Брукнеромания по-русски

Антон Брукнер. 200 лет со дня рождения
Брукнеромания по-русски

В год 200-летия со дня рождения австрийского композитора его 10 симфоний, включая Нулевую (в разных редакциях) шествуют по российским городам и оркестрам.  

В новом году у российских оркестров и дирижеров появилось новое увлечение: Антон Брукнер. Композитор, которого наши исполнители никогда особо не жаловали своим вниманием, — вдруг стал чуть ли не властителем дум, наряду с неизменными Чайковским, Рахманиновым, Бетховеном и Брамсом.

Очевидно, что причина наступившей «брукнеромании» — памятная дата: 4 сентября исполнится 200 лет со дня рождения композитора. Никаких постановлений по поводу празднования 200-летия Брукнера в России не принимали, однако любовь и тяга к его музыке обуяли симфоническое сообщество. При том, что сложность концепции и формы, проблемы с духовыми инструментами и м музыкантами-духовиками (особенно на медных) всегда считались препятствиями к исполнению симфоний Брукнера в России.

В самом деле, в каком оркестре найдутся исполнители на вагнеровских тубах, используемых в трех последних симфониях? А восемь валторн и две тубы в 8-й и 9-й симфониях? Во многих ли оркестрах есть столько исполнителей на медных инструментах, да и качественных инструментов?

Брукнер-Проекты

На Брукнера замахнулся оркестр театра «Новая опера». В театре прошел абонемент «Брукнер +», в каждом из концертов которого звучали сочинения австрийского композитора в окружении музыки его современников:

8 декабря — Te Deum для солистов, смешанного хора, оркестра и органа, дирижер Ян Латам-Кениг (а также симфонические фрагменты опер Вагнера)

6 апреля — Кантата Helgoland для мужского хора и оркестра и Псалом 150 для сопрано, смешанного хора и оркестра (а также симфония и сюита его младшего современника Ганса Ротта), дирижер Федор Леднев.

11 мая — Месса № 3 фа минор для солистов, смешанного хора и оркестра, дирижер Филипп Чижевский.

Санкт-Петербургская филармония предлагает абонемент, рассчитанный на два сезона. Играть Брукнера позволяют мастерство, опыт, состав исполнителей филармонических оркестров. Петербургские музыканты продолжают традиции легендарных исполнений симфоний Брукнера под управлением Евгения Мравинского.

Первый год цикла:

12 ноября 2023: Брукнер. Симфония № 4 «Романтическая»; Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром. АСО филармонии, дирижер Владимир Альтшулер, солист Олег Вайнштейн;

17 февраля 2024. Брукнер. Симфония № 3; Вагнер. Фрагменты опер. ЗКР АСО филармонии, дирижер Феликс Коробов;

19 апреля 2024: Брукнер: Симфония ре минор («Нулевая»); Музыка семьи Штраусов: Вальсы, Польки, Марши. АСО филармонии, дирижер Дмитрий Юровский;

4 июня 2024. Брукнер. Симфония № 9; Моцарт. Симфония № 40

Ко дню рождения Е.А. Мравинского. ЗКР АСО филармонии, дирижер Лео Кремер;

20 июня 2024. Брукнер. Симфония № 7; Шопен. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ЗКР АСО филармонии, дирижер Дмитрий Юровский, солист Мирослав Култышев.

В сезоне 2024/2025 филармония предлагает абонемент из пяти концертов, в которых будут звучать симфонии Брукнера.

Два – Брукнер – два

31 января сразу в двух московских залах одновременно прозвучала последняя 9-я симфония Антона Брукнера. Видимо, так неофициально открылся «Год Брукнера» в России.

В Зале имени Чайковского в абонементе «Диалоги с Брамсом» Девятую симфонию сыграл АСО Московской филармонии, дирижер Филипп Чижевский. В программе также Первый фортепианный концерт Брамса (солист Алексей Мельников).

Симфония прозвучала во втором отделении, то есть началась примерно в 20.00 – 20.15. В это же время — в 20.00 — в Большом зале консерватории начался концерт оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. В программе… Девятая симфония Брукнера!

О том, что в Московской филармонии 31 января 2024 состоится концерт абонемента «Диалоги с Брамсом», было известно еще прошлой весной (абонементы поступили в продажу 7 апреля 2023).

О концерте оркестра musicAeterna стало известно после Нового года. Этим концертом оркестр musicAeterna отметил в Москве свой 19-й день рождения. До этого, 29 января, коллектив отметил свой день рождения исполнением 9-й симфонии Санкт-Петербурге, а в начале февраля — в Краснодаре и Оренбурге.

Петербург, как и Москва, «выстрелил дуплетом»: 17 февраля, в одно время с Четвертой симфонией в Большом зале филармонии, в Концертном зале Мариинского татра под управлением Валерия Гергиева прозвучала Седьмая симфония.

Еще больше Брукнера

3 декабря 2023 Томский симфонический оркестр (дирижер Владимир Понькин) исполнил Вторую симфонию.

Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга (худрук Антон Лубченко) организовал цикл «Брукнеровские среды», в которых с февраля по ноябрь 2024 каждый месяц звучат симфонии Брукнера. Как звучат — видимо, не так уж существенно. Для Лубченко и его коллективов нет репертуарных преград. Главное, что проект запущен.

17 апреля 2024 в Москве, в ДК «ГЭС-2» прозвучала камерная версия Седьмой симфонии Антона Брукнера (переложение для 11 исполнителей Х. Эйслера, Э. Штайна и К. Ранкла) в исполнении ансамбля музыкантов из Санкт-Петербурга, дирижировал Федор Леднев. Это было очень интересно!

