Тукынька, Кычик и Крылышки: дословно о любви. Переписка А.Н. Скрябина с В.И. Скрябиной и Т.Ф. Шлецер-Скрябиной

Тукынька, Кычик и Крылышки: дословно о любви. Переписка А.Н. Скрябина с В.И. Скрябиной и Т.Ф. Шлецер-Скрябиной

Эпистолярное наследие занимает значительное место при изучении биографии и творчества любого гения. Не является исключением и А.Н. Скрябин, вокруг имени которого сложилось множество легенд. Известно, что дневника (в классическом понимании этого слова) Александр Николаевич не вел, поэтому письма в данном случае — практически единственный источник, «из первых уст» повествующий о жизни великого композитора. Особый интерес в этом отношении представляет переписка Александра Николаевича с В.И. Скрябиной и Т.Ф. Шлецер-Скрябиной — первой и второй супругами. В ней композитор предстает в совершенно ином — не официально-деловом, а живом и естественном облике, который долгие годы оставался скрытым для большинства интересующихся судьбой великого русского музыканта.

… «Чувствуешь ли Ты, дорогой мой Шуринька, что мысленно я вся с Тобой и не отхожу от Тебя ни на минуту… — писала В.И. Скрябина мужу 22 ноября/4 декабря 1896 г. — чувствуешь ли, как мне хочется Тебе пожелать спокойной ночи и благополучного пути.

Господь с Тобой, мой милый, молюсь за Тебя и люблю, люблю всеми силами. Твоя Вера».

«Мысленно присутствуя целую привет дорогим друзьям. Таня», — телеграфировала Т.Ф. Шлецер-Скрябина Александру Николаевичу 2/15 апреля 1915.

Между этими текстами переписка длинной в девятнадцать лет — роман в письмах с совершенно особой структурой, яркими и драматичными сюжетными линиями, уникальным звучанием и открытым финалом, роман, доступный читателям книги «Дословно. Переписка А.Н. Скрябина с В.И. Скрябиной и Т.Ф. Шлецер-Скрябиной».

Дословно [Текст]: Переписка А.Н. Скрябина с В.И. Скрябиной и Т.Ф. Шлецер-Скрябиной / Мемориал. музей А.Н. Скрябина; сост., науч.-текстолог. подгот., ст. и коммент. В.В. Попкова и О.А. Дубровиной.
– Москва: Мемориальный музей А.Н. Скрябина, 2018. – 401, [2] с., [4] л. портр.

Книга выпущена Мемориальным музеем А.Н. Скрябина в Москве в 2018, подготовлена научными сотрудниками Музея В. Поповым и О. Дубровиной. Как следует из названия, главными действующими лицами переписки становятся великий русский композитор и пианист Александр Скрябин и его супруги — Вера Ивановна и Татьяна Федоровна.

Вера Ивановна Исакович-Скрябина. Архивное фото

Первая любовь

Завязка первой драматургической линии происходит в 1896. Вера Ивановна Исакович сдержано, но достаточно тепло повествует «Шушочку» о своих занятиях на рояле, о переговорах с отцом относительно свадьбы. Однако, наибольший интерес представляют письма 1898 – начала 1900-х годов, кульминационного периода отношений с В.И. Скрябиной. Уже в ноябре 1898 она писала мужу: «Тукынька мой этка! Милый Ты мой! Ты самый, самый лучший! Ты мой эта родной и дорогой, и у меня ырдечко по Тебе болькит». Постепенно употребление окказиональной лексики, эта игра неологизмами настолько входит в обиход, что без нее уже невозможно представить себе общения таких утонченных романтических натур, как Александр Николаевич и Вера Ивановна. Даже находясь в Санкт-Петербурге в кругу близких друзей, композитор не переставал «сильно кучать» и думать о своей супруге. Он писал: «Кычик мой, мне кунко, кунко без тебя; еще так ого мы не увидимся. Пиши мне, паалкоста, почаще и побольше, не забывай своего пашывого вынью, который тебя так бонко быт и так мого о тебе мкыит. Поцелуй мою этку, мою Риммочку, благослови ее за меня… Пащь моя мамка, жинища и ынка, будь аровкая».

Конечно, в своих письмах друг к другу Скрябины в основном обсуждают сугубо бытовые и творческие вопросы, не касаясь, например, философских размышлений. Все это будет существенно позже, с появлением второй, контрастной сюжетной линии. Стилистика же первой настолько уникальна по своему фонетическому и лингвистическому составу, что практически не имеет аналогов.

Новый сюжет

К концу 1903 в жизни Скрябина намечаются очень серьезные изменения, коснувшиеся как эстетико-философско-творческого, так и жизненного контекста. Как вспоминала Морозова, Вере Ивановне «очень хотелось познакомиться с философией, разобраться самой и понять мысли Александра Николаевича… Перед Александром Николаевичем, как художником и творцом, она преклонялась, но к его замыслам о Мистерии, которая преобразит мир, к его вере в свое предназначенье, она относилась с недоверием и страхом, боялась его “сверхчеловеческой”, как она всегда говорила, задачи. Она была очень здравой и рассудительной, и это была та черта, которая отдаляла от нее Александра Николаевича и заставляла его искать общения с другими». В этой связи и происходит постепенное угасание переписки Скрябина с первой супругой…

…«Настроение должно быть спокойное, спокойное.

