Семь раз отмерь — один отрежь

Семь раз отмерь — один отрежь

Число 7 в нумерологии соответствует мудрости, утонченности, высокому уровню образованности, философскому отношению к жизни.

С семеркой связаны (возможно, более чем с другими числами) устойчивые выражения, понятия и явления:

Семь дней творения. Семь смертных грехов: сладострастие (похоть), гнев, зависть, чревоугодие, уныние (лень), гордыня, алчность. Семь слов Спасителя на Кресте. Семь дней недели.

Семь чудес света. Семь-я. Семь нот. Семь цветов радуги. Сказки и сказочные персонажи: Цветик-семицветик, Семь гномов, Семеро козлят…

Пословицы, поговорки, идиомы: У семи нянек дитя без глазу, Семеро одного не ждут, Один с сошкой — семеро с ложкой, Семь пятниц на неделе, Семь пядей во лбу, Семь бед — один ответ, За семью печатями. Семь футов под килем, мелодия «Семь-сорок». И семь фестивалей «Кружева».

Фестивальные узоры ежегодно сплетаются в новую, оригинальную художественную концепцию. Историю «Кружев» можно рассматривать как учебник фестивального дела. При этом фестиваль сохраняет главные, стержневые опоры своей конструкции: премьеру нового сочинения, Воскресные звоны, хоровые концерты… И на этот раз мы представим новые проекты.

MusicDocFest — Фестиваль документального кино о музыке — мы проводим впервые в России. В шорт-лист фестиваля вошло 9 фильмов. В состав жюри приглашены деятели кино, театра, музыканты, журналисты. Победитель станет известен 2 октября.

Музыка отечественного и мирового кинематографа будет звучать в каждом концерте. В программах фестиваля — музыка из отечественных и зарубежных фильмов, музыка композиторов, работавших и работающих в кино (А. Шнитке, С. Губайдулина, Ф. Гласс, В. Мартынов, А. Айги, С. Жуков); фильмы о композиторах (Т. Хренников, Ю. Каспаров, С. Жуков); произведения, написанные на основе киномузыки (С. Прокофьев, А. Шнитке); фрагменты фильмов с музыкой Губайдулиной («Маугли») и Шнитке («Похождения зубного врача», «Спорт, спорт, спорт»).

Музыкальный символ фестиваля — пьеса П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года» op. 37. Она звучала на каждом фестивале в разных переложениях, ни разу не повторяясь. Седьмой «Октябрь» прозвучит в переложении солистов Московского ансамбля современной музыки для флейты, кларнета, баяна, виолончели и фортепиано.

Творческие встречи в дни фестиваля пройдут с композитором Сергеем Жуковым, режиссером — обладателем главного приза фестиваля MusicDocFest. У меня будет возможность на творческой встрече с вологжанами рассказать о своем выставочном проекте «Территория музыки. Inventions», об итогах завершившегося сезона «МО» и о грядущих планах газеты.

Благотворительная программа фестиваля приглашает воспитанников Вологодского центра № 2 помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на колокольню Софийского собора. В Центре мы покажем все фильмы кинофестиваля MusicDocFest.

Памятные даты фестиваля. В концерты включены произведения С. Прокофьева (125 лет со дня рождения), Н. Голованова (125), Д. Шостаковича (110), М. Таривердиева (85). 140 лет исполнилось со времени создания «Времен года» П. Чайковского, 185 — «Прощального вальса» М. Глинки. 55 лет исполнилось бы в этом году С. Зуеву.

Юбилеи 2016 года также отмечены в программах фестивальных концертов. Прозвучат сочинения С. Губайдулиной (85 лет), В. Мартынова (70), С. Жукова (65), А. Айги (45). В числе исполнителей — юбиляры 2016 года Т. Гринденко и М. Дубов.

Мировая премьера. Каждый год фестиваль заказывает одному из современных российских композиторов сочинение под названием «Вологодские кружева» — музыкальное воплощение знаменитого историко-культурного бренда региона.

Чтобы сохранить этот образ, принесший Вологде мировую известность, в ткань нового произведения непременно вплетаются музыкальные символы Вологдчины: бой часов на колокольне Софийского Собора и народные песни Вологодской области.

Новое сочинение рождается, сочиняется почти одновременно с сочинением концепции и программы нового фестиваля. Премьерой произведения завершается фестиваль. В одном мгновении соединяются, сплетаются и завершение, и начало
новой жизни.

На концерте-закрытии Седьмого фестиваля состоится мировая премьера произведения «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») Сергея Жукова.

Праздники фестиваля. «Кружева» традиционно проводятся в обрамлении больших православных праздников, словно бы освящающих фестиваль: Крестовоздвиженья Господня (27 сентября) и Покрова Богородицы (14 октября), он же день памяти преп. Романа Сладкопевца, небесного покровителя музыкантов.

Как и каждый год, один из концертов фестиваля проходит 1 октября, в Международный день музыки. В этот же день «МО» отмечает 27-й день рождения и начинает свой новый творческий сезон.

Opus 27 — проект газеты «Музыкальное обозрение», который вплетается в ткань событий и проектов фестиваля «Кружева». В нынешнем году в программах концертов — сочинения из эксклюзивного проекта «МО» opus 27: отмеченные опусом или номером 27, написанные или оконченные в 27 лет или в год 27-летия…

«Прощальный вальс» М. Глинки написан им в 27 лет в Италии, во время первого европейского путешествия. Глинка посвятил эту пьесу своему другу Е. Штеричу, который находился в это же время в Италии и умер в 1833.

Воскресными звонами на колокольне Софийского собора Вологодского кремля открываются все воскресенья фестиваля. О начале звонов возвещает мелодия боя часов братьев Бутеноп, звучащая над Вологдой каждые 15 минут уже 145 лет.

В новелле «Колокол» Андрея Тарковского Андрей Рублев, обняв рыдающего Бориску, говорит ему: «Видишь, как получилось… ну хорошо, ну что ты… Вот и пойдем мы с тобой вместе — ты колокола лить, я иконы писать. Пойдем в Троицу. Пойдем вместе. Какой праздник для людей. Какую радость сотворил. А еще плачет… ну все, все… будет… Ну чего ты, ну все, хватит… хватит. Успокойся, все… ну будет… будет…».

Андрей Устинов,
арт-директор фестиваля — «Агент 007»