27 апреля в театре Новая Опера солисты оркестра театра, приглашенные исполнители: Елена Таросян (скрипка), Ксения Жулёва (альт), Владимир Бальшин (виолончель), пианистка Наталья Казакова в концерте абонемента «Перевернутый концерт» исполнили Квинтет для струнных фа мажор — раннее сочинение композитора (также в программе: Малер – Шнитке. Фортепианный квартет ля минор; Шенберг. «Просветленная ночь»).

30 апреля в Симфонический оркестр Пермского театра оперы и балета под управлением Петра Белякина исполнил Симфонию № 6: и тут оперному все нипочем.

18 мая в Казани и 20 мая в московском зале «Зарядье» ГАСО Татарстана исполнили Девятую симфонию (также в программе Моцарт – Увертюра к опере «Дон Жуан» и Концерт № 20 для фортепиано с оркестром, солист Энджел Вонг).

28 мая в КЗЧ — Первая симфония (Госоркестр России имени Светланова, дирижер Дмитрий Юровский, В программе также Третий фортепианный концерт Бетховена (солист Николай Луганский).

17 июня в Новосибирске филармонический оркестр под управлением Димитриса Ботиниса исполнил Четвертую симфонию. А вот сочетается ли с ней программа первого отделения — «Аранхуэзский концерт» Родриго (в переложении для арфы с оркестром) и концертная фантазия для арфы с оркестром «Шербурские зонтики» Леграна (солистка Софья Кипрская) — далеко не очевидно.

27 июня Девятая симфония прозвучит в Уфе на закрытии 32-го концертного сезона Государственного академического симфонического оркестра Республики Башкортостан. Также в программе Концерт для кларнета с оркестром Моцарта. Солист Артур Назиуллин, дирижер Дмитрий Крюков.

И Брукнер будет длиться и длиться… Невероятное продолжение

В сезоне 2024/2025 шествие Брукнера по России продолжится:

17 сентября в Свердловской филармонии — программа «Брукнер. Отшельник и пророк» (первый концерт абонемента «Известное и неизвестное от Артема Варгафтика». Уральский академический филармонический оркестр под управлением Алексея Доркина исполнит Симфонию № 6, II часть Симфонии № 9, скерцо из Симфонии № 7 (фрагмент).

27 ноября в Красноярске в исполнении АСО филармонии под управлением Владимира Ланде прозвучит Четвертая симфония.

В Московской филармонии 7 декабря — концерт Российского национального молодежного симфонического оркестра под управлением Александра Сладковского. В программе Четвертая симфония Брукнера и Скрипичный концерт Сибелиуса (солист Павел Милюков).

17 мая 2025 — Седьмая симфония в исполнении Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова, дирижер Дмитрий Юровский.

В Санкт-Петербургской филармонии продолжится цикл всех симфоний Брукнера: в исполнении двух филармонических оркестров будут звучать Первая, Вторая, Пятая, Шестая и Восьмая симфонии. 

Несомненно, будет и еще.

Что мы о нем знаем?

Антон Брукнер — одна из загадочных фигур в истории музыки. О его жизни известно немного. С юности он жил один, был очень религиозен. В молодости скромно трудился учителем, в зрелые годы — органистом в церквах. Профессиональное музыкальное образование получил уже после 30 лет, а все его симфонии и наиболее значительные хоровые и органные сочинения написаны во второй половине жизни, после 40. Из значительных вех его жизни стоит назвать преподавание в Венской консерватории и знакомство с Вагнером, который был кумиром Брукнера в творчестве.

Брукнера называли Шубертом второй половины XIX века. Иван Соллертинский писал, что Брукнер — это «Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трех частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской “тристановской” гармонии».

Брукнер — автор 9 симфоний, нескольких месс, Te Deum, светских и духовных хоровых сочинений, органных произведений, нескольких камерных ансамблей.

Сочинения Антона Брукнера ни в СССР, ни в России никогда не входили в постоянный репертуар симфонических оркестров. Огромный состав оркестра, насыщенный медными духовыми, гигантский хронометраж (от 50 до 90 минут!), глобализм концепций — все это представляет большие сложности для исполнителей, да и для слушателей.

Симфонии Брукнера звучали и звучат у нас скорее как исключения, по инициативе выдающихся маэстро. Евгений Светланов с Госоркестром СССР исполнял и записал Восьмую симфонию, Евгений Мравинский со своим ЗКР АСО Ленинградской филармонии — Седьмую, Восьмую и Девятую. Арвид Янсонс дирижировал с ЗКР Третьей и Четвертой симфониями. Юрий Темирканов — Четвертой. Седьмой и Девятой.

Геннадий Рождественский в 1980-х годах записал с симфоническим оркестром Министерства культуры СССР все существующие редакции всех 9 симфоний (более 20 редакций).

В последние 10 лет Симфонии Брукнера входили в репертуар Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского (Первая), Госоркестра Татарстана под руководством Александра Сладковского (Девятая), оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (Четвертая и Седьмая), МГАСО под управлением Павла Когана (Шестая), ГАСК России под управлением Валерия Полянского (Третья)…

Но в сезоне 2023/24 Брукнер, как видим, стал чуть ли не «властителем дум». И это вызывает удивление: неужели стало больше возможностей для исполнения его сочинений? Появились необходимые составы оркестров, особенно духовых групп? Исполнители, качественные инструменты? Маркетологи филармоний «вычислили» интерес и готовность посетителей филармонических залов слушать Брукнера?

И на каждого ли Брукнера есть адекватный дирижер?

«МО»