Теодор Курентзис не будет дирижировать в Ковент-Гарден

Теодор Курентзис не будет дирижировать в Ковент-Гарден

В сентябре в номере 7 (414) «МО» и на сайте газеты была опубликована заметка о том, что художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис приглашен дирижировать премьерой оперы Леоша Яначека «Записки из Мертвого дома» в Королевской опере Ковент-Гарден в марте 2018 года. Ставить оперу будет польский режиссер Кшиштоф Варликовский.

Информация об этом была взята около двух недель назад с сайта Королевской оперы http://www.roh.org.uk/

После наших публикаций в редакцию позвонила помощник Т. Курентзиса в Пермском театре Катя Нечитайло и попросила снять информацию, поскольку участие Т. Курентзиса в проекте отменено.

Мы обратились за разъяснениями в пресс-службу Королевской оперы Ковент-Гарден и вчера, 4 октября, получили ответ — релиз за подписью руководителя пресс-службы Энн Ричардс, в котором, в частности, говорится:

 

«Королевская опера
29 сентября 2017 года

Замена дирижера

“Записки из Мертвого дома” Яначека
7, 10, 14, 19, 22, 24 марта 2018 в 8.00 вечера

Греческо-русский дирижер Теодор Курентзис отказался от своего дебюта в Королевской опере в новой постановке Кшиштофа Варликовского “Записки из мертвого дома”.

“Я глубоко сожалею, что мне пришлось отказаться от новой постановки “Записок из Мертвого дома”. Это было для меня нелегким решением, и я глубоко разочарован тем, что я подвожу Королевскую оперу и режиссера Кшиштофа Варликовского на столь позднем этапе”, — сказал Теодор Курентзис.

Оливер Мирс, директор оперной труппы Королевской оперы, отметил: “То, что Теодор Курентзис отказался дирижировать одной из главных новых постановок сезона 2017/2018 гг., стало в высшей степени разочаровывающей новостью. Мы очень ждали его дебюта в Королевской опере, на премьерных спектаклях “Записок из Мертвого дома”.

Вместе с тем, мы очень признательны Марку Вигглсворту, который будет дирижировать всеми спектаклями”.

Ранее Марк Вигглсворт дирижировал в Королевской опере спектаклями “Возвышение и падение города Махагони”, “Нюрнбергские мейстерзингеры”. Бывший музыкальный директор Английской национальной оперы, он продирижировал там операми “Лулу”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “Дон Жуан”, “Сила судьбы” и “Енуфа”».

***

Для театра такого ранга, как Королевская опера Ковент-Гарден, деятельность которого — сезоны, премьеры, составы постановочных команд, персональные приглашения — планируются на 3–5 и более сезонов вперед, а премьеры не объявляются до заключения контрактов со всеми участниками постановки, замена дирижера менее чем за полгода до премьеры — беспрецедентный случай.

Марк Вигглсворт родился в 1964 г. в Сассексе, учился в Университете Манчестера и Королевской Академии музыки в Лондоне. В 1989 г. он выиграл конкурс дирижеров имени Кирилла Кондрашина в Амстердаме. В 1991–1993 он был  дирижером симфонического оркестра ВВС, в 1996–2000 — музыкальным директором Национального оркестра ВВС Уэльса, в 1998–2001 —  главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Шведского радио, в 2015–2016 — музыкальным руководителем Английской национальной оперы. Он постоянно дирижирует многими ведущими оркестрами, включая Лондонский симфонический и Лондонский филармонический, Королевский оркестр Концертгебау, оркестр Берлинской филармонии, филармонический оркестр Нидерландского радио, филармонические оркестры Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, оркестры Чикаго, Бостона, Кливленда, Филадельфии, Токио, Сиднея, Мельбурна.

