«Весь Стравинский» – новый абонемент Московской филармонии

«Весь Стравинский» – новый абонемент Московской филармонии
Игорь Стравинский. Фото: www.yourclassical.org

В феврале 2023 Московская филармония открыла новый абонемент «Весь Стравинский». Музыкально-просветительский цикл рассчитан на несколько сезонов и предполагает исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского, включая раритеты, практически не звучащие в России. Автор и ведущий цикла – Ярослав Тимофеев.

В первом сезоне цикла «Весь Стравинский» прозвучат все крупные сочинения, написанные до 1913. В их числе:

  • единственная в наследии Стравинского монументальная симфония;
  • «Погребальная песнь» памяти Римского-Корсакова, до 2015 считавшаяся утерянной (оркестровые партии обнаружились в библиотеке Санкт-Петербургской консерватории);
  • два всемирно известных балета: «Жар-птица» и «Петрушка»;
  • символистская кантата «Звездоликий» на стихи Бальмонта;
  • мировая премьера арии Шакловитого и Заключительного хора из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, восстановленной Ярославом Тимофеевым по черновикам композитора.

Первый концерт цикла состоялся 15 февраля. В исполнении АСО Московской филармонии под управлением Антона Шабурова и солистки Марии Бараковой прозвучали:

  • «Фавн и пастушка», три песни на стихи А. Пушкина для меццо-сопрано и оркестра, соч. 2 (1907);
  • «Фантастическое скерцо» для оркестра, соч. 3 (1908);
  • «Погребальная песнь» для оркестра, соч. 5 (1908);
  • Симфония ми-бемоль мажор, соч. 1 (1907).

Следующие концерты абонемента состоятся 8 апреля (дирижер – Арсентий Ткаченко) и 13 мая (дирижер – Филипп Чижевский).

8 апреля
Государственный академический симфонический оркестр России
имени Е. Ф. Светланова
Дирижер – Арсентий Ткаченко

Программа:

  • Фредерик Шопен. Ноктюрн и Большой блестящий вальс в оркестровке Игоря Стравинского (1909)
  • Игорь Стравинский. «Фейерверк», соч. 4 (1909)
  • Людвиг ван Бетховен. «Из “Фауста” Гёте» («Песня о блохе») для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)
  • Модест Мусоргский. «Песня о блохе» для голоса и фортепиано

(оркестровка И. Стравинского, 1909)

  • Игорь Стравинский. «Жар-птица» (1910)

13 мая
Российский национальный молодежный симфонический оркестр
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Дирижер – Филипп Чижевский

Программа:

  • Игорь Стравинский. «Звездоликий» – кантата для мужского хора и оркестра (1912)
  • Модест Мусоргский. Ария Шакловитого из оперы «Хованщина» (реконструкция редакции И. Стравинского для баритона с оркестром, мировая премьера); Заключительный хор из оперы «Хованщина» (реконструкция редакции И. Стравинского, мировая премьера)
  • Игорь Стравинский. «Петрушка» (1911); «Подблюдные» – четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопрано на народные тексты (1917)

Музыка Стравинского всегда занимала важное место в филармонических афишах. В программах оркестра Московской филармонии впервые в СССР были исполнены Симфония в трех частях, Скрипичный концерт, «Симфонии духовых», кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения».

Исторические концерты Стравинского в 1962 в Москве также проходили при участии оркестра филармонии, под управлением композитора сыгравшего «Петрушку» и «Фейерверк». Ряд российских и московских премьер Стравинского представили Госоркестр СССР и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Поздние сочинения Стравинского в своих филармонических абонементах регулярно исполнял Геннадий Рождественский, многие – впервые в России. Музыка Стравинского звучала в программах Владимира Юровского – начиная с его первого московского концерта и далее на протяжении десяти лет руководства Госоркестром России. Сочинения Стравинского украшают и репертуар Александра Лазарева; его концерт, посвященный 140-летию со дня рождения Стравинского, где полностью прозвучал балет «Жар-птица», стал одним из финальных аккордов юбилейного филармонического сезона.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм