Диалог продолжается

Первая в истории конференция музыковедов России и Польши прошла 16—17 ноября в Государственном институте искусствознания
Диалог продолжается

Конференция естественным образом вошла в череду концертов польской музыки и музыкантов, других музыкальных событий в городах России в минувшем ноябре, которые можно назвать «польским нашествием». А это:

гастрольный тур оркестра Sinfonia Varsovia под управлением Кшиштофа Пендерецкого (15 ноября в Перми, дирижер А. Сладковский; 17‑го в Москве и 19‑го в Санкт-Петербурге, дирижер К. Пендерецкий);

выступление в Москве оркестра «Краковская симфониетта» и симфонического оркестра Польской Балтийской филармонии (дирижер Т. Войцеховский) с лауреатами Конкурса им. Шопена (Д. Шишкин, Л. Генюшас);

два концерта современной польской музыки на фестивале «Московская осень», (12 и 13 ноября): дуэт в составе М. Боянович (виолончель) и М. Францкевич (аккордеон, баян) исполнил камерные сочинения Ц. Духновского, Т. Щепаника, Я. Душиньски, А. Новака, Н. Майкусяка и В. Блажека, а «ГАМ-ансамбль» — произведения В. Блажека и П. Микетина (концерты прошли при поддержке Польского культурного центра);

концерт «Романтик-квартета» (квартеты Х. Гурецкого и Г. Бацевич); концерт польского органиста Романа Перуцкого в Римско-католическом соборе на Малой Грузинской ул. (в программе, наряду с произведениями Баха и Видора — сочинения польских композиторов М. Суржиньского и З. Кручека).

в концерте Государственного камерного оркестра России исполнялось «Каприччио» Пендерецкого для гобоя и 11 струнных (солист А. Уткин).

11 ноября в Мемориальном музее им. Пушкина прошел вечер ко Дню независимости Польши с участием молодых польских певцов Р. Рей (сопрано) и К. Шеленжека (контратенор). Концерт посетила посол Республики Польша в России г‑жа Катажина Пэлчинска-Налэнч.

Встречи в Козицком

Конференция «Россия — Польша: музыкальный диалог» стала заметным событием в истории музыкальных и культурных связей двух стран. В связи с известными политическими событиями был отменен перекрестный год России и Польши в 2015. Однако многие из намеченных мероприятий удалось провести. Встреча в Москве, которая готовилась около года, была важна в процессе восстановления и развития культурного диалога наших стран.

Конференцию готовили национальная газета «Музыкальное обозрение» и Институт Адама Мицкевича в Варшаве. Ее подготовку и проведение курировали главный редактор «МО» Андрей Устинов и руководитель группы экспертов ИАМ Александр Ласковский. Партнерами конференции выступили портал cultura.pl и Государственный институт искусствознания. Поддержали проект Посольство Республики Польша и Польский культурный центр в Москве.

Активное участие в проведении конференции принял ГИИ. Как сообщила директор института Наталия Сиповская, именно в этом старинном доме в Козицком переулке (бывшая усадьба Лобковой, одно из немногих зданий, переживших пожар Москвы 1812 года), где расположен ГИИ, в начале апреля 1828 состоялся прощальный ужин, устроенный другом Пушкина Соболевским в доме его матери А. И. Лобковой в честь покидавшего Москву Адама Мицкевича. Присутствовали Д. Веневитинов, Е. Баратынский, братья Киреевские, А. Елагин, Н. Полевой, С. Шевырев. Мицкевичу преподнесли серебряный кубок с надписью: «Не позабудь», в который был вложен листок со стихотворением И. Киреевского (его продекламировал Веневитинов).

Cпециальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и посол Республики Польша в России Катажина Пэлчинска-Налэнч

.

Значительный международный статус был подчеркнут присутствием высоких официальных гостей. Российско-польский музыкальный диалог своими выступлениями открыли специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и посол Республики Польша в России Катажина Пэлчинска-Налэнч.

Доклады

В конференции приняли участие ведущие российские ученые — исследователи полькой музыки ХХ—XXI вв.

Заведующий сектором ГИИ, доктор искусствоведения Левон Акопян, автор словаря «Музыка ХХ века», рассказал о влиянии фестиваля «Варшавская осень» на советскую музыку 1960‑х годов. Главная идея доклада: этот фестиваль был для наших композиторов «окном в мир».

Заведующий сектором ГИИ, доктор искусствоведения Левон Акопян

.

