Смерть в опере. Отравление

Смерть в опере. Отравление

Опера — жанр, густо усеянный смертями. Опера существует, чтобы в ней умирали. Герои опер переходят из мира живых в мир мертвых по разным причинам и разными способами.

Смерть от естественных причин: преклонный возраст, болезни

Виолетта Валери в «Травиате» Верди и Мими в «Богеме» Пуччини умирают от чахотки. Манон — героиня опер Пуччини и Массне — умирает на руках де Грие просто от того, что у нее не осталось сил бороться за жизнь. Дидона, героиня оперы «Дидона и Эней» Перселла, решает умереть, не желая жить в разлуке с любимым Энеем. Героиня «Сказок Гофмана» Оффенбаха Антония умирает от загадочной болезни.

Убийство при помощи холодного оружия

Одна из главных причин — ревность. Ударом ножа убивает ревнивый Хозе «свою Кармен» (Бизе), паяц Канио — жену Недду и ее любовника Сильвио в «Паяцах» Леонкавалло, Алеко — жену Земфиру и ее возлюбленного в «Алеко» Рахманинова. Голо смертельно ранит Мелизанду («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси), Ренато — короля Ричарда («Бал-маскарад» Верди), Воццек в опере Берга — свою жену Мари. Григорий Грязной мстит Любаше за отравление Марфы Собакиной («Царская невеста» Римского-Корсакова). От ножа своего брата Карлоса погибает Леонора в «Силе судьбы» Верди, от рук леди Макбет — король Дункан в его же «Макбете», от рук наемного убийцы — Иван Хованский в «Хованщине» Мусоргского. Тристан в опере Вагнера умирает от смертельной раны, нанесенной Мелотом, его бывшим другом. Тем же способом умерщвляют Клитемнестру и Эгиста в «Электре» Р. Штрауса, их же и Агамемнона — в «Орестее» Танеева; Зигфрида в «Сумерках богов» Вагнера. Убийство путем удушения Причина — тоже ревность. Хрестоматийный пример — Отелло душит Дездемону («Отелло» Верди). Тем же способом Микеле, герой оперы «Плащ» Пуччини, убивает любовника своей жены Луиджи.

Убийство при помощи огнестрельного оружия

От выстрела неизвестного убийцы погибает маркиз Родриго ди Поза («Дон Карлос» Верди), выстрелы обрывают жизнь Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова и Андрея в «Мазепе» Чайковского. Дуэль В поединке гибнут Ленский — от пистолета Онегина, Тибальт — от шпаги Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно, «Капулети и Монтекки» Беллини); два Дона Карлоса — в «Силе судьбы» Верди и в «Каменном госте» Даргомыжского; Туридду в «Сельской чести» Масканьи, Валентин в «Фаусте» Гуно.

Дуэль

В поединке гибнут Ленский — от пистолета Онегина, Тибальт — от шпаги Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно, «Капулети и Монтекки» Беллини); два Дона Карлоса — в «Силе судьбы» Верди и в «Каменном госте» Даргомыжского; Туридду в «Сельской чести» Масканьи, Валентин в «Фаусте» Гуно.

Смерть, связанная с помутнением рассудка

Борис Годунов (опера Мусоргского), Лючия ли Ламмермур (Доницетти), леди Макбет в опере Верди, Графиня в «Пиковой даме» Чайковского, Изольда («Тристан и Изольда» Вагнера), Тангейзер в «Тангейзере» и Эльза в «Лоэнгрине» Вагнера, Барон в «Скупом рыцаре» Рахманинова, Майлз в «Повороте винта» Бриттена, Том Рейкуэлл в «Похождениях повесы» Стравинского.

Жертвы иноземных захватчиков, террористов, религиозных войн

Иван Сусанин (погибает от рук польских интервентов), Тадеуш в «Пассажирке» Вайнберга (расстрелян фашистами в концлагере), Клингхоффер в «Смерти Клингхоффера» Адамса (гибнет от рук банды террористов), Рауль и Валентина («Гугеноты» Мейербера).

Жертвы убийства из самообороны

Скарпиа в «Тоске» Пуччини, Командор в «Дон Жуане» Моцарта, Фридрих Тельрамунд в «Лоэнгрине», Ведьма в «Гензеле и Гретель» Хумпердинка, предположительно Артур Бакло в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти.

Казнь

Каварадосси в «Тоске» и Манрико в «Трубадуре» — расстреляны, Билли Бадд в одноименой опере Бриттена — повешен, Жанна д’Арк в «Орлеанской деве» Чайковского и в «Иоанне д’Арк» Верди, Рената в «Огненном ангеле» — сожжены, Радамес в «Аиде» Верди — заживо замурован в склепе по приговору жрецов, Андре Шенье и Мадлен де Куаньи в опере Джордано — обезглавлены на гильотине, как и целый монастырь кармелиток в «Диалогах кармелиток» Пуленка. Иоканаану отрубают голову по требованию Саломеи, а саму Саломею убивают (фактически казнят) по приказу ее отца Ирода («Саломея» Р. Штрауса). Элеазара и Рахиль, героев «Иудейки» Галеви, бросают в кипящий котел. По ложному обвинению казнят Лыкова в «Царской невесте», Кочубея и Искру в «Мазепе». Маргарита в «Фаусте» казнена за детоубийство. А Сенека («Коронация Поппеи» Монтеверди), дабы избежать смертной казни, по приказанию Нерона кончает жизнь самоубийством.

