DSCH
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Камерная музыка

DSCH. Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Камерная музыка
Автор и ведущий Андрей Устинов

Сезон МГАФ 2022/23. Абонемент № 166. Камерный зал

2 ноября 2022

DSCH
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Камерная музыка

Соната для виолончели и фортепиано ре минор, соч. 40 (1934) (посвящена Виктору Кубацкому)

Соната для альта и фортепиано до мажор, соч. 147 (1975) (посвящена Федору Дружинину)

Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
Лидия АРИСТОВА (виолончель)
Павел ДОМБРОВСКИЙ (фортепиано)

Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ,
главный архивист архива Д.Д. Шостаковича
музыковед Ольга ДИГОНСКАЯ

Сергей ПОЛТАВСКИЙ


Лидия АРИСТОВА


Павел ДОМБРОВСКИЙ


Ольга ДИГОНСКАЯ


26 января 2023

DSCH
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Камерная музыка

Три фантастических танца для фортепиано, соч. 5 (1920-1922)

Музыка из балета «Болт», соч. 27 (1930-1931)

Музыка к пьесе В. Маяковского «Клоп», соч. 19 (1929)

«Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» для баса и фортепиано, соч. 123 (1966)

Пять романсов для баса и фортепиано на слова из журнала «Крокодил», соч. 121 (1965)
1. Чистосердечное признание
2. Трудно исполнимое желание
3. Благоразумие
4. Иринка и пастух
5. Чрезмерный восторг

«Антиформалистический раёк» для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано (1948-1968)

Константин ФЕДОТОВ (бас)
Андрей ДИЕВ (фортепиано)
Хор МГИМ им. А. Г. Шнитке
Руководитель и дирижер Дмитрий ОНЕГИН

Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ

Константин ФЕДОТОВ


Андрей ДИЕВ


29 марта 2023

DSCH
Дмитрий Шостакович (1906—1975)
Камерная музыка

Квартет № 7 фа-диез минор, соч. 108 (1960) (памяти Н.В. Шостакович)

Квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960) (посвящен памяти жертв фашизма и войны)

Квартет № 9 ми-бемоль мажор, соч. 117 (1964) (посвящен И.А. Шостакович)

Квартет № 10 ля-бемоль мажор, соч. 118 (1964) (посвящен М.С. Вайнбергу)

Квартет солистов Российского национального молодежного симфонического оркестра

Представление и интервью —
Андрей УСТИНОВ

Музыка Дмитрия Шостаковича востребована всегда. Но особенно мощно и велико ее воздействие во времена трагические, когда берет верх зло, несправедливость, насилие, ложь, невежественность. Именно тогда, когда требуется отыскать и мобилизовать стойкость и силы духа для внутреннего протеста и противостояния злу и жестокости мира, творчество Шостаковича становится остроактуальным.

Андрей УСТИНОВ. Фото Дарья Каретникова

Сейчас вновь наступило Время музыки Шостаковича, ее созвучия нынешнему состоянию душ и общества. Время думающих, переживающих за состояние российского общества в его драматические, тяжелые периоды умножает значение музыки Шостаковича. Его музыка становится, может быть, одним из самых необходимых собеседников. Возможно, только у Шостаковича можно найти со-звучие, со-переживание, со-чувствие, со-страдание в такой безжалостный век.

Новый проект «МО» и Московской филармонии представляет камерную музыку Шостаковича. В трех концертах будет представлен разный Шостакович: трагический, саркастический, лирический, ликующий. Ранний — с его юношеской энергией, открытостью, искрящимся юмором, еще не испытавший репрессивной дубины власти. Шостакович, переживший гонения, разгромные статьи в «Правде», запреты на исполнения своих сочинений, обвинения в формализме и антинародности (в одном из концертов будет звучать «Антиформалистический раек», где есть такой текст: «Реалистическую музыку пишут народные композиторы, а формалистическую музыку пишут антинародные композиторы»). Поздний — с трагическими размышлениями о смысле бытия. Временной диапазон абонемента охватывает весь творческий путь композитора: от «Фантастических танцев» ор. 5, написанных в 14–15 лет, до Альтовой сонаты, созданной за несколько недель до смерти.

Диапазон жанров, образов, настроений, смыслов, чувств — столь же всеохватен. В первом концерте прозвучат две сонаты: Виолончельная (1934) — Шостаковичу 28 лет и у него уже мировая слава, и Альтовая (1975) — последнее сочинение, эпилог жизни и творчества, духовное завещание.

