Вера Таривердиева: «Директором собора могут быть многие. Женой своего мужа – только я»

Вера Таривердиева: «Директором собора могут быть многие. Женой своего мужа – только я»
Фото Юлия Алексеева
Кажется, совсем недавно губернатор области Антон Алиханов представил прессе нового руководителя Кафедральным собором. Новость вызвала разнополярные мнения: кто-то посчитал выбор удачным. Ведь Вера Таривердиева и органная музыка неразрывно связаны друг с другом. У кого-то вызвал недоумение, учитывая, что новый руководитель хоть и связана с Калининградом уже долгие годы, но не местная.

Было любопытно наблюдать за тем, как жил Собор этот год при новом руководителе, как они оба менялись, привыкали друг к другу. На первый взгляд, все сложилось очень удачно.  А что испытывает сама директор Кафедрального собора Вера Таривердиева? О чем думает сегодня и с чем связывает будущее?

КОРР.: – 26 декабря исполнится год, как Вы заняли пост директора Кафедрального собора. Как прошел этот год?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Если быть точным, то 26 декабря Антон Андреевич Алиханов на пресс-конференции объявил об этом решении. А контракт я подписала 9 января этого года. Год был очень насыщенным. И тяжелым. Потому что мне пришлось входить в эту новую роль, заниматься делами Собора.

Все это совпало с подготовкой и проведением Х Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева. Это совсем непросто. Непросто летать постоянно. Сама по себе работа в Соборе и с Собором требует больших усилий, много времени. А я не могу отказаться ни от Международного конкурса, ни от работы с наследием моего мужа. Директором Собора могут быть многие. А женой своего мужа могу оставаться только я.

КОРР.: –  Какие задачи были поставлены перед Вами, и что удалось сделать?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Главной задачей было войти в команду Антона Алиханова. А во всем другом он предоставил мне свободу и в выборе и постановке задач, стоящих перед Собором, и в путях их решения. Эти задачи мы определили вместе с коллективом Собора на нашей первой встрече.

Соответствовать тому, чем должен быть Собор: главной культурной и исторической точкой Калининграда. Соответствовать своему имиджу – органной столице России. Об этом даже Министр культуры РФ Владимир Мединский говорил на церемонии закрытия Х конкурса органистов в сентябре. Но определить эту задачу – одно. А вот сделать, чтобы было так – совсем непросто.

Мне казалось, что я знаю Калининград. Ведь столько лет приходилось сюда летать, работать, делать проекты. Но сейчас я понимаю, что мое представление о городе было далеко не полным. Но все-таки удалось сделать немало.

Проекты, которые проходят в Соборе, вызывают восторг у многих моих друзей-музыкантов. К нам хотят приехать люди со всего мира. Для меня самым разочаровывающим моментом в моей работе бывает отсутствие отклика самого города, города Калининграда на какие-то события. Вот мы имели очень хороший отклик, скажем, на Всемирный день философии. Но не могу представить себе ни одного зала в мире, где бы на Бориса Березовского остались бы свободные места. А у нас были. При том, что билеты в Собор совсем недорогие.

Я задумала три абонемента. Это обычная практика у любого концертного зала – строить свою творческую жизнь наперед и организовывать ее, в том числе, и через абонементы. Я Вам скажу: не был продан ни один абонемент! Вернее, было продано 5 абонементов. Один купил Антон Андреевич Алиханов. Второй – Гарри Митиевич Гольдман и три – для музыкальной школы имени Таривердиева в Гвардейске купил Александр Васильевич Торба. И все.

Хотя на сами концерты люди приходят. И, надеюсь, что придут.

КОРР.: –  Не разочаровались ли Вы в принятом решении возглавить Кафедральный собор?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Разочаровалась?  Нет. Но я очень страдаю от этого своего решения. Я в самом начале сказала, что я не умею быть начальником и не умею быть подчиненным. Я ведь долго сопротивлялась. Но раз уж сказала «ДА», я очень старалась.

Я не подвела Собор. И Собор меня любит. Я это знаю. Я не подвела Алиханова и его команду. Я никого не подвела.  Разве что один раз – установили на День философии фигуру Доброго Канта.

Но мне это очень дорого обходится.

КОРР.: – Что именно?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Жизнь в таком ритме очень сложная. С января, когда я беспрестанно летаю туда-сюда (а я летаю не только в Калининград, но в Калининград чаще всего и регулярней), я не могу вылечить горло. Оно у меня от самолетов болит постоянно.

Я не сплю на своих подушках. Я вообще плохо сплю, потому что все время думаю о Соборе. О том, что делать и как. О своей ответственности за данное слово.

