Праздничные руны, звончатые струны. Карельская филармония — 80 лет

Праздничные руны, звончатые струны. Карельская филармония — 80 лет

В 2019 году музыкальный Петрозаводск отмечает несколько торжественных дат и событий. В мае завершились циклы праздничных концертов, связанные с 85-летием Симфонического оркестра филармонии, а в концертном сезоне 2019/2020 в крупнейшей в Карелии концертной организации —вереница юбилеев: 45 лет Оркестру русских народных инструментов «Онего» и 75 лет его бессменному руководителю Геннадию Миронову, 20 лет филиалу филармонии — Дворцу искусств в Кондопоге, городе-спутнике Петрозаводска. И главное событие: 80 лет Карельской государственной филармонии.

Филармония была основана в 1939, в период расцвета карельской композиторской школы и осознания потребности в академической музыке. Создание филармонии было вызвано и также необходимостью организации публичных концертов для Симфонического оркестра, к тому времени уже пять лет существовавшего на базе радиокомитета.

Сплав мудрости, опыта, энергии

С момента создания коллектив остается единственным большим симфоническим оркестром на Северо-Западе России (за исключением оркестров Ленинграда / Санкт-Петербурга). В его репертуаре — шедевры мировой классики и редко исполняемые сочинения, премьеры современных авторов — прежде всего, композиторов Карелии.

В разные годы оркестр возглавляли выдающиеся дирижеры: Леопольд Теплицкий, Юрий Аранович, Сергей Трубачев, Александр Дмитриев, Эдуард Чивжель. С 2013 пост художественного руководителя и главного дирижера занял петербургский дирижер Анатолий Рыбалко, вторым дирижером оркестра стал Алексей Ньяга.

Анатолий Рыбалко делится впечатлениям от работы с Петрозаводским оркестром:

«В нашем оркестре работают артисты в возрасте от 20 до 80 лет. Руководство таким коллективом имеет свои особенности, но я глубоко убежден в том, что наличие в любом коллективе людей различных возрастов просто необходимо для прогресса и творческого роста. Молодая энергия, помноженная на мудрость и опыт, ведет к прогрессу любого коллектива, и не только в музыкальной сфере. Важно добиться взаимоуважения различных поколений, и если это налажено, то других сложностей я не усматриваю.

Анатолий РЫБАЛКО

Меня недавно спросили, какой период сегодня переживает симфоническая музыка в Карелии? Вопрос очень сложный, поскольку деление на периоды — занятие для профессиональных историков. Для осознания каких-то изменений требуется время, причем немалое. Поэтому могу сказать только о том, что мне известно о жизни оркестра в прошлом. Был период создания и яркого старта коллектива, очень непростые военные годы, второе рождение в послевоенное время, процесс наращивания состава и репертуара в шестидесятые, тяжелый период в конце прошлого века, когда, в буквальном смысле, приходилось выживать. Даже в XXI веке коллективу не раз угрожало исчезновение!

К счастью, разум и добрая воля всегда побеждали, и оркестр, невзирая на различные невзгоды и проблемы, работал и совершенствовался. Такая долгая история оркестра — первый показатель того, что коллектив республике нужен, что его хотят слушать, что существует очень большая общность людей, для которых существование в Петрозаводске большого симфонического оркестра — необходимость. А нынешний период пусть оценят лет через пятьдесят».

«Онего» на берегу Онего

Как уже упоминалось, 2020 — юбилейный год для второго крупного коллектива Карельской филармонии, Оркестра русских народных инструментов «Онего». В 1975 Геннадий Миронов (ныне народный артист Карелии, заслуженный деятель искусств России) возродил ансамбль, когда-то существовавший при Доме культуры Онежского тракторного завода.