Польская музыка того периода представляла собой одно из передовых направлений академического авангарда: Лютославский, Пендерецкий, Бацевич, Гурецкий, Берд — лидеры европейской музыки 1960‑х. Советские музыканты, имевшие возможность выезжать в Польшу и общаться с ними, фактически через их творчество знакомились и впитывали новейшие мировые тенденции. В СССР можно было приобрести ноты и пластинки последних сочинений польских авторов.

Кроме того, на «Варшавской осени» можно было услышать и музыку первой половины ХХ века, почти неизвестную в то время СССР (Стравинского, Бартока, нововенцев), и современную (Булез, Штокгаузен, многое другое…).

Как отметил Л. Акопян, по сути, «Варшавская осень» «стала для советских композиторов главным источником информации о процессах, происходивших на Западе. А польский музыкальный авангард — важным стилистическим ориентиром не только для молодых советских нонконформистов, но и для некоторых представителей советского композиторского истеблишмента».

Возможно, советские идеологи 60‑х, усыпленные тем, что поляки были «братьями соцлагерю», недооценили это влияние, «дыру в заборе», через которую к нам проникала западная академическая музыка. Что ж, музыкантам это было только на руку…

Ведущие научные сотрудники ГИИ, доктора искусствоведения Ольга Собакина и Ирина Никольская осветили творчество польских композиторов 2‑й половины ХХ — начала XXI вв., до сих пор, к сожалению, мало известных в России: Анджея Пануфника, Романа Палестера и Зигмунда Краузе.

И. Никольская — крупнейший исследователь и знаток польской музыки в России, автор книги «Беседы с Лютославским» (первый издательский проект «МО» 1994 года). В 2012, в преддверии 80-летия К. Пендерецкого, вышла ее книга «Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки».

Главный редактор Польского музыкального издательства (PWM) Даниэль Чихы

.

С интереснейшим докладом выступил главный редактор Польского музыкального издательства (PWM) Даниэль Чихы: «70 лет служения польской музыке». Опыт и пример PWM крайне показателен и полезен для России. Если наши музыкальные издательства, за редким исключением, испытывают огромные трудности либо фактически разрушились, то PWM в аналогичных условиях не только выжило, но и успешно развивается.

Уникальным опытом поделился Роберт Камык, руководитель музыкальной редакции TVP Kultura: «Как показывать большие музыкальные события». Об особенностях этой работы он рассказал на примере телепоказов Конкурса им. Шопена, главного и всемирно известного польского музыкального проекта.

Доклад профессора музыковедения Университета им. Адама Мицкевича в Познани Марчина Гмыса был посвящен новому взгляду на музыку «Молодой Польши» — направления польской музыки рубежа XIX — XX вв.

Зам. директора радиостанции «Орфей» Роман Берченко и руководитель группы экспертов ИАМ Александр Ласковский

.

Зам. директора радиостанции «Орфей» Роман Берченко и Александр Ласковский рассказали о ежемесячном проекте «Институт Адама Мицкевича в гостях у “Радио Орфей”».

Этот проект стартовал в прямом эфире Радио «Орфей» 25 января 2013, в день столетия В. Лютославского. Цель проекта — продолжить и укрепить традиционные исторические связи наших музыкальных культур, познакомить российских любителей музыки с наиболее значительными польскими музыкантами начиная с Шопена и до наших дней, крупнейшими сочинениями польской музыки ХХ в., музыкальной жизнью современной Польши, памятными и юбилейными датами музыкального календаря.

За три года в эфир вышло более 30 выпусков, состоялось немало премьер в российском эфире: оперы «Пассажирка» М. Вайнберга, «Венецианский купец» Андж. Чайковского, «Нежданная ласточка» Ш. Лакса, множество симфонических и камерных произведений.

С 13 по 22 октября 2015 Радио «Орфей» и институт Адама Мицкевича при содействии Польского радио и Института Фридерика Шопена осуществили масштабный медиапроект, ставший продолжением и развитием концепции совместной радиопрограммы: трансляции из Варшавы третьего тура, Гранд-финала и концерта лауреатов 17-го Международного конкурса пианистов имени Фридерика Шопена.

Художественная программа

Проект «Россия — Польша: музыкальный диалог» включал разнообразную концертную программу. В первый день состоялся концерт джазового трио из Польши во главе с известной саксофонисткой Алиной Млечко.

На концерте 17 ноября в КЗЧ оркестр Sinfonia Varsovia под управлением Кшиштофа Пендерецкого исполнил «Классическую симфонию» Прокофьева и Симфонию № 7 Дворжака. Всемирно известные российские музыканты молодого поколения скрипач Никита Борисоглебский и альтист Максим Рысанов солировали в Двойном концерте маэстро Пендерецкого.

