Премьера оперы «Пушкин» в театре Новая опера — к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Премьера оперы «Пушкин» в театре Новая опера — к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина
Новая Опера представляет премьеру оперы Константина Боярского «Пушкин». Мировая премьера оперы в концертном исполнении прошла 4 февраля 2017 года в рамках Крещенского фестиваля в Новой Опере, мировая премьера сценической версии Игоря Ушакова — 11 и 12 июля 2018 года в Grange Park Opera (Великобритания).

Опера повествует о драматических страницах жизни А.С. Пушкина и его смерти. Это история двух могущественных личностей — национального поэта России и российского императора Николая I. Их отношения начинаются с взаимного восхищения и обоюдной зависимости.

Создатели оперы глубоко связаны с русской культурой. Композитор Константин Боярский родился и провел детство в Москве, учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. На его счету как композитора ряд инструментальных произведений и аранжировок, два балета («Шпалы», «Дети войны»), опера «Пушкин», а также камерная музыка. К. Боярский — ведущий альтист оркестра Королевской оперы Ковент-Гарден. Автор оригинального английского либретто Марита Филлипс — прапраправнучка трех главных персонажей оперы: Александра Пушкина, его жены Натальи и императора Николая I. В 1999 году она возглавляла Британский комитет по случаю празднования 200-летия Пушкина, в рамках которого в Великобритании было проведено более двухсот мероприя­тий. Марита — автор детской книги «Продавец мечты», текстов песен, сценария мюзикла.

Создатели оперы «Пушкин» о работе над произведением

Марита Филлипс, автор либретто:
«Работа над оперой стала для меня личным открытием. В течение многих лет я читала о Пушкине и размышляла о его жизненном пути, представляя себе, что когда-нибудь я напишу о нем пьесу. Я пришла к убеждению, что смерть поэта была не просто трагическим случаем или недоразумением — скорее, это было стремление к смерти. Николай I не был злобным диктатором. Наталья Гончарова не была лишь ветреной красавицей. “Общество” того времени было ничуть не хуже нынешних бездумных обитателей социальных сетей. Но из-за целого ряда событий, решений, действую­щих лиц и обстоя­тельств Пушкин оказался в ситуа­ции, когда жизнь стала для него нестерпимой. Эта ситуа­ция сложилась в его душе, она не позволяла ему писать. А художник, лишенный возможности выразить себя, — как человек, лишенный жизни…»

Константин Боярский, композитор:
«Пушкин — мой любимый поэт, и все, что связано с его творчеством, всегда было и будет для меня свято и очень близко. Возможно, кто-нибудь удивится лиричности тонального плана оперы, а порой и вовсе романтичности стиля. Я не старался создать суперсовременное произведение или поразить оригинальными созвучия­ми и эффектами; я писал, думая и представляя исключительно персонажей, их переживания и бытие. Прочитав либретто, я был поражен красотой и музыкальностью языка.

Я согласился с идеей Мариты сделать все диалоги на английском, а цитаты из стихотворений Пушкина оставить на русском языке».

Игорь Ушаков, режиссер:
«Появление оперы “Пушкин” — это важное событие, это возможность взглянуть на жизнь поэта под другим углом. Для нас очень важно было рассказать о каждом из исторических персонажей более правдоподобно — как эти герои вели себя и какую роль сыграли в последние десять лет жизни Пушкина, кто поддерживал поэта, а кто его предал. Каждый из героев оперы наделен своим отношением к Пушкину. Царь использовал поэта в своих интересах и пытался удержать его под своим бдительным оком, поэтому стал его покровителем и личным цензором. Александра наделена чутким отношением к гению Пушкина, она принимает и понимает его творчество. Наталья любит его и вверяет ему свою судьбу. Для нас важно, чтобы каждый персонаж нес определенную смысловую нагрузку, чтобы каждый артист понимал, какую историческую личность он играет и что происходит в рамках всей оперы, как герои изменяются, как изменяется Пушкин и как он отдаляется от всех».