Бум Баха

Иоганн Себастьян Бах: каждый день и навеки
Бум Баха
Памятник И.С. Баху, Лейпциг, Церковь Св. Фомы

Иоганн Себастьян Бах, безусловно, наше (и не наше) — всё. Сопровождая музыканта от первых робких шагов за пианино до последних вопросов, которые задают умудренные мастера себе и жизни в конце своего земного пути, музыка Баха образует невидимый позвоночник и музыкальности человека, и личности музыканта.

С другой стороны, в репертуарной картине порой возникают огромные пробелы, когда Бах практически не звучит, или, по крайней мере, не занимает подобающего места в концертной программе, попадая одной-двумя пьесами в странные соседства: «От Баха до ABBA», «От Баха до Стинга»…

Бум Баха

Интенсивность исполнений обычно возрастает в марте, месяце рождения композитора. Дата в этом году не круглая — Иоганну Себастьяну 339 лет — правда, 8 марта исполнилось 310 лет со дня рождения его самого знаменитого сына, Карла Филиппа Эммануила Баха (1714-1788). Однако концентрация «баховских» событий необычайно плотная: концерты, конференции, фестивали, премьеры… За первое полугодие 2024 в поле внимания экспертов попало 2 баховских фестиваля и более 30 концертов.

В этом сезоне к «Гольдберг-вариациям» впервые в своей карьере обратился пианист Юрий Фаворин — одноименную программу он сыграл 16 декабря 2023, в очередной раз продемонстрировав чудеса исполнительской выносливости.

1 марта в Екатеринбурге и органных концертных залах Свердловской области открылся крупнейший в России фестиваль музыки Иоганна Себастьяна Баха — Bach-fest. На открытии фестиваля прозвучали две екатеринбургские премьеры сочинений И. С. Баха: Кантата «Хвали, Иерусалим, Господа» BWV 119 и кантата «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет» BWV 47. Исполнители: Уральский академический филармонический оркестр (художественный руководитель и главный дирижер — Дмитрий Лисс), Симфонический хор Свердловской филармонии (художественный руководитель – Андрей Петренко). Дирижер — Алексей Доркин.

5 марта в Концертном зале им. Чайковского с программой из кантат Баха и его сыновей выступил Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина. Солисты: Василиса Бержанская (меццо-сопрано), Диляра Идрисова (сопрано), Борис Степанов (тенор), Игорь Подоплелов (баритон). Вокальный ансамбль Intrada. В программе: В. Ф. Бах — Симфония для струнных фа мажор. И. С. Бах — Кантата № 209 «Неведомо ему, как это горько» для меццо-сопрано и струнных. К. Ф. Э. Бах — Магнификат для солистов, хора и оркестра.

21 марта в Кафедральном соборе Калининграда на открытии фестиваля «Баховские дни» прозвучала кантата Ich habe genug. Исполнители: Филипп Нодель (гобой), Владимир Красов (бас), Титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко. На закрытии фестиваля 31 марта выступил автор идеи фестиваля Александр Князев с органными и виолончельными произведениями Баха.

27 марта в Московской государственной консерватории состоялась научная конференция «И. С. Бах и его сыновья: контекст, влияния, перспективы», приуроченная к 310-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха. В пандан к конференции 28 марта в Рахманиновском зале консерватории прошел концерт факультета исторического и современного исполнительского искусства «И. С. Бах и его сыновья».

31 марта в Малом зале «Зарядья» Александр Рудин исполнил сюиты Баха для виолончели.

С 2017 в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла существует регулярный проект — «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Доцент Московской консерватории Роман Насонов, дирижер Олег Романенко и ансамбль Collegium Musicum предприняли редкий даже для западной практики эксперимент — исполнить все духовные кантаты Баха на исторических инструментах в одном пространстве, в рамках одного цикла концертов с комментариями, которые помогают понять основания веры и творчества композитора. 30 июня 2024 состоится 9-й концерт цикла — число исполненных кантат достигнет 100, следовательно, будет пройдена ровно половина пути.

«Музыкальное обозрение» не осталось в стороне от баховского пути, представив в сезоне 2023/2024 два совершенно новых проекта в Московской филармонии в рамках Абонемента № 159. BACH: «Гольдберг-вариации» в версии для струнного трио и «Искусство фуги». На эти произведения мало кто осмеливается.

В Камерном зале Московской филармонии 31 марта на концерте совместного абонемента МО и МГАФ «BACH. Иоганн Себастьян Бах “Искусство фуги”» прозвучала мировая премьера версии упомянутого сочинения для баяна и струнного трио. Андрей Устинов (автор и ведущий). Иосиф Пуриц (баян). Марина Катаржнова (скрипка). Сергей Полтавский (альт). Игорь Бобович (виолончель).

Страсти по пассионам

Чтобы услышать сочинения Баха крупной формы — в первую очередь, пассионы — обычно приходилось дожидаться приезда иностранных исполнителей, которые словно рождаются с глубоким пониманием этой музыки и высоким качеством исполнения. В европейских соборах, концертных залах и филармониях каждый год звучат Страсти, Месса си-минор, Рождественская оратория, кантаты… Для нашей же сцены были больше характерны точечные попытки, предпринимавшиеся на волне интереса к барочной музыке, в частности коллективом Questa Musica, оркестром Pratum Integrum и вокальным ансамблем Intrada.

