Вышел в свет № 6 (399) национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

Вышел в свет № 6 (399)  национальной газеты «Музыкальное обозрение» за 2016 год

В номере:

Лев Додин, Виктор Захарченко, Сергей Урсуляк — лауреаты Государственной премии России за 2015 год в области культуры и искусства. Валерий Гергиев — лауреат в области гуманитарной деятельности;

Большой театр России презентовал новый сезон. Его главные события: 4 оперные премьеры («Манон Леско» Пуччини, «Билли Бадд» Бриттена, «Идиот» Вайнберга, «Снегурочка» Римского-Корсакова), 2 балетные («Черни» в хореографии Х. Ландера и «Нуриев» И. Демуцкого в хореографии Ю. Посохова и режиссуре К. Серебренникова), фестиваль к 90-летию Ю. Григоровича, гастроли театра «Ла Скала»;

«Вайнберг-проект». В феврале в Москве, в залах Большого театра и Государственного института искусствознания пройдет первая в истории конференция «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение. К 100-летию со дня рождения композитора в 2019»;

«Любовь к трем апельсинам» как зеркало нашей жизни. Гениальная опера Прокофьева увидела свет в постановке Александра Тителя на сцене МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко;

«Владимир Юровский  дирижирует и рассказывает». В Московской филармонии прошел Четвертый фестиваль В. Юровского и Госоркестра им. Е.Ф. Светланова;

Свердловская филармония отметила 80-летие: эксклюзивное интервью директора СГАФ Александра Колотурского.

Конгломерат избранных

Объявлены лауреаты Государственной премии РФ за 2015 год

По традиции, имена лауреатов были названы в указах Президента накануне Дня России,
а вручение состоялось в Кремле в день праздника — 12 июня.

В числе лауреатов:

в области культуры и искусства — художественный руководитель и главный режиссер Академического Малого драматического театра — Театра Европы Лев Додин — за вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства;

художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко — за вклад в сохранение традиций и развитие отечественного музыкального искусства;

кинорежиссер Сергей Урсуляк — за вклад в развитие отечественного киноискусства.

За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности — художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Лев ДОДИН
Сергей УРСУЛЯК
Виктор ЗАХАРЧЕНКО
Валерий ГЕРГИЕВ

В. Путин поздравил лауреатов и охарактеризовал личность и деятельность каждого из них.

О Л. Додине: «Лев Абрамович Додин, безусловно, принадлежит к плеяде великих современных режиссеров. <…> Театр для Додина — это и дом, и семья, и трибуна, манифест, поиск, счастье и, как он сам говорит, “продолжение жизни и, может быть, больше, чем жизнь”».

О В. Захарченко: «Благодаря его таланту и организаторским способностям самобытное песенное искусство приобрело популярность. Кубанский казачий хор стал визитной карточкой русской фольклорной культуры, интерес к ней растет не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами».

О С. Урсуляке: «Его фильмы посвящены сложным, переломным этапам нашей истории. В них не только пристальный, глубокий анализ событий, но и человеческих отношений, характеров героев. <…> В каждой его картине точно и честно передается дух и атмосфера времени, их отличает эмоциональный накал и особая пронзительная интонация».

О В. Гергиеве: «Это поистине уникальный, многогранный, я бы сказал, неизмеримый человек. В нем органично сочетаются качества гениального музыканта, организатора и педагога. Масштаб его труда колоссальный. Он берется за самые сложные, дерзновенные просветительские задачи и реализует их с блеском и совершенством, с полной отдачей. <…> Его музыка, благородство, неиссякаемая энергия и просветительский дар объединяют многих из нас и служат всем».

В ответных выступлениях лауреаты благодарили президента и делились своим мнением о путях развития отечественной культуры.

В заключительном слове, подытоживая церемонию, В. Путин, в частности, сказал:

«В искусстве очень много споров и сейчас, и раньше было — я думаю, что так будет всегда. Задача государства — создать условия, чтобы наша страна развивалась в такой среде, которая бы порождала эти споры и вела к решению проблем, перед которыми мы стоим, даже если кажется, что решения нет.