Самоубийство

Способов свести счеты с жизнью — несчетное множество, в том числе и в опере: Закалываются Отелло, только что убивший Дездемону; Эдгар Равенсвуд, узнавший о смерти своей возлюбленной Лючии («Лючия ди Ламмермур» ); Джульетта, увидевшая мертвого Ромео; Лиу («Турандот» Пуччини) и Чио-Чио-сан (его же «Мадам Баттерфлай»), жертвующие собой ради любимых мужчин. Джильду в «Риголетто» Верди убивают, но фактически это самоубийство — она принимает смерть, чтобы спасти жизнь Герцога. Ромео, увидев спящую Джульетту и решив, что она мертва — принимает яд (оперы Гуно и Беллини). Таким же образом кончают жизнь Абигайль в «Набукко» Верди, Леонора в «Трубадуре» и сестра Анджелика в одноименной опере Пуччини. Аида замуровала себя в подземелье вместе с приговоренным к смерти Радамесом. Самосожжение: по своей воле восходят на костер и гибнут в его пламени Норма и Поллион («Норма» Беллини), раскольники в «Хованщине», бросается в огонь Брунгильда («Гибель богов»). Медея («Медея» Керубини) гибнет в огне, перед этим заколов своих детей. Тоска уходит в небытие, прыгнув с крепостной стены; дон Альваро в первой редакции «Силы судьбы» Верди и Фенелла в «Немой из Портичи» Обера — бросаются со скалы. Герой «Пиковой дамы» Герман сходит с ума и стреляется. Застрелился и Вертер, герой опере Массне.

Герои многих опер топятся, погибают в водной стихии: Лиза («Пиковая дама») бросилась в петербургскую речку Канавку, Мизгирь («Снегурочка» Римского-Корсакова) — в озеро, Наташа («Русалка» Даргомыжского) — в волны Днепра, Катя Кабанова — в Волгу, Сента («Летучий голландец» Вагнера) — в море. Утопилась Катерина Измайлова (в опере Шостаковича), потащив за собой соперницу Сонетку. Тонет Воццек, герой оперы Берга.

Вмешательство свыше

Эти персонажи, как правило, появляются из иных, сказочно-мифологических миров: все герои «Гибели богов», Дон Жуан, Каспар в «Вольном стрелке» Вебера, Снегурочка в одноименной опере Римского-Корсакова и Додон в его же «Золотом петушке», Зигмунд в «Валькирии» Вагнера, Эвридика в «Орфее» Глюка. Принц в «Русалке» Дворжака умирает от смертельного поцелуя Русалки. Но редко кому удается, как Эвридике, воскреснуть.

Оперы: энциклопедии смерти

Таковыми можно признать «Лулу» Берга, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, «Гибель богов» Вагнера. В первой же сцене первого действия оперы Берга муж Лулу, доктор Голль, умирает от инфаркта, увидев жену в объятьях другого. Второй муж — художник (тот самый «другой»), узнав об измене Лулу, перерезает себе горло бритвой. В первой сцене второго действия Лулу выстрелом из револьвера убивает своего третьего мужа, доктора Шена («виновника» самоубийства художника). В третьем акте гибнут еще трое. Новый возлюбленный Лулу, ставшей проституткой, получает от одного из ее клиентов удар кастетом по голове. А в конце оперы на сцене появляется Джек-Потрошитель и ударами ножа убивает героиню и ее подругу.

Все семь жен Синей Бороды умирают в опере «Замок герцога Синяя Борода».

И все герои, за исключением трех русалок, погибают в «Гибели богов».

Смерть и опера настолько неотделимы друг от друга, что кажется, будто в спектакль-пастиш «Семь смертей Марии Каллас» — громкий дебют матриарха экстремального перформанса Марины Абрамович в качестве оперного режиссера на сцене Баварской оперы 1 сентября 2020 — не вложено вовсе никакой фантазии: подумаешь, попытка прикоснуться к феномену величайшей оперной дивы через череду смертей ее героинь.

Отравление в опере

Отдельной строкой можно выделить оперы, персонажи которых погибают насильственной смертью от отравления. Этот способ выглядит отвратительным анахронизмом и в операх используется реже других. Мы предлагаем истории и сюжеты пяти наиболее известных и часто ставящихся опер, герои которых были отравлены:

«Царская невеста» Николая Римского-Корсакова (жертва — Марфа Собакина, отравители — Любаша и Бомелий);

«Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова (жертва — Моцарт, отравитель — Сальери); «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди (жертва — Симон Бокканегра, отравитель — Паоло); «Адриана Лекуврер» Франческо Чилеа (жертва — Адриана, отравительница — принцесса де Буйон);

«Леди Макбет Мценского уезда» (во 2-й редакции — «Катерина Измайлова») Дмитрия Шостаковича (жертва — Борис Тимофеевич Измайлов, отравительница — Катерина Измайлова).

Удачные и неудачные попытки отравления воплощены в операх «Немая из Портичи» Даниэля Франсуа Обера (1827), «Лукреция Борджиа» Гаэтано Доницетти (1833), «Аттила» (1846) и «Луиза Миллер» (1849) Джузеппе Верди, «Гамлет» Амбруаза Тома (1868), «Чародейка» Петра Чайковского (1887), «Нерон» Пьетро Масканьи (1935).

Материал подготовила по предложению редакции газеты «Музыкальное обозрение»
Кей БАБУРИНА
при участии Павла РАЙГОРОДСКОГО