В этом году в апрельской концертной афише в преддверии Пасхи прозвучали все (!) баховские Страсти.

Теодор Курентзис вместе с оркестром и хором musicAeterna с участием Детского хора «Весна» имени А.С.Пономарёва исполнили «Страсти по Матфею» — 8 апреля в Санкт-Петербургской филармонии, 10 апреля в московском концертном зале «Зарядье». «Страстями по Матфею» Курентзис также открыл Дягилевский фестиваль в Перми 20 июня.

Это же сочинение прозвучало 24 апреля в Концертном зале им. П. И. Чайковского в исполнении ансамбля Questa Musica и Хора мальчиков хорового училища имени А. В. Свешникова. Дирижер — Филипп Чижевский. Солисты: Елене Гвритишвили (сопрано). Лилия Гайсина (сопрано). Андрей Немзер (контратенор). Михаил Нор (тенор). Сергей Годин (тенор). Игорь Подоплелов (бас-баритон). Демьян Онуфрак (бас).

«Страсти по Марку» звучали в «Зарядье» 25 апреля в исполнении оркестра Pratum Integrum и вокального ансамбля Intrada. Дирижер — Йорн Бойзен. Диляра Идрисова (сопрано). Михаил Нор (тенор). Игорь Подоплелов (бас). Анастасия Бондарева (альт). Напомним, что «Страсти по Иоанну» Intrada исполнила уже дважды: 22 октября 2022 с оркестром Pratum Integrum в Зале Зарядье; 4 октября 2023 с Государственным академическим камерным оркестром России в КЗЧ. Также в активе Intrada — исполнения «Рождественской оратории» Баха под управлением британского дирижера Джереми Уолкнера в сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» (21 декабря 2022, МКЗ Зарядье) и в сопровождении ГАСО России им. Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (6 января 2020, Филармония-2).

«Страстям по Иоанну» в этом году нашлось место в апрельской программе абонемента «Мастер и Маргарита» Санкт-Петербургской филармонии. Камерный оркестр Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии и хор Санкт-Петербургской консерватории выступили под управлением дирижера Лео Кремера (Германия). Концерт сопровождался чтением фрагментов романа Михаила Булгакова в исполнении актера Александринского театра Николая Мартона.

Слово о Бахе

Говоря о моде на барочную музыку, нельзя не вспомнить о «генделемании», которая охватила российскую музыкальную сцену с 2009 (см. статью Ларисы Кириллиной «От почитания до любви: Гендель покоряет Россию» в № 9 (435) газеты «Музыкальное обозрение» за 2018). Сейчас Гендель — пышный, роскошный, темпераментный — явно отступил в сторону. На авансцену вышла строгая фигура кантора церкви святого Фомы. Стоит задаться вопросом — почему?

Один из возможных ответов — музыка Баха сегодня востребована не только ушами, но и душой.

Музыка, которая взывает к покаянию. Музыка, которая дарует утешение.

«Музыка Баха и вообще его фигура для меня играют основополагающую роль…» «Для меня Бах — это символ совершенства» (София Губайдулина, цитаты из интервью)

«У просвещенного человека, цивилизованного европейского мира, после слова — Бах — в сознании и душе возникает огромный мир. Мир без границ, с необычайными высотами и бескрайними далями. <…>

Всякий раз, когда мы исследуем музыку Баха, у нас возникает чувство, будто мы проделали большой путь к отдаленному, но восхитительному звуковому пейзажу, и совершили по нему путешествие. Каждый раз, когда нам казалось, что мы достигли цели, это было лишь новой остановкой на нашем пути и отправной точкой для дальнейших странствий — для новой встречи и нового сотрудничества с Бахом». «На всем протяжении жизненного пути музыка давала Баху возможность предвидеть жизнь на небесах и снабжала его оружием, с помощью которого он сражался со страхом смерти. Бах возможно, до самых последних дней хранил надежду присоединиться к ангельскому хору, воспользовавшись привилегией – принадлежащей, по мнению многих в то время, музыкантам – войти на небеса через особую дверь». (Джон Элиот Гардинер. Музыка в Небесном Граде: Портрет Иоганна Себастьяна Баха [пер. с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич]. М., Rosebud Publishing, 2019).

«Если есть на свете хоть один музыкант, о котором можно сказать, что он универсален, что каждое новое поколение в течение двухсот лет, прошедших со дня его смерти, воспринимает его с позиций своей эпохи; что он может выдержать любые суждения, любые прогрессивные идеи и изменения словаря и продолжает несмотря ни на что оказывать на людей многостороннее воздействие, животворное и в то же время таинственное, — то это Себастьян Бах. Он, пожалуй, единственный музыкант, на произведениях которого во все времена строились самые разные, порой противоположные художественно-эстетические теории и концепции. <…> Бах возносится над всеми художественными догмами, над всеми вопросами, касающимися стилистики, вкуса, языка, над легкомысленными и выхолощенными эстетическими концепциями». (Г. Гульд в книге Б. Монсенжона «Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик!»; М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2008)

Екатерина РОМАНОВА