3 х 2: Машков, Богомолов, Герасимов – по два театра каждому

3 х 2: Машков, Богомолов, Герасимов – по два театра каждому

Столичный департамент культуры объявил о новых кадровых решениях в трех театрах Москвы. Директором театра «Современник» стал Владимир Машков, Константина Богомолова назначили художественным руководителем Театра Виктюка, Театр сатиры возглавил Евгений Герасимов. Бывший Центр имени Всеволода Мейерхольда присоединили к Московскому еврейскому театру «Шалом», а Московский театр кукол объединили с Московским открытым театром кукол.

Помимо новой должности в «Современнике» Владимир Машков сохранит пост худрука Московского театра Олега Табакова, который он занимает с 2018, Евгений Герасимов будет совмещать художественное руководство в Театре сатиры и Театре на Малой Ордынке (бывший Театр Луны), а Константин Богомолов – в Театре Романа Виктюка и Театре на Бронной.

«Принятые решения позволят более эффективно управлять театрами и объединять ресурсы разных площадок и творческих коллективов для обновления и расширения репертуара, улучшения показателей работы. Евгений Герасимов, Владимир Машков и Константин Богомолов уже продемонстрировали свою профессиональную состоятельность в руководстве крупными театрами. Мы доверяем управление известными, значимыми для Москвы театрами людям, которые уже показали себя как успешные руководители и творческие лидеры. Они значительно повысили популярность своих театров среди зрителей, обогатили их репертуар достойными спектаклями и при этом доказали свое умение бережно и внимательно относиться к наследию легендарных деятелей культуры, традициям, которые были заложены задолго до их прихода», – отметил Министр Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента культуры Алексей Фурсин.

Руководители прошлые и нынешние

После смерти Галины Волчек 26 декабря 2019 департамент культуры назначил руководителем «Современника» Виктора Рыжакова. В июле 2022 его сняли с должности. Не найдя достойную кандидатуру худрука, «Современник» вернулся к исторической схеме управления, учрежденной еще Олегом Ефремовым, – худсовету. Его председатель, народный артист Владислав Ветров, узнал о назначении Владимира Машкова на пост худрука из СМИ. 8 июня состоялась встреча Машкова с труппой театра, где были озвучены планы – взаимное существование и сотрудничество «Современника» с Театром Олега Табакова. Машков отметил, что оба театра – ветви «одного дерева, которое корнями уходит в Московский Художественный театр, в идеи Константина Сергеевича Станиславского», коллективы связаны своими создателями, идеей и целями. «Мы уже развивались как один театр, только на разных сценах. У нас несколько сцен. И вообще хорошо бы, чтобы театры работали в сотрудничестве, особенно те, которые разделяют цели. Поэтому мы будем “взаимосуществовать” и на площадке театра “Современник”, и на площадке Театра Табакова, в нашем подвальном театре», – сказал он, отвечая на вопрос, можно ли ожидать в дальнейшем слияния двух театров. Машков также выразил надежду, что артисты «Современника» подключатся к работе в Театральной школе Олега Табакова.

Театр Романа Виктюка после смерти его создателя в 2020-м возглавлял Денис Азаров. После увольнения Азарова в 2022-м театр также работал без худрука. Решением творческих вопросов занимался худсовет, в который вошли ведущие артисты театра, в том числе Игорь Неведров, Дмитрий Бозин, Александр Тарасов. С приходом Богомолова худсовет будет упразднен. 10 июня на встрече с коллективом новый худрук подчеркнул, что не планирует слияния двух своих театров, и пообещал, что их постановки не будут пересекаться в одном пространстве (спектакли Театра Виктюка не будут идти на Малой Бронной и наоборот). В репертуаре планируется сокращение «морально устаревших» спектаклей, также изменения могут затронуть состав труппы.

