Импортозапрещение: на каких инструментах — пианино и роялях — будут или не будут играть музыканты России?

<strong>Импортозапрещение:</strong> на каких инструментах — пианино и роялях — будут или не будут играть музыканты России?
Фото Андрей Устинов

В распоряжении «МО» оказался текст проекта постановления Правительства РФ «Об ограничениях допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, а также о требованиях к формированию лотов для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры».

Фактически стоит вопрос о запрещении закупок музыкальных инструментов и звукового оборудования в зарубежных странах и волевом решении властей о переходе к использованию отечественных инструментов и оборудования, в рамках политики «импортозамещения».

И хотя номинально предполагается проводить тендеры на поставки инструментов и оборудования, конкурсная процедура позволяет легко отсечь иностранных участников в пользу отечественных производителей. При этом даже не упоминается о том, что предлагаемые отечественные инструменты на порядок (а то и на несколько порядков) ниже качеством, чем аналогичные зарубежные.

По этому поводу уже высказались многие известные музыканты и деятели культуры. В частности, с критикой выступили М. Швыдкой, В. Спиваков, А. Шалашов.

В то же время вызывает сомнения позиция В. Гергиева и Д. Мацуева, усиленно пропагандирующих «импортозамещение». Тот же Д. Мацуев, вероятно, со времен своей юности не играл на отечественных инструментах и едва ли представляет, что такое пианино «М. Глинка» и «Н. Рубинштейн» на самом деле, а не в оптимистичных реляциях их производителей. И вряд ли В. Гергиев получал бы столь выдающийся результат от работы с Мариинском оркестром, если бы его музыканты играли на духовых инструментах производства не Buffet или Yamaha, а ООО «Ателье Гончарова».

Начиная с перестроечного и постперестроечного времени, когда в России практически рухнуло производство музыкальных инструментов, вопрос о том, можно ли его возродить и достичь хотя бы того уровня производства, который был в СССР, является весьма актуальным.

«Музыкальное обозрение» в течение десятков лет уделяет этой теме, а также эксплуатации музыкальных инструментов, прежде всего пианино и роялей, самое пристальное внимание. «МО» было первым СМИ в новой России, кто обратился к этой теме. Постоянно пропагандирует мировой опыт фортепианостроительства, поддерживает Ассоциацию фортепианных мастеров — единственную в России организацию, профессионально занимающуюся вопросами производства и эксплуатации инструментов.

Мы неоднократно публиковали мнения авторитетных экспертов: Генерального директора компании «Старт-Вест-94» — официального представителя фирмы Steinway & Sons в России — Владимира Рослякова, одного из лучших настройщиков Владимира Спесивцева, президента АФМ Владимир Частных.

Нами подготовлено экспертное заключение на тему «импортозамещения» пианино и роялей, которое направлено в инстанции, занимающиеся данным вопросом.

«Мы должны признать полное фиаско в производстве музыкальных инструментов, — утверждается в Заключении. — Наладить производство отечественных инструментов для симфонических оркестров, оперных театров, вузов, солистов, концертных залов в России сегодня невозможно. Этот процесс может занять десятилетия.

То, что выдается за инструменты, якобы произведенные в России, является жалкой подделкой худших образцов дешевых китайских инструментов.

Поэтому единственно возможным решением этого вопроса может быть улучшение торгового климата и условий по закупкам лучших образцов зарубежных фирм. И предоставление в этой сфере специальных налоговых льгот.

Данный Проект Постановления можно рассматривать как диверсию и подготовку террористического акта по отношению к российской музыкальной культуре, которая в высших своих образцах стоит на одном уровне с выдающимися музыкантами мира.

Список представленных в нем компаний ничтожно мал и профессионально несостоятелен.

Дальнейшее продвижение этого документа вызовет социальный взрыв в музыкальной культуре, и может нанести непоправимый урон музыкальному искусству России».

На основе этого Заключения в № 4 «МО» опубликован развернутый материал «Импортозапрещение». Статья довольно объемная, но и тема крайне важная: ведь речь идет не просто о том, какие пианино и рояли будут стоять в музыкальных школах, на каких валторнах и фаготах будут играть в российских оркестрах, но и в целом о будущем отечественной музыкальной культуры.

Импортозамещение

Есть такая политика: импортозамещение. Продукты мы уже вовсю едим отечественные. Не нужен нам хамон испанский и пармезан тосканский.

Есть такая замечательная организация: Министерство промышленности и торговли, Минпромторг. Слышали про Кокорина и Мамаева? И про Дениса Пака из Минпромторга, который с утра 8 октября прошлого года сходил в кафе кофейку попить — чем кончилась их встреча?

А про Sukhoi Superjet 100? Который Минпромторг заказал у ГК «Ростех» — по программе импортозамещения.

И вот импортозамещение добралось до музыкальных инструментов. Теперь музыкантам говорят: довольно «Ямах» и «Стейнвеев», пора играть на своем родном.

Если у Минпромторга получится до конца осуществить задуманное, то:

будущие Рихтеры и Гилельсы лишатся зарубежных роялей;

ни в одном симфоническом оркестре не будет ни одного зарубежного музыкального инструмента — ни флейт французских, ни кларнетов немецких, ни меди японской, ни арф итальянских, ни…

Про струнные пока помолчим: возможно, где-то идет работа по клонированию Страдивари? Или, может быть, где-то под Москвой строят свою Кремону?

Плюс количество, минус качество

Советская и российская исполнительская школа по праву считается одной из лучших в мире. А вот с выпуском достойных инструментов в нашей стране всегда были проблемы. Брали количеством, но не качеством.

Это относилось и к пианино и роялям.

