Ушла из жизни композитор Маргарита Александровна Кесарева

Ушла из жизни композитор Маргарита Александровна Кесарева

16 июня 2017 года в Екатеринбурге скончалась Маргарита Александровна Кесарева — последний из живших и творивших на Урале композиторов, которые в начале 60-х гг. прошлого века составили легендарную «молодежную секцию» Союза композиторов. Они заявили о себе так ярко и звонко, что стали предметом зависти и примером для подражания у молодых во многих региональных композиторских сообществах всего Советского Союза. Талантливые, веселые, озорные и изобретательные, они были очень разными и только начинали выстраивать собственные голоса. Самобытность Кесаревой сказалась раньше большинства других.

Все студенты композиторы и музыковеды тех поколений (Кесарева закончила Уральскую консерваторию в 1962 г.) ездили в фольклорные экспедиции. Для многих это было просто обязательным выполнением учебного плана. Для Маргариты — стало обретением собственной планеты. Стоит перечислить хотя бы некоторые произведения, а названия у них «говорящие»:

– «Горе мое», «Наговорная легенда» для голоса, слова народные в обработке Колотушкиной,

– «Уральские бытовые наговоры», «Уральские заклички» — вокальные циклы,

– «Таганай», «Мансийские были», «Чудьи курганы», «Зелен чад» — хоровые поэмы,

– «Булатов камень» — поэма для ф-но,

– «Уральская концертная кадриль» для 2-х ф-но…

Не только выдающийся ее учитель, композитор В.Н Трамбицкий, сам чуткий знаток фольклора, приваживал ее к тому, чтобы слушать и слышать, постигать и напитываться богатствами народной музыки, но и незабвенная бабка Лукерья (главный «трофей» фольклорной экспедиции, чья фотография всегда стояла у Кесаревой на рояле), вела ее то шажками, то шагами в бескрайний мир мудрости, поэзии, красоты, страстей, страхов и утешений, из которых сплетены не только песни, но и сказы, и присловья, и наговоры, и заговоры, и…, и…

Травам научила, лекарским уменьям поделилась. Маргарита оказалась ученицей пригодной и достойной. Хоть и не выпытывала, по природной деликатности, лишнего, но старалась ничего не упустить. При этом, уж конечно, не просто знания копились, личность складывалась особенная. Много лет спустя, в 2000 году профессор Уральской консерватории М.А. Кесарева напишет научную работу – фольклорный очерк об уральской промысловой поэзии — назовет «Магия земли и высота небес». Именно такими словами можно определить и ее собственную натуру.

Прежде всего, это сказалось в музыке. Про этого композитора не скажешь, что она близка к народному материалу – она просто не существует вне его. И у студентов (а преподавательский стаж профессора Кесаревой более 50 лет) во время занятий возникало редкое ощущение, что они получают знания не опосредованно, а черпают их прямо из первоисточника.

Знаниями делилась она очень щедро. Она все делала очень щедро — кормила обильно и настойчиво, очень много времени тратила на многочисленных знакомых, всегда готова была помогать — учить, лечить и особенно делать подарки. Из ее дома вы непременно уходили с подарком, и в другой дом она обязательно входила с подарком. И большой мир она впитывала тоже щедро. Настоящее и прошлое в ее восприятии были неразрывны. Преклонение перед природой и стремление вдохнуть ее тайных смыслов были необходимы, и география ее увлечений постепенно расширялась. Жгучий интерес к жизни народов севера, к шаманству, модулировался в увлечение тайнами Тибета. Книги по эзотерике тщательно изучались и дарились гостям, сиддха-йога заняла много лет и принесла новые знакомства, новые странствия и новые жанры в сочинении музыки…

«Магия земли и высота небес»… Именно магия земли, и никогда приземленность. Она была не просто равнодушна к быту, она была пренебрежительна по отношению к нему. Доминировала все-таки высота небес. Наверное, поэтому в наши дни она кому-то казалась несколько странной. Может быть даже чуть экзотичной. Но не было ни одного человека, испытавшего по отношению к ней враждебность. Сама же Маргарита Александровна просто не ведала, что такое враждебность.

Она была светлым человеком.

Музыковед, заслуженный деятель искусств РФ, Наталия Вильнер

Маргарита Александровна Кесарева родилась 21 мая 1936 года в Екатеринбурге. Окончила Свердловское музыкальное училище по классу композиции у О.А.  Моралева (1957) и Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского по классу В.Н. Трамбицкого (1962). С того же времени преподавала в УГК (с 1974 доцент, с 1996 — профессор кафедры композиции).

В 1967 была принята в Союз композиторов СССР. Участвовала в семинарах, проводимых в Доме творчества Иваново под руководством Н.И. Пейко.

В сочинениях 60–70-х гг. определяется главная стилистическая константа ее музыки — творческое претворение уральского фольклора (вокально-инструментальный цикл «Горе мое», удостоенный в 1968 г. третьей премии на Всесоюзном смотре молодых композиторов, оратория «Светлое озеро», «Наговорная легенда» и др.). М.А. Кесарева занималась собиранием и изучением богатейшего горнозаводского фольклора, вела на Свердловском телевидении цикл фольклорных передач «Уральские посиделки», накапливает материал к сборнику «Песни заводов Урала», работу над которым, совместно с музыковедом Т.И. Калужниковой, завершила в 2001.

В октябре 1989 состоялся авторский концерт композитора в Малом зале Московской консерватории.

М.А. Кесарева входила в состав Комиссии Союза композиторов РСФСР по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. С 1995 по 2000 она ежегодно выступала в различных городах России в рамках фестиваля «Композиторы России — детям». В 1997 участвовала в Международном съезде ритуальной восточной музыки в г. Фолсбург (США).

В октябре 1986 М.А. Кесаревой была вручена медаль «За трудовую доблесть». В апреле 1999 она была награждена орденом Дружбы народов, а в дни юбилея Уральской консерватории (ноябрь 2009) — орденом «За вклад в просвещение» (награда Российской геральдической палаты).

Прощание с М.А. Кесаревой прошло 20 июня в Уральской консерватории им. Мусоргского, где она проработала более 50 лет. Отпевание — в екатеринбургском храме Вознесения Господня.