Bach «Suite». Иоганн Себастьян БАХ «СЮИТЫ»

Bach «Suite». Иоганн Себастьян БАХ «СЮИТЫ»

BACH «SUITE»
Иоганн Себастьян БАХ
«СЮИТЫ»

Автор и ведущий Андрей Устинов
Московская филармония. Сезон 2024/25. Абонемент № 117. Камерный зал

Абонемент «Сюиты» — второй сезон цикла BACH «Музыкального обозрения» и Московской филармонии, посвященного Иоганну Себастьяну Баху.

В концертах абонемента «ВАСН. Искусство фуги» в сезоне 2023/2024 прозвучали два грандиозных творения Баха: «Гольдберг-вариации» в переложении для скрипки, альта и виолончели, а 31 марта, в 339-й день рождения Баха — мировая премьера новой версии «Искусства фуги»: для баяна и струнного трио.

Второй сезон абонемента посвящен одному жанру — сюите.

Структура двух концертов абонемента идентична:

  • сюита для виолончели соло,
  • клавирная сюита,
  • сюита для лютни в переложении для гитары.

Сюита — жанр, который Бах довел до совершенства и создал великие сочинения в этом жанре: для виолончели, клавира, лютни (к жанру сюиты примыкают и другие сольные сочинения: сонаты и партиты для скрипки, партиты для клавира).

Шесть сюит для виолончели соло — основа основ виолончельного репертуара. Как и многие другие инструментальные сочинения, они были в Кетене, в период с 1717 по 1723 годы. Уникальная для того времени (да и для нашего тоже) виртуозность сочетается в них с поразительной глубиной мысли и мужественной проникновенностью. «Сюиты для виолончели, — говорил Пабло Казальс, — позволяют заключить, что Бах видел технические возможности этого инструмента, — возможности, которые в то время не получили должного применения. Здесь, как и во многих отношениях, он шел впереди своего времени».

Три лютневые сюиты Баха стали вершиной в развитии этого жанра,  начиная с эпохи Ренессанса. Написанные в разные периоды жизни творчества, они в наши дни входят в репертуар многих гитаристов.

Бах написал 6 Английских и 6 Французских сюит для клавира (отличие одних от других в том, что в Английских сюитах традиционный танцевальный цикл, начинающийся Аллемандой, предваряются развернутой Прелюдией). В концертах абонемента прозвучит Английская сюита № 6 и Партита си минор (Французская увертюра), одно из масштабных клавирных сочинений Баха, длящееся около получаса.

В концертах примут участие молодые и именитые исполнители:

Пианисты — триумфатор Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова в Москве  Александр Ключко (фортепиано), лауреат международных конкурсов Павел Домбровский;

виолончелистки, лауреат международных конкурсов, концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра Лидия Аристова,

обладательница второй премии XVII Международного конкурса имени П.И. Чайковского, победительница Четвертого Всероссийского музыкального конкурса Мария Зайцева;

лауреат международных конкурсов гитарист Ровшан Мамедкулиев.

Заключительный концерт абонемента «ВАСН. Сюиты» пройдет 31 марта 2025, в 340-й день рождения Иоганна Себастьяна Баха.

«Голос Баха может быть порой услышан в его музыке, и, что особенно важно, в тех отпечатках его собственной исполнительской практики, которые она в себе хранит. Его интонации выдают человека, живущего в гармонии с цикличностью природы и сменой времен года, чувствительного к жестоким реалиям жизни, но ободренного надеждой на лучшее посмертное бытие, в обществе ангелов и присоединившихся к ангельским хорам музыкантов.

Музыка помогает нам на мгновение соприкоснуться с болезненными переживаниями, которые он, вероятно, испытал сиротой и одиноким подростком, скорбящим мужем и отцом. Мы находим в ней резкое неприятие ханжества и фальши во всех ее проявлениях, но одновременно – глубокое сочувствие к тем, кто так или иначе переживает кризис веры.

Все это воплощено в музыке Баха, и именно этому она, в значительной мере, обязана своей подлинностью и колоссальной мощью эмоционального воздействия.

Но отчетливее всего мы слышим в ней, с какой радостью, с каким наслаждением Бах прославляет чудеса Вселенной и тайны Бытия – и упивается собственной неуемной Творческой энергией. Послушайте одну из его Рождественских кантат, и музыка наполнит вас восторгом и праздничным ликованием — с невероятной силой, далеко превосходящей все, на что были способны другие композиторы».

«Только благодаря Баху  нашему слуху становится доступен Глас Божий – в человеческой форме. Он прокладывает путь и показывает нам, как с помощью совершенства его музыки можно превзойти наши собственные несовершенства — чтобы Божественное стало человеческим, а человеческое – божественным».

На протяжении всей заключительной части своей жизни Бах искал в музыке новые земли и стремился в них побывать. Понадобился труд нескольких поколений композиторов и исполнителей, чтобы выяснить, что именно представляют собой те интригующие белые пятна на географической карте, которые ее составители обозначили ремаркой Hie sunt dracones («Здесь живут драконы»), — проследовать по маршруту экспедиций Баха и понять, наконец, в чем состояли его открытия. Через два с половиной столетия после его ухода из этого мира никто не решится сказать, что этот процесс завершен».

«Монтеверди передал весь спектр страстей человеческой души в музыке и был первым, кому это удалось сделать; Бетховен рассказывает нам о том, какая чудовищная внутренняя борьба необходима, чтобы преодолевать человеческую немощь и стремиться к Божественному; наконец, у Моцарта мы обнаруживаем музыку, которую, возможно, хотим услышать на небесах. Но только благодаря Баху, музицирующему у себя в Гиммельсбурге, Небесном Граде, нашему слуху становится доступен Глас Божий — в человеческой форме. Он торит путь и показывает нам, как с помощью совершенства его музыки можно превзойти наши собственные несовершенства — чтобы Божественное стало человеческим, а человеческое — божественным».

(Цитаты из книги:
Джон Элиот Гардинер. «Музыка в Небесном Граде»,
пер. с англ. Р. Насонова и А. Андрушкевич)

11 декабря 2024

Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)

Сюита для лютни (гитары) ми минор, BWV 996

Сюита № 3 для виолончели соло до мажор, BWV 1009

Английская сюита № 6 для фортепиано ре минор, BWV 811

Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ (гитара)
Лидия АРИСТОВА (виолончель)
Александр КЛЮЧКО (фортепиано)

Ровшан Мамедкулиев
Лидия Аристова
Александр Ключко
Андрей Устинов

31 марта 2025

340 лет со дня рождения
Иоганн Себастьян БАХ

Сюита для лютни (гитары) до минор, BWV 997

Сюита № 1 для виолончели соло соль мажор, BWV 1007

Партита си минор (Французская увертюра) для фортепиано, BWV 831

Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ (гитара)
Мария ЗАЙЦЕВА (виолончель)
Павел ДОМБРОВСКИЙ (фортепиано)

Мария Зайцева
Павел Домбровский

«МО»