Да, пианино выпускали много: «Красный Октябрь», «Аккорд», «Заря», «Лира», «Ростов-Дон», «Кама», «Ласточка», «Ноктюрн», многие другие. Конечно, со “Steinway” и “Bluthner” они даже близко не стояли, а вот с чешскими “Petroff ” или восточно-немецкими “Zimmermann” вполне конкурировали: крепкие, долговечные, мастеровитые, более или менее доступные по цене (верхняя планка в 1970-х — около 700 руб., примерно столько же стоил цветной телевизор) инструменты стояли в музыкальных школах, их покупали в рассрочку для домашних занятий детей.

Фабрики были во многих городах, почти во всех союзных республиках европейской части СССР. На них работали специалисты, хранившие и передававшие традиции. Все инструменты изготавливались из натуральных материалов неплохого качества. Процесс контролировался СНиПАми и ГОСТами.

С роялями было намного хуже. Увы, ни одна из трех марок, выпускавшихся в СССР: «Красный Октябрь», «Москва» и «Эстония» — не могла сравниться со “Steinway & Sons”, которые уже тогда стояли во всех концертных залах.

Драма нового времени

Производство пианино и роялей — сложнейший технологический процесс. Для него нужны соответствующие материалы и комплектующие. Необходимы и квалифицированные работники на каждом участке, передающие опыт «из рук в руки»: настройщики, регулировщики, люди на покраске, на отливке рам, на изготовлении струн, на их натяжке, на интонировке.

В СССР фабрики по производству музыкальных инструментов подчинялось Министерству местной промышленности.  В 1991 оно было ликвидировано. А само производство фактически исчезло вместе с людьми на нем работавшими.

Желающим подробнее узнать, как рухнула эта отрасль, рекомендуем прочесть статью Рустема Хасанова в ноябрьском номере «МО» за 1995 (спецвыпуск «МО — Пермь»). Вот несколько цифр, приведенных в ней в то время зам. директора Пермской, а ныне Свердловской филармонии:

в 1980-е годы в целом по стране выпускалось 115–120 тыс. пианино в год. В 1994 — 9500;

в марте 1992 на фабрике «Кама» в Перми изготовлено 170 пианино. В марте 1995 — одно.

«Распалась связь времен» — впрочем, как и везде. Как и в автопроме, который тоже рухнул, хотя в советские времена выпускал «Волги», «Москвичи», «Жигули» (при том, что импортных машин, в отличие от пианино и роялей, в СССР были считанные экземпляры). Сегодня московские автогиганты ЗИЛ и АЗЛК ликвидированы. А ВАЗ выжил только потому, что работает на основе линий, закупленных у Fiat. Кроме рабочих, там все зарубежное: и собственники, владеющие контрольным пакетом акций, и президент, и технологии, и оснащение, и комплектующие.

Минпромторг рулит

Фабрик, выпускавших инструменты, не стало: нет ни помещений, ни людей. В 2016 в «Коммерсанте» прошла информация о том, что закрывается последняя в России фабрика по производству пианино и роялей — «Невский блюз» в Санкт-Петербурге.

В то же время на волне взаимных санкций и того самого импортозамещения в недрах «Единой России» стали раздаваться робкие голоса: а не восстановить ли производство музыкальных инструментов? К обсуждению подключилось Минкультуры, которое передало эстафету Минпромторгу — и, вероятно, поступило правильно и рационально.

В 2016 в Минпромторге был создан департамент развития промышленности социально значимых товаров. Он курирует индустрию детских товаров, товаров для инвалидов и пожилых людей, народно-художественные промыслы, а также отечественное производство музыкальных инструментов.

Вот в какую компанию попали пианино, скрипки, баяны и саксофоны.

Но это еще не вся «компания». Минпромторг активно участвует в проектах корпорации «Ростех». И в упомянутом Sukhoi Superjet 100, и в «Единой модульной платформе» — проекте по созданию автотранспорта для перевозки и сопровождения первых лиц Государства Российского. В том числе и лимузина «Кортеж», который «участвовал» в инаугурации Владимира Путина 7 мая 2018. «За большой вклад в реализацию этого проекта» директор Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Денис Пак — тот самый — был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. А еще один пострадавший в конфликте с Кокориным и Мамаевым — Сергей Гайсин, гендиректор ФГУП «НАМИ» (непосредственного исполнителя проекта «Кортеж») — орденом Александра Невского.

А «Зенит» тем временем — Чемпион!

Кстати, гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов — один из ближайших друзей и сподвижников В. Путина еще с 1980-х годов — слывет любителем искусств. Точнее, его супруга Екатерина Игнатова, которая покровительствовала Николаю Цискаридзе. Не без их участия в 2013 был уволен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов.

Президент поручил, премьер распорядился

26 апреля 2017 В. Путин провел совещание с членами Правительства. Основная тема обсуждения — импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве.

По итогам совещания В. Путин поручил Правительству до 31 июля 2017 «представить предложения по мерам поддержки производства музыкальных инструментов в целях оснащения ими организаций дополнительного образования».

Еще раньше, в марте 2017, Дмитрий Медведев дал указание Минфину о выделении в бюджете на 2017–2019 средств на производство отечественных музыкальных инструментов.

В итоге вышли в свет два распоряжения Правительства РФ:

№ 2397-р от 3 ноября 2017 и № 2601-р от 23 ноября 2017.

В первом идет речь о планах на 2018–2019 гг., во втором — на конец 2017.

Что же предусматривается в этих документах:

Распоряжение № 2601-р:

«В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93, частью 1 статьи 111 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

а) определить единственных исполнителей осуществляемых Минпромторгом России в 2018–2019 годах закупок музыкальных инструментов и услуг по их доставке в субъекты Российской Федерации по перечню согласно приложению № 1;

б) Минпромторгу России заключить государственные контракты на поставку музыкальных инструментов, включая услуги по их доставке, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, единственными исполнителями, предусмотренными приложением № 1 к настоящему распоряжению, и получателями в субъектах Российской Федерации, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на получение указанных музыкальных инструментов, в соответствии с распределением согласно приложению № 2…»

«Из чего же, из чего же, из чего же
сделаны наши фаготы…»

Так кто же они, единственные исполнители?

На 2018—2019:

ООО «Фабрика роялей и пианино “Аккорд”»

Пианино, модель 1 (высота — 122 см, ширина — 150 см, глубина — 62 см, материал резонансной деки — резонансная ель, материал футора — сосна 1-го сорта, материал вирбельбанка — делигнит, материал гаммербанка — алюминий).

ООО «Нева-Саунд»

Пианино, модель 2 (высота — 120 см, ширина — 151 см, глубина — 62,5 см, материал резонансной деки — европейская ель, материал футора — цельная сосна, материал вирбельбанка — бук, материал гаммербанка — бук).

ООО «Тульская Гармонь»

Пианино, модель 3 (высота — 122 см, ширина — 148 см, глубина — 59 см, материал резонансной деки — европейская резонансная ель, материал футора — цельная сосна, материал вирбельбанка — клееный буковый массив, материал гаммербанка — клееный буковый массив).

ООО «Ателье Гончарова» 

Набор духовых музыкальных инструментов:

2 флейты (диаметр мензуры 18,9 мм, материал клапанов — нейзильбер посеребренный, материал корпуса — нейзильбер посеребренный),

2 гобоя (материал корпуса — порошок черного дерева и эпоксидная смола, материал клапанов — нейзильбер посеребренный),

3 кларнета (материал корпуса — пластик АБС, материал клапанов — нейзильбер посеребренный)

1 фагот (материал корпуса — альпийский клен, материал клапанов — медно-никелевый сплав),

2 саксофона-альта (материал корпуса — латунь, материал клапанов — нейзильбер),

4 трубы (диаметр раструба — 123 мм, диаметр мензуры — 11,7 мм, материал корпуса — латунь),

2 валторны (диаметр раструба — 310 мм, диаметр мензуры — 11,9 мм, материал корпуса — латунь),

2 тромбона (диаметр раструба — 203 мм, диаметр мензуры — 12,7 мм, материал корпуса — латунь),

1 туба (диаметр раструба — 406 мм, диаметр мензуры — 17,5 мм, материал корпуса — латунь),

2 тенора (диаметр раструба — 203 мм, диаметр мензуры — 13,1 мм, материал корпуса — латунь),

1 баритон (диаметр раструба — 279 мм, диаметр мензуры — 14,7 мм, материал корпуса — латунь).

На 2017:

ООО «Аврора»

Пианино модель 1 (высота — 122,5 см, ширина — 148 см, глубина — 59 см, материал резонансной деки — резонансная ель, материал футора — сосна 1-го сорта, материал вирбельбанка — бук, материал гаммербанка — бук).

ООО «ИНДИКОМ Инновационная Дистрибьюторская Компания»         

Пианино модель 2 (высота — 122 см, ширина — 150 см, глубина — 62 см, материал резонансной деки — резонансная ель, материал футора — сосна 1-го сорта, материал вирбельбанка — делигнит, материал гаммербанка — алюминий).

ООО «Нева-Саунд» 

Пианино модель 3 (высота — 120 см, ширина — 151 см, глубина — 62,5 см, материал резонансной деки — европейская ель, материал футора — цельная сосна, материал вирбельбанка — бук, материал гаммербанка — бук).

ООО «Тульская Гармонь»

Пианино модель 4 (высота — 118 см, ширина — 145 см, глубина — 55 см, материал резонансной деки — европейская альпийская резонансная ель, материал футора — массивное буковое дерево).

В Приложении 2 — расклады по регионам: куда, кому и сколько расписано инструментов. Например, Башкортостан в 2018–2019 должен получить 63 «модели № 1», Краснодарский край — 105 «моделей № 3», соседнему Ставропольскому краю — их же, но почему-то чуть меньше: 102.

А вот на Чукотку должны поставить 5 штук «моделей № 2», в Еврейскую АО — на одну больше, а в Якутию — аж 75 тех же «№ 2».

Процесс пошел

В конце 2017 были завезены инструменты в 17 областей центральной России. «Первой ласточкой» стала Брянская область: в декабре 2017, на открытии фортепианного конкурса имени Т.П. Николаевой, музыкальным школам области было передано 30 инструментов. Спустя два месяца аналогичная торжественная процедура прошла в Туле, с участием чиновников высшего ранга: главы Минпромторга Дениса Мантурова и губернатора Тульской области генерал-лейтенанта Алексея Дюмина.

А вот сравнительно свежая новость. 1 марта 2019 на официальном открытии женского форума «Роль женщин в развитии промышленных регионов» вице-премьер Ольга Голодец вручила губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву сертификат на покупку 82 пианино в ДШИ и ДМШ. Торжество состоялось в Новокузнецком драматическом театре.

«Мы столкнулись с необычной ситуацией, когда в 2014 году в отношении России были введены санкции по многим товарам. В какой-то момент спохватились, что у нас в стране не производились музыкальные инструменты, — сказала Голодец. — Теперь они производятся. Четыре огромных предприятия работают. В рамках программы импортозамещения в прошлом году в регионы началась поставка музыкальных инструментов. Сначала это были фортепиано, в этом году мы добавим духовые инструменты».

Все лучшее — детям!

Эти слова классика марксизма-ленинизма вновь актуальны. Распоряжением Правительства № 1375-р от 6 июля 2018 2018–2027 гг. объявлены в России «Десятилетием детства». В этом документе, в Плане основных мероприятий до 2020 года, значится и разработка Стратегии развития промышленности музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 и Комплексного плана по ее реализации на период 2019–2020. Создана Межведомственная рабочая группа, первое заседание которой состоялось в сентябре 2018 в КВЦ «Сокольники».

Даешь отечественное!

В 2016 на заседании Совета по культуре и искусству Валерий Гергиев заметил: «Мне хочется продолжить путешествие по регионам России и дожить до того дня, когда в филармонических залах будут рояли отечественного производства».

