Арнольд Кац. К 100-летию со дня рождения (18.09.1924 — 22.01.2007)

Маэстро и его оркестр
Арнольд Кац. К 100-летию со дня рождения (18.09.1924 — 22.01.2007)

В 1955 году в город Новосибирск приезжает 32-летний никому не известный выпускник факультета симфонического дирижирования Ленинградской консерватории Арнольд Кац, ученик легендарного педагога Ильи Мусина. Предложение создать и возглавить симфонический оркестр в перспективном индустриальном Новосибирске идеально соответствовало творческим амбициям, способностям и свойствам характера молодого музыканта, поэтому он с готовностью его принял.

Так началась деятельность одного из крупнейших творческих коллективов России, возглавляемых его создателем Арнольдом Кацем на протяжении пятидесяти лет.

Надо отметить, что Новосибирск, несмотря на свою молодость, к середине 50-х гг. накопил значительные традиции симфонического исполнительства. В течение трёх военных лет, с сентября 1941 г. по август 1944 г. Новосибирск оказался одним из ведущих в стране центров симфонического исполнительства благодаря деятельности эвакуированного сюда  симфонического оркестра Ленинградской филармонии во главе с Е. Мравинским. После его отъезда симфонические концерты в городе продолжает сначала оркестр только что открытого Оперного театра, а затем, до 1953 г. – воссозданный после войны оркестр радиокомитета. Были в Новосибирске и крупные дирижеры: И. Зак, М. Бухбиндер, Н. Факторович. 1955 год является рубежом для симфонического исполнительства в Новосибирске: закончилась история объединённого оркестра оперного театра и радиокомитета и началась история симфонического оркестра Новосибирской филармонии.

На пути в Новосибирск

Лицо, а во многом и судьбу коллектива определяет руководитель.  Эта истина непреложна. С первого дня на протяжении пяти десятилетий во главе симфонического оркестра Новосибирской филармонии стоял талантливый, обладающий огромной волей музыкант, высокообразованный человек, организатор, чётко представляющий цель и умеющий её добиться.

Творческая биография Арнольда Каца ко времени образования оркестра складывалась следующим образом: Центральная музыкальная школа в Москве, факультет военных дирижеров Московской консерватории, оркестровый факультет, класс скрипки  Московской  (один курс, профессор А.Ямпольский) и Ленинградской (профессора В.Шер и Л.Цейтлин) консерваторий, дирижёрский факультет Ленинградской консерватории,  класс  профессора И.Мусина. Учебу Кац закончил в 1951 г. и год спустя начал карьеру дирижёра. С 1952 по 1954 г.  он руководит симфоническим оркестром и оперным ансамблем в Орджоникидзе, затем уезжает в Сибирь, два года работает дирижёром симфонического оркестра в Томске.  А затем принимает приглашение приехать в Новосибирск.

Почти весь 1956 г. прошел для А.Каца в организационных заботах, главная из которых была связана с поисками артистов оркестра. Дирижёр скрупулезно подбирал кадры, увлекая за собой людей, таких же молодых, как он сам, приехавших в Сибирь из разных городов страны. Первый состав оркестра формировался частично из местных музыкантов, но главным образом из выпускников Московской, Ленинградской, Горьковской, Минской, Свердловской консерваторий. Сложился коллектив молодых исполнителей.

Задача пополнения профессиональных музыкальных кадров оставалась острой и насущной вплоть до конца второго десятилетия существования коллектива. И если сначала главным источником были ведущие консерватории и музыкальные коллективы страны, то постепенно на первый план стала выходить Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки и её выпускники. Особая роль здесь принадлежит новосибирской скрипичной школе, сформированной усилиями профессоров М.Либермана, З.Брона, А.Гвоздева, М.Кузиной.

Ощущая острую нехватку подготовленных кадров для своего оркестра, Арнольд Михайлович принялся за воспитание оркестрового музыканта. Именно поэтому в 80-е гг.  он взял на себя обязанности руководителя симфонического оркестра консерватории, поставив перед собой и студентами цель предельно приблизить принципы его деятельности к работе профессионального коллектива: он ввёл ежедневные репетиции, жёсткие требования к дисциплине, поставил сложные профессиональные задачи. Этот опыт оказался перспективен и дал серьезные результаты, поскольку музыканты приходили в профессиональный симфонический оркестр, уже владея навыками оркестровой игры и осознавая себя частью единого целого. “Мою задачу, – говорил Арнольд Михайлович, – легко сформулировать: я всегда стремился воспитать высокопрофессиональных музыкантов, требуя от них невозможного”.