Ну, и буквально мне это дорого обходится. Ведь это никого не интересует, и это моя проблема, проблема моего выбора. Скажем, как я добираюсь до аэропорта Шереметьево.

Никого не интересует, что ест и как питается в Калининграде Народный артист России Александр Зацепин.  Или Народный артист СССР Владимир Федосеев. А это элементарные законы гостеприимства. Я оказываю их за свой счет. Ну и так далее. Можно продолжать.

Скажу откровенно: я берегу бюджет Кафедрального собора. Мне неловко ставить эти проблемы перед коллегами. Потому что фактически Собор содержит себя сам. И мне неудобно еще и эти проблемы навешивать на Собор. Но, приглашая ТАКИХ людей, я не могу оставить их без внимания.

КОРР.: – Нет ли в планах оставить эту должность и вернуться к привычному образу жизни, который Вы вели до того, как возглавить Собор?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Я бы этого очень хотела. У меня очень много дел и задач. Тех, которые могу решить только я. Например, я должна заниматься архивом и подготовить его для дальнейшей передачи Музею Музыкальной культуры имени Глинки. Я практически этим не занималась в этом году, потому что занималась Собором.

КОРР.: –  После назначения Вы рассказали, что будете жить в Соборе, отказываетесь от заработной платы, которую намерены направлять на его нужды.

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Я пыталась жить в офисе. Там есть гостевая комната. Но это оказалось невозможно. Поэтому я живу в гостинице. Я действительно трачу то, что получаю в Соборе, на проекты Собора. Например, купила билет Михаилу Аркадьеву из Китая в Москву. Заплатила ему гонорар. На нем строился День философии. И его участие было принципиальным.

КОРР.: –  Неужели за год Ваш жилищный вопрос так и не был решен, или жить в Соборе – Ваша принципиальная позиция?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – А что значит «жилищный вопрос»? Я не могу жить постоянно в Калининграде. И это было моим условием. Если бы это условие не было принято, я бы отказалась.  А зачем занимать квартиру, если я там постоянно не живу? У нас, спасибо правительству Калининградской области, титулярный органист живет в служебной квартире.

КОРР.: –  Как принял Вас коллектив? Пришлось ли с кем-то расстаться только потому, что стиль управления, требования руководства не устраивали персонал?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Хорошо принял. И я очень благодарна людям, с которыми мы работаем, за понимание, за усилия, которые мы вместе предпринимаем. За то, что мне не приходится заниматься тем, в чем я совершенно ничего не понимаю (чисто хозяйственные вопросы).

Я поставила очень высокую творческую планку перед коллективом. Мы приглашали и приглашаем людей самого высокого порядка для выступления в Соборе. И все это время мы многое делали за счет средств, которые зарабатывает Собор.

Да, мы не продлили контракт с предыдущим титулярным органистом. По нескольким причинам. Одна из них – мы объявили конкурс на замещение должностей двух титулярных органистов. И определили тот уровень (высокий), которому должны соответствовать наши органисты.

Претендовали многие. Я бы сказала – лучшие. Победили двое. Вы их знаете –  Евгений Авраменко и Мансур Юсупов.

На днях мы не продлили контракт с директором музея Канта. Просто по несоответствию должности. Ни профессионально, ни фактически.

КОРР.: –  Была ли действительно оказана та поддержка, которую Вам обещал губернатор области Антон Алиханов?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – А я как в той книге небезызвестной: «Никогда ничего не просите». Я ничего не просила.

За одним исключением: прийти на субботник в день рождения Канта, на открытие Музейной ночи, и на закрытии Х конкурса органистов ударить в барабан. Это у нас такая традиция, мы так закрываем конкурс.

Все эти три просьбы Антон Андреевич выполнил. Но, надеюсь, что нам с ним предстоит серьезный разговор о судьбе и положении Собора.

Фото Юлия Алексеева

Кафедральный собор – реальный гений города

КОРР.: –  О чем конкретно Вы хотите поговорить с губернатором области Антоном Алихановым? Что не устраивает Вас в судьбе и положении Собора?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Я хочу познакомить Антона Андреевича с реальным положением дел в Соборе: как есть и как может быть. Ведь Собор стоит, украшает город. Сюда и только сюда приходят и приезжают ВСЕ, кто бывает в Калининграде. Это знаковое и уникальное место. Оно таким было, оно таким будет.

О возможностях и перспективах этого места я бы хотела поговорить с нашим губернатором. Если проезжать мимо, бывать в Соборе иногда, не увидишь того, что в нем происходит.