Пожелаем же Валерию Абисаловичу крепкого богатырского здоровья и кавказского долголетия!

Как всегда, не отстает от старшего друга и Денис Мацуев: «Наконец-то реанимированы в нашей стране фабрики пианино, к счастью. Ольга Юрьевна и Владимир Ростиславович мне сегодня говорили, что эта история развивается. Я пробовал пианино “Глинка”, которое существует, замечательное пианино, которыми уже наши школы наконец-то пополняются, новыми инструментами, — сказал пианист на аналогичном заседании в 2018.

Но, как говорил тот же классик, «Страшно далеки они от народа». Или Мацуев «отзеркалил» Глинку, некогда сказавшего «Создает музыку народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем»: может быть, и рояли создает народ, а мы, мол, пианисты, на них только играем?

Однако судя по отзывам специалистов, мало кто из музыкантов поддерживает Дениса Леонидовича, который столь же легко и непринужденно говорит о российских музыкальных инструментах, как и о футболе, о швейцарском имении и о юбилее Рахманинова, о своих конкурсах в Москве и Астане, о музыкальном образовании и воспитании, об уроках музыки в школе и о новых Кабалевских, которые уже идут к детям и по дороге размышляют, «Как рассказывать детям о музыке».

Так что, если верить Д. Мацуеву, то недалек тот час, когда они с оркестром Мариинского театра объедут на отечественных поездах и облетят на отечественных самолетах всю Русь Великую, чтобы исполнить Концерты Чайковского и Рахманинова на самых лучших отечественных инструментах. И все три — нет, четыре состава Мариинского оркестра — будут играть на них, а не на скрипках Страдивари за € 300 000, фаготах за € 25 000 и гобоях за € 10 000.

Кстати, по самым скромным меркам комплект инструментов для симфонического оркестра, произведенных кампаниями не самого высшего уровня Европы Азии и США, по нашим сведениям, стоит около 1 000 000.

«Сходили в Мариинку послушать типа “Глинку”»

На производство музыкальных инструментов Минпромторгу выделен один млрд. 200 млн. руб. на три года (2017–2019).

Собственно, о каких отечественных инструментах, призванных заместить на эти деньги импортные пианино и рояли, идет речь?

Вот информация с сайта ООО «Аккорд» (фабрика с советских времен расположена в Калуге, головной офис — в Санкт-Петербурге):

«Фабрика роялей и пианино “Аккорд” в 2017 возобновила производство отечественных фортепиано с выпуска серии “Н. Рубинштейн”.

Проект инструмента разработан на фабрике “Ed. Seiler”, которая на протяжении 160 лет занимается производством превосходных инструментов, обладающих теплым и кристально чистым звуком. (“Ed. Seiler” — компания, когда-то интенсивно обрабатывавшая чиновников в Москве, но давно выбывшая из класса даже средних инструментов. Сегодня трудно сказать, к какому классу относятся эти инструменты: предположим. не выше 6-го, а то и еще ниже. — «МО»).

Пианино “Н. Рубинштейн НР-122” можно назвать младшим братом немецкого инструмента “Seiler 122’, который был взят в качестве образца. Мы бережно перенесли технологии и качество немецкого  производства  на территорию России. Взяв на вооружение европейский подход к отбору и обработке материалов, сборке и настройке будущих инструментов, мы возродили  отечественное  производство роялей и пианино, подняв его  на качественно новый уровень. Все это позволило создать инструменты превосходного качества в средне-ценовом сегменте.

Мы индивидуально подходим к изготовлению каждого пианино серии “Н. Рубинштейн”. Мастера обращают внимание на малейшие нюансы, как при сборке инструмента, так и при его настройке. Благодаря этому, независимо от модели и размера, рождаются инструменты, которые дарят нам чувство атмосферы и теплоты концертного зала. Фортепиано этой серии изготавливаются в трех разных размерах с разной отделкой. Они обладают, нет только прекрасными музыкальными характеристиками, но и возможностью разного цветового решения отделки, чтобы стать неотъемлемой частью вашего интерьера, а может и занять в нём заслуженное центральное место.

Серия  пианино “Н. Рубинштейн” — это  инструменты, способные превратить  обучение в легкий и увлекательный процесс. Благодаря своему богатому, яркому и насыщенному  звуку, они помогают добиться максимального погружения в процесс обучения. А легкая и сбалансированная механика, помогает воспроизвести малейшие нюансы музыкального произведения».

И далее:

«В 2018 фабрика “Аккорд” совместно с МинПромТоргом, выполняя президентскую программу по оснащению музыкальных школ и школ искусств отечественными инструментами, поставила более 600 пианино в десятки регионов страны. Важной частью нашей работы является сотрудничество с учреждениями образования и культуры по всей стране. Мы ставим перед собой глобальную задачу оснащения музыкально-образовательных организаций и учреждений культуры нашей страны качественными отечественными музыкальными инструментами. Поднять музыкальное образование во всех уголках России на качественно новый уровень».

А вот сведения об инструментах «Михаил Глинка» с сайта компании «Нева-саунд»:

«Фортепиано Михаил Глинка — это новая линейка отечественных инструментов.  Мы создаем пианино, названные именем одного из величайших Российских композиторов, в сотрудничестве с концерном C. Bechstein.

Проект инструмента разработан на чешской фабрике C. Bechstein Europe, которая на протяжении многих лет занимается производством инструментов под маркой W.Hoffman. Отличительной особенностью пианино «Михаил Глинка» является то, что в основе его производства лежат проверенные многолетним опытом передовые технологии европейского фортепианостроения.

Благодаря этой линейке мы хотим внести свой вклад в возрождение и развитие отечественного производства пианино и роялей, дать старт новому витку Российской исполнительской культуры».

«“Отверточное” производство»

Но одно дело — благие пожелания, публичное сотрясение воздуха на камеру в присутствии президента. Совсем другое — реальная ситуация, которую изнутри знают профессионалы: эксперты, специалисты, знатоки, мастера. И где правда?

