Вышел № 4 (446, 447) газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год

Вышел № 4 (446, 447) газеты «Музыкальное обозрение» за 2019 год
Фото Андрей Устинов

В номере:

Импортозапрещение
Битва титанов: «Николай Рубинштейн» vs Steinway, «Михаил Глинка» vs Yamaha, профессионалы vs дилетантов. На чем будут — или не будут — играть музыканты России?
Ты мчишься ввысь от суетных тревог…
К 90-летию со дня рождения Эдисона Денисова. Фестивали, концерты, конференции на родине композитора в Томске, городах России и Европе
Культ музыки и музыкантов
Как в Польше чтут своих национальных музыкальных гениев
Незабытый композитор
Станиславу Монюшко — композитору и вокзалу. Исполнилось 200 лет со дня рождения создателя польской национальной оперы
Музыкальные конкурсы
Трансляции и соцсети, системы оценок, «конкурсомания», шоу или искусство? В дни Конкурса им. Чайковского в Москве и Клину пройдет VII конференция АМКР
Оркестровая карта
Мониторинг репертуара симфонических и камерных оркестров России: итоги сезона
Специальный номер «МО»
Ричард Тарускин: интервью, статьи, рецензии, речь. Выдающийся музыковед — о Стравинском, Прокофьеве, Шостаковиче, о роли случая и Провидения в своей жизни

Импортозапрещение

15 мая 2019 на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения Минпромторг разместил проект постановления Правительства РФ «Об ограничениях допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, а также о требованиях к формированию лотов для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры».

Принятие этого документа фактически будет означать запрет на приобретение качественных музыкальных инструментов и оборудования зарубежного производства и волевое внедрение в практику музыкальных учреждений инструментов менее качественных, выпускаемых под российскими лейблами. Об этом говорят и пишут авторитетные эксперты в области фортепианостроения и многие заинтересованные лица: в частности, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Фото Андрей Устинов

В статье «Импортозапрещение» «МО» приводит многочисленные цифры, факты, мнения профессионалов и делает соответствующие выводы. Вот некоторые из них:

В настоящее время реанимация производства пианино и роялей в России невозможна. Все рассуждения на эту тему упираются в полное отсутствие условий хотя бы для запуска процесса. <…>

А кто будет обслуживать эти инструменты? Ведь сервисные службы, институты настройщиков, фортепианных мастеров тоже фактически рухнули. <…>

Есть подозрение, что под видом отечественных инструментов демонстрируются пианино и рояли, закупленные в Китае, которым просто присваиваются отечественные имена. А под видом российских фабрик, на взгляд специалистов, демонстрируются фотографии производств, весьма похожих на те, что расположены в Чехии и Германии. <…>

Предполагается ограничить ввоз импортной звуковой аппаратуры, в частности, для оснащения концертных залов. А это, по мнению руководителей российских филармоний, приведет к коллапсу работы филармоний, поскольку качество отечественной аппаратуры будет явно несопоставимо с импортной, к тому же будет крайне сложно (если не невозможно) адаптировать ее к нынешнему техническому оснащению.

В общем, как писал классик, «Песок — неважная замена овсу».

Специальный номер «МО» : Ричард Тарускин

Специальный выпуск «МО» (МО № 4 (447) 2019) посвящен американскому ученому Ричарду Тарускину (род. 2 апреля 1945) — выдающемуся музыковеду современности.
Ричард Тарускин. Фото http://villiersquartet.com

В 2017 году он первым из музыковедов был удостоен Премии Киото в номинации «Музыка»: самой престижной награды для академических музыкантов, которую называют аналогом Нобелевской премии.

В сопроводительном тексте к Премии Киото Тарускин охарактеризован ее учредителями как «Музыковед и критик поразительной эрудиции, изменивший современные представления о музыке в своих исторических исследованиях и эссе, которые бросают вызов традиционным критическим парадигмам <…> Его революционный подход к ранней музыке, современной русской музыке и истории западной музыки вдохновляет и восхищает исследователей и любителей музыки во всем мире».

Тарускин — крупнейший специалист в области «россики», т.е. исследований русской музыки на Западе. Безусловный лидер этого научного направления, безоговорочный авторитет в этой сфере, своеобразный гуру как для зарубежных исследователей, так и для российских. Он регулярно приезжает в Россию на научные конференции, читает лекции в крупнейших учебных заведениях, но до сих пор его научная и творческая деятельность, многочисленные написанные им тексты практически не известны в России, поскольку не переведены на русский язык.

