачи Леонид Железный, Роман Викулов, Елена Рольбина, Степан Якович, альтист Сергей Полтавский, виолончелист Борис Андрианов, солистка театра «Новая опера» Ксения Нестеренко.

На дни фестиваля приходится памятная дата — 90-летие со дня рождения Альфреда Шнитке. В этот день, 24 ноября, отмечается и день рождения Саратовской областной филармонии: в этом году исполняется 87 лет со дня ее основания. В программе концерта 24 ноября — хоровые сочинения русских и зарубежных композиторов, сочинение Шнитке «Не сон в летнюю ночь», Увертюра и фрагменты музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и в завершение — музыка Шнитке из кинофильмов «Агония», «Осень», «Сказка странствий».

Собрание сочинений

Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» с 2007 публикует собрание сочинений Альфреда Шнитке. Это совместный проект издательства и Архива Шнитке в Голдсмитс-колледже Лондонского университета. Запланировано 7 серий и более 40 томов (некоторые тома поделены на тетради). На сегодняшний день выпущено 44 издания, еще несколько готовятся к выходу.

Проект поддерживает вдова композитора Ирина Шнитке.

У истоков проекта стоял Александр Ивашкин (1948–2014): виолончелист, дирижер, музыковед, руководитель факультета исполнительства Голдсмитс-колледжа Лондонского университета и директор Центра русской музыки при нем».

Александр Ивашкин был близким другом Шнитке. В 2022 в издательстве «Классика-XXI» вышла книга «Беседы с Альфредом Шнитке», основной материал которой составили записи бесед Ивашкина Альфредом Шнитке 1985–1994 гг.

А.В. Ивашкин явился создателем Архива Шнитке при Голдсмитс-колледже — масштабного фонда сочинений композитора в автографах и копиях. Этот архив и послужил основой Собрания сочинений. Ивашкин плоть до своей кончины руководил их подготовкой, а в дальнейшем работа была продолжена по его плану.

Общую редакцию Собрания сочинения Шнитке осуществляет Алексей Вульфсон: музыковед, редактор издательства «Композитор • Санкт-Петербург».

Главная задача собрания сочинений — сделать музыку композитора доступной в России и странах СНГ, так как многие его произведения здесь никогда не издавались, другие давно стали библиографической редкостью, а в зарубежных публикациях немало ошибок. Тексты публикуемых сочинений сверены с авторскими или авторизованными рукописями и с предшествующими изданиями. Концерты и камерные сочинения печатаются с сольными партиями, которые отредактированы исполнителями, работавшими с композитором: Ириной Шнитке, Мстиславом Ростроповичем, Наталией Гутман, Марком Лубоцким, Олегом Крысой.

В январе 2024 были опубликован том 18: партитура и партии сольных инструментов Концерта на троих (Konzert zu Dritt) для скрипки, альта, виолончели и струнного оркестра.

Подробная информация — на сайте издательства.

«МО»