А она такова, что производства качественных музыкальных инструментов в новой России как не было, так и нет. И восстановить его такими методами в обозримом будущем невозможно. А тем более за год-два, и даже за три (как  известно, в России «обещанного три года ждут»). Для этого нет ни площадей, ни технологий, ни материалов, ни оборудования, ни кадров.

Сами производители не скрывают, что в основе их производства — исключительно зарубежный опыт и технологии. И, кажется, гордятся этим. Материалы и комплектующие, как выясняется, тоже зарубежные. На это мягко, но прозрачно намекнул Михаил Швыдкой в недавней статье в «Российской газете»:

«Мы всегда умели делать единичные изделия, способные поражать мир. С конвейерным производством было значительно хуже. При впечатляющем количестве недоставало качества. Не случайно в отношении фортепиано отечественного производства от музыкантов звучало обидное в данном случае слово “дрова”. Но тем не менее советская система общего, дополнительного и специального образования обеспечивала устойчивый спрос на отечественные инструменты. <…> Но даже в эти, весьма благополучные для советской музыкальной промышленности времена предметом особого спроса среди советских граждан были зарубежные инструменты — прежде всего из стран СЭВ, Чехословакии и ГДР. А профессионалы всеми правдами и неправдами пытались получить рояли фирмы “Стейнвей” или трубы компании “Бах”. <…> Ни у кого не было иллюзий — первоклассные инструменты в СССР производились редкими умельцами, из-под их рук выходили уникальные скрипки, гитары, фаготы или баяны. Такого рода штучное творчество сохранилось и поныне. Но промышленное производство отечественных музыкальных инструментов начало сокращаться еще в конце 80-х годов прошлого века, а к 2016 году, когда закрылась санкт-петербургская фабрика “Невский блюз”, рухнуло окончательно. При том, что, по экспертным оценкам, потенциальный рынок музыкальных инструментов только в Москве и Санкт-Петербурге составляет порядка шести миллиардов рублей.

Внушительный, на первый взгляд, список современных производителей различных инструментов, который приложен к проекту постановления правительства, способен впечатлить лишь неофита. В профессиональной среде всем известно, что под российскими марками, которые используют звонкие имена отечественных деятелей культуры, скрывается “отверточное” производство. Чешскую, а то и китайскую механику обрамляют белорусскими корпусами, выдавая эти вполне заурядные фортепиано за отечественный продукт. Аналогичные процессы происходят и в производстве духовых инструментов. И при этом счет здесь идет на сотни и крайне редко — на тысячи.

В такой ситуации вряд ли разумно закрывать российский рынок от зарубежных инструментов. Очевидно, что сегодня отечественные производители не в состоянии наполнить его реальной продукцией — ни по качеству, ни по количеству. Подобное решение приведет к товарному дефициту и, как следствие, к резкому повышению цен. Что, в свою очередь, отсечет от занятий музыкой детей не только из неимущих семей, но и тех, кто считает себя принадлежащими к среднему классу. Не думаю, что авторы проекта в Минпромторге ставили перед собой такую задачу» (М. Швыдкой. «На флейте водосточных труб» («РГ», № 102, 14.05.2019).

Кстати, о названиях инструментов. Вот недавно был проведен конкурс на переименование аэропортов: им хотели присвоить имена знаменитых людей. Так ничего и не переименовали. Но хотя бы объявили конкурс. А тут без конкурса взяли и назначили названия роялям и пианино. А если бы был конкурс, едва ли музыкальная общественность проголосовала бы за то, чтобы дать имя Глинки китайским декам, чешским клавишам и белорусским деревяшкам. И Н. Рубинштейн вряд ли сел бы за самого себя такого качества.

Впрочем, не будет сюрпризом, если мы вскоре узнаем о флейте «Д. Бортнянский», виолончели «А. Бородин» или трубе «С. Прокофьев»…

«Без меня меня женили»

Вопрос о том, на чем играть — отечественных или импортных инструментах — исключительно важный, прежде всего, для профессиональных музыкантов. А их-то и не спрашивают. Нигде, ни в одном документе на их мнение не ссылаются. Д. Мацуева тоже не спрашивают, он сам высказывается. Благо имеет для этого возможности. Но он рассказывает свои истории либо первым лицам, к которым имеет доступ, либо неискушенным дилетантам, профанам (одно из значений слова profane по-латыни — непосвященный).

А вот показывали ли «Глинку» и «Рубинштейна» профессорам консерваторий? Интересовались ли мнением Валерия Попова об отечественных фаготах, Игоря Федорова — о кларнетах, Михаила Гантварга — о скрипках? Спрашивали ли дирижеров, как они будут работать с оркестрами, играющими на наборе духовых музыкальных инструментов от ООО «Ателье Гончарова»?

Получается как на восточной свадьбе, где жениха и невесту знакомят только в день бракосочетания. А вдруг не понравятся друг другу — что тогда? Отменять свадьбу? Так уже гости собрались, баранов зарезали, шашлык приготовили, вина нагнали. У них-то, может быть, стерпится-слюбится, но музыкантам надо играть сегодня! И не дома, а перед многотоысячной аудиторией.

Парадокс: чтобы построить акустику, призывают Я. Тойоту, Н. Эдвардса и других выдающихся заграничных мастеров. И там, где они работают, там действительно построены выдающиеся с точки зрения звука залы: Мариинка-3, Омская филармония, «Зарядье». А вот в Новосибирске, в БКЗ им. А.М. Каца, где работали наши соотечественники, до сих пор акустика не отлажена. Вот вам и импортозамещение!

Слово профессионалов

Рояли и пианино — сложнейшие музыкальные инструменты с точки зрения устройства и технологии изготовления. Рояль, например, состоит более чем из 12 000 различных деталей. И каждая требует точнейшей выработки, обработки, приладки, настройки и т.д. Сколько нужно усилий, чтобы все это воплотить в жизнь и наладить серийное производство! Уж никак не меньше, чем для самолета или автомобиля.