Специальный выпуск «МО», посвященный Ричарду Тарускину — первая в России публикация его научных и публицистических статей и рецензий. Все они в разные годы были напечатаны в газете The New York Times и на русском языке публикуются впервые (за исключением рецензии на книгу Джулиана Барнса «Шум времени», напечатанной в № 11 «МО» за 2017 год). Подборка материалов согласована с автором.

Помимо статей, в спецвыпуске публикуются интервью Ричарда Тарускина, данное коллеге Марине Рыцаревой специально для газеты «Музыкальное обозрение», и благодарственная речь по случаю вручения Премии Киото.

В ближайшее время в серии «Библиотека газеты “Музыкальное обозрение”» предполагается выпуск книги «Ричард Тарускин — ученый, музыковед, публицист» (рабочее название), в которую войдут как материалы, опубликованные в «МО», так и новые, предложенные автором.

Выпустить книгу планируется к 75-летию Ричарда Тарускина.

памятные даты

Ты мчишься ввысь от суетных тревог… К 90-летию со дня рождения Эдисона Денисова (6 апреля 1929 – 24 ноября 1996)

Исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося композитора ХХ века Э.В. Денисова. В № 4 «МО» публикует статью второй жены композитора, профессора Сорбонны Екатерины Денисовой-Купровской, в которой перечисляются мероприятия «Года Денисова» в России, Франции (где композитор жил в последние годы жизни), Германии, Швейцарии: концерты, конференции, творческие встречи по случаю памятной даты. Основное внимание Е. Денисова-Купровская уделила симфоническому гала-концерту 14 апреля в Томске — родном городе Э.В. Денисова, назвав этот концерт «Самым значительным в череде мероприятий к 90-летию Эдисона Денисова…

Эдисон Денисов в Швейцарских Альпах, 1993 г. Фотография из архива Юрия Каспарова

Новый главный дирижер симфонического оркестра Томской филармонии Михаил Грановский задумал амбициозную программу, по своим масштабам «тянущую» почти на два концерта. Отправной точкой в формировании программы стала идея представить Денисова в окружении близких ему собратьев по перу: его учителя, Виссариона Яковлевича Шебалина, и учеников — Дмитрия Смирнова и Владимира Тарнопольского…

Успех юбилейного концерта в Томске — несомненная заслуга исполнителей, прежде всего — Михаила Грановского. Неутомимый труженик, отличающийся требовательностью и тщательностью работы, он за несколько месяцев буквально трансформировал оркестр. Его энтузиазм и вера в успех заразительны и полностью оправдали себя. Оркестранты показали себя достойными исполнителями музыки Денисова, довольно непростой для музыкантов, в основном работающих с классическим репертуаром…

Необходимо отметить заслугу Томской филармонии в проведении самого грандиозного события денисовского юбилейного года, и лично ее директора, Натальи Чабовской (в прошлом — директора музыкального колледжа им. Денисова), и заведующей музыкальной частью Василины Сыпченко».

В юбилейных мероприятиях приняла участие дочь Э.В. Денисова Екатерина Денисова, также ныне живущая во Франции. Ее сын, внук композитора Федор Рудин, недавно назначенный концертмейстером Венского филармонического оркестра, солировал на в «Концертино» Шебалина для скрипки и струнного оркестра и в «Камерной музыке» Денисова для альта, клавесина и струнных.

Концертом 14 апреля открылся фестиваль «Классическое лето» имени Эдисона Денисова. Он продлится до 4 июля и завершится исполнением юношеской оперы Денисова «Иван-солдат». В материале «МО» — подробности фестиваля и рассказ Михаила Грановского о программе концерта-открытия, о взаимосвязях, параллелях, идеях, положенных в основу его программы.

памятные даты

Незабытый композитор. К 200-летию со дня рождения Станислава Монюшко (5 мая 1819 – 4 июня 1872)

Монюшко считается вторым польским классиком после гениального Шопена и основоположником польской национальной оперы. Его «Галька», написанная в середине XIX века, и сегодня входит, по крайней мере, в сотню наиболее популярных оперных названий. Недавно она была поставлена даже на острове Гаити! Другие сценические произведения Монюшко не так известны, тем не менее, и они время от времени ставятся не только в Польше, но и за ее пределами.

В статье подробно описаны творческие связи Монюшко с русскими музыкантами: композитор четырежды побывал в Санкт-Петербурге, где его музыка всегда звучала с огромным успехом.

