Станислав Кочановский и Седьмая симфония Сибелиуса в Московской филармонии (23 апреля 2022)

Станислав Кочановский и Седьмая симфония Сибелиуса в Московской филармонии (23 апреля 2022)

23 апреля в КЗЧ в исполнении Национального филармонического оркестра России прозвучит Седьмая симфония Яна Сибелиуса, создававшаяся в период с 1918 по 1924. Дирижер – Станислав Кочановский, в 2010-2015 возглавлявший АСО Северо-Кавказской филармонии, сотрудничавший в разные годы с Мариинским и Михайловским театрами, с Госоркестром, РНО, многими другими российскими и зарубежными коллективами.

Также в программе – сочинения Сергея Рахманинова: Четвертый фортепианный концерт (солист – Александр Гиндин) и «Остров мертвых».

«Седьмая симфония является логическим результатом эволюции в творчестве композитора. Постоянное стремление к концентрации по отношению ко всем компонентам музыкальной выразительности и к сквозному развитию постоянно сметала грани структурных построений и, в конечном итоге, привела к сложной и “сгущенной” одночастности», – пишет в своей книге «Симфонии Сибелиуса», вышедшей в Таллине в 2011, эстонский композитор и музыковед Лео Нормет.

«Если Седьмая симфония и не высечена из гранита, к чему мы привыкли в музыке Сибелиуса, то мастер все-таки имел право взяться и за мрамор, сверкающий белизной. Нет ничего предосудительного в том, что он воплотил свой замысел в новом материале и превратил C-dur’ную симфонию в элленистический храм».

«Седьмая симфония стала для него не только “Парсифалем”, но и “Тристаном и Изольдой”. Так же, как Вагнер довел в этой опере выразительные возможности функциональной гармонии до возможного предела, Сибелиус выложил в Седьмой симфонии все имеющиеся в его распоряжении композиционно-технические ресурсы.

<…>

Достижение “идеального гештальта” в Седьмой симфонии стало камнем преткновения для продолжения укоренившегося творческого пути. К тому же, Сибелиус дошел до крайнего предела в требовательности к своему творчеству, в своей невероятно острой самокритичности. В результате этого так и не стало замышляемой им и нетерпеливо ожидаемой всем музыкальным миром Восьмой симфонии.

<…>

Восходя в последний раз на Олимп, Сибелиус произнес не только заключительное, но и новое слово. В этом смысле Седьмая симфония отличается от “Метаморфоз” Рихарда Штрауса, в которых престарелый маэстро продолжительным воспоминаниям о минувших годах славы.

Сибелиус создал свой остров среди бушующего океана противоречивых современных течений. Он и исходил его вдоль и поперек.

Наступил период безмолвия, длившийся целых три десятилетия – всю остальную его жизнь, оборвавшуюся в 1957 году».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм