В Эрмитаже стартует музыкальный проект «Аккорд 1917-го», приуроченный к 100-летию революции

В Эрмитаже стартует музыкальный проект «Аккорд 1917-го», приуроченный к 100-летию революции
18 ноября 2017 года в 11.00 в Атриуме Главного штаба Эрмитажа стартует музыкальный проект «Аккорд 1917-го», приуроченный к 100-летию революции в России. Мероприятие пройдет в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Задача проекта «Аккорд 1917-го» — привлечь внимание к факту воздействия революции на отечественную музыкальную культуру и на творческие процессы во всем мире. Мероприятие состоится в необычном формате, объединив научную дискуссию и концерт.

«Одной из тем, которую в этом году поднимает Форум, является столетие Октябрьской революции. Что такое музыка революции и в чем ее сила? Именно здесь нам было интересно провести эксперимент по синтезу разных видов искусства и коммуникации, — отмечает глава секции «Музыка» Денис Мацуев. — Мы назвали проект «Аккорд 1917-го». В чем его главная отличительная особенность? Он включает в себя панельную дискуссию с участием всем известных спикеров мирового уровня, которые будут отвечать на поступающие вопросы в формате реального времени, и концерт в мультимедийном формате».

Русская музыка обязана революции расцветом массовых жанров, внедрением их в жанры элитарные, поиском новой образности и языка. Итогом процессов, вызванных к жизни 1917 годом в музыке, стало особое явление, называемое «советская музыкальная культура». Не обошли стороной русские революционные импульсы и Европу: идеология коммунизма на разных этапах вдохновляла композиторов Европы — от Ганса Эйслера до Луиджи Ноно. Проект «Аккорд 1917-го» представит эволюцию музыкальных форм и жанров под воздействием революционных процессов.

Концерт будет состоять из нескольких тематических блоков. Музыкальное путешествие начнется со знакомства с классикой революции: прозвучит знаменитая Марсельеза и увертюра Бетховена «Эгмонт». Отдельный блок будет посвящен «революционной» музыке Шостаковича, Прокофьева и Мясковского. «Новые образы революции» представит Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета Мосолова «Сталь». О музыкальной культуре эпохи развитого социализма напомнят сцены из оперы Мурадели «Октябрь». В завершение концерта прозвучат эпизоды из балета Тищенко «Двенадцать» по поэме Александра Блока и произведение молодого петербургского композитора Настасьи Хрущевой «Медленно и неправильно». В концерте примет участие симфонический оркестр театра «Мюзик-холл» «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело.

Музыкальному ряду будет «аккомпанировать» ряд визуальный — монтаж из кадров хроники, немого кино, фотографий, плакатов революции и других образцов визуального искусства Советской России.

В рамках научной дискуссии эксперты обсудят особенности музыкального предчувствия революции, поговорят о природе и значении музыки революции, исследуют феномен революционности в музыке и авангарде, проанализируют воздействие революции на развитие мировой музыки.

К участию в дискуссии приглашены известные музыканты-практики и историки музыки из России и Европы. Среди них — директор театра «Мюзик-холл» Юлия Стрижак, дирижеры Максим Шостакович и Фабио Мастранджело, профессоры из Германии Ханс-Йоахим Фрай и Штефан Вайсс, оперный режиссер Арно Бернар (Франция), доктор искусствоведения Ольга Манулкина, музыкальный критик Иосиф Райскин, композитор Настасья Хрущева и другие. Модератор дискуссии — Виктор Высоцкий, композитор, режиссер, арт-директор Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера всем», автор и ведущий цикла лекций «Воскресное предисловие с Виктором Высоцким» в Мариинском театре.

Источник публикации Министерство культуры РФ