Единственное, о чем нужно думать и чему нужно отдать все время и все заботы – это здоровье. Все остальное будет. Я всем своим существом хочу, чтобы было – и будет.

Боря скажет все.

Какая дивная будет осень!»

Татьяна Федоровна Шлецер-Скрябина. Архивное фото

С этого, первого из нам известных писем, датируемых 7/20 августа 1903, начинается вторая сюжетная линия романа «Дословно» — переписка Скрябина с Т.Ф. Шлецер-Скрябиной, будущей второй супругой композитора. В этот период многие музыканты и близкие Александру Николаевичу люди воспринимают его идеи как чудачество, не успевая уловить логику его стремительной эволюции художественного стиля и музыкального языка. В этот сложный период Т.Ф. Шлецер-Скрябина становится едва ли не единственным человеком, поддерживающим и разделяющим все творческие устремления автора «Поэмы экстаза», становясь его музой. «Я вырабатываю новый стиль, и, какая радость, выходит так хорошо! <…> Я для Тебя пишу, моя дорогая радость! Ты все поймешь, все оценишь! Как никто! Ты оценишь каждый изгиб моей безумной фантазии», — писал Скрябин Татьяне Федоровне.

Письма же самой Шлецер-Скрябиной этого периода настолько художественно выразительны, что больше похожи не на прозаические, а на поэтические тексты, содержащие порой даже рифмы слов: «Не могу описать тебе мою страсть, безумие, нетерпение – я вся один порыв к тебе, одно желание и стремление». Кроме того, заканчивая свое довольно протяженное письмо весной 1905 года, Татьяна Федоровна утверждает: «Я ничто, я только то, что я люблю». По сути, эта фраза продолжает знаменитые скрябинские мысли, записанные в этот период в одной из тетрадей: «Я ничто, Я только то, что я творю … Я ничто, я только то, что я создаю …».

Развитие отношений и, стало быть, стилистики повествования происходит стремительно. Их фонетический, лексический и стилистический контекст изменяется практически до неузнаваемости. На смену сдержанной, высоко романтической и предельно утонченной переписки с Верой Ивановной, приходит обширная, невероятно свободная по стилю и способам выражения, наполненная философским контекстом переписка с Татьяной Федоровной.

И вот Скрябин уже обращается ко второй супруге, как к своим крылышкам, призванным нести его «с безумной быстротой»: «Милые мои крылышки, расправляйтесь! Вы понесете меня с безумной быстротой! Вы дадите мне утолить сжигающую меня жажду жизни! О, как я хочу праздника! Я весь желание, бесконечное! И праздник будет! Мы задохнемся, мы сгорим, а с нами сгорит вселенная, в нашем блаженстве. Крылышки мои, будьте сильные, вы нужны мне! О, как вы мне нужны!»

В свою очередь Скрябин становится для Татьяны Федоровны самой жизнью, Абсолютом, Богом. Она пишет Александру Николаевичу в Америку: «Ну, до завтра моя радость, мой Бог, моя жизнь», «Боженька моя, нестерпимо мне без тебя. Отчего я не осталась с тобою. Я, впрочем, не буду огорчать мою цветоченьку, буду ждать терпеливо его возвращения».

Финал

Увы, эта сюжетная линия оборвется так же быстро, как и начиналась. Если переписка Александра Николаевича с Верой Ивановной построена по всем канонам романа в письмах (со своей завязкой, кульминацией, развязкой и небольшой кодой в виде отдельных, предельно официальных писем 1914 г.), то финал переписки композитора с Т.Ф. Шлецер-Скрябиной остается открытым. «Мысленно присутствуя целую привет дорогим друзьям. Таня» — эта телеграмма была послана в Петроград 2/15 апреля 1915, в день, когда Скрябин в последний раз выступил перед публикой. Через 12 дней композитор уйдет из жизни. Близкие и друзья Скрябина будут адресовать письма и телеграммы Татьяне Федоровне, имея в виду в качестве адресата, конечно, самого Александра Николаевича, но ответа на них не последует, и Т.Ф. Шлецер-Скрябина так и останется тем единственным человеком, на котором закончится роман в письмах, под названием «эпистолярия Скрябина».

Владимир ПОПКОВ, Оксана ДУБРОВИНА

Владимир Попков — музыковед, выпускник РАМ им. Гнесиных, заведующий сектором науки Мемориального музея А.Н. Скрябина. Участник международных научных конференций, автор научных публикаций о жизни и творчестве А.Н. Скрябина. Руководитель грантового проекта РГНФ/РФФИ (2016–2018).

Оксана Дубровина — музыковед, преподаватель, выпускница РАМ им. Гнесиных, научный сотрудник Мемориального музея А.Н. Скрябина. Участница международных научных конференций, автор научных публикаций о жизни и творчестве А.Н. Скрябина. Исполнитель грантового проекта РГНФ/РФФИ (2016–2018).