Но я уверен, что при поддержке и при участии таких наших выдающихся соотечественников, как сегодняшние лауреаты, мы всегда найдем правильные решения».

Большие планы Большого театра

На пресс-конференции с участием руководителей Большого театра России были представлены очертания предстоящего 241-го сезона театра.

О планах оперной труппы рассказал главный дирижер и музыкальный руководитель ГАБТ Туган Сохиев. Предстоят четыре оперные премьеры: «Манон Леско» Дж. Пуччини (дир. Я Биньямини, реж. А. Шапиро), «Билли Бадд» Б. Бриттена (дир. У. Лейси, реж. Д. Олден), «Идиот» М. Вайнберга (дир. М. Клауза, реж. Е. Арье, худ. С. Пастух) и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (дир. Т. Сохиев, реж. А. Титель, худ. В. Арефьев).

В числе важнейших событий — концертные исполнения опер «Путешествие в Реймс» Дж. Россиини  «Орлеанская дева» П. Чайковского, конкурс «Competizione dell’opera».

Новый руководитель балетной труппы Махар Вазиев (это было его первое публичное выступление после назначения) представил балетный сезон. Его главными событиями станут две премьеры: «Нуриев» с новой партитурой И. Демуцкого (пост. Ю. Посохов, реж. и худ. К. Серебренников) и балетный диптих, состоящий из «Этюдов» Ландера на музыку К. Черни и одного из балетов Дж. Роббинса (скорее всего, это будут «Танцы на вечеринке» на музыку Ф. Шопена), а также фестиваль к 90-летию Ю.Н. Григоровича (11 балетов за 2 месяца — январь-февраль 2017).

Выступление Владимира Урина было посвящено взаимоотношением с критикой и прессой. Генеральный директор ГАБТ отметил: «У нас достаточно серьезный “гамбургский счет” по отношению к самим себе. После каждого спектакля мы друг с другом достаточно серьезно анализируем, что, как нам кажется, получилось или не получилось. <…> Все, что касается и театральной критики, и журналистики — это наш с вами общий процесс. И когда люди вместе с нами не просто ставят оценки (что многие из вас чаще всего делают), а рассуждают, анализируют, пытаются разобраться, что и как — тогда это становится для нас чрезвычайно важным и интересным. И мы бы хотели, конечно же, прежде всего, видеть рядом с нами именно таких коллег».

В планах театра — разнообразная концертная программа, гастроли, организация трансляций и выставок, гала-концерты в честь юбилеев звезд Большого (ныне здравствующих и уже ушедших из жизни).

Первые — вместе!

Одним из главных событий сезона в Большом театре станут восьмые в истории гастроли оперной труппы миланского театра «Ла Скала» на сцене ГАБТ с 10 по 17 сентября 2016. В программе гастролей — спектакль «Симон Бокканегра» и Реквием Дж. Верди, концерт итальянской оперной музыки.

Фото Дамир Юсупов

Гастроли пройдут при поддерожке Посольства Италии в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Встреча с журналистами по этому поводу проходила в ГУМе. Главный театр страны открыл на первой линии ГУМа новую официальную кассу. Красную ленточку торжественно перерезали посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, директор театра «Ла Скала» Александр Перейра, директор Большого театра Владимир Урин и глава группы компаний «Боско ди Чильеджи» Михаил Куснирович. Куснирович с гордостью рассказал, что в молодости работал дворником в Большом театре — это было его первое место работы — и сохранил удостоверение сотрудника ГАБТ.

«Вайнберг. Возвращение»

С 16 по 19 февраля 2017 в Москве, в залах Большого театра и Государственного института искусствознания пройдет международная конференция «Композитор Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение. К 100-летию со дня рождения в 2019 году».