Автор статьи Екатерина Бабурина рассказывает о том, как отмечается юбилей Монюшко в Польше. Среди главных событий — присвоение имени Монюшко железнодорожному вокзалу в Варшаве и вокальный конкурс, носящий имя композитора (в этом году его выиграла российская певица Мария Мотолыгина)

2019 год объявлен ЮНЕСКО «Годом Монюшко».

история и современность

Культ музыки и музыкантов

В ноябре 2018 года отмечалось 100-летие независимости Республики Польша. С этой датой совпали несколько ярких событий музыкальной жизни, о которых рассказывает «МО».

В галерее Большого театра — Национальной оперы Варшавы (Teatr Wielki – Opera Narodowa) с 26 сентября по 9 декабря была развернута грандиозная по масштабу и содержанию выставка «Анатомия гения», посвященная Игнацы Яну Падеревскому (1860-1941) — одному из величайших пианистов композиторов, талантливому композитору, и вместе с тем крупнейшему политическому деятелю: первый премьер-министр и министр иностранных дел независимой Польши. «В Падеревском соединилось многое: талант художника и мудрость политика, славянское происхождение, испанская гордость, французское свободолюбие и свободомыслие, твердость католических убеждений — и американская бизнес-предприимчивость… Он был художником и человеком, который умел блестяще использовать свой талант, ум и стиль», — пишет автор статьи Павел Райгородский.

Кшиштоф Пендерецкий с женой Эльжбетой в Кафедральном соборе св. Иоанна, 23 ноября 2018. Фото Андрей Устинов

Еще одна цитата из статьи: «Польша бережно хранит ритуализацию и поклонение своим большим музыкантам: это касается, прежде всего, Шопена, но и в то же время и многих других: Огиньского, Венявского, Мошковского, Монюшко, Шимановского, Падеревского, в ХХ веке — Бацевич, Гурецкого, Берда, Лютославского, Пендерецкого, Краузе, Пануфника, Киляра, Андж. Чайковского, Вайнберга; пианистов — Артура Рубинштейна, Циммермана, Андершевского…

Почитание музыкальных гениев в этой стране — национальная идея. Что подтвердил и грандиозный юбилейный фестиваль Кшиштофа Пендерецкого, открывшийся 16 ноября 2018 и завершившийся 23 ноября, в день 85-летия композитора».

В публикации «МО» подробнейшим образом описан юбилейный фестиваль и то, как прошел день 85-летия композитора: праздничная служба в Кафедральном соборе св. Иоанна в Варшаве, торжественный прием, фуршет, кульминацией которого стал огромный торт с изображением композитора, и грандиозный концерт в Teatr Wielki.

В статье отмечен юбилей российского музыковеда Ирины Никольской — одного из немногих в России специалистов по современной польской музыке; первый фестиваль «Эуфония», представляющий музыку стран Центральной и Восточной Европы; другие события музыкальной жизни, прошедшие в Польше и России.

Отмечается, что музыкальные связи двух стран необычайно прочны в течение десятков, если не сотен лет. И новым подтверждением этого станет празднование в 2019 году 100-летия со дня рождения Мечислава Вайнберга, которого считают своим национальным композитором как в России, так и в Польше.

Музыкальное обозрение – 30 лет

Опубликован исторический раритет: первая полоса первого номера «Музыкальной газеты» — предшественницы «Музыкального обозрения», вышедшей 30 мая 1989 года в статусе «Вестника Союза композиторов СССР». Подробнее об истории выхода № 1 — на сайте https://muzobozrenie.ru и в последующих номерах «МО».

книги

Большой балет: взгляд фотохудожника

Под этим названием в № 4 «МО» представлен фотоальбом Елены Фетисовой «Великая литература на великой балетной сцене. Большой театр. 21 век».

Как пишет рецензент «МО» Екатерина Беляева, «Данный альбом посвящен новейшему поколению солистов Большого театра, которые создали незабываемые образы в балетах на сюжеты классической литературы». Отмечается, что самыми популярными писателями в балетной афише Большого театра за 200 лет были и остаются Пушкин и Шекспир.

В первой части дается портфолио артистов, которые во второй части предстают в образах героев четырех литературных балетов: «Онегин» Дж. Крэнко, «Укрощение строптивой» Ж.-К. Майо, «Анюта» В. Васильева, «Герой нашего времени» К. Серебренникова – Ю. Посохова – И. Демуцкого.

оркестр

Оркестровая карта России

Завершается проект «Оркестровая карта России»: мониторинг сезона симфонических и камерных оркестров 2017/2018. Мониторинг проводится с 2003 года. По итогам сезона 2017/2018 в нем участвовали более 40 симфонических и камерных оркестров России. В заключительной публикации представлены сезоны симфонических оркестров Томска и Ульяновска.

