Сто тысяч – не предел!

Московская государственная академическая филармония: 95-й концертный сезон
Сто тысяч – не предел!

Среди событий первых месяцев сезона 2016/2017 — VIII Большой фестиваль РНО (Михаил Плетнев дважды выступил как пианист и дважды — как дирижер), юбилейные концерты АСО, МГАФ, ГАСО России и фестиваль «Другое пространство», концертное исполнение оперы «Вертер» Массне звездной командой солистов, оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре» ГСО Республики Татарстан и оратории Генделя «Мессия» Капеллой им. Юрлова и оркестром «Музика вива»…

Всего в сезоне Филармонии запланировано почти 250 абонементов, более 700 концертов с участием 18 симфонических оркестров, выступления более 80 пианистов, более 40 скрипачей и многих других коллективов и исполнителей. Больше концертов в залах «Филармонии‑2», меньше — в Консерватории. Больше опер в концертном исполнении, которых хватило бы на целый театр, меньше концертов Г. Рождественского, составляющих столь важную часть сезона. Больше пианистических абонементов, меньше гастролирующих коллективов. Об этих и других тенденциях — в обзоре «МО».

Консерватория сдает позиции

Из 700 с лишним филармонических мероприятий — более 590 абонементных и более 140 — вне абонементов. Вот эти площадки в 9 концертных залах Москвы, с указанием числа продаваемых мест (в скобках — количество концертов):

Концертный зал имени П. И. Чайковского: 1505 (200).

Большой зал Консерватории: 1634 (64).

«Филармония‑2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова: 933 (102).

Камерный зал Филармонии: 95 (178).

Рахманиновский зал Консерватории: 236 (15).

Концертный зал «Оркестрион»: 482 (11).

Центральный дом художника: 364 (8).

Концертный зал РАМ имени Гнесиных: 532 (7).

Гнесинский концертный зал на Поварской: 303 (6).

Как и два года назад, накануне открытия зала в Олимпийской деревне, количество концертов в БЗК и КЗЧ различается втрое. Однако с открытием зала «Филармония‑2», где проходят многие заметные мероприятия сезона (в частности, фестиваль РНО, концерты ведущих коллективов) в БЗК уже не втрое, а впятеро меньше концертов, чем суммарно на двух основных филармонических площадках. Сокращение концертов Филармонии в Консерватории касается и камерных залов: если два года назад в Малом зале проходило 4 абонемента, теперь их нет вообще; в Рахманиновском — 4 абонемента. Таким образом, все заметнее постепенный уход Филармонии как минимум из двух лучших залов столицы, а КЗЧ все более явно выигрывает у БЗК, который уже не назовешь лучшим в Москве — просто за недостатком критического числа концертов высшего класса.

Оркестровая карта столицы

Как и в прежние сезоны, у большинства ведущих московских симфонических оркестров — свои абонементы в КЗЧ и БЗК. Теперь к этим двум площадкам добавилась «Филармония‑2» с ее возможностями, а доля концертов в БЗК соответственно падает.

Так, у ГАСО России, осенью отметившего 80‑летие, по одному юбилейному абонементу в КЗЧ, БЗК и «Филармонии‑2» (4, 4 и 3 концерта; дирижеры — худрук ГАСО В. Юровский, А. Ведерников, М. Юровский, Ю. Рахлин, А. Лазарев, М. Стравинский, В. Платонов, В. Петренко). Персональными абонементами ГАСО также являются «Истории с оркестром» (3), «Другое пространство» (3), «Звезды XXI века» (4), «Молодые таланты» (4), «Музыкальный путеводитель Артема Варгафтика» (4). Все без исключения — в КЗЧ, наряду с концертами ГАСО в других абонементах.

Похожая ситуация у АСО МГАФ, отмечающего в этом году 65‑летие: юбилейные абонементы в КЗЧ, БЗК и «Филармонии‑2» (4, 4 и 3 концерта; дирижеры — худрук АСО Ю. Симонов, по одному концерту у А. Лазарева и А. Сладковского). Абонементами АСО также являются «Музыкальные путешествия» (3), «Сказки с оркестром» (3, 3, 4, 4, 4), «Романтические концерты» (3) — также в КЗЧ, за исключением одного из пяти абонементов «Сказки с оркестром», проходящего в «Филармонии‑2».