КОРР.: – Есть ли между Вами и губернатором разногласия в видении будущего Собора?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – У меня у самой картина сложилась только тогда, когда я оказалась в этой роли и вынуждена была погрузиться в проблемы, возможности, перспективы и ретроспективы этого места. Об этом – после нашей встречи. Кстати, если у нас состоится разговор, если мы найдем взаимопонимание в ЭТОМ вопросе – я останусь еще на год. Если не возникнет – мне незачем оставаться.

КОРР.: –  Каково настоящее и каким Вы видите будущее Собора?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Настоящее Собора – это его настоящее. Он настоящий. Он не выдуманный. Он реальный. Реальный гений этого места, этого города. И это его будущее. Я бы хотела, чтобы это его настоящее стало очевидным многим, всем. Это и есть для меня будущее этого места.

Одного из самых ярких мест в культуры Европы и мира, а не только нашей страны. Оно того заслуживает. И потому что это историческое место. И потому, что здесь похоронен самый цитируемый, загадочный, необычайный философ всех времен и народов Иммануил Кант, немец, подданный ее величества Императрицы Российской Елизаветы, в том числе. И потому, что этот остров – остров Канта –  необычайной яркости пример исторической драмы. Созидания, разрушения, перехода от одних к другим. И непроходимости того, что поистине бессмертно.

Любой Кант – не хуже баскетбола

КОРР.: –  Какие у Вас планы в отношении прилегающей к Собору территории?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – У меня не может быть самостоятельных планов относительно территории Острова. Потому что мы не имеем право самим решать, что и как делать на этой территории.

Пример тому – фигура Канта, которую мы вернули в связи с Всемирным днем философии.  Я не знала, что был вынесен вердикт Советом по культуре о невозможности нахождения такого Канта на Острове.

Мне жаль, что совет рассматривал этого Канта, как памятник, как скульптуру, тогда как этот Кант – всего лишь фигура. И не претендовал на большее. Но убрали. Вместе с ним все маленькие сувенирные лавочки. Вместе с людьми, их судьбами и детьми. Якобы они портят вид Острова.

А сам Остров – с выбоинами в асфальте – никого не взволновал. Те, кто выносил вердикт по поводу Канта на Острове, давно там не бывали (Антон Алиханов – исключение).

Хотя об этом мы писали многократно. Взволновал Кант.  Ну что ж, посмотрим, какого Канта нам предложат взамен. Пока об этом мы ничего не знаем. Как и о ремонте асфальта на Острове.

КОРР.: –  Скульптура «Доброго Канта»: как она попала на Остров, принимали ли Вы участие в вопросе установки ее на Острове? Как Вы считаете: что больше нужно Острову – спортивная площадка под чадящим выхлопами автомобилей мостом или фигура «Доброго Канта»?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Не буду сравнивать баскетбольную площадку с Кантом, пусть даже Добрым. Я субъективна. Для меня любой Кант – лучше баскетбола. Но это мой, исключительно мой выбор. Человека. Не директора.

Собор известен миру, благодаря конкурсу органистов

КОРР.: –  Представляя Вас, губернатор области А. Алиханов обосновал свой выбор тем, что Вы, помимо прочего, являетесь бессменным инициатором и организатором Международного конкурса органистов. Что приобрел конкурс в связи с тем, что Вы стали директором Собора?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Конкурс не приобрел. Он потерял. Он потерял мое время, которое я должна теперь делить между Собором, конкурсом и другими проектами.

В прессе проходила информация (г-н Одинцов возмущался), что раньше Собор зарабатывал на конкурсе. А теперь, мол, я пользуюсь своим положением. Так вот внесу ясность.

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева проводится при поддержке Минкульта России, правительства Калининградской области, МИД РФ. И мы как всегда платили аренду Собору за использование концертного зала. Собор продавал билеты на все мероприятия конкурса. Так что он не остался в накладе. Напротив, именно конкурс способствовал всемирной славе Собора. Это и было причиной, почему губернатор призвал меня в Собор.

Собор действительно известен во всем мире. Вовсе не потому, что в нем работал Артем Хачатуров. А  в том числе  и  потому, что конкурс имени Таривердиева знают люди в  мире. И теперь это знакомство расширяется.

КОРР.: –  Знакомство калининградцев с Вами началось в 1999 году  с органного фестиваля. Почему именно Калининград был выбран площадкой для него?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: –  Мне было 11 лет, когда классная руководительница предложила собраться нам в воскресенье для того, чтобы пойти в поход. И не пришла. В поход наш класс, четвертый «А», повела я. Мы отправились в Ботанический сад.