«Проект необычайно востребован всеми, кто имеет к нему отношение: оркестрантами, дирижерами, руководителями оркестров и филармоний, репертуарными советами, солистами. — пишет «МО». — Для них он — кладезь и хлеб насущный. По сути, это барометр состояния симфонических оркестров России. Поле, на котором все они могут сравнивать себя друг с другом; зеркало, в котором они могут увидеть и оценить себя и своих коллег — а это более чем 10-тысячное сообщество.

То, что накоплено за 15 лет, можно назвать бесценным историческим документом. Это и хронограф, и всестороннее аналитическое исследование.

Уникальность проекта в том, что он играет роль мощного фактора, объединяющего оркестровое и — шире — музыкальное пространство России».

образование

Уральская консерватория
Ростовская консерватория

«МО» представляет отчеты Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского и Ростовской государственной консерватории имени С.В. Рахманинова — об итогах их деятельности в 2018 году.

Главным событием года в УГК стал фестиваль, посвященный 145-летию со дня рождения С.В. Рахманинова, а в РГК — выборы ректора: на новый 5-летний срок избран Михаил Савченко.

Ростовская консерватория им. Рахманинова

Фестивали, концертная жизнь, лауреаты конкурсов, научная и издательская деятельность, юбилеи и многое другое — в материалах, представленных ведущих консерваторий России.

информация

Весенние голоса «Весны»: концерт в Berliner Dom

Газета публикует информацию о выступлении прославленного детского хора «Весна» под руководством Надежды Авериной в Berliner Dom — Берлинском кафедральном соборе, самой большой евангелической церкви Германии. Концерт прошел 28 апреля в присутствии 1200 зрителей. «МО» подробно рассказывает о концерте и пребывании хора «Весна» в Берлине, а также о подготовке к участию в одном из самых престижных международных телепроектов — конкурсе хоров Let the people sing. Конкурс пройдет 13 октября 2019 года в Барселоне. Он проводится под эгидой Европейского вещательного союза (European Broadcasting Union). По итогам сложнейшего отбора хор «Весна» получил право выступить на этом состязании в числе девяти лучших хоров Европы.

книга памяти

«Не забыть и не повторить».

Газета продолжает публиковать списки имен музыкантов, репрессированных в годы советской власти. 12-я публикация. Списки предоставлены обществом «Мемориал».

in memoriam

Материалы памяти солиста МАМТа им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Сергея Балашова (1971–2019), музыковеда Ростовской филармонии Марии Шорниковой (1955–2019), пианиста, солиста Самарской филармонии Сергея Загадкина (1959–2019), латвийского режиссера Андрийса Жагарса (1958–2019).

конкурсы

Газета публикует итоги российских и международных конкурсов, проводимых в России в 2018–2019 года под эгидой Ассоциации музыкальных конкурсов России.

Публикуется анонс-презентация VII Конференции Ассоциации директоров российских музыкальных конкурсов, которая пройдет в Москве и в Клину с 25 по 27 июня 2019 года, в дни финала XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Организаторы конференции — Ассоциация музыкальных конкурсов (АМКР), газета «Музыкальное обозрение», Музей-заповедник П.И. Чайковского в Клину, Государственный институт искусствознания, при поддержке Министерства культуры РФ.

«…Без “Steinway” жизнь пианиста была бы ошибкой…»

Постоянный проект «МО», которому уже почти 10 лет. В этом номере — высказывание выдающегося музыковеда, лауреата Премии Киото (аналог Нобелевской премии для деятелей культуры) Ричарда Тарускина:

«У меня дома стоит мой любимый Steinway, на котором я учился играть. Он достался мне от моей мамы, а ей, в свою очередь, его подарили родители в 1932 году, когда она окончила колледж. Этот инструмент старше меня на 13 лет, и он со мной всю мою жизнь».

Официальный представитель Steinway & Sons в России
ООО «Старт-Вест-94» — STEINWAY & SONS, BOSTON, ESSEX

121170, Москва, Кутузовский пр-т, д. 41, стр. 1
Тел./факс (495) 280-72-74, 780-05-96, e-mail: sw7800596@yandex.ru
Гамбург, Ронденбарг 10, Д 22525, Германия, тел. +49-40-85-39-11-07 www.steinwaysons.ru
Гарантия фабрики-изготовителя, выбор концертных роялей D-274 на фабрике