У оркестра «Новая Россия» — также абонементы в КЗЧ, БЗК и «Филармонии‑2» (4, 4 и 3 концерта; дирижеры — худрук Ю. Башмет, А. Ведерников, Д. Ситковецкий, А. Праваба, Ю. Франтц, Д. Власенко) плюс дюжина выступлений во всех трех залах (среди них только 2 в БЗК).

По 5 концертов в абонементах МГАСО под управлением П. Когана в КЗЧ и БЗК плюс 3 в «Филармонии‑2».

В исключительном положении (вероятно, благодаря постоянному сотрудничеству с Г. Рождественским) — ГАСК России, у которой 2 абонемента в БЗК: «Бетховен в зеркале эпох» и «Дирижирует Геннадий Рождественский» (4 и 2), а также по одному в КЗЧ («История государства Российского. Оперы русских композиторов в концертном исполнении») и «Филармонии‑2» («Оперетты в концертном исполнении», по 3 концерта). Иначе обстоит дело с другими оркестрами, не имеющими абонементов в БЗК. Так, у НФОР — два абонемента в КЗЧ и один — в «Филармонии‑2» (по 3 концерта, дирижеры — худрук НФОР В. Спиваков, С. Кочановский, К.-Д. Мазур, К. Хватынец, Д. Ботинис, В. Симкин, А. Соловьев). И это при том, что у НФОР в Москве своя площадка — Светлановский зал ММДМ.

У БСО им. Чайковского — два абонемента в КЗЧ (по 3 концерта, дирижеры — худрук БСО В. Федосеев, Д. Лотоев) плюс концерты в разных абонементах (5 в КЗЧ и 4 в БЗК).

У РНО — 2 цикла в КЗЧ (4 концерта плюс объединенные в абонемент 4 концерта VIII Большого фестиваля РНО) и один в «Филармонии‑2» (клавирабенд М. Плетнева, камерный концерт и только одна оркестровая программа). Каждый коллектив участвует также в «сборных» абонементах. Три абонемента — у Российского государственного симфонического оркестра кинематографии (дирижер С. Скрипка): «Живая музыка экрана», «По волнам нашей памяти» (в КЗЧ, по 3 концерта) и «Музыка любимых фильмов» («Филармония‑2», 3) и еще два дневных концерта в БЗК.

Всего в сезоне АСО МГАФ дает 55 филармонических концертов, ГАСО России — 36, «Новая Россия» — 25, ГАСК России — 20, МГАСО и БСО — по 15, РНО и Президентский оркестр Российской Федерации — по 14, НФОР — 12, РГСО кинематографии — 11, Центральный военный оркестр Министерства обороны — 3.

От «Мессии» до Жанны д’Арк

К чести Филармонии, цены на абонементы по сравнению с предыдущим сезоном почти не выросли, а среди приглашенных зарубежных исполнителей по-прежнему немало певцов и инструменталистов высочайшего уровня. Финансовый кризис отразился, прежде всего, на возможности приглашать симфонические оркестры топ-класса, которых среди гастролеров сезона нет. Коллективы мирового уровня есть среди камерных оркестров: «Бах-ансамбль» Г. Риллинга, Фрайбургский барочный оркестр и ансамбль «Матеус» Ж.-К. Спинози. Симфонические оркестры-гастролеры представлены двумя коллективами — из Белграда и Ставангера (едва ли многие слышали о них прежде), двумя — из ближнего зарубежья (оркестры из Баку и Минска) и еще двумя российскими — из Омска и Казани.

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан п/у А. Сладковского в нынешнем сезоне впору назвать оркестром-резидентом Филармонии: у него 7 концертов в Москве — каждые два месяца или чаще. И если «Жанна д’Арк на костре» Онеггера — действительно изысканная редкость, то остальные сочинения из программ казанского оркестра можно регулярно слышать и в исполнении московских коллективов.

