Баян. История и современность

Баян. История и современность

Баян — инструмент молодой.  Его история, как и история родственных ему клавишно-духовых инструментов (аккордеон, гармонь), насчитывает чуть более двух столетий. В России эти инструменты известны со второй половины XIX века. В разных регионах распространились разновидности гармони. Но современному баяну не более 100 лет.

В 1878 Петр Ильич Чайковский «изобразил» образ гармониста в «Детском альбоме» («Мужик на гармонике играет»). И каждый, кто входит в мир музыки, начав занятия на фортепиано, уже получает от Чайковского впечатление о гармонике. И уже в 1883 году Чайковский включил группу из 4 аккордеонов в III часть Второй Оркестровой сюиты.

22 мая 1935 года в Ленинграде состоялся первый в истории сольный филармонический концерт баяниста — Павла Гвоздева (1905–1969).

В 1937 Прокофьев включил оркестр аккордеонов в кантату «К ХХ-летию Октября».

В 1939 в СССР прошел первый Всесоюзной конкурс баянистов.

В Европе в 1946 Папа Пий XII издал декрет, разрешающий использовать аккордеон в церковной службе наряду с органом.

В России и СССР баян существовал в основном как народный инструмент, с соответствующим репертуаром (песни, частушки, пляски, наигрыши, обработки и переложения народных и эстрадных мелодий).

Наш проект «Баян.ру» — это мир баяна (аккордеона) на академической сцене.

В 1970-е годы Фридрих Липс, тогда молодой артист, первый советский лауреат самого престижного в мире баянного конкура в немецком Клингентале, стал исполнять на филармонической сцене сочинения Александра Холминова (1925–2015), Владислава Золотарева (1942–1975). Новшеством стали сольные концерты Липса с академическими программами. Судьбоносной оказалась его встреча с Софией Губайдулиной. «Знаете, за что я полюбила это чудовище? За то, что оно дышит!» — вспоминает Липс слова Губайдулиной о баяне.

Для Липса и в сотворчестве с ним (и виолончелистом Владимиром Тонха) Губайдулина написала несколько сочинений: «De profundis» (1978) для баяна соло, «Семь слов» для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982),  «Et exspecto» (1985) для баяна соло, симфонические вариации для баяна и большого оркестра «Под знаком Скорпиона» (2003). В репертуар баянистов прочно вошли «In сrосе» — переложение органного сочинения для виолончели и баяна (1979), «Silenzio» для баяна, скрипки и виолончели
(1991), Тройной концерт для скрипки, виолончели, баяна и оркестра (2017).

В те же годы и несколько позже к баяну обратились Кирилл Волков, Роман Леденев, Ефрем Подгайц, Михаил Броннер, Сергей Беринский, Гия Канчели, Эдисон Денисов, Александр Чайковский, Татьяна Сергеева, Алексей Ларин, Кирилл Уманский…, воплощавшие свои самые невероятные художественные замыслы и идеи благодаря колоссальным техническим, тембральным, акустическим возможностям баяна.

Липс открыл новые исполнительские приемы, вошедшие в практику баянистов и композиторов. Для него и по его предложению написано 90% новой русской музыки для баяна.

Есть редкие музыканты-исполнители в истории музыкальной культуры, которые перевернули представление о своих инструментах, вывели их на новый качественный уровень в музыкальной жизни, кардинально расширили репертуар, инициировали создание новых сочинений, завоевали новое место в семье музыкальных инструментов. Среди российских исполнителей это виолончелист Мстислав Ростропович, ударник Марк Пекарский, фаготист Валерий Попов.

В конце 2000-х мы с Фридрихом Липсом мы начали проект «Баян.ру», который продолжаем почти 20 лет. Фестиваль в Нижнем Новгороде — новая вершина нашего проекта.

Проблемы существования баяна в музыкальном пространстве связаны с полярными территориями его бытования. Один полюс — баян Губайдулиной, Денисова, Беринского, Канчели… Другой — «Играй, гармонь», легкомысленные наигрыши, похабные частушки и хмельные пляски.    

Очевидно, что между этими территориями пропасть. Это разные галактики, несоприкасающиеся миры. Однако в образовательной среде они существуют в одном пространстве.

На мой взгляд, диффузия между ними невозможна и вредна. Необходима жесткая граница, стена между ними.

Первая территория проекта Баян.ру — музыка для баяна, живущая в высоком измерении художественного творчества выдающихся композиторов.

Вторая — фольклор и эстрада в лучших своих проявлениях (танго, клезмер), блюз, джаз.

Третья —требующая особой техники, знаний и погружения в специфику исторического исполнительства — музыка барокко, для которой баян уникально приспособлен.

Барокко — музыкальный век и мир, особенно близкие баяну: тембровое разнообразие духовых, хрустальные пассажи клавесина, масштабность и мощь органа, из которого, собственно, и родился баян. Их родство настолько очевидно, что кажется, будто органные шедевры, созданные 300-400 лет назад, написаны для баяна. И этот репертуар идеально ложился на возможности современного баяна.

Четвертый — переложения сочинений классиков, романтиков, корифеев ХХ века.

Пятый — баян в ансамбле с другими инструментами симфонического оркестра.

Шестая — новая территория баяна — музыка последних десятилетий ХХ и первых десятилетий XXI века. Время настоящего прорыва в композиторском сознании; когда баян стали воспринимать как универсальный инструмент с богатейшими возможностями и относиться к нему как инструменту, который может превосходно звучать сольно, с оркестром, в любом ансамбле.

Седьмая территория — новейшие тенденции композиторского творчества наших дней: баян как постоянный равноправный участник ансамблей современной музыки в сочетании с электронными инструментами.

Андрей УСТИНОВ
главный редактор газеты
«Музыкальное обозрение»,
художественный руководитель
фестиваля “Баян.ру. От фольклора до авангарда”