Геннадий МИРОНОВ

Творческий рост коллектива, способного исполнять любую музыку — от оригинальных сочинений для оркестра русских народных инструментов до переложений симфонических полотен и национальной музыки разных стран, — все это заслужило признание в профессиональном сообществе. В 1993 оркестр вошел в состав Карельской государственной филармонии. Геннадий Миронов — о том, в каком направлении пойдет развитие народной музыки:

«Музыкальный материал, доставшийся нам в наследство, очень богат, и, конечно, его надо сохранять и обогащать новыми выразительными средствами. Мир стал более открытым, происходит взаимопроникновение культур. Не случайно народные песни в обработке и исполнении рок-музыкантов производят такое сильное впечатление. Хорошая музыка в хорошем исполнении — мое кредо».

Одним из путей развития оркестра русских народных инструментов стало обращение к литературным источникам. Огромной любовью слушателей пользуются музыкально-драматические программы, которые второй дирижер оркестра, Михаил Тоцкий, создает в содружестве с актерами петрозаводских театров. Работая над музыкальной частью программ, Михаил отдает предпочтение сочинениям современных российских авторов, открывающим новые возможности звучания оркестра.

Большая музыка в малых городах

В 2017 Дворец искусств ОАО «Кондопога», достопримечательностью которого является уникальный концертный зал с двумя духовыми органами, получил статус Филиала Карельской филармонии. «Кондопога — маленький городок, у нас свой уклад, — рассказывает руководитель филиала Людмила Трифонова. — Первой реакцией на объединение с нашей стороны была тревога: как наш Дворец заживет при новом хозяине? Что станет с самодеятельными коллективами, много лет работающими на базе Дворца?

Прошло два года, и коллективы существуют по-прежнему, но сам Дворец стал вести свою деятельность совершенно в ином русле. Мы подключились к планированию абонементных циклов и довольно серьезного для нас количества концертов симфонической, вокальной, камерной и органной музыки; начали воспитывать свою аудиторию, много внимания уделяем работе с юным поколением слушателей. Сегодня тревоги остались в прошлом, а благодаря этому слиянию мы работаем в интересной творческой обстановке и имеем хорошие перспективы на дальнейшее развитие.

В 2018 во Дворце искусств был проведен Всероссийский форум по вопросам продвижения музыкального искусства в малых городах России, на который съехались директора концертных организаций со всей страны, а также прекрасные музыканты и профессора органных классов из столичных консерваторий».

О том, с чем пришла Карельская филармония к своему юбилею, рассказывает ее директор Ирина УСТИНОВА

Карельская государственная филармония — одна из крупных концертных организаций Северо-Запада России. Попытаюсь создать ее «коллективный портрет».

Если мыслить образно, то мне видится сравнение нашего коллектива с большой семьей. Есть «дети» — артисты, требующие заботы и внимания, и ради будущего которых живут и работают «взрослые». Есть старшее поколение, благодаря которому наш большой дом стал обжитым — это люди, отдавшие работе в филармонии десятилетия, хранители традиций и «семейной» истории. Молодежь, привносящая революционные изменения в менеджемент, информационную политику, но гордящаяся своей причастностью к 80-летним «фамильным» традициям…

И складывается ощущение, что вся эта наша огромная семья находится в лайнере, ей в этом лайнере очень тесно, тем не менее, он взлетает и набирает высоту…

Филармония — современная концертная организация, крупнейшая в Республике Карелия. У нас есть два оркестра, филиал с органным залом, ансамбли и солисты. И огромный потенциал для развития.

