«АРИЯ С ВАРИАЦИЯМИ»

«АРИЯ С ВАРИАЦИЯМИ»

Иоганн Себастьян Бах. “Гольдберг-вариации”. Наталья Петрова, 2024

Художник Наталья Петрова специально для фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда» создала уникальные образы музыкальных программ.

Для каждой программы выбрана своя цветовая гамма, геометрия рисунка.

Строгая вертикальная линейность — для концерта электроакустической музыки «Сила тока», выдержанная преимущественно в темных (черных, серых, темно-синих) тонах.

Построенный на пересечении вертикальных, горизонтальных и диагональных линий образ музыки Софии Губайдулиной с аллюзиями на крест, распятие (“In Croce”) (что корреспондируется со словами композитора: «Вертикаль и горизонталь для меня — самые важные символы»).

Яркий прихотливый образ музыки Пьяццоллы, как сама музыка аргентинского маэстро.

Полифоничный, многоголосный образ музыки Баха.

7 сентября 2024, суббота, 19.00
Концертный Пакгауз

«АРИЯ С ВАРИАЦИЯМИ»

Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)
«Гольдберг-вариации» BWV 988 (1741)

Ария
Вариация I
Вариация II
Вариация III Канон в унисон
Вариация IV
Вариация V
Вариация VI Канон в секунду
Вариация VII
Вариация VIII
Вариация IX Канон в терцию
Вариация X Fughetta. Alla breve
Вариация XI
Вариация XII Канон в кварту
Вариация XIII
Вариация XIV
Вариация XV Канон в квинту
Вариация XVI Увертюра
Вариация XVII
Вариация XVIII Канон в сексту
Вариация XIX
Вариация XX
Вариация XXI Канон в септиму
Вариация XXII Fugato. Alla breve
Вариация XXIII
Вариация XXIV Канон в октаву
Вариация XXV
Вариация XXVI
Вариация XXVII Канон в нону
Вариация XXVIII
Вариация XXIX
Вариация XXX Quodlibet
Ария

Иосиф ПУРИЦ (баян)
Ровшан МАМЕДКУЛИЕВ (гитара)

Вступительное слово Андрей УСТИНОВ

Мировая премьера версии для баяна и гитары (2022)

Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)

Мировая премьера

Каждого, кто пускается в профессиональный путь в музыкальном искусстве, музыка Баха сопровождает всю жизнь. Пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», инвенции, маленькие прелюдии и фуги.

Потом прелюдии и фуги из Хорошо темперированного клавира, Токкаты, Концерты, непременно Месса, «Страсти» и «Гольдберг-вариации».

Можно сказать, что «В начале был Бах».

Где бы мы ни были, чтобы с нами ни происходило, мы всегда возвращаемся к музыке Баха.

В каких бы музыкальных мирах до Баха и после Баха мы бы ни были — рано или поздно мы все равно возвращаемся на землю Баха, как к центру космоса, центру бытия.

И мы думаем о жизни, о любви, о смерти, о боге и, кажется, что в силах услышать звенящую тишину вечности.

«Гольдберг-вариации» Баха — вершина музыкального наследия человечества, произведение на века.

«Гольдберг-вариации» написаны для клавесина в 1741 году. Существуют десятки переложений «Гольдберг-вариаций» для различных инструментов и составов: для струнного трио, для органа, для симфонического и камерного оркестра, для флейты, арфы, различных ансамблей, джазового трио, синтезатора, для электронных инструментов.

Версия для гитары и баяна сделана впервые, и авторы ее — Ровшан Мамедкулиев и Иосиф Пуриц. Сочинение звучит 75 минут, и это самое длительное по времени произведение как для баяна, так и гитары в истории музыки. Мировая премьера этой версии «Гольдберг-вариаций» состоялась 11 ноября 2022 года в абонементе Московской филармонии «www.баян. ru» и «Музыкальное обозрение.

С 19 по 21 декабря 2022 прошел премьерный тур сочинения по городам Урала и Сибири (Омск, Тюмень, Пермь).
9 февраля 2024 состоялась премьера в Воронеже.
7 сентября 2024 — премьера в Нижнем Новгороде.

Андрей Устинов, автор и куратор проекта

Текст на обложке первого издания «Гольдберг-вариаций» Баха:

«Клавирное упражнение, состоящее из Арии с разнообразными вариациями.
Для клавесина с двумя мануалами.
Любителям во услаждение души.
Изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, придворным композитором королевского двора Польши и курфюрста Саксонии, капельмейстером и директором хоровой музыки в Лейпциге. Нюрнберг, издание Бальтазара Шмида».

«У просвещенного человека, цивилизованного европейского мира, после слова — Бах — в сознании и душе возникает огромный мир. Мир без границ, с необычайными высотами и бескрайними далями.

«Всякий раз, когда мы исследуем музыку Баха, у нас возникает чувство, будто мы проделали большой путь к отдаленному, но восхитительному звуковому пейзажу, и совершили по нему путешествие.

Каждый раз, когда нам казалось, что мы достигли цели, это было лишь новой остановкой на нашем пути и отправной точкой для дальнейших странствий — для новой встречи и нового сотрудничества с Бахом».

(Джон Элиот Гардинер. Из книги «Музыка в Небесном Граде»)

«Голос Баха может быть порой услышан в его музыке, и, что особенно важно, в тех отпечатках его собственной исполнительской практики, которые она в себе хранит. Его интонации выдают человека, живущего в гармонии с цикличностью природы и сменой времен года, чувствительного к жестоким реалиям жизни, но ободренного надеждой на лучшее посмертное бытие, в обществе ангелов и присоединившихся к ангельским хорам музыкантов.

Музыка помогает нам на мгновение соприкоснуться с болезненными переживаниями, которые он, вероятно, испытал сиротой и одиноким подростком, скорбящим мужем и отцом. Мы находим в ней резкое неприятие ханжества и фальши во всех ее проявлениях, но одновременно — глубокое сочувствие к тем, кто так или иначе переживает кризис веры. Все это воплощено в музыке Баха, и именно этому она, в значительной мере, обязана своей подлинностью и колоссальной мощью эмоционального воздействия.

Но отчетливее всего мы слышим в ней с какой радостью, с каким наслаждением Бах прославляет чудеса Вселенной и тайны Бытия — и упивается собственной неуемной Творческой энергией.

Послушайте одну из его Рождественских кантат, и музыка наполнит вас восторгом и праздничным ликованием — с невероятной силой, далеко превосходящей все, на что были способны другие композиторы.

На всем протяжении жизненного пути, музыка давала Баху возможность предвидеть жизнь на небесах и снабжала его оружием, с помощью которого он сражался со страхом смерти. Бах возможно, до самых последних дней хранил надежду присоединиться к ангельскому хору, воспользовавшись привилегией — принадлежащей, по мнению многих в то время, музыкантам — войти на небеса через особую дверь».

(Джон Элиот Гардинер. Из книги «Музыка в Небесном Граде»)

«Ведь именно этим баховское наследие так отличается от музыки его предшественников и последователей. Монтеверди передал весь спектр страстей человеческой души в музыке и был первым, кому это удалось сделать; Бетховен рассказывает нам о том, какая чудовищная внутренняя борьба необходима, чтобы преодолевать человеческую немощь и стремиться к Божественному; наконец, у Моцарта мы обнаруживаем музыку, которую, возможно, хотим услышать на небесах. Но только благодаря Баху, музицирующему у себя в Гиммельсбурге, Небесном Граде, нашему слуху становится доступен Глас Божий — в человеческой форме. Он торит путь и показывает нам, как с помощью совершенства его музыки можно превзойти наши собственные несовершенства — чтобы Божественное стало человеческим, а человеческое — божественным».

(Джон Элиот Гардинер. Из книги «Музыка в Небесном Граде»)