Филармония оперная

Оперными и ораториальными программами уже не первый год открывается филармоническая абонементная книжка; наряду с детскими и пианистическими циклами, оперные наиболее любимы публикой и раскупаются быстрее всего. В нынешнем сезоне количество опер, оперетт и оперных гала приближается к рекордному: в концертном исполнении звучат 17 опер и 3 оперетты. С такими цифрами Филармония становится фактически еще одним оперным театром Москвы, где случаются события и общероссийского, и международного уровня. К последним в первую очередь относятся абонементы «Оперные шедевры» («Вертер» Массне, «Тезей» Генделя»), «Опера! Владимир Федосеев. Владимир Юровский» («Фауст» Гуно, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), «Звезды мировой оперы в Москве» (сольные концерты Мари-Николь Лемье, Йестина Дэвиса), а также исполнение «Эрмионы» Россини п/у А. Дзедды и «Иоланты» Чайковского п/у М. Плетнева в рамках Большого фестиваля РНО.

«Набукко» и «Травиату» Верди можно услышать в абонементе «Геликон-опера» представляет». ГАСК России, в течение нескольких сезонов также уделявшая внимание Верди (об этом напоминает и исполнение «Отелло» 1 декабря), на этот раз обратилась к опереттам и отечественным операм, посвятив им два абонемента: «История государства Российского. Оперы русских композиторов в концертном исполнении» («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Опричник» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского) и «Оперетты в концертном исполнении» («Сильва» Кальмана, «Веселая вдова», «Граф Люксембург» Легара). В абонементе «Большой театр в Филармонии‑2» — «Путешествие в Реймс» Россини, «Орлеанская дева» Чайковского и гала-концерт «Молодые голоса Большого театра России». Наиболее камерный из оперных абонементов — «Камерные оперы в Камерном зале. Музыка русской усадьбы» («Деревенский колдун» Руссо, «Американцы» Фомина, «Ливьетта и Траколло» Перголези в исполнении ансамбля «Солисты барокко»). В абонементе «Персона — композитор» в Камерном зале (ведущий А. Устинов) прозвучит в концертном исполнении опера Т. Чудовой «Чайковский — фон Мекк».

От двух до пяти

Число концертов в абонементах колеблется от двух до четырех и реже до пяти, в большинстве циклов — по три. Дороже всего — персональный абонемент Дениса Мацуева: от 3 600 до 18 000 р. за три концерта (до 6 000 за 1). И даже из самых дорогих абонементов остальные в 2–3 раза дешевле: «Опера!» от 1 500 до 7 000 р. за два концерта (до 3 500 за 1), «Вершины мастерства. Барокко», «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве»: от 1 500 до 6 000 р. за два концерта (до 3 000 за 1). Следом идут «Великие инструментальные концерты», «Камерные вечера», «Вечера фортепианной музыки»: от 1 200 до 7 500 р. за три концерта (до 2 500 за 1), за ними — «Виртуозы Москвы», «Вечера фортепианной музыки», «Большой театр в Филармонии‑2» и особенно популярные «Сказки с оркестром»: от 1 200 до 6 000–6 300 за три концерта (до 2 000–2 100 за 1). Среди наиболее дешевых абонементов — «Волшебство музыки» с Жанной Дозорцевой и «60 лет ГАКОР»: от 400–450 до 1 800–1 200 за три концерта (от 133–150 за 1). Самый неожиданный в этой категории — абонемент РНО в «Филармонии‑2»: его цена начиналась от 600 р. за три концерта; таким образом, кому-то посчастливилось за 200 р. попасть на сольный концерт Михаила Плетнева.

Если же говорить о покупке не абонемента, а просто билета на тот или иной ближайший концерт, то за две недели до концерта «Бах-ансамбля» Г. Риллинга билеты можно было купить по цене от 2500 до 5000 р., на концерт Г. Рождественского с «Жалобной песней» Малера — по цене от 300 до 1200 р. Соответственно, за месяц до концерта РНО п/у М. Плетнева билеты продавались по цене 4000 р., Э. Вирсаладзе с ГАКОР п/у А. Уткина — по цене от 3000 до 5500 р. Тем больше оснований покупать абонемент.

Фестивали, фестивали…

Среди фестивалей, которые проводит Московская филармония, количеством событий и уровнем исполнителей выделяются Большой фестиваль РНО и «Другое пространство». В рамках фестиваля РНО состоялись упомянутые исполнения опер Россини и Чайковского, клавирабенд М. Плетнева, исполнение «Зимнего пути» Шуберта с его участием и «Сотворения мира» Гайдна под его управлением. Фестиваль «Другое пространство», уже второй раз прошедший в форме филармонического абонемента, представил три грандиозные симфонические программы и ряд камерных, о чем речь впереди. Оба форума собрали внушительную международную команду солистов, в первую очередь певцов.