Скрипач Никита Борисоглебский и альтист Максим Рысанов, Sinfonia Varsovia под управлением Кшиштофа Пендерецкого

.

В начале концерта К. Пендерецкий продирижировал своей «Чаконой», которая была исполнена в память о жертвах терактов 31 октября на борту российского авиалайнера в Египте и 13 ноября в Париже.

Отражение выставки фотографий и коллажей А. Устинова из альбома Instrumentarium

.

В дни конференции в Зеленом зале ГИИ прошла выставка фотографий и коллажей А. Устинова из альбома Instrumentarium.

«Пассажирка»

Центральным событием конференции стала презентация проекта «Моисей Вайнберг “Пассажирка”. Первая постановка в России».

Это совместный проект Екатеринбургского оперного театра и Института Адама Мицкевича. Кураторы — Андрей Устинов и директор ЕГАТОиБ Андрей Шишкин. Консультант проекта — А. Ласковский. Официальный пресс-агент — газета «Музыкальное обозрение».

«МО» уже писала, что российская сценическая премьера оперы в Екатеринбургском театре оперы и балета состоится 15 сентября 2016. Проект был представлен в Польше, широко освещался в СМИ. Презентация в Москве вызвала большой интерес у критиков, музыковедов, журналистов.

А. Шишкин, открывший презентацию, остановился на достижениях ЕГАТОиБ последних лет. За 5—6 лет театр сделал гигантский рывок вперед. Вступив во 2‑е столетие своей истории, он каждый год являет музыкальному сообществу работы, заслуживающие высочайших оценок. Подтверждение тому — многочисленные «Золотые Маски», премии «МО», награды региона.

Блестящими «точечными попаданиями» стали приглашения В. Самодурова в 2011 на должность главного балетмейстера, П. Клиничева (в 2010) и О. фон Дохнаньи (в 2015) на пост главного дирижера; приглашения на постановки режиссера А. Тителя и дирижера М. Гюттлера. Такие премьеры последней «пятилетки», как оперы «Любовь к трем апельсинам», «Борис Годунов», «Граф Ори», «Отелло», «Летучий Голландец», «Сатьяграха», недавняя «Кармен»; балеты «Вариации Сальери», «Цветоделика», «Cantus Arсticus» и ряд других, безусловно, ставят театр в ряд лучших в России.

А. Шишкин представил постановщиков «Пассажирки» (дирижер Оливер фон Дохнаньи, режиссер и сценограф Тадэуш Штрасбергер, художник по костюмам Вита Цыкун).

А. Ласковский рассказал о Зофье Посмыш, авторе радиопьесы и повести «Пассажирка», узнице Освенцима. Ей недавно исполнилось 92 года, но она постоянно посещает премьеры «Пассажирки» по всему миру. Надеется приехать и в Екатеринбург. Был показан фрагмент видеоинтервью с З. Посмыш и ее обращение к зрителям предстоящей премьеры в столице Урала.

А. Лассковский также рассказал об истории исполнений и постановок «Пассажирки», начиная с первого концертного исполнения в Москве в декабре 2006.

Андрей Устинов

.

А. Устинов остановился на параллельной программе проекта. Это, прежде всего, широкое представление творчества Моисея Вайнберга, которого считают своим и в Польше, где он родился и жил до 20 лет, и в России: концерты (в т. ч. «День киномузыки» Вайнберга), выставки, литературные программы (подробнее об этом — в одном из ближайших номеров «МО»).

Были показаны страницы сайта проекта, который находится в разработке и будет открыт в ближайшее время.

На презентации присутствовал известный политолог Сергей Медведев, сын либреттиста оперы «Пассажирка» А. В. Медведева.

В ходе конференции в Большом театре России состоялась встреча руководителей организаций, принимавших участие в конференции, и директора ГАБТ Владимира Урина. В. Урин, А. Шишкин, А. Устинов, Н. Сиповская и А. Ласковский подписали Протокол о совместном участии в организации и проведении в феврале 2017 конференции, посвященной М. Вайнбергу и приуроченной к премьере в ГАБТ его оперы «Идиот». На конференцию будут приглашены исследователи творчества Вайнберга из Европы, США и России. Проект будет включать два спектакля: «Идиот» (премьера 19 февраля 2017) и «Пассажирку» ЕГАТОиБ, для показа которой будут организованы гастроли театра в Москву.