Этого мне показалась мало. И я повезла класс к нам на дачу. Мы ехали на автобусе. Потом шли пешком. Застали на даче моего отца. Вернулись вечером, когда нас разыскивала милиция.

Я никогда не чувствовала себя призванной быть руководителем чего-либо. Только мечтателем. И немного предводителем. В неизвестном направлении.

Вот так когда-то 18 лет назад я стала предводительницей этого путешествия – конкурса органистов.

Как я выбрала Калининград? Что-то меня сюда привело. И очень правильно. Потому что это удивительное, уникальное место. В котором встречаются истории и история, страны и люди, драмы и трагедии, уроки, которые мы выносим из них. Или не выносим. Это очень особенное место. И очень хочется, чтобы все, кто здесь живет, это ощущали. Эту полифонию истории, места, пространства и самих себя.

КОРР.: –  Сейчас уже многие уверены, что Калининград был не случайным городом в жизни композитора Микаэла Таривердиева, чуть ли не родным. А что действительно их связывало?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Мне это очень приятно слышать.  Микаэл Леонович связан с Калининградом через один из своих первых фильмов «Из пепла», который снимался здесь еще в пятидесятых. Режиссер – легендарный Владимир Китайский, который очень рано погиб. Оператор – Савва Кулиш. Главная роль – Джемма Фирсова, наша ближайшая подруга и соседка, которая, кстати, с отцом в 10-летнем возрасте брала Кенигсберг, это ее город детства. Но сейчас Таривердиев связан уже с Калининградом навечно. Это родина конкурса, это место, откуда его органное наследие вышло в мир.

КОРР.: – Что для Вас фестиваль «Орган+» и Международный конкурс органистов имени Таривердиева?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Это моя работа. Это мое служение. Это моя забота. Это моя любовь. Это моя мечта.

КОРР.: –  В 2006-2008 в Кафедральном соборе установлен орган фирмы Alexander Schuke – самый большой в России (4 мануала, 90 регистров, 8 500 труб). Расскажите в деталях, как за них ухаживают, кто имеет право играть на нем?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: – Впервые большой орган Кафедрального собора зазвучал 10 января 2008 года. И в будущем году мы будем отмечать 10 лет органу! В день юбилея (а мы решили его начинать отмечать 13 января, в выходной день, когда многие смогут к нам присоединиться) концертом десяти органистов со всего мира в честь 10-летия органа. Специально для этого концерта написал увертюру для двух органов и литавр Александр Чайковский.

Юбилею органа будет посвящен фестиваль «Орган+». Участники проекта –  “звезды” отечественного и зарубежного музыкального искусства,  ведущие российские творческие коллективы, заслуженные мастера искусств Калининградской области. Это и органисты с мировыми именами, и Московский камерный хор Владимира Минина, и Александр Князев, и солисты Большого.

Особым акцентом фестиваля станут два концерта в рамках совместного с Третьяковской галереей проекта «Концерт одной картины». Визуально-музыкальная дилогия  «Концерт одной картины» в рамках фестиваля  приурочена к проведению в Калининграде одного из этапов Чемпионата мира по футболу с тем, чтобы представить шедевры российской культуры максимально большому числу посетителей, обеспечить высокий уровень культурной программы для участников соревнований и болельщиков из зарубежных стран. Что же касается обслуживания органа… Фирма «Шуке», построившая замечательный инструмент, объявлена банкротом. И вела себя в последние годы, мягко говоря, по отношению к своему детищу и Собору не самым порядочным образом.

Контракт по гарантийному обслуживанию фирмой «Шуке» закончился. Мы начали переговоры с одной из ведущих мировых органостроительных фирм – немецкой «Клайс». Это лидер сегодня не только в Германии, но и в мире. Наш титулярный органист Мансур Юсупов уже был на стажировке на фирме, получил сертификат оранного мастера.

Стажировка предстоит и Евгению Авраменко. Ведущий органный мастер фирмы был в ноябре в Соборе, провел инспекцию органа. И в ближайшее время мы заключим договор на обслуживание нашего органного комплекса с фирмой «Клайс». Их согласие – большая удача для нас.

КОРР.: – Известно, что Вы человек, полностью погруженный в работу, в свое детище – фестиваль.  А Ваша личная жизнь?

В. ТАРИВЕРДИЕВА: –  Я погружена не в фестиваль. Я погружена в музыку. Это и есть моя личная, глубоко личная жизнь. И мой выбор.

КОРР.: – Спасибо за беседу.

Источник публикации Caravan.su, 15.12.2017, Майя Блинова