Второй концерт — средоточие юмора и сарказма, иронии и самоиронии: юношеские сочинения — «Три фантастических танца», фрагменты музыки к спектаклю Вс. Мейерхольда «Клоп» по пьесе Маяковского (1929) и балета «Болт», поставленного в Ленинграде (1931), с такими характерными названиями эпизодов, как «Зарядка. Радио-ритмическая сцена», «Митинг и танец уборщиц», «В пивной», «Бюрократ», «Ломовой»… «Антиформалистический раек» (1948-1968), ироничные вокальные опусы 1960-х.

В программе третьего концерта — цикл следующих друг за другом четырех квартетов. Квартеты — сокровенный дневник Шостаковича, и потому особенно важны посвящения: 7-й — памяти первой жены Нины Варзар, 8-й — памяти жертв фашизма и войны («Можно было бы на обложке написать: “Посвящается памяти автора этого квартета”», — писал Шостакович Исааку Гликману). 9-й квартет композитор посвятил Ирине Антоновне Шостакович, а 10-й — младшему другу Мечиславу Вайнбергу, с которым в те годы даже соревновался в написании квартетов. Как всегда у Шостаковича, в посвящения вложены колоссальные смыслы и отношение к людям и событиям, к которым он обращается.

В концертах примут участие замечательные музыканты. Пианист Андрей Диев — один из выдающихся представителей «нейгаузовско-наумовской» ветви русской фортепианной школы. Ученик Льва Наумова и «пианистический внук» Генриха Нейгауза, выдающийся интерпретатор романтической музыки и музыки XX века: Шопена, Брамса, Скрябина, Рахманинова, Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Мессиана. В дискографии Диева — записи 24 прелюдий Рахманинова, 24 прелюдий Дебюсси, 90 прелюдий Скрябина. Пианисту принадлежат оригинальные фортепианные транскрипции ранних театральных партитур Шостаковича. Фрагменты этих сочинений прозвучат в концерте абонемента «DSCH».

Профессор Московской консерватории Андрей Диев воспитал плеяду талантливых пианистов. Один из них — Павел Домбровский, учившийся у Диева в аспирантуре, а Московскую консерваторию также окончивший у Льва Наумова. Павел Домбровский — лауреат международных конкурсов имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, Конкурса польской музыки имени Монюшко и многих других.

Альтист Сергей Полтавский — признанный исполнитель музыки разных эпох, жанров и стилей, много экспериментирующий (в частности, в области электронной музыки). Артист, исключительно востребованный в различных проектах и сам организующий заметные музыкальные события (фестиваль Viola is my life и др.).

В концертах примут участие концертмейстер группы виолончелей РНМСО Лидия Аристова и струнный квартет РНМСО.

Некоторые произведения уже звучали в абонементах «МО». 10-й квартет — в абонементе к юбилею М. Вайнберга, чьим творчеством «МО» занимается много лет. Ранние сочинения — в концертах, посвященных Мейерхольду, который при всех сложностях взаимоотношений признавал в Шостаковиче великого композитора, а Шостакович в Мейерхольде — великого режиссера. Шостакович был одним из последних, с кем Мейерхольд встречался вечером 19 июня 1939, накануне ареста.

Тема «Шостакович и “МО”» многогранна: абонементы и проекты, связанные с Мейерхольдом — дедом одного из основателей газеты П.В. Меркурьева; коллективное сочинение «Посвящение. К 100-летию. Д.Д. Шостаковича»; исполнение сочинений великого композитора на фестивалях «Кружева» в Вологде; программа «Наблюдатель» на канале «Культура» к 115-летию композитора в 2021; давняя дружба с И.А. Шостакович и издательством DSCH. В этом году мы отмечаем 80-летие премьеры 7-й симфонии в Самаре и блокадном Ленинграде, юбилейные даты создания его симфоний: 5-й (1937), 11-й (1957), 13-й (1962), 15-й (1972).

Ждем, что в концертах абонемента «DSCH» будут участвовать наши коллеги — музыковеды, исследователи творчества Шостаковича Ольга Дигонская, Левон Акопян. И надеемся, что наши концерты посетит Ирина Антоновна Шостакович.

Андрей УСТИНОВ
автор и ведущий проекта