Революция и новый гимн

Революция и новый гимн

Русская музыкальная газета, № 11—12, 19—26 марта 1917

…За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог —

поет Вещий баян в «Руслане». Светлое 17 октября 1905 г. затемнило мрачное 3 июня 1907 г. Возвещенные народу свобода совести и личности, свобода печати и собраний оказались радужным миражом, который вскоре рассеялся, а затем постепенно, и все круче и крепче, стала охватывать народ реакция, дошедшая до бесстыдства и безумства и приведшая, в конце концов, старый режим к полному бессилию.  И злосчастное 3 июня 1907 г. завершилось радостным днем 27 февраля 1917 г. — народным восстанием, к счастью, оказавшимся почти бескровным, уничтожившим старый — некогда грозный, но ставший бессильным строй —

За благом вслед идут печали,
Печаль же — радости залог.

2 марта отказался от престола император Николай II. До созыва Учредительного Собрания, которому надлежит свободно решить дальнейшую форму правления Русского Государства, во главе его находится сорганизовавшееся Временное Правительство.

Переворот, направивший Государство к новой жизни, должен был приостановить временно нормальное течение общественной жизни столицы, взявшей на себя инициативу самого действа. В течение недели 26 февраля – 5 марта типографии не работали; театры и концертные залы бездействовали. Настоящий № 10 «Русской Музыкальной Газеты», поэтому, мог выйти только через две недели после предыдущего (№ 9) и содержит только ранее намеченные статьи.

Новые пути Государства несомненно вызовут и новые формы его художественной жизни. Необходимость полной, основной реорганизации последней давно уже чувствовалась наиболее передовыми представителями русского искусства. Она намечалась — но, увы, безрезультатно — еще в 1905 г. Многое высказывалось на страницах «Русской Музыкальной Газеты», но это многое до сих пор оставалось лишь благим пожеланием. Теперь обновленная жизнь Государства сама потребует определения и разрешения этих новых норм. На очереди стоят учреждение самостоятельного Министерства искусств, реформа целого ряда крупных художественных учреждений, бессильных справиться с разъедавшей их рутиной (Консерватории и Музыкальные училища МРМО — постановка художественного развития и образования в русских средней и народной школах и т.д.), или потерявших под собой почву, как зависевшие исключительно от воли и влияния придворных сфер (Императорские театры, Придворная Певческая Капелла и Оркестр и т.д.). Все эти учреждения, от деятельности которых зависит жизнь многих сотен и даже тысяч артистов и рядовых работников, ожидают теперь коренной реорганизации.

Мы предоставляем страницы РМГ для всестороннего обсуждения всех тех норм, в которых могла бы проявиться в дальнейшем музыкально-художественная жизнь обновленной России.

Редакция

«Ты победишь весь мир, Россия»

Редакция «Русской Музыкальной Газеты» считает своевременным открыть свои столбцы авторам, предлагающим тексты для нового русского народного гимна — хотя бы временного, до установления Учредительным Собранием формы правления.

Условия анкеты:

  1. Гимн не может превышать 8 стихов.
  2. По содержанию слов, он должен быть патриотичен и внепартиен; какие-либо указания на форму правления недопустимы.
  3. Текст гимна должен подходить к какой-либо популярной на Руси мелодии торжественного характера (maestroso); выбор мелодии старого львовского гимна, по своей форме напоминающего немецкий хорал, исключается. Подходящими для цели наиболее известными мелодиями признаются, например, древняя русская «Слава» и хор «Славься» Глинки. Не допускается вторичного подбора нового текста к мелодии, указанной автором текста, напечатанного в «РМГ».

Редакция не создает конкурса и не высказывает суждения о достоинствах того или иного предложения. Она просто идет навстречу желанию населения иметь новый гимн и желает побудить музыкальных издателей к переговорам с авторами слов, если какое-либо предложение им понравится и встретит сочувствие публики.

Анкета открывается стихотворением Всев. Е. Чешихина, поступившим немедленно по оглашении в кругу сотрудников «Русской Музыкальной Газеты» вышеупомянутых условий.

Редакция РМГ

«Ты победишь весь мир, Россия»

Всероссийский гимн.
(На мелодию Д.С. Бортнянского «Коль славен»).