Динамика развития коллектива внешне выражалась в его количественном росте.  Достаточно сказать, что если в первом составе оркестра играло 60 музыкантов, то уже к концу 80-х их число увеличилось до 90-та. Это позволило расширить репертуарное и стилистическое поле творчества, раздвинуть рамки исполнительских возможностей. Со временем оркестр всё более насыщался кадрами, подготовленными в стенах сибирского вуза. В конце концов они составили практически 100% состава оркестра.

Музыкальная биография любого оркестра во многом определена репертуаром, его качеством и разнообразием.  Рассуждая на эту тему, А.Кац выдвигал три принципа отбора произведений. Во-первых, играть то, что способствует творческому росту коллектива, расширяет его художественные горизонты (в том числе и за счет новой, ранее неизвестной музыки). Второе – учитывать в известной мере интересы, запросы широкой аудитории. И, наконец, третье: «Музыка, которую я исполняю, должна быть близка мне лично. Должна пробуждать во мне более или менее сильный эмоциональный отклик. Я должен захотеть ее сыграть… Никогда, даже в самые суровые времена идеологического прессинга, я не играл то, что считал музыкальной макулатурой», – вспоминал Кац.

В последующие годы деятельность коллектива разворачивается в направлении постоянного роста профессионализма, обогащения репертуара, внедрения целостной системы в работе с постоянной аудиторией в Новосибирске и области, расширения географии гастрольных поездок, не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в других регионах страны, наконец, выхода на международную сцену, утверждения себя среди коллективов мира.

Выступления оркестра в Новосибирске никогда не ограничивались Концертным залом оперного театра. Музыка звучала в городских клубах и домах культуры, на сценах новосибирских ВУЗов, на площадках городских парков. Не были обделены вниманием и жители районных центров Новосибирской области.

Концертную деятельность оркестр начал как коллектив региональный, в октябре 1956 г.  совершив поездку по Алтайскому краю и городам Кузбасса. А 14 октября состоялся дебют молодого коллектива в Новосибирске в Концертном зале Оперного театра, который стал «родным» на многие годы.

Вскоре оркестр оставляет за собой две главные сцены: Концертный зал театра Оперы и балета и Концертный зал Дома ученых Сибирского отделения Академии наук.

Гастроли: на пути к международному триумфу

География начатых в первый год существования оркестра поездок по стране стремительно расширяется. От восточных регионов страны оркестр переходит к “освоению” Урала, Прибалтики, Закавказья, Черноморского побережья, Украины, Белоруссии. В 1970-м состоялась первая зарубежная поездка – в Болгарию, и зарубежные гастроли стали традиционными, как и концерты в Москве и Ленинграде. Тихон Хренников, глава Союза композиторов СССР, подвёл итоги первой зарубежной поездки: «Болгарские музыканты и критики, к мнению которых я полностью присоединяюсь, единодушно подчёркивали высокий класс оркестра из Новосибирска, его безупречное мастерство, глубину интерпретации, ансамблевые достоинства. Дирижёр Арнольд Кац продемонстрировал убедительную и впечатляющую трактовку Десятой симфонии Шостаковича, очень высокую исполнительскую культуру.”

В советском музыкальном сообществе быстро обратили внимание на темпераментного дирижера и высочайший профессионализм его оркестра, рецензии на выступления были полны восторженных эпитетов. Успехи новосибирского оркестра (1961, 1975 – первые премии на всероссийских смотрах-конкурсах симфонических оркестров, 1977 – первая премия на Всесоюзном конкурсе музыкальных и театральных коллективов) были отмечены в 1982 году званием «Академический».

Гастрольной деятельности А.Кац придавал большое значение и как важному стимулу творческого развития коллектива, и как утверждению достижений русского искусства на международной арене. По этому поводу он говорил: “Я рассматриваю гастроли симфонического оркестра вообще и нашего в частности как необходимый компонент творчества. Ведь любые гастроли двигают музыкальное творчество коллектива, и даже неудачи и ошибки имеют свою ценность. Наш оркестр, и это объективно, сегодня Европа знает. И знает как один из лучших российских оркестров”.

Оркестр Новосибирской филармонии под управлением А.Каца стал первым из коллективов подобного рода, после московских и ленинградских, представивших отечественное симфоническое искусство в европейских странах. Выступления оркестра сопровождаются непременным успехом, что находит отражение в многочисленных рецензиях критиков:

Мстислав Ростропович и Арнольд Кац на гастролях оркестра в Швейцарии, 1996

Италия, 1978 г.: “Выступление оркестра доказало, что этот коллектив по праву занимает достойное место среди известных оркестров Европы благодаря высокому профессиональному уровню составляющих его музыкантов,  а,  главное, благодаря выдающимся способностям его дирижёра.  Замечательный Новосибирский симфонический оркестр ни в чём не уступает знаменитым оркестрам Ленинграда и Москвы”.