В 2024-м Московскому академическому Театру сатиры исполняется 100 лет. В марте этого года, не дожив несколько месяцев до 90-летия, ушел из жизни Александр Ширвиндт – художественный руководитель (2000–2021) и президент (2021–2024) Театра сатиры. С 2021 театром руководил Сергей Газаров, при котором в декабре 2021 к Театру сатиры был присоединен Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна (после присоединения получивший название «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна»). 7 июня на пост худрука театра был назначен Евгений Герасимов. В тот же день был объявлен экстренный сбор труппы, на котором состоялось представление нового руководителя коллективу. «Труппа в “Сатире” замечательная, хочется вернуть ей прежний стиль, который когда-то начинался с той же “Женитьбы Фигаро”, в которой когда-то играли Ширвиндт, Миронов», – сказал новый худрук. На пресс-конференции 11 июня Герасимов подчеркнул, что не планирует объединять Театр на Малой Ордынке с Театром сатиры и создавать общую труппу. «Самый распространенный вопрос о том, что же будет с Театром на Малой Ордынке. Я хочу сразу сказать, что здесь нет никакого объединения. Здесь есть один человек, худрук, но никакого объединения не будет, никакого слияния трупп не будет», – сообщил он журналистам.

Новые слияния

7 июня департамент культуры города Москвы также объявил о присоединении к Московскому еврейскому театру «Шалом» «Сцены на Новослободской» – бывшего Центра имени Всеволода Мейерхольда.

Напомним, в марте 2022 департамент культуры Москвы принял решение о присоединении Центра им. Вс. Мейерхольда к «Школе драматического искусства». Ранее режиссер Дмитрий Волкострелов ушел с должности художественного руководителя ЦИМа, а Елена Ковальская – с поста директора. Возглавила новый объединенный театр директор ШДИ Ольга Соколова, с чьим приходом была связана череда увольнений сотрудников бывшего ЦИМа.

Новое решение Департамент культуры города Москвы объяснил тем, что оно позволит объединенному театру охватить большее число зрителей: «Популярный в столице театр „Шалом“, располагавший лишь одной сценой небольшой вместимости на Варшавском шоссе, теперь получит площадку в центре города».

Худрук Московского еврейского театра «Шалом» Олег Липовецкий, комментируя ситуацию, подчеркнул, что в последние годы «театр „Шалом“ стремительно развивается, о чем говорят и цифры, и отзывы зрителей, и мнение театральных экспертов. За два года театр полностью обновил репертуар, выпустив 13 премьер. Десятки тысяч зрителей впервые посетили „Шалом“ за эти два года. На некоторые спектакли театра стоит огромная зрительская очередь, и билеты раскупаются буквально за минуту после открытия продаж. Цены на билеты „Шалома“ у перекупщиков достигают 15 000 рублей. В то же время театр буквально задыхается от отсутствия репетиционных площадей и служебных помещений».

«Спустя 75 лет после закрытия ГОСЕТа еврейский театр возвращается в центр Москвы. История и память – это то, что дает нам опору для движения вперед. Мейерхольд, Михоэлс, Таиров, Грановский – имена великих российских театральных деятелей, которые всегда будут гордостью еврейского народа. И мы будем стремиться работать так, чтобы иметь право называть себя продолжателями дела одного из величайших людей мирового театра Соломона Михоэлса», – отметил Липовецкий.

Помимо этого, Московский театр кукол объединят с Московским открытым театром кукол, перешедшим под управление столицы в начале 2024 года. «Переход в ведение города из областного управления Московского открытого театра кукол и его объединение с Московским кукольным театром упорядочит театральную карту столицы и поможет исключить путаницу в учреждениях с почти одинаковыми названиями», – говорится в публикации департамента культуры.

Дальше – больше, но меньше

В настоящий момент в столице работают 67 театров, подведомственных Департаменту культуры города Москвы. Много это или мало? Нужно ли городу столько театров? Какого качества постановки они способны выпускать? Есть ли пределы для «уплотнения» театров и иных учреждений культуры? Ведь из этих пластилиновых объектов можно и дальше лепить монумент повышенной эффективности.

Объединить МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко с Новой Оперой. Добавить к ним же Геликон Оперу и Детский музыкальный театр юного актера.

Театр Мюзикла соединить с Театром эстрады. Театр «Зазеркалье» в Петербурге – с Михайловским и театром «Санктъ-Петербургъ Опера».

Новосибирский театр оперы и балета вместе с Урал Оперой, приставить к Большому с Мариинкой, которые уже соединились фигурой Гергиева.

Все три федеральные филармонии – Московскую, Петербургскую и Северо-Кавказскую – слить в одну.

А над всеми федеральными музыкальными учреждениями поставить худсовет в составе: В. Гергиев, Д. Мацуев, Ю. Башмет, Б. Березовский, Х. Герзмава, А. Чайковский, Г. Лепс, С. Михайлов, Шаман.

«МО»