В числе оперных постановок Вигглсворта, помимо названных — «Волшебная флейта» и «Катя Кабанова» в Английской национальной опере; «Питер Граймс», «Богема» и «Свадьба Фигаро» в Глайндборне; «Электра», «Тристан и Изольда» и «Так поступают все» (Валлийская национальная опера), «Воццек» и «Пеллеас и Мелизанда» (театр Ла Монне, Брюссель), «Питер Граймс» (Опера Нидерландов и Австралийская опера), «Свадьба Фигаро» (Метрополитен опера). Он дирижировал в Баварской государственной опере, дрезденской Земперопер, Театро Реал в Мадриде.

Среди записей дирижера — все симфонии Шостаковича с национальным оркестром ВВС Уэльса и филармоническим оркестром Нидерландского радио, симфонии №№ 6 и 10 Малера с Мельбурнским симфоническим оркестром, CD английской музыки с Сиднейским симфоническим оркестром, фортепианные концерты Брамса (сорлист Стивен Хаф), опера Бриттена «Питер Граймс» (запись с Глайндборнского фестиваля).

В 2017 Марк Вигглсворт удостоен премии Лоуренса Оливье (наиболее престижная театральная награда Великобритании) в номинации «За выдающиеся достижения в опере» за постановки «Дон Жуана» и «Лулу» в Английской национальной опере.

В августе 2017 Марк Вигглсворт назначен главным приглашенным дирижером симфонического оркестра Аделаиды (Австралия). Контракт вступает в силу с 2018 г.

Сайт дирижера www.markwigglesworth.com

Кшиштоф Варликовский (род. 1962) — художественный руководитель Нового театра в Варшаве. Лауреат «Золотой Маски» за лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2011 («(А)поллония» Нового театра в Варшаве). В числе его оперных постановок — «Ифигения в Тавриде» Глюка (2006) в Опера Гарнье, «Средство Макропулоса» Яначека (2007), «Парсифаль» Вагнера (2008) и «Король Рожер» Шимановского (2009) в Опера Бастий, «Медея» Керубини (2008), «Макбет» Верди (2010), «Лулу» Берга (2012) и «Дон Жуан» Моцарта (2014) в театре Ла Моннэ (Брюссель), «Евгений Онегин» Чайковского (2007), «Женщина без тени» Р. Штрауса (2013) и «Меченые» Шрекера (2017) в Баварской опере, «Похождения повесы» Стравинского (2010) в Берлинской государственной опере, «Альцеста» (2014) в Театро Реал, оперы польских композиторов (в т.ч. «Король Убю» Пендерецкого).

Опера «Записки из «Мертвого дома» — последнее произведение чешского композитора Леоша Яначека (1954–1928). Либретто написано композитором по мотивам одноименной повести Ф. Достоевского и его рассказов. Премьера оперы в редакции ученика Яначека композитора О. Хлубны и дирижера Б. Бакалы и с переработанным либретто состоялась 12 апреля 1930 г. в Брно. Авторская версия оперы увидела свет в 1958 г. в Праге.

Яначек неоднократно посещал Россию, хорошо знал ее литературу и музыку. Многие произведения композитора вдохновлены русской литературой: оперы «Катя Кабанова» (по пьесе А. Островского «Гроза») и «Записки из мертвого дома», оркестровая рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя), струнный квартет «Крейцерова соната» (по повести Л. Толстого).

Оперное творчество Л. Яначека весьма востребовано в мире, а в последние 10–15 лет и в России. В 2003 Д. Бертман поставил «Средство Макропулоса» в «Геликон-опере», в 2007 были поставлены «Катя Кабанова» в Новосибирском театре оперы и балета и «Енуфа» в Мариинском театре, а осенью 2015 в афише московских театров почти одновременно появились сразу две «Лисички-плутовки»: в театре им. Покровского под названием «Лиса-плутовка», а в театре им. Сац — «Лисичка. Любовь». На февраль 2018 в МАМТе запланирована премьера «Енуфы» (режиссер А. Титель, дирижер Е. Бражник).