Что касается фестивалей с инструментальным уклоном, то «Возвращение» вновь возвращается из Малого зала в более привычный Рахманиновский; в этом сезоне январский форум камерной музыки отмечает 20-летие и уже второй раз успешно готовится при помощи краудфандинга. Весенний фестиваль «Виртуозы гитары» пройдет уже в двенадцатый раз; его программы разных лет не слишком отличаются друг от друга, зато в этот раз среди его участников — такая неожиданная фигура, как Б. Березовский (увы, он выступит как пианист, а не виртуоз гитары). В двенадцатый раз состоится и фестиваль «Девять веков органа» с участием мастеров из Австрии и Германии. Что касается фестиваля «Памяти великого артиста. Посвящение Олегу Кагану», Филармония проводит только один его концерт (обычно — больше), остальные берет на себя Консерватория.

Фестиваль «Елка» в период новогодних каникул пройдет в «Филармонии‑2», где как раз в эти дни откроются Театральный и Кинозал. Таким образом, в течение сезона у Филармонии как минимум пять международных фестивалей. Масштабы международного фестиваля — и у летнего абонемента ГАСО, где В. Юровский впервые за пять лет «поделит» концерты с другими дирижерами, это Г. Рождественский и А. Лазарев.

Чемпионы — Брамс, Рахманинов и Григ

Среди инструменталистов, участвующих в филармонических концертах сезона, предсказуемо лидируют пианисты: их 83, если не считать солистов оркестров — участников соответствующих камерных абонементов. Больше, чем вместе взятых струнников — скрипачей (41) и виолончелистов (21).

Тем удивительнее, что самое репертуарное сочинение сезона — не для фортепиано: это Концерт для скрипки и виолончели Брамса (исполняется 8 раз). 7 раз играют рахманиновскую Рапсодию на тему Паганини, 6 — Фортепианный концерт Грига.

По 5 — Скрипичный концерт Брамса, Третий концерт и «Симфонические танцы» Рахманинова, «Ромео и Джульетту», Сюиту из «Щелкунчика», Скрипичный концерт Чайковского.

По 4 раза звучат Пятый концерт Бетховена и Второй Рахманинова, фрагменты музыки к драме «Пер Гюнт» Грига и Сюиту из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева.

По 3 — Тройной концерт и Седьмая симфония Бетховена, Виолончельный концерт и Девятая Дворжака, Первый концерт и Вторая Рахманинова, Вариации на тему рококо Чайковского.

Дважды целиком сыграют балет «Лебединое озеро» (к 140‑летию премьеры; дирижеры В. Юровский и В. Федосеев).

При этом за весь сезон лишь 2 раза исполняются симфонии Гайдна («Детская» и последняя, 104‑я), 1 раз — Скрябина (2‑я, в исполнении Госоркестра п/у Г. Рождественского), ни разу — симфонии Танеева, Глазунова, Мясковского, Берлиоза, считанное число раз (3–4) — Моцарт и Шуберта. Из 10 симфонических поэм Р. Штрауса играют две — «Так говорил Заратустра» и «Тиль Уленшпигель». Из 15 поэм Листа — ни одной.

Исполнители: кто впереди?

Хотя Д. Мацуев — герой самого дорогого абонемента, среди пианистов отнюдь не он на первых местах по количеству выступлений: «золото» у Б. Березовского (10, в т. ч. 7 с оркестром, по одному сольному, в фортепианном дуэте и ансамбле), «серебро» у Д. Маслеева (8, 6 с оркестром, по одному сольному и в фортепианном дуэте), «бронза» у Н. Луганского (7, 5 с оркестром, по одному сольному и в фортепианном дуэте). По 6 выступлений у Е. Мечетиной (3 с оркестром, по одному сольному, в фортепианном дуэте и в лидерабенде) и П. Осетинской (только детские программы), по 5 — у А. Гиндина (3 с оркестром, по одному сольному и в фортепианном дуэте), Д. Мацуева (3 с оркестром, 2 сольных) и П. Домбровского (4 в ансамбле, одно сольное). Из полного списка видно, что по 1 разу выступает 51 пианист, в т. ч. 23 — с оркестром, 20 — соло и 8 — в ансамбле или фортепианном дуэте.