На этот счет не раз высказывалась Ассоциация фортепианных мастеров и ее президент Владимир Частных.

АФМ — единственная в нашей стране организация, объединяющая настоящих профессионалов в данной области. Существующая практически «в чистом поле», без нормального финансирования и даже подходящего помещения. Тем ценнее голос профессионалов на фоне дилетантских подходов к сложнейшей проблеме создания в России пианино и роялей.

Профессиональное сообщество категорически против применения объединяющего термина «фортепиано», вместо технически точного и ясного определения «пианино и рояли». Инструмента «фортепиано» не существует — это предмет в учебном заведении, специальность на конкурсе и т.д. А инструменты, на которых играют — это пианино и рояль. И технология их изготовления серьезным образом отличается друг от друга.

Крайне необходимо изучать советский опыт. Все вопросы, безусловно, следует обсуждать с участием специалистов — конструкторов, инженеров, технологов, — работавших на фортепианных фабриках СССР; руководителей и профессоров музыкальных вузов. Провести всестороннюю серьезнейшую экспертизу с их участием, поскольку при разработке подобных проектов крайне важно услышать их компетентное мнение, экспертные оценки.

Нам известно, что планы возрождения индустрии создания пианино и роялей, разработанные чиновниками, предусматривают поручение этих работ непрофильным организациям: например, производителям мебели, медицинского оборудования, народных инструментов (щипковых, баянов).

Эти организации, по мнению профессиональных экспертов, не имеют ни соответствующего оборудования, ни технологий, ни квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров. В результате, музыкальные организации не только получат откровенно негодные музыкальные инструменты, но и не будут иметь возможности приобрести нормальные пианино и рояли, так как уже получат суррогатные инструменты с затратами бюджетных средств по завышенной неконкурентной цене, гарантированно обеспеченной госзаказом с использованием механизма единственного поставщика.

И если уж дано поручение непрофильному министерству — Минпромторгу, и ему же выделены немалые средства, то неплохо было бы его представителям съездить на экскурсию на одну из ведущих зарубежных фортепианных фабрик: ознакомиться с процессом, изучить передовой опыт, прослушать лекции специалистов, составить правильное представление о современном производстве пианино и роялей.

Ведь популярны же ныне экскурсии по театрам, концертным залам.

Хорошо бы пригласить профессионалов и представителей музыкальной общественности на наши фабрики по производству «Глинок» и «Рубинштейнов». И посмотреть, из чего и как их делают, сколько штук выпускают в день?

Пациент определенно мертв

Cвое мнение высказал еще один авторитетный эксперт: Генеральный директор компании «Старт-Вест-94» — официального представителя фирмы Steinway & Sons в России — Владимир Росляков.

МО | В прошлом году на закупку пианино было выделено 400 млн. руб., на три года — 1 млрд. 200 млн. руб. Говорится много разных слов, типа «мы наладим производство пианино для нужд российских школ» и т.д. Возможно это сегодня, или это блеф? И почему же тогда вы не возьметесь за это производство? Это же ваш бизнес, вы все в нем понимаете. Так почему бы не взяться, тем более с государственной помощью.

ВР | По этому вопросу меня приглашали в Министерство культуры и спрашивали: возможно ли наладить производство пианино в России? Не роялей, а только пианино. Задавали вопрос: не хотела бы компания Steinway открыть производство пианино в России? Steinway ответил: нет.

МО | Почему? Собирают же «Форды» во Всеволожске, BMW в Калининграде, а «Рено» на АвтоВАЗЕ и в Подмосковье <…> как Steinway может наладить выпуск своих инструментов Essex на территории России? Нужно найти землю, обустроить всю инфраструктуру вокруг земли, построить фабрику, завезти самое продвинутое оборудование, вложить во все это деньги. Набрать и обучить заново весь персонал, потому что его нет…

ВР | Все надо начинать с нуля. Первые три года должны работать специалисты из Германии и других стран, выпускать инструменты и обучать персонал. Потом эти инструменты по 44-ФЗ должны выставляться на продажу в России. Но ведь никакой гарантии, что их купят, нет, поскольку денег у учреждений культуры тоже нет.

Кто гарантирует, что вся продукция этой фабрики будет продана, если у учредителя нет средств на приобретение инструментов для потребителя? Если учредитель не выделяет потребителю денег на приобретение инструментов?

Таким образом, получается, что бизнес-проект по производству пианино в России не имеет будущего без поддержки государства. Если бы в нашей стране это было востребовано, то бизнес-структуры уже давно открыли бы не одно предприятие по производству пианино. <…>

Единственный более или менее реальный вариант, который я вижу — как в свое время с «Жигулями»: государство покупает готовую фирму или договаривается с китайцами, чтобы они открыли у нас филиал своей фабрики, и дает твердые гарантии, что в течение 10 или 15 лет у них каждый год будут покупать все инструменты напрямую, без тендера: допустим, по 5–6 тысяч в год. Тогда цены будут доступными.

Но если государство покупает инструменты, то оно должно создать еще одну компанию-посредника, которая будет их продавать. Эту компанию нужно обеспечивать финансами. И уже та компания будет заниматься рынком, продавать, а купят у нее или нет — мы не знаем. Это же рынок! И эти пианино могут стоять десятилетиями на складах, пылиться и портиться.

МО | То есть все вышеупомянутые разговоры — попытка шапкозакидательства, абсолютно непрофессиональный подход, непонимание того, что этот рынок так не оживет?

ВР | Я считаю, что в Минпромторге, которому поручено это дело, люди просто не понимают, с чем они столкнулись. Им выделили средства на закупку инструментов, но не на производство. Государственные люди решили на волне «политики импортозамещения» убить сразу двух зайцев: закупить инструменты и открыть производство за одни и те же деньги. Это что-то из области фантастики. А лучше действовать в рамках 44-го ФЗ: объявить конкурс, закупить малобюджетные, но качественные инструменты и распределить по регионам» («МО», 2018, № 10–11).