Репертуарная политика

Мы прикладываем усилия к тому, чтобы репертуар был сбалансирован и интересен разным слоям нашей публики, но чтобы доля серьезной академической музыки была весомее прочих. Сегодня филармония готова к экспериментам, в афишах присутствуют различные стилевые направления, но просветительская миссия стоит во главе угла. Мы тщательно следим за тем, чтобы в репертуаре присутствовали редко исполняемые сочинения, чтобы обязательно была ультрасовременная музыка, и отважно включаем ее в программы. Это в равной степени важно как для расширения кругозора публики, так и для профессионального роста наших оркестров. Петрозаводск — город с серьезными музыкальными традициями, трехступенчатой системой музыкального образования. В филармонии тоже выстроена система музыкального просвещения, а не развлечения. Юные слушатели, начиная с двухлетнего возраста, посещают у нас веселые, интерактивные просветительские концерты. Взрослая публика у нас замечательная: воспитанная, интеллигентная, образованная. Мы доверяем ей, прислушиваемся к ней, и если какой-то артист принят горячо, мы обязательно его пригласим снова.

Финансы и романсы

Мы — бюджетное учреждение, и основной источник нашего финансирования — это бюджет республики Карелия, за счет которого мы обеспечиваем большую часть фонда оплаты труда и коммунальные расходы. Чуть больше 10% в фонд оплаты труда мы вкладываем из собственных заработанных средств. Из которых, впрочем, финансируется и вся основная деятельность учреждения.

Большой помощью для нас стал грант Министерства культуры Российской Федерации, который мы получили в 2018 на реализацию проекта «Филармония. Перезагрузка». На средства гранта в филиале в Кондопоге мы провели Всероссийский форум, посвященный проблемам продвижения академической музыки в малых городах России; издали книгу о филармонии, пригласили известных солистов, организовали гастрольный тур симфонического оркестра, обновили материально-техническую базу.

У филармонии есть партнеры, сотрудничество с которыми невозможно переоценить. Прежде всего, конечно, это Московская филармония, в последнее десятилетие оказывающая серьезную помощь регионам. Существование современной филармонии в рыночных условиях сложно представить без программы «Всероссийские филармонические сезоны», позволяющей привезти за приемлемые деньги серьезных артистов. Также мы работаем в партнерстве с некоммерческими организациями. В этом году, к примеру, вместе с АНО «Дирекция фестивальных и культурно-массовых мероприятий Республики Карелия» и Городским симфоническим оркестром Йоэнсуу мы вошли в программу приграничного сотрудничества, которая в ближайшие два года обещает нам немало интересных событий.

Союз концертных организаций России всегда являлся необходимой, как воздух, площадкой для обмена опытом. На встречах мы обсуждаем проблемы и делимся идеями. В частности, в свое время у Екатеринбурга мы «подхватили» идею Любительского хора и два года назад на средства Президентского гранта реализовали ее совместно с фондом «Корела». Проект продолжается и сегодня, у коллектива сформировалась своя аудитория.

С 2017 филармония является главным организатором Международного музыкального фестиваля «Ruskeala Symphony». У этого проекта был очень удачный старт: первый же фестиваль вошел в топ-15 региональных событий страны, последующие два года закрепили успех. Проведение такого огромного для республики мероприятия, конечно, было бы невозможно без финансовой поддержки Правительства Республики Карелия.

Жизнь фестивальная и гастрольная

Другие наши локальные фестивали не имеют господдержки и в подавляющем большинстве случаев финансируются исключительно за счет средств, вырученных с продажи билетов. Но при этом они все являются важной составляющей культурной политики внутри региона.

Мы гордимся тем, что в стенах нашей филармонии проходит один из старейших фестивалей камерной музыки — в 2019 наша «Осенняя лира» зазвучала в 31-й раз. С точки зрения репертуарной политики считаем принципиально важным проведение фестиваля «ХХ век с Вадимом Холоденко» и очень благодарны нашему другу и одному из самых интересных музыкантов современности за сотрудничество. Именно в рамках этого фестиваля у нас прозвучали и Фортепианный концерт Бузони, и «Лунный Пьеро» Шенберга, «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана, новая музыка Десятникова, Розенблата, Курбатова и т.д.