Не менее интересная картина у скрипачей. Если не считать Т. Гринденко и С. Безродной, выступающих со скрипкой во главе своих ансамблей 13 и 10 раз соответственно, больше всего концертов у Н. Борисоглебского (8 с оркестром, 1 в ансамбле). За ним идут А. Бруни (1 с оркестром, 4 в ансамбле) и П. Милюков (4 с оркестром). По 3 выступления у Г. Казазяна (только с оркестром), В. Песина (только в ансамбле) и А. Притчина (2 с оркестром, 1 в ансамбле). По 2 выступления у 12 скрипачей, по одному — у 21. Более скромные цифры у виолончелистов — по 4 раза играют А. Бузлов (3 с оркестром, 1 в ансамбле), А. Рамм, Б. Андрианов (только с оркестром), М. Тарноруцкий (только в ансамбле), по 3 — А. Рудин (с оркестром) и А. Спиридонов (в ансамбле), по 2 — Д. Герингас, С. Антонов и А. Князев. У 12 виолончелистов по 1 выступлению, и вообще впервые за много десятилетий в этом списке нет Наталии Гутман.

Интересно, что, несмотря на сокращение доли филармонических концертов в БЗК, там сохранились три абонемента «Вечера фортепианной музыки» по 3 концерта, где выступают Ф. Кемпф, Ф. Копачевский, Б. Березовский, Д. Маслеев, Э. Вирсаладзе, Л. Генюшас, Н. Луганский, Л. Дебарг, Д. Трифонов. Еще один такой абонемент — в КЗЧ (Е. Мечетина, А. Володин, А. Гиндин). Казалось бы, немало, но в то же время камерной музыке посвящен только один абонемент в больших залах (КЗЧ, БЗК, «Филармония‑2»). Таким образом, камерные и фортепианные концерты постепенно вытесняются в Камерный зал филармонии с его неполной сотней мест. Этого едва ли достойны такие исполнители, как А. Гугнин, Ю. Фаворин, А. Притчин, Н. Мндоянц и многие другие.

Одной из самых ярких фигур филармонической жизни остается Г. Рождественский; он продолжает работу над поиском малоизвестных сочинений, достойных внимания публики. В мае 2016 он завершил двухлетний абонемент «Моцарт и…», где звучали все мессы Моцарта в сочетании с музыкой Бартока, Пярта, Лютославского, Шнитке, Шостаковича, Прокофьева, Шимановского, Хиндемита.

В нынешнем сезоне впервые за много лет в абонементе Рождественского — не четыре, а только два концерта: «Жалобная песнь» Малера и «Страсти по Матфею» Баха в оркестровке Воан-Уильямса. Еще один запланирован в рамках летнего абонемента Госоркестра. Тем не менее, символическое значение присутствия Рождественского в филармоническом сезоне огромно: все, что делают его ученики и последователи В. Полянский, В. Юровский, Ф. Чижевский, в первую очередь, по части просветительской деятельности, как будто осенено благословением маэстро, хотя и находится постоянно под его критическим взглядом.

