You have no items in your cart.
Фестиваль «Баян.ру» в Нижнем Новгороде завершен (фотогалереи)
Исполнением «Гольдберг-вариаций» Баха в Нижнем Новгороде, в Концертном Пакгаузе, 7 сентября завершился фестиваль «Баян. ру. От фольклора до авангарда».
«Гольдберг-вариации» прозвучали в уникальной версии для баяна и гитары, созданной в проекте «Баян.ру» в 2022 году. Исполнители — лауреаты международных конкурсов баянист Иосиф Пуриц и гитарист Ровшан Мамедкулиев.
Во вступительном слове художественный руководитель фестиваля Андрей Устинов отметил:
«Есть в истории культуры и искусства, в истории музыки такие произведения гениев, которые в любое время и всякий раз потрясают нас, независимо от того, сколько раз мы их слышали или видели.
Ника Самофракийская, «Страсти по Иоанну» Баха, Реквием Моцарта, 9-я симфония Бетховена, Реквием Верди, 6-я симфония Чайковского, 5-я симфония Шостаковича, «Гамлет» Шекспира, «Евгений Онегин» Пушкина, «Страшный Суд» и «Давид» Микеланджело, «Мыслитель» Родена, «Демон» Врубеля, «Танец» Матисса…
Таким произведением являются и «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха.
Это вершина творения духа человеческого.
Это произведение, как большое путешествие, Паломничество.
Или как жизненный путь, Судьба.
Бах написал Арию с вариациями для двухмануального клавесина.
Однако гениальность сочинения влекла музыкантов всех специальностей исполнить его на своих инструментах.
Появились версии – для органа, струнного трио, ансамбля духовых, ансамбля гитаристов, маримбы, для 16-голосного хора и ансамбля барочных инструментов, дуэта виол да гамба, для флейты, альта и арфы, саксофона, фортепиано и контрабаса…
В прошлом году мы с Иосифом Пурицем и Ровшаном Мамедкулиевым в проекте Баян.ру впервые представили мировую премьеру версии Вариаций для гитары и баяна. И должен сказать, что в истории для этих инструментов не существует таких масштабных сочинений.
«Поднявшись, в горы ты становишься ближе к небесам ты уже там, где летают птицы, — говорил Джон Элиот Гардинер. — И как после долгого пути в горах, ты вдруг видишь вдали дерево, его крону с листьями и тенью под ним – ты останавливаешься и садишься в тени этого дерева.
Вокруг высятся мощные, исполинские, незыблемые горы, их бескрайний ландшафт. Горные вершины уходят за горизонт, теряются в облаках и душа парит в этом пространстве. Кажется, что это пространство и есть твоя Душа.
И место это – и есть место музыки Баха. Место той высоты, откуда она к нам явилась. При всей ее земной человеческой жизненной силе.
Он — Бах — показывает нам, как с помощью совершенства его музыки можно превзойти наши собственные несовершенства – чтобы Божественное — стало человеческим, а человеческое — Божественным. Без сомнения, — в ней живет высокое измерение жизни».
На портрете Баха, написанного художником Хаусманом в 1749 году, за год до смерти Баха, Бах в руке держит шестиголосный канон.
Ноты обращены к нам.
Бах как бы предлагает нам их исполнить …
Или пуститься с ним в путешествие…
Куда и откуда бы мы ни двигались в путь в музыкальном искусстве, от григорианского хорала, раннего барокко, от музыки новейших течений, мы так или иначе отовсюду, по-прежнему, пока еще, возвращаемся в своей жизни к Баху.
Пространство его музыки — точка бесконечного возвращения и снова начала».
Накануне, 6 сентября, прошел концерт музыки Астора Пьяццоллы в исполнении ансамбля «Пьяццолла-STUDIO» во главе с Фридрихом Липсом, который в начале 1990-х первым познакомил российских слушателей с творчеством аргентинского маэстро.
Публика с восторгом принимала танго Пьяццоллы, в середине ХХ века покорившие весь мир и не теряющие своей популярности по сей день.
Все концерты фестиваля прошли при аншлаге, продемонстрировали высочайший уровень исполнительского мастерства и художественное совершенство программ.
После концерта 31 августа In Croce из произведений Софии Губайдулиной одна из слушательниц благодарила «за вертикаль», за высокое измерение жизни и музыки.
Фестиваль «Баян.ру. От фольклора до авангарда» продлился с 26 августа по 7 сентября.
Организатор фестиваля — «Музыкальное обозрение».
Фестиваль прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Особенность и уникальность фестиваля в том, что он представил баян как инструмент авангарда и классики, фольклора, разместившегося на академической сцене, и новейшей электронной музыки.
Бах и Пьяццолла, Губайдулина и молодые композиторы — наши современники.
Барокко и танго, авангард ХХ столетия и электроакустические композиции века XXI.
Лучшие баянисты России:
Фридрих Липс — мэтр баянного искусства, профессор, народный артист РФ;
Иосиф Пуриц — ученик Липса, представитель уникальной династии баянистов, лауреат 30 российских и международных конкурсов;
Венедикт Пеунов — артист, смело сочетающий в своих программах музыку барокко с электроникой.
Ансамбли «Пьяццолла-STUDIO», “СEAM Artists” Центра электроакустической музыки Московской консерватории.
Образовательная программа: концерты, мастер-классы, творческие встречи участников фестиваля в «Пакгаузах» и Нижегородской консерватории. Мастер-классы прошли при переполненных аудиториях, с большим энтузиазмом и увлеченностью благодарных слушателей — студентов ННГК имени М.И. Глинки.
Как отмечает Андрей Устинов, баян — инструмент молодой. Современному баяну нет и 100 лет. Долгое время инструмент позиционировался как народный. В 1970-е годы Фридрих Липс вывел баян на академическую сцену. И к баяну обратились выдающиеся композиторы. София Губайдулина в сотворчестве с Липсом написала несколько шедевров для этого инструмента. «Знаете, за что я полюбила это чудовище? За то, что оно дышит!», — сказала она о баяне.
Новый импульс развитию баяна на академической сцене дал проект «Музыкального обозрения» «Баян.ру», который работает с 2008 года.
Абонементы в Московской филармонии, концерты в Вологде, Новосибирске, Бердске, Саратове, Омске, Тюмени, Перми, Воронеже, Нижнем Новгороде.
Премьеры сочинений современных композиторов, произведения барокко и классики.
«МО»