Фото из личного архива Ольги Рахальской

Решение о проведении конференции было принято по инициативе главного редактора «МО» А. Устинова руководителями Большого театра, «МО», ГИИ, Екатеринбургского театра оперы и балета и представителями Института Адама Мицкевича в Варшаве в ноябре 2015, в дни международной конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог». К проекту присоединились московский театр «Новая опера», Польский институт исследований мирового искусства в Варшаве, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Глинки. Ведутся переговоры о партнерстве с Мариинским театром. Проект поддерживает Посольство Республики Польша.

В рамках конференции состоятся заседания секций, Круглый стол, три оперные премьеры: «Идиот» (Большой театр), «Пассажирка» (Екатеринбургский театр оперы и балета) и «Пассажирка» («Новая опера»), камерный концерт из произведений Вайнберга. В дни конференции будут показаны видеофрагменты постановок опер Вайнберга в зарубежных театрах, фрагменты фильмов с музыкой Вайнберга.

В заседаниях примут участие более 20 музыковедов, исследователей из России, США, Польши, Израиля, Великобритании, Германии, Белоруссии. Приглашены родственники композитора, его друзья и коллеги.

В настоящее время определена тематика конференции, уточняется список участников и конкретные темы докладов. Запланировано издание буклета и биографического сборника фотоматериалов, сборника статей и докладов по итогам конференции.

Газета публикует новости проекта, в т.ч. информацию о премьерах опер Вайнберга в России. Одной из премьер станет первая театральная постановка в России оперы «Пассажирка» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

В своей статье А. Устинов — куратор и художественный руководитель проекта первая «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» подробно рассказывает об истории этого замысла и всех событиях по подготовке этой премьеры в течение более двух лет. Премьера вошла в международный мегапроект, посвященный М. Вайнбергу: не только оперный и театральный, но и научный, культурологический, гуманистический.

Три этапа проекта

Предпремьерный: решение организационных и творческих вопросов (соглашение «МО» с театром, договор с ИАМ, договоренности с партнерами, переговоры со всеми участниками и сторонами проекта (в т.ч. с родственниками М. Вайнберга), информационная стратегия, приглашение консультантов, посещение Польши и визиты польских партнеров в Россию, организация и проведение международной конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог», начало подготовки конференции «Вайнберг. Возвращение», создание веб-сайта премьеры, организация и проведение четырех презентаций (в Москве и трех в Екатеринбурге), формирование и организация концертных и других программ, выставок, разработка сценария, дизайнерского оформления всех мероприятий, подготовка и создание текстов ко всей печатной продукции (газета, буклеты, письма, афиши, бланк проекта, рекламные тексты и пр.), подготовка фото-, аудио- и видеоматериалов, научная, аналитическая, консультационная работа и многое другое;

Второй этап: Премьеры в Екатеринбурге (15–18 сентября 2016) и в Москве (февраль 2017);

Третий этап: Международная конференция «Композитор Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» (к 100-летию со дня рождения)» с 16 по 19 февраля 2017 в Москве.

За прошедшее время «удалось сделать главное: отразить самый широкий спектр проблематики по Вайнбергу, представить его во всех возможных измерениях: жизнь, личность, этапы биографии, творчество, исследования о нем, значение Вайнберга в России и в мире, сегодняшняя жизнь его сочинений…

Проект открылся миру как феноменальное явление культуры, интерес к которому, как и к творчеству выдающегося композитора Мечислава Вайнберга, будет только расти».

Обманутые ожидания?

Постановка оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в Большом театре вызвала неоднозначную реакцию критики.

Фото Дамир Юсупов

Один из последних шедевров Доницетти и итальянского бельканто ожидался с особым интересом, главным  образом, потому, что в качестве режиссера был приглашен Тимофей Кулябин. И хотя В. Урин не раз заявлял, что приглашение Кулябину было сделано задолго до выхода его скандального спектакля «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета, а сам Кулябин считает тему «Тангейзера» для себя закрытой, его новый оперный спектакль заранее воспринимали сквозь призму той новосибирской постановки: «и с некоторым волнением, и с опасениями, и с надеждами. Кто-то, вероятно, ждал повода снова покритиковать режиссера. Кто-то, наоборот, надеялся, что на сцене главного оперного театра страны он в полном объеме продемонстрирует свой талант и профессионализм» («МО»).

Критики усмотрели в «Дон Паскуале» прямые режиссерские и сценографические аналогии с «Тангейзером», намеки на ситуацию, сложившуюся в Новосибирском театре с назначением нового директора.

В целом же, по мнению рецензентов «МО», градус ожиданий спектакля превзошел впечатления от самой постановки: «Получился профессионально поставленный, хорошо и уверенно исполненный спектакль. Но остаются вопросы: зачем режиссеру понадобился соавтор-драматург? Как распределяются функции одного и другого? Понять это сложно. Может быть, режиссеру было неуютно в комическом жанре, к которому, как Кулябин указывает в буклете, он обращается впервые? А может быть, эта история не работает на современность?».

Круговерть истории

Газета представляет еще одну оперную премьеру: к юбилею Сергея Прокофьева

Фото Олег Черноус

Александр Титель поставил в МАМТе оперу «Любовь к трем апельсинам». Газета обращает внимание на то, что театр на протяжении 75 лет ведет «диалог» с Прокофьевым: здесь были поставлены 4 его оперы («Обручение в монастыре», «Семен Котко», «Война и мир», «Любовь к трем апельсинам») и два балета («Золушка» и «Каменный цветок»). «Прокофьев — очень близкий мне автор, в каком-то смысле это русский, советский Моцарт. Его музыка будто наполнена шариками кислорода, которыми ты дышишь и взлетаешь. Она разобьет любое плохое настроение, смоет горе, сгладит беду, пронизывает нас радостью жизни и любовью к ближнему. Опера “Любовь к трем апельсинам” — это восторг, радость, счастье, музыкальное дурачество. Тут и острота, колкость и нежность, все вместе в этой музыке», — цитирует «МО» А. Тителя.

«Любовь к трем апельсинам» в интерпретации А. Тителя превратилась в глубокий, философский театр жизни, продолжая разговор режиссера, начатый в «Войне и мире» и “Хованщине” (спектакле, признанном “МО” лучшей оперной постановкой 2015 и ставшем лауреатом “Золотой маски”). Это размышления об истории, о судьбе России, о вечном пути, который страна проходит от стрелецкого бунта, победы 1812 года, через искусство Мейерхольда и Прокофьева до современности, в которой живет Александр Титель, МАМТ и мы», — пишет рецензент «МО» Екатерина Ключникова.

«Куда уехал цирк?»

Так назвала балетный обозреватель «МО» Екатерина Беляева свою рецензию на балет Джона Ноймайера «Времена года» на музыку Глазунова.

Премьера балета состоялась на юбилейном вечере Г.Н. Рождественского. Балет  формально можно было бы назвать «детским» (его исполняли учащиеся Московской академии хореографии, а «первоисточником» послужил балет Ноймайера «Путешествие по временам года», поставленный им в 1988 для своего Балетного центра в Гамбурге). Однако, как пишет рецензент «МО», «в нем нет той нарочитой детскости, какая бывает в спектакле, который играют взрослые, но ориентированном на детскую аудиторию. Ноймайер такие опусы ставить не умеет. Дети у него танцуют взрослый балет, пробуют стиль хореографа, купаются в подлинной эстетике. Почти для каждой сценки «Времен года» существует ее прототип во взрослых балетах Ноймайера, но здесь они как бы иллюстрируют календарь. Балетное либретто шагает за музыкой <…> Дети танцуют поставленный на них текст, упрощенный по сравнению с взрослым балетом, и можно пошагово объяснить, о чем идет речь в каждой сценке, но пазлы метасюжета складываются здесь в знаменитый стих из Евангелия от Марка: “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Мудрый патриарх музыкального царства Г. Рождественский почувствовал, что в любом опусе Ноймайера заложена некая философская истина, которая обязательно возвысит выбор конкретного опуса для исполнения в заданном концерте. Так и вышло с выбором музыки, балета и артистов-детей».