Пианисты. 83

Борис Березовский — 10 (7 с оркестром, соло, фп дуэт, ансамбль).
Дмитрий Маслеев — 8 (6 с оркестром, соло, фп дуэт).
Николай Луганский — 7 (5 с оркестром, соло, фп дуэт, ансамбль).
Екатерина Мечетина — 6 (3 с оркестром, соло, фп дуэт, лидерабенд).
Полина Осетинская — 6 (детские).
Александр Гиндин — 5 (3 с оркестром, соло, фп дуэт).
Денис Мацуев — 5 (3 с оркестром, 2 соло).
Павел Домбровский — 5 (4 ансамбль, соло).
Алексей Володин — 4 (3 с оркестром, соло).
Андрей Гугнин — 4 (3 с оркестром, соло).
Даниил Харитонов — 4 (4 с оркестром).
Юрий Фаворин — 4 (2 с оркестром, соло, ансамбль).
Лукас Генюшас — 4 (2 с оркестром, соло, ансамбль).
Филипп Копачевский — 4 (2 с оркестром, соло, ансамбль).
Алексей Чернов — 4 (с оркестром, 2 соло, в программе Виноградовой).
Алексей Кудряшов — 4 (ансамбль, соло, 2 детских концерта).
Фредерик Кемпф — 3 (2 с оркестром, соло).
Злата Чочиева — 3 (2 с оркестром, соло).
Арсений Тарасевич-Николаев — 3 (2 с оркестром, соло).
Алексей Любимов — 3 (с оркестром, 2 соло в сборных программах).
Михаил Плетнев — 2 (соло, лидерабенд).
Рудольф Бухбиндер — 2 (с оркестром, соло).
Элисо Вирсаладзе — 2 (с оркестром, соло).
Александр Синчук — 2 (с оркестром, соло).
Никита Мндоянц — 2 (ансамбль, соло).
Александр Малофеев — 2 (ансамбль, соло).
Даниил Крамер — 2 (с оркестром, ансамбль).
Михаил Дубов — 2 (ансамбль).
Дмитрий Шишкин — 2 (с оркестром).
Владимир Овчинников — 2 (с оркестром).
Валерий Афанасьев — 2 (с оркестром).
Константин Шамрай — 2 (соло).
Елизавета Леонская — 1 (с оркестром).
Алексей Зуев — 1 (с оркестром).
Динара Клинтон — 1 (с оркестром).
Штефан Владар — 1 (с оркестром).
Сергей Кузнецов — 1 (с оркестром).
Фатима Алиева — 1 (с оркестром).
Джулия Зильберквит — 1 (с оркестром).
Вячеслав Киселев — 1 (с оркестром).
Евгений Михайлов — 1 (с оркестром).
Катя Сканави — 1 (с оркестром).
Питер Донохоу — 1 (с оркестром).
Ксения Башмет — 1 (с оркестром).
Сергей Тарасов — 1 (с оркестром).
Владимир Фельцман — 1 (с оркестром).
Александр Романовский — 1 (с оркестром).
Рэм Урасин — 1 (с оркестром).
Эмин Мартиросян — 1 (с оркестром).
Виктория Любицкая — 1 (с оркестром).
Михаил Турпанов — 1 (с оркестром).
Олег Майзенберг — 1 (с оркестром).
Жан-Ив Тибоде — 1 (с оркестром).
Сергей Редькин — 1 (с оркестром).
Виктория Постникова — 1 (с оркестром).
Люка Дебарг — 1 (соло).
Даниил Трифонов — 1 (соло).
Мишель Берофф — 1 (соло).
Николай Медведев — 1 (соло).
Алексей Мельников — 1 (соло).
Сергей Белявский — 1 (соло).
Константин Хачикян — 1 (соло).
Андрей Дубов — 1 (соло).
Дмитрий Майборода — 1 (соло).
Олег Аккуратов — 1 (соло).
Мария Эшпай — 1 (соло).
Никита Волов — 1 (соло).
Николай Саратовский — 1 (соло).
Виктор Маслов — 1 (соло, половина программы).
Александр Востряков — 1 (соло, половина программы).
Александра Стычкина — 1 (соло, половина программы).
Анастасия Махамендрикова — 1 (соло, половина программы).
Варвара Кутузова — 1 (соло, треть программы).
Егор Опарин — 1 (соло, треть программы).
Ольга Иваненко — 1 (соло, треть программы).
Ольга Ермакова — 1 (ансамбль).
Анна Тамаркина — 1 (ансамбль).
Анна Краснова — 1 (ансамбль).
Татьяна Колесова — 1 (ансамбль).
Сэм Хейвуд — 1 (ансамбль).
Максим Пурыжинский — 1 (фп дуэт).
Ирина Силиванова — 1 (фп дуэт).
Вадим Руденко — 1 (фп дуэт).