Германия, 1989 г.: “Концерты в берлинском Шаушпильхаузе, как и в рамках Дрезденского музыкального фестиваля, принесли встречу с симфоническим оркестром из Новосибирска, исполнившим Моцарта и Шостаковича. Сразу стало ясно, что этот оркестр, состоящий из выдающихся музыкантов и руководимый величественным Арнольдом Кацем, представляет собой важную часть русской оркестровой культуры».

Великобритания, 1992г.: “Арнольд Кац – совершенный музыкант. Его манера поведения на подиуме отличается властностью и осведомлённостью, в результате чего получается исполнение международного уровня.”

Франция, 1995г.: “Необсуждаемо! Никто не может состязаться с великими русскими оркестрами в исполнении их музыки! На втором вечере Международного фестиваля классической музыки Филармонический оркестр из Новосибирска дал тому бесспорное подтверждение, и дирижёр Арнольд Кац показал себя равным Мравинскому, Рождественскому, Светланову».

“Для красивейшего завершения этого Пятого фестиваля классической музыки в Каннах его организатор и художественный руководитель Габриэль Таккино очень постарался. Он объединил прекраснейший оркестр, приехавший из сибирского города Новосибирска, и одного из самых известных в наше время молодых скрипачей Максима Венгерова. Что и позволило нам участвовать в концерте, о котором, без сомнения, будут говорить как о “незабываемом”.

Франция, 1996 г.: «Как только зазвучали первые аккорды “Ромео и Джульетты” Прокофьева, мы, как и ровно год назад поддались шарму оркестра, через все пюпитры пылавшему энтузиазмом.  Эти 34 скрипки,  оживлённые единым взмахом,  тянущие тетиву до упора,  с одинаковым осознанием прекрасно выполняемой работы,  эти альты, эти виолончели,  которые, кажется, диктуют любовь каждым из своих жестов, эти духовые, эти медные,  конкурирующие друг с другом в исполнении: сверкающем, интенсивном, неподражаемом. В то же время все они внимательнейшим и профессиональнейшим способом управляются дирижёром Арнольдом Кацем, который работает с оркестром с момента его создания и умеет превосходнейшим образом моделировать “звук” таким, каким он предстаёт перед очарованными слушателями.     Это один из роскошнейших оркестров нашего времени: и манера, в которой эти выдающиеся музыканты играли во втором отделении “Шехеразаду” Римского-Корсакова – всё это было просто ослеплением. Арнольд Кац достиг со своим коллективом максимума при минимуме жестов.”

Владимир Путин и Арнольд Кац. Президент РФ вручает орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, 2004

А.Кац создал не только симфонический оркестр и руководил им твёрдой рукой – он создал новосибирскую дирижёрскую школу, воспитав целую плеяду музыкантов высочайшего уровня. Много гастролируя и без своего оркестра, Арнольд Михайлович побывал в большинстве стран Европы, в США, Японии, Венесуэле, Южной Африке, на Кубе. На гастролях 2007 года в Пекине во время репетиции с оркестром оборвалась его жизнь.

К 100-летию любимого Маэстро

Юбилейную дату – 100 лет со дня рождения Арнольда Каца – Новосибирск отметит 18 сентября. Разумеется, юбилейные хлопоты в большей мере коснутся Новосибирской филармонии. Об основных праздничных мероприятиях и важных событиях «Музыкальному обозрению» рассказала Генеральный директор филармонии Ирина Устинова.

– Новый филармонический сезон 2024-2025 в целом пройдет под знаком 100-летия Арнольда Каца. Событий много, но главное торжество состоится именно 18 сентября, в день рождения Маэстро в Государственном концертном зале имени А.М. Каца. Запланирована мировая премьера, и Новосибирскому академическому симфоническому оркестру под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса выпала честь её исполнить. Выдающийся композитор современности, председатель Совета Союза композиторов России Александр Чайковский написал увертюру для большого симфонического оркестра «Чакона большого города». Объем партитуры составляет около 50-и страниц, по времени она будет звучать примерно 12-13 минут. Уже летом музыканты Новосибирского академического симфонического оркестра получат ноты и смогут прикоснуться к новой музыке.