Ты победишь весь мир, Россия!
Ты — третий и последний Рим.
Паси, люби, стада людские
Последним пастырем земным.

Затем воскликнет мир: Мессия!
Тысячелетье церкви с Ним!
Земля сольется с небосклоном,
И станет русский Рим — Сионом!

(«РМГ», № 10, 12 марта 1917, стлб. 225–228)

В ожидании нового гимна

Предложение Всев. Чешихина воспользоваться для нового гимна музыкой известного гимна Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе» совпало с действительным исполнением таковой во время московского парада войск. Несомненно, в иных торжественных случаях, требующих вызвать благоговейное настроение, а не порыв, увлечение толпы, старый масонский гимн Бортнянского вполне подходит. К тому же он создан, слава Богу, русским композитором.

Но это предположение не исключает гимна более живого — увлекательного, марциального характера. Неизвестно, кем и когда будет создан (именно создан в минуту вдохновения, а не сочинен по заказу) новый русский народный гимн и в какой форме он выльется. Мне хотелось бы указать здесь на наиболее популярные мотивы или художественные произведения, которые в той или иной степени, а может быть, в той или иной новой обработке подошли бы к требуемому назначению.

Мы уже имеем свою инструментальную народную марсельезу — «Эй, ухнем» Глазунова, угрюмую, мощную и удивительно красочную. Это одно из наиболее прекрасных по выполнению произведений маститого мастера. Сам народ, в минуту тяжелой невзгоды, непосильного труда создал этот угрюмый, но сильный и колоритный мотив. В нем живет душа народа, и, быть может, в минуты борьбы, в ночной тьме, этот мотив удивительно прекрасно и жутко передает всю силу народного переживания. «Эй, ухнем» Глазунова — отличная инструментальная марсельеза русского работника — более удачная и непосредственная, чем «Слава» того же композитора.

Последний мотив — древнерусская «Слава» — один из наиболее подходящих к назначению народного гимна мотивов. Из всех обработок ее (Рубинштейна в «Купце Калашникове», Глазунова, Римского-Корсакова и др.) наиболее обращает на себя внимание превосходная редакция Римского-Корсакова, в виде самостоятельной хоровой песни с оркестром – звонкая, светлая, торжественная! Не так трудно было бы написать к ней новый соответствующий текст и обработать (в надлежаще сокращенном изложении) уже изданную партитуру. Римскому-Корсакову вполне достойно было быть автором русского народного гимна.

Известный мотив «Славься» Глинки, так же как старорусская «Слава», вполне годится для этой цели. Ликующе-торжественный по настроению, он, к тому же, удивительно удачно создан в марциональном темпе, и в этом отношении его музыка ближе к французской марсельезе (кстати, превосходной только в первой ее половине), чем к торжественной «Славе» (народной) или благоговейному «Коль славен» Бортнянского. Вероятно, Глазунов мог бы отлично аранжировать такой опытный гимн из музыки Глинки, если бы нашелся поэт, взявшийся написать подходящий текст.

В заключение укажу на имеющийся в русской музыкальной литературе готовый гимн, превосходный по музыке и по тексту, хотя последний и требует, конечно, соответствующей переделки, это – гимн берендеев из «Снегурочки» Римского-Корсакова. Послушайте, что поют эти истинно русские (без кавычек!) герои сказочного царства Берендеева:

И царствует свобода
Под скипетром твоим!

Самый текст (Островского) аборигенов демократической монархии Берендея, конечно, непригоден, благодаря своему назначению быть гимном сказочной страны, но смысл его и чудесная, вполне народная музыка Римского-Корсакова, безусловно, достойны перейти в русский гимн. Да и обработан этот вокальный шедевр на народный лад – с запевалой, которого подхватывает ансамбль остальных голосов. Или мы до такого художественно созданного «гимна свободы» не доросли?

Петроний

(РМГ, № 11–12, 19-26 марта 1917, стлб. 259–261)

От редакции

(Объявление)

В виду значительного вздорожания бумаги и стоимости набора и печатания, редакция «Русской музыкальной газеты», не считая удобным повышать подписную цену, временно при отсутствии регулярных концертов, будет издавать газету не еженедельно, а двухнедельно (через 2 недели). Следующий № 13/14 Р.М.Г. выйдет 2 апреля.

(РМГ, № 11-12, 19-26 марта 1917, стлб. 258)