Скрипачи. 41

Татьяна Гринденко — 13 (с «Академией старинной музыки»).
Светлана Безродная — 10 (с «Вивальди-оркестром»).
Никита Борисоглебский — 9 (8 с оркестром, ансамбль).
Алексей Бруни — 5 (с оркестром, 4 — ансамбль).
Павел Милюков — 4 (с оркестром).
Гайк Казазян — 3 (с оркестром).
Владислав Песин — 3 (ансамбль).
Айлен Притчин — 3 (2 с оркестром, ансамбль).
Леонидас Кавакос — 2 (с оркестром, ансамбль).
Андрей Поскробко — 2 (с оркестром, ансамбль).
Виктор Третьяков — 2 (с оркестром).
Сергей Крылов — 2 (с оркестром).
Вадим Репин — 2 (с оркестром).
Лиана Исакадзе — 2 (с оркестром).
Дмитрий Ситковецкий — 2 (с оркестром).
Наталья Лихопой — 2 (с оркестром).
Питер Гут — 2 (с оркестром).
Иван Почекин — 2 (с оркестром).
Сергей Догадин — 2 (с оркестром).
Михаил Почекин — 2 (с оркестром, ансамбль).
Неманья Радулович — 1 (с оркестром).
Джулиано Карминьола — 1 (с оркестром).
Андрес Мустонен — 1 (с оркестром).
Диана Пасько — 1 (с оркестром).
Лена Семенова — 1 (с оркестром).
Яна Неустроева — 1 (с оркестром).
Дмитрий Синьковский — 1 (с оркестром).
Юлиан Рахлин — 1 (с оркестром).
Даниил Коган — 1 (с оркестром).
Сергей Стадлер — 1 (с оркестром).
Степан Стариков — 1 (с оркестром).
Андрей Баранов — 1 (с оркестром).
Клара-Джуми Кан — 1 (с оркестром).
Дмитрий Смирнов — 1 (с оркестром).
Энтони Марвуд — 1 (с оркестром).
Максим Федотов — 1 (с оркестром).
Екатерина Назарова — 1 (с оркестром).
Сергей Хачатрян — 1 (с оркестром).
Джошуа Белл — 1 (ансамбль).
Валерий Соколов — 1 (ансамбль).
Леонид Железный — 1 (ансамбль).

Виолончелисты. 21

Александр Бузлов — 4 (3 с оркестром, ансамбль).
Александр Рамм — 4 (с оркестром).
Борис Андрианов — 4 (с оркестром).
Максим Тарноруцкий — 4 (ансамбль).
Александр Рудин — 3 (с оркестром).
Андрей Спиридонов — 3 (ансамбль).
Давид Герингас — 2 (с оркестром).
Сергей Антонов — 2 (с оркестром).
Александр Князев — 2 (с оркестром).
Сергей Ролдугин — 1 (с оркестром).
Евгений Тонха — 1 (с оркестром).
Торлейф Тедеен — 1 (с оркестром).
Николас Альтштадт — 1 (с оркестром).
Клаудио Бохоркес — 1 (с оркестром).
Джованни Соллима — 1 (с оркестром).
Илья Пашинцев — 1 (с оркестром).
Федор Землеруб — 1 (с оркестром).
Анастасия Кобекина — 1 (с оркестром).
Роман Мормыга — 1 (ансамбль).
Арсений Чубачин — 1 (ансамбль).
Сергей Словачевский — 1 (ансамбль).

Несколько деталей

По-прежнему растет число детских концертов и абонементов. С открытием «Филармонии‑2» их стало более 50 — почти четверть от общего числа.

В то же время крайне мало хоровых концертов. Свой абонемент в БЗК (из двух концертов) — только у Капеллы им. Юрлова, хотя в прошлые годы были абонементы и Госхора им. Свешникова, и хора п/у Минина.

Как уже говорилось, камерной музыке в больших залах предоставлен только один абонемент. Почти совсем исчезли из афиши квартеты: в РЗК — абонемент Квартета им. Бородина (3 концерта), и несколько концертов «Романтик-квартета» в детских абонементах (отчасти этот пробел компенсируется в концертах ансамблей солистов симфонических оркестров).

В отличие от прошлых лет, в филармонической афише не так много памятных дат: 125 лет со дня рождения С. Прокофьева, 110 лет Д. Шостаковича, 100‑летие Э. Гилельса и В. Дударовой, 70‑летие О. Кагана, 85‑летие М. Таривердиева и А. Тарковского, 285 лет со дня рождения Й. Гайдна, 140 лет П. Казальса, 70‑летие Л. Филатова,

Отмечаются юбилеи В. Третьякова (70 лет), коллективов — 80‑летие ГАСО им. Светланова, 65‑летие АСО, 60‑летие ГАКО России, 25‑летие ГАСК России и 45‑летие ее хора п/у В. Полянского (2 абонемента), 25‑летие камерного ансамбля «Солисты Москвы» (юбилейный абонемент в БЗК), 50‑летие Омского симфонического оркестра (концерт в рамках юбилейного тура коллектива по России).