Уже много лет весеннюю культурную карту республики украшает наш фестиваль «Онего-Классик», традиционно представляющий разнообразие стилей, жанров, направлений академического искусства. Огромная и планомерная работа с детской аудиторией привела к фестивалю «Концертино для мастеров и юных артистов», а с появлением в нашей структуре филиала с двумя духовыми органами палитра филармонических фестивалей дополнилась фестивалем «Grande Orgue».

В прошлом году города Приладожья присоединились к фестивалю Бориса Андрианова «Музыкальная экспедиция», в нынешнем сезоне мы надеемся расширить географию концертов этого проекта внутри региона. Это важно, потому что мы настойчиво выстраиваем работу в районах Карелии со своими коллективами и солистами, несмотря на отсутствие финансирования и большие расстояния между городами.

Многие заметили, что в последние годы наша гастрольная карта за пределами Карелии стала активно расширяться. За это мы благодарны финансовой поддержке программы подготовки к празднованию столетия Республики Карелия, и уже упомянутой программе «Всероссийские филармонические сезоны». За последние два года наш Симфонический оркестр выступил в Вологде, Череповце, Ярославле, Костроме, Твери, Белгороде, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве. Традиционно крепки наши творческие связи с Финляндией и странами Скандинавии.

Проблемы и пути их решения

Карельская филармония относится к ряду филармоний, которых можно назвать академическими. В выборе концертного репертуара мы ограничены особенностями зала: он у нас невелик, и невозможно позволить себе дорогостоящие академические проекты — их просто не окупить с 480 посадочных мест. Так же для нас недоступно проведение эстрадных концертов, на которых можно было бы заработать деньги и отложить их для просветительской деятельности наш зал не оснащен в должной мере современным звуковым и световым оборудованием. Великолепной живой акустикой мы тоже похвастаться, увы, пока не можем. Невысока по сравнению с другими регионами России и покупательская способность нашей публики. Население города при самых оптимистичных подсчетах едва превышает 250 тысяч человек, но при этом Петрозаводск носит статус столичного города и здесь очень насыщенная культурная жизнь.

Мы любим и уважаем нашу публику за то, что она голосует рублем в пользу наших концертов. В нашей базе данных более 10 000 петрозаводчан, что составляет почти 4 % от общего населения города: это неплохо. Мне кажется, что курс, которому мы следуем в развитии нашей организации, верный: он стабильно увеличивает и доход, и количество посещений филармонии. Финансовая успешность — это тоже часть профессиональной репутации.

Извечная болевая точка, не преодолеваемая в течение многих лет — отсутствие достойного концертного зала и помещения в целом. Только сейчас у нас наконец-то появилась перспектива: на стадии разработки находится проектносметная документация на реконструкцию здания, и это нас очень окрыляет. Уверена, что с появлением обновленного здания в филармонию ворвется новая жизнь.

Еще один больной вопрос — отсутствие системной политики финансирования филармонии в части поддержания достойной материально-технической базы: прежде всего, содержание и обновление парка инструментов. Конечно, мы мечтаем о поддержке проходящих на основной площадке фестивалей академического формата, без которых невозможно представить ни развития учреждения, ни формирования вкуса у публики.

Проблема увеличивающегося объема работы в максимально оптимизированном учреждении и невозможность увеличить штатное расписание нередко приводит к переутомлению людей, зачастую работающих на пределе физических возможностей. Еще буквально три года назад у нас была катастрофическая проблема с низкими зарплатами. С приходом нового руководства республики они были подняты, и сейчас все намного оптимистичнее, но по сравнению с другими регионами зарплаты наших артистов все равно невелики.

Проблем действительно много, все не перечислить. Но ведь немало и побед! И я с радостью и гордостью вижу, что та команда, с которой филармония подошла к своему 80-летию — это команда энергичных, умных и влюбленных в свою профессию людей. Мы уже вывели филармонию на новый, гораздо более высокий, чем тот, на котором она находилась еще несколько лет назад, уровень, не собираемся останавливаться и справимся с любыми проблемами.

Опубликовано МО № 11 (454) 2019