Ожидаем и приезд почетных гостей. Планируется выступление нашего земляка Вадима Репина, который, будучи совсем юным, выходил на сцену вместе с Кацем. Сейчас мы ждем подтверждения об участии в одном из концертов Маэстро Валерия Гергиева. Его внимание к нашему юбилею не случайно: Валерий Абисалович, как и Арнольд Кац, был учеником прославленного дирижёра и легендарного педагога Ильи Мусина в Санкт-Петербурге. Недавно Валерий Гергиев делился воспоминаниями с новосибирским режиссером Эллой Давлетшиной – она как раз сейчас работает над вторым фильмом об А.Каце. В него войдут документальная хроника, специально оцифрованная для этого события, записи концертов, интервью с выдающимися артистами современности, дирижерами, которые когда-то учились у Маэстро. Премьерный показ фильма состоится 20 сентября в Государственном концертном зале имени А.М. Каца.

Из международных гостей свое участие подтвердил главный дирижер и художественный руководитель Пекинского симфонического оркестра, молодой китайский дирижер Хаожин Ли. Арнольд Михайлович очень много сделал для того, чтобы его оркестр гастролировал по всему миру, и гастролей всегда было очень много – по России и за рубежом, в том числе в Китае, где оборвалась его судьба.

Приедет и семья Арнольда Михайловича – дочь Виктория с внучкой Еленой. Они по возможности приезжают в Новосибирск – эти визиты обычно приурочены ко дню рождения Маэстро, когда мы по традиции открываем Абонемент №1. С участием Виктории и Елены планируем открыть выставку в Краеведческом музее, где будут представлены уникальные экспонаты – личные вещи Арнольда Михайловича, афиши и фотографии. Большая мультимедийная экспозиция будет представлена в историческом парке «Россия – Моя история».

Одно из самых эпохальных юбилейных событий – публикация на интернет-платформах раритетных записей Новосибирского симфонического оркестра советского периода, сделанных на фирме «Мелодия» и новая запись симфонического оркестра с последующим выпуском лимитированных пластинок.

Кроме создания Новосибирского оркестра, Арнольд Кац многое сделал для новосибирской дирижерской школы, и этот важный период его жизни мы также не могли обойти стороной: на праздновании будет организован парад его учеников-дирижеров, выпускников консерватории. Также в Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки в октябре 2024 года пройдет большая научно-практическая конференция по оркестровому дирижированию. Планируются мастер-классы с дирижерами, в том числе с Димитрисом Ботинисом.

Масштабная юбилейная программа охватит не только Новосибирск: нами уже запланирован гастрольный тур Новосибирского академического симфонического оркестра: 19 октября состоится концерт в Санкт-Петербурге, где учился Арнольд Кац, 21 – в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии, также пройдут концерты в Перми, Екатеринбурге и Тюмени. Произведения для концертной программы подбирал художественный руководитель и главный дирижер оркестра Димитрис Ботинис с учетом творческого наследия Арнольда Михайловича.

Кац был очень смелым дирижером, настолько – что позволял себе играть то, к чему советовали даже не прикасаться. Так, второе исполнение тринадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, негласно запрещенной к исполнению после премьеры 1962 года, состоялось именно в Новосибирске в 1966 году под управлением Каца в присутствии автора. Арнольд Михайлович был знаком с прославленным композитором, и Шостакович бывал в Новосибирске. Маэстро всегда старался исполнять то, что ему было интересно, например, он был одним из первых, кто освоил музыку Пярта, Шёнберга, и это вызывало огромный интерес у слушателей. Об этом хорошо помнят и рассказывают музыканты, которые работали с Кацем и до сих пор выступают в составе коллективов Новосибирской филармонии. Например, концертмейстер и первая скрипка оркестра Валерий Карчагин, который несколько лет работал под его руководством. Лев Григорьевич Крокушанский – альтист оркестра под управлением Каца, много лет был управляющим Новосибирского академического симфонического оркестра, а сейчас является помощником руководителя. Еще один хранитель воспоминаний о Маэстро – музыкальный редактор оркестра Татьяна Абрамовна Шиндина – бессменный редактор всех текстов, которые выпускаются о концертах, деятельности оркестра и его музыкантах. Я могу еще долго перечислять, но главное, что все эти люди следуют и передают молодым музыкантам традиции высокого исполнительского мастерства, заложенные Арнольдом Михайловичем, и бережно хранят память о выдающемся дирижере.

Материал подготовлен пресс-службой Новосибирской филармонии.

Использован очерк Т.А. Шиндиной «Новосибирский академический симфонический оркестр» (из коллективной монографии «Музыкальная культура Новосибирска», Новосибирск, 2005)

Фотографии предоставлены Новосибирской филармонией