Трагическая ошибка

В нашем распоряжении оказался проект Постановления Правительства РФ “Об ограничениях допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, а также о требованиях к формированию лотов для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры”.

Безусловно, музыканты России — профессионалы и любители — нуждаются в качественных музыкальных инструментах. Эта проблема стоит с момента распространения европейской музыкальной культуры в России, с начала XIX века. И все эти 200 с лишним лет 99 процентов потребностей инструментального парка музыкантов — профессионалов и любителей — удовлетворялась за счет музыкальных инструментов, произведенных в Европе.

Так было и до революции, и в тоталитарное советское время. В январе 1948 композитор Лев Книппер говорил на совещании в ЦК ВКП (б):

“У нас почти не делают инструментов, а если делают, то отвратительно. Арф на периферии нет. Одна арфа стоит 80 тысяч рублей. Какой же периферийный театр может купить такую арфу? Деревянных духовых инструментов (гобоев, флейт) почти не делают, струн нет. Необходимо как-то наладить производство музыкальных инструментов в нашей стране. Если мы выучим студентов, певцов, а инструментов не окажется, играть будет не на чем <…> учить не на чем”.

Производство пианино, распространившееся в советские годы и удовлетворившее растущий спрос музыкальных учебных заведений и любителей (а фабрик, специализирующихся только на производстве пианино, было около 20) компенсировалось значительным парком старых зарубежных инструментов. И для высокопрофессиональных коллективов (вузы, филармонии, оперные театры) все равно производились закупки зарубежных инструментов.

Начиная с 1990-х годов, производство музыкальных инструментов в России прекратило свое существование. Фабрики были закрыты, специалисты переквалифицировались. Робкие попытки производить некоторые духовые и струнные инструменты в подавляющем большинстве не могли удовлетворить (ни качеством, ни количеством) даже минимального спроса.

И это состояние гораздо трагичнее, чем сравнение нашего автопрома с зарубежным.

В последние стал формироваться спокойный, хотя и сложный механизм обеспечения профессиональных музыкальных институций высококачественными инструментами из Европы, Америки, Японии.

Сегодня в мире есть признанные компании-лидеры по производству каждого инструмента.

Добиваться качественного звучания симфонического оркестра, сравнимого с зарубежными коллегами, можно только играя на инструментах лучших мировых производителей. И поэтому немцы приобретают лучшие духовые инструменты во Франции и в Японии, почти все концертные залы мира приобретают рояли Steinway & Sons в Германии в США, и никто не вводит ограничений в этой сфере.

Мы должны признать полное фиаско в производстве музыкальных инструментов.

Максимум, что сегодня возможно  — это производить инструменты массового спроса для детских садов, общеобразовательных школ, клубов, ресторанов, гостиниц и т.д.. Наладить же производство отечественных инструментов для симфонических оркестров, оперных театров, вузов, солистов, концертных залов в России сегодня невозможно. Этот процесс может занять десятилетия.

То, что выдается за инструменты, якобы произведенные в России, является жалкой подделкой худших образцов дешевых китайских инструментов.

В то же время высшие учебные заведения Китая оснащены не китайскими инструментами, а инструментами лучших мировых производителей, коими китайцы не являются.

Поэтому единственно возможным решением этого вопроса может быть улучшение торгового климата и условий по закупкам лучших образцов зарубежных фирм. И предоставление в этой сфере специальных налоговых льгот.

Данный проект Постановления можно назвать трагической ошибкой по отношению к российской музыкальной культуре, которая в высших своих образцах стоит на одном уровне с выдающимися музыкантами мира.

Попытки лоббирования интересов отечественного производителя в ущерб качественной продукции лучших мировых производителей музыкальных инструментов;  преференции компаниям, не имеющим необходимого профессионального опыта в данной деятельности — все это может нанести непоправимый урон музыкальному искусству России.

И тот факт, что ни один серьезный бизнес не взялся за этот процесс, тоже о многом говорит.

Идея “импортозамещения” музыкальных инструментов живет уже более года и имеет свое воплощение. И если она получит продолжение, то необходимо срочно организовать открытую дискуссию о последствиях подобных инициатив».

Выводы

Так каковы же могут быть последствия?

  • В настоящее время реанимация производства пианино и роялей в России невозможна. Все рассуждения на эту тему упираются в полное отсутствие условий хотя бы для запуска процесса.
  • Но даже если что-то и получится, то срок службы этих инструментов будет коротким. А поскольку деньги на покупку инструментов школам, колледжам, оркестрам и т.д. выделяются примерно один раз в полвека, то не лучше ли закупить инструменты более дорогие, но и более качественные, которые могли бы прослужить хотя бы столько же, сколько служат советские «Камы», «Лиры», «Аккорды» etc.? Ведь некоторые из них эксплуатируются в музыкальных школах по 30–40–50 лет и даже больше. Сегодняшним инструментам такое явно не светит. Впрочем, прочность и долговечность вообще не свойственны современным вещам.
  • А кто будет обслуживать эти инструменты? Ведь сервисные службы, институты настройщиков, фортепианных мастеров тоже фактически рухнули. А голос Ассоциации фортепианных мастеров — по сути, глас вопиющего в пустыне.

4) Есть подозрение, что под видом отечественных инструментов демонстрируются пианино и рояли, закупленные в Китае, которым просто присваиваются отечественные имена. А под видом российских фабрик, на взгляд специалистов, демонстрируются фотографии производств, весьма похожих на те, что расположены в Чехии и Германии.