Современная музыка

Крупнейшей акцией Филармонии в области современной музыки стал V фестиваль «Другое пространство», во второй раз прошедший под художественным руководством В. Юровского.

«Другим пространством» не ограничивается деятельность ГАСО в области пропаганды новой музыки. Открывая прошлый сезон, Юровский обещал отметить 80‑летие Госоркестра исполнением восьмидесяти премьер — мировых, российских, московских — и приступил к делу. За несколько месяцев ГАСО впервые в России сыграл «Дыхание исчерпанного времени» Тарнопольского, впервые в мире — «Песню Лукерьи» Вустина, «Наваждение» Прокофьева в оркестровке Гладкова и оперу «Король Лир» Слонимского. Новый сезон Юровский начал еще с трех премьер, первой стала мировая — AGES Подгайца, посвященная юбилею оркестра; второй — московская, «Завод» Задерацкого; третьей — снова мировая, «Песнь восхождения» Вустина. На фоне того, что большинство наших оркестров новой музыки не играет в принципе, эту просветительскую деятельность Юровского невозможно переоценить. В концертах, посвященных юбилею ГАСО, Юровский отметил также юбилеи Шостаковича и Прокофьева, представив по несколько их сочинений.

Современной музыке посвящено еще два абонемента Филармонии: «Новая музыка» ансамбля «Академия старинной музыки» п/у Т. Гринденко (В. Мартынов, С. Теy Хольт, Я. Ксенакис) и «Персона — композитор» (VIII сезон абонемента). Автор и ведущий последнего — Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», чьи гости в этом сезоне — И. Демуцкий, Ю. Воронцов, Т. Чудова. В рамках абонемента А. Устинов представляет концерты-портреты российских композиторов разных поколений, предоставляя им возможность показать свою музыку, и рассказать о себе, ответить на вопросы публики. Устинов был и ведущим концерта солистов МАСМ, посвященного юбилею С. Губайдулиной.

Музыка последнего столетия в нынешнем сезоне также на удивление широко представлена в абонементах с участием солистов оркестров: так, один из концертов ансамбля МГАСО целиком посвящен Шенбергу, ансамбль «Солистов Москвы» играет Воан-Уильямса и Адамса, а солисты ГАСО — Пуленка, Шенберга, Мартину, Бакса, Бриджа и Вустина, композитора-резидента ГАСО в 2016.

Заключение

Московская филармония остается эффективным менеджером номер один в музыкальной жизни страны. И привлекательной для слушателей. Показателем этого стала особенно успешная продажа абонементов на концерты нынешнего сезона: около 50 000 абонементов было куплено в первые дни продаж, стартовавших 1 февраля — почти на месяц раньше обычного. Кроме того, в прежние годы абонементы выпускались в продажу двумя равными сериями, одна через полмесяца после другой. Теперь вторая серия стартовала через неделю после первой, лишь с несколькими абонементами, а подавляющее их большинство выпущено в первой серии.

Общее число проданных абонементов — 100 000: рекорд за все годы продаж. Эту цифру называли руководители филармонии, воспроизвели СМИ, а министр культуры доложил о рекорде В. Путину.

Это свидетельствует о том, что у Московской филармонии есть устойчивая обширная аудитория, которая обеспечивает не менее половины посещаемости абонементных концертов. По традиции наибольший спрос на абонементы оркестров, барочные, «Великие оратории», «Оперные шедевры», «Звезды мировой оперы» и другие оперные, «Великие инструментальные концерты», РГСО кинематографии. Как всегда, в лидерах — «Сказки с оркестром» и другие циклы для детей.

Выросла роль онлайн-продаж: если в прошлом году они открылась через час после начала продаж абонементов в кассах, то теперь стартовали в полночь, за полдня до открытия касс. Многие собрались покупать абонементы в первые же минуты, хотя не всем удалось: из-за наплыва желающих сайт Филармонии на пару часов обрушился. Тем не менее, столь широкая возможность онлайн-покупки у тех, кому некогда стоять в очередях, появилась впервые. Слушатель видит, что Филармония идет ему навстречу, и идет навстречу ей.