В рубрике «Балет» — статья о гастролях Театра танца «Клауд Гейт» из Тайваня под руководством Ли Хвай-мина. В рамках Чеховского фестиваля были показаны балеты «Белая вода» на музыку Э. Сати, А. Русселя, А. Аднан Сайгуна, М. Оана и Ж. Ибера и «Пепел» на музыку струнного квартета № 8 Д. Шостаковича.

Слова и дела маэстро

Владимир Юровский провел очередной цикл летних просветительских концертов. На этот раз он был посвящен трем датам: 125-летию со дня рождения С. Прокофьева, 110-летию со дня рождения Д. Шостаковича, 400-летию со дня смерти У. Шекспира. Состоялась мировая премьера оперы С. Слонимского «Король Лир».

Оценивая фестиваль и всю 5-летнюю деятельность В. Юровского на посту художественного руководителя ГАСО им. Е.Ф. Светланова, «МО» пишет:

«Юровский — музыкант-исследователь, выстраивающий исключительно стройную и логичную композицию, полифонию эпох, стилей, тем, культур, миров…

Его программы — это всегда широчайший охват событий и явлений мировой истории и культуры. Более того — культ культуры и знания, высочайший интеллектуаль­ный накал. И в то же время эмоциональ­ная сдержанность, исключающая какие бы то ни было проявления эпатажа и экзальта­ции, свойственные иным его коллегам. <…> Вот почему в концертах Юровского не бы­вает случайных партитур.

Каждая его программа — миссия и олицетворение эксклюзивных автор­ских идей. Каждый концерт — деклара­ция, служение. Каждое сочинение — во­площение его credo. Каждым концертом он словно бы несет от­ветственность перед профессией, музыкой, музыкантами и слушателями. Это — этиче­ская и профессиональная позиция Юровского, особенно выпуклая на фоне многих явлений сегодняшней концертной жизни. И это колоссальный художественный и нравственный противовес тем поверх­ностным массовым зрелищам, концертам-шоу, многочасовым развлекательным «open-air’ам», заигрываниям с сильными мира сего и т. д. и т. п., чему ныне несть числа <…> общая линия развития оркестра под руководством В. Юровского не вызывает сомнений: линия нравственного просве­щения. Этой линии Юровский следует не­уклонно».

На страницах газеты представлен весь сезон В. Юровского 2015–2016: концерты и спектакли в России, Европе и США.

«МО» представляет юбилейный концерт Геннадия Рождественского в Большом театре, особо отмечая его трактовку 9-й симфонии Шостаковича — одного из самых загадочных сочинений  композитора:

«…именно здесь достиг апогея театр Рождественского: в одной из лучших своих преамбул маэстро говорил об понятии идеального «музыкального театра», где смысловое ударение падало бы поровну на оба слова. Необыкновенно театральны были каждый взгляд и жест Рождественского, и сама музыка Шостаковича. <…> Оркестр Большого театра играл под управлением маэстро с очевидным удовольствием, высочайшим качеством и полной самоотдачей».

«МО» также рассказывает о других событиях юбилейной весны маэстро  Г. Рождественского и о его планах на следующий сезон с Капеллой В. Полянского: «Страсти по Матфею» Баха и «Жалобная песня» Малера.

Юрий Симонов. Фото Дмитрий Линников

В рубрике «Оркестр» — материалы к 75-летию художественного руководителя и главного дирижера АСО МГАФ Юрия Симонова и о завершении Валерием Полянским и ГАСК России трехлетнего цикла исполнений симфоний Г. Малера (в публикациях особо подчеркнуто участие обоих дирижеров и возглавляемых ими коллективов в юбилейном фестивале «Музыкальное обозрение-25»);

Николай Алексеев

статьи к 60-летию дирижера, зам. художественного руководителя Санкт-Петербургской филармонии Николая Алексеева и к 100-летию со дня рождения первой якутской женщины-дирижера Галины Кривошапко.

Бывший главный дирижер Тамбовского симфонического оркестра Михаил Леонтьев специально для «МО» рассказал о причинах своего ухода из оркестра и той ситуации, которая сегодня сложилась в оркестре и Тамбовской филармонии.

Михаил Леонтьев

В своем резюме «МО» отмечает: «В 2017 Тамбовскому симфоническому оркестру исполнится 20 лет. Оркестр создавался “всем миром”, усилиями трех организаций: администрация области выделила средства, филармония — помещение, ТГМПИ им. Рахманинова — кадры.

Большая заслуга во всех этих процессах принадлежала Александру Базикову — основателю и первому (до 2010) ректору ТГМПИ, организатору рахманиновского конкурса, ныне проректору РАМ им. Гнесиных. <…> 1990-е и начало 2000-х — время колоссального подъема академической музыкальной культуры в регионе. В те же годы на базе училища был основан музыкально-педагогический институт, организован конкурс пианистов им. Рахманинова. С тех пор, однако, музыкальная культура Тамбова двигалась фактически назад: с вершины — к нынешней печальной ситуации».

В статье А. Устинова и П. Райгородского рассказывается о проекте юбилейного сезона Ростовского академического симфонического оркестра, который был подготовлен экспертами «МО».

«Что двигало нами? — пишут авторы статьи. — Прежде всего, то, что на протяжении десятилетий нас многое связывает с донским коллективом. Это память о Равиле Мартынове, нашем большом друге. Дружба со старейшими музыкантами РАСО.  Ростовский оркестр всегда участвовал в наших юбилейных проектах, а мы участвовали
в судьбе оркестра (в непростых, порой конфликтных ситуациях после кончины Р. Мартынова). Радости и огорчения в жизни коллектива мы всегда воспринимали близко к сердцу. <…> Мы удовлетворены своей работой. Мы отнеслись к ней как к созданию произведения искусства, которое живет и развивается по своим внутренним и внешним законам. Которое можно рассматривать, анализировать и в то же время любоваться его красотой и гармонией, стройностью целого и выделкой каждой инкрустированной в него детали».

«По кирпичику…»

В 2016 отмечает 80-летие Свердловская государственная академическая филармония.

В юбилейном материале, подготовленном нашими екатеринбургскими коллегами, подробно рассказывается об истории и сегодняшнем дне одной из старейших концертных организаций России. Сегодня СГАФ входит в число лидеров филармонического движения в стране, инициирует и реализует многие новаторские идеи. С 1989 СГАФ возглавляет Александр Колотурский. Интервью с ним — на страницах «МО».

Осенью 2016 Свердловская филармония проведет IV Симфонический форум России. «МО» публикует подробный анонс и программу Форума, в котором примут участие  два коллектива из Екатеринбурга (УАФО и УМСО), Капелла под управлением В. Полянского, Новосибирский симфонический оркестр п/у Г. Ринкявичуса, Тюменский симфонический оркестр п/у Е. Шестакова, Хор и оркестр Капеллы Санкт-Петербурга п/у А. Чернушенко.

Специальный гость Форума — дирижер из Германии Лотар Загрозек.

Новости от «МО»

Армия — деятелям искусств. Учреждена премия Министерства обороны РФ в области культуры.

Премии размером 300 000 руб. каждая устанавливаются по девяти номинациям:

литературное творчество (проза, поэзия, драматургия); музыкальное искусство; теа­тральное искусство; изобразительное искус­ство; мультимедиа проекты; культурно-просветительские проекты (в области библи­отечного, музейного дела, народного, литературного творчества, театрального, музыкального, изобразительного искусства); произведение аудиовизуальных искусств; «За вклад в развитие культуры»; «За актив­ную культурно-шефскую работу».

«Сыграем это вместе!» В ближайшее время будет создана Ассоциация студенческих клубов классической музыки.

Сегодня такие клубы существуют в 34 немузыкальных вузах страны (в т.ч. в МГУ, МГИМО, ВГИКе, МГТУ им. Баумана, МАрхИ и многих других). Цель клубов и Ассоциации — дать возможность студентам, ранее получившим начальное музыкальное образование, продолжать занятия музыкой и музыицировать совместно с молодыми профессиональными музыкантами. Идея была озвучена пианисткой Е. Мечетиной на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ и получила поддержку В. Путина.

Территория музыки и творчества. Концерты, фестивали, конкурсы, конференции, творческие встречи — этими событиями насыщена жизнь Томского музыкального колледжа им. Э.В. Денисова. Отчет о деятельности Колледжа в 2015–2016 учебном году — на страницах нового номера «МО».

«О музыке с “Музыкой”»

Материалы рубрики «Книги» посвящены 155-летию издательства «Музыка» (ныне часть издательского дома «Музыка — П. Юргенсон — Гамма-Пресс».

Представлены издания последнего времени: заключительный том 4-томного полного собрания «Писем Бетховена» (сост., перевод и комм. Н.Л. Фишмана и Л.В. Кириллиной, вст. статья Л.В. Кириллиной); Полное собрание духовных сочинений М. Балакирева (подготовка текста, вступительные статьи, комментарии и приложения Т. Зайцевой); продолжающийся проект ПСС А. Скрябина (научный редактор — главный редактор издательства «Музыка» В. Рубцова). Освещается текущая работа издательства, ее новые направления, в т.ч. разработки по созданию электронных изданий.

В рубрике «Книги» широко представлена музыка Вены рубежа XIX–XX вв.: в книгах К. Вагнер-Тренквица «Рихард Штраус в Вене» (М.: Аграф, 2016) и Б. Кулапина «Густав Малер» из «карманной» серии «ЖЗЛ» (М.: Молодая гвардия, 2015) , а также книга журналиста Матвея Хромченко об отце — выдающемся солисте Большого театра 1930-х-1950-х гг. теноре Соломоне Хромченко.

Сто лет назад

В рубрике «Рифма в 100 лет»:

Владимир Ребиков

К 50-летию композитора Владимира Ребикова: «Наша музыкальная критика несправедливо признает Ребикова “отцом русского модернизма”, но к сожалению, дальше этого признания не идет… Души творчества Ребикова она еще не разглядела и не пожелала (за очень редким исключением) разъяснить ее русской публике… Но почему время для такого рода “признаний” наступает у нас, часто, так поздно, когда художник уже устает или оставляет нас навсегда, как это случилось хотя бы с Мусоргским?»

Памяти Энрике Гранадоса: «Талантливый испанский композитор погиб в апреле на пароходе “Сусекс”, потопленном германской подводной лодкой. Германское правительство в ответной испанскому правительству ноте пишет, что “крайне скорбит по поводу этого несчастья, тем более искренно, что среди погибших находился испанский композитор Гранадос и его супруга”. Вот скорбь волка, перекусившего горло овцы!»

В Астрахани несмотря на тяготы военного времени, проходят камерные концерты,  для проведения которых Дирекция Русского музыкального общества заключила «соглашение с Городской управой о предоставлении ей, на льготных условиях, зала заседаний Городской Думы. Управа согласилась сдать свое помещение музыкальному обществу, при условии 10% отчисления с валового сбора <…>, для оказания помощи больным и раненым воинам»

In memoriam

Олег Каравайчук (1927-2016)

«МО» публикует некрологи статьи памяти композиторов Виталия Ходоша, Сергея Кортеса и Олега Каравайчука, дирижеров Святослава Лютера и Андрея Семенова, кларнетиста и дирижера из Новосибирска Владислава Янковского, оперного певца Дмитрия Гнатюка, хормейстера, руководителя камерного хора «Воскресение» (г. Череповец) Сергея Зуева.

Конкурсы

Газета печатает информацию об итогах и условиях Всероссийских и международных конкурсах, проходящих в России в 2016/2017 гг. под эгидой Ассоциации (Объединения) директоров российских музыкальных конкурсов.

Учредитель и партнер Ассоциации — национальная газета «Музыкальное обозрение». Подробная информация — на сайте www.music-competitions.ru