5) Таким образом, «достижения» отечественного «фортепианопрома» на поверку оказываются очередными «потемкинскими деревнями», так милыми сердцам российско-подданных с незапамятных времен. Чиновники самого высокого уровня, как всегда, «ведутся» на красивый фасад и красивые слова. А в наши дни, когда импортозамещение стало чуть ли не национальной идеей, — тем более. Губернаторы же, которые в 99 случаях из 100 ничего не понимают в музыкальных инструментах, естественно, рады взять под козырек и в очередной раз продемонстрировать лояльность и приверженность отечественному производителю. И неважно, что падают ракеты, разбиваются самолеты, не заводятся автомобили, не звучат музыкальные инструменты. Главное — все свое!

6) Предполагается ограничить ввоз импортной звуковой аппаратуры, в частности, для оснащения концертных залов. А это, по мнению руководителей российских филармоний, приведет к коллапсу работы филармоний, поскольку качество отечественной аппаратуры будет явно несопоставимо с импортной, к тому же будет крайне сложно (если не невозможно) адаптировать ее к нынешнему техническому оснащению.

Песок — неважная замена овсу.  

7) В общем, почти все довольны. Кто-то отчитается в успехах отечественного производителя. Кто-то заработает дивиденды на покупке и продаже роялей, пианино, флейт, труб и т.д.

В проигрыше останутся только музыканты.

Дети, учащиеся ДМШ и ДШИ не смогут нормально заниматься, несмотря на все мантры об «оснащения музыкально-образовательных организаций и учреждений культуры нашей страны качественными отечественными музыкальными инструментами» и «подъеме музыкального образования во всех уголках России на качественно новый уровень».

Оркестры будут звучать как похоронные команды на «жмурах».

Студенты колледжей и вузов не смогут совершенствовать свое мастерство, готовиться к конкурсам. Если они будут заниматься на «Глинке» или «Рубинштейне», а на конкурсе — в России или за границей — сядут за “Steinway”, то не пройдут дальше первого тура. Как и духовики, которые играют на собственных инструментах и вынуждены будут покупать российские.

И великая русская исполнительская школа, которой мы так гордимся, постепенно прекратит свое существование. Но дело не только в школе. Мы уже не услышим МУЗЫКУ в выдающихся интерпретациях: на этих инструментах они станут просто невозможны.

И все-таки…

…15 мая 2019 на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru/) Минпромторг разместил проект постановления Правительства РФ «Об ограничениях допуска музыкальных инструментов и звукового оборудования, происходящих из иностранных государств, а также о требованиях к формированию лотов для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за исключением закупок, проводимых подведомственными Министерству культуры Российской Федерации учреждениями культуры».

Общественное обсуждение проекта проводилось с 15 по 29 мая 2019, антикоррупционная экспертиза — с 8 по 21 мая 2019.

В проекте предлагается «для определения победителя закупки использовать правило “третий лишний” — когда все заявки с иностранной продукцией подлежат отклонению при наличии хотя бы 2 заявок с предложениями продукции, произведенной в ЕАЭС, и не содержащими предложений о поставке одного и того же вида музыкального инструмента и звукового оборудования одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц».

Фактически это означает, что для исключения иностранного участника компания, претендующая на победу в тендере, легко сможет создать какую-то однодневную фирму-конкурента и таким образом расчистить себе путь к заключению контракта.

И напоследок…

По сообщению ТАСС, Минкультуры намерено способствовать возрождению в стране производства музыкальных инструментов. Об этом заявил министр Владимир Мединский: «Мы договорились с Минпромторгом РФ. Министерство культуры убедило правительство в необходимости отдельного финансирования этой статьи. Восстанавливается производство отечественных музыкальных инструментов, размещаются крупные госзаказы на отечественных фабриках».

Он отметил, что в рамках национального проекта «Культура» регионы определяют потребность в инструментах, затем Минкультуры формирует заявки и направляет их в Минпромторг, который размещает госзаказ на изготовление инструментов на нескольких созданных практически с нуля фабриках. Готовые инструменты поставляются в школы искусств.

«Это система, которая позволяет нам, с одной стороны, наполнить детские музыкальные школы современными инструментами, с другой стороны — сделать так, чтобы это не были инструменты китайского производства», — сказал Мединский и отметил, что постепенно планируется довести производство до объемов, сопоставимых с теми, что были в СССР.

Находясь в Новосибирске, Мединский передал министерству культуры региона  сертификаты на 17 фортепиано (так сказано в сообщении ТАСС — «МО») отечественного производства для детских школ искусств.

P.S.

«МО» располагает сведениями о ценах на инструменты отечественного и китайского производства. Китайские стоят примерно от 280 до 390 тыс. руб. Пианино под названием «Н. Рубинштейн» — от 430 до 500 тыс., рояли — от 1 млн. 250 тыс. до 1 млн. 450 тыс. руб. Инструменты под лейблом «Михаил Глинка» — на порядок дороже (пианино 620 000 руб,, рояли — от 1,5 до 3 млн.). При примерно одинаковом качестве ценовая вилка весьма существенна.

А Денису Мацуеву можно посоветовать, в порядке импортозамещения, переименовать свой “Grand Piano Competition” в «Большой фортепианный конкурс». В России же проводим!

Между прочим, и Эйнштейна когда-то в СССР называли Однокамушкиным (правда, недолго).

А во время Первой мировой войны оперы Вагнера в Большом и Мариинском театрах заменяли на Глинку и Римского-Корсакова. Вот такое было импортозапрещение.  Но сегодня Баха и Моцарта Чайковским и Рахманиновым не заместишь. Разве что Соловьевым-Седым, Шаинским и Шнуром.

И то на лабутенах и в офигительных штанах.

Если мы хотим произвести рояли лучше Steinway — давайте попробуем. Только не будем забывать, что для этого потребуются десятилетия. И то непонятно, что получится.

Но зачем запрещать импорт, если еще не создали отечественное и неизвестно когда создадут?

Андрей Устинов, Павел Райгородский, МО № 4 (446, 447) 2019

В оформлении материала использованы фотоработы Андрея Устинова из альбома Instrumentarium (глава Shopping Travel), 2014