Повод к радости: как Германия празднует 250-летие Бетховена

Повод к радости: как Германия празднует 250-летие Бетховена
Памятник Людвигу ван Бетховену в саду его дома в Бонне., Фото Beethoven-Haus Bonn
Основная часть торжественных мероприятий, посвященных юбилею, пройдет в Бонне – родном городе композитора. Заново открытый Дом Бетховена, тематические выставки, концерты, музыкальный марафон и премьера 10-й симфонии, дописанной искусственным интеллектом, – рассказываем о самых важных событиях.

Дом Бетховена в Бонне: новая постоянная экспозиция

Дом, в котором родился композитор, в конце XIX века должны были снести. Этого не произошло только благодаря жителям Бонна: они уже тогда понимали, какое сокровище сохранилось в их городе. Позже дом был превращен в музей, и к юбилею Бетховена его постоянную экспозицию, не менявшуюся с 1996 года, расширили и полностью реконструировали. Раньше она была организована по хронологическому принципу: от рождения композитора до его смерти. Теперь экспозиция делится на тематические блоки, раскрывающие Бетховена и как выдающегося музыканта, и как яркую личность.

На первом этаже разместилась диорама, которая показывает Бонн таким, каким, вероятно, видел и помнил его композитор. В родительскую спальню посетители отныне смогут заходить – раньше это помещение было для них закрыто. Многие стенды стали интерактивными. Богатейшую в мире коллекцию предметов, связанную с Бетховеном, – его инструменты, рукописи, письма, портреты – теперь можно рассмотреть во всех деталях. Ее самой интересной и уникальной частью по-прежнему остаются слуховые трубки, которыми композитор пользовался в конце жизни.

www.beethoven.de

Музыкальные инструменты, принадлежавшие Бетховену. Дом Бетховена в Бонне. Фото Beethoven-Haus Bonn

Дом Бетховена в Бонне: временная выставка

В заново открывшемся Доме Бетховена есть не только постоянная экспозиция. В течение всего года там будут проходить и временные выставки. Первая из них посвящена одному из самых ценных экспонатов музея – знаменитому портрету композитора кисти Йозефа Штилера. Именно этот образ первым всплывает в памяти при упоминании Бетховена: живописно растрепанные волосы, горящие глаза, черный сюртук и красный шарф. Портрет был создан в 1820 году по заказу друзей композитора, супружеской пары Франца и Антонии Брентано. Бетховен изображен на нем за работой – он сочиняет “Торжественную мессу” (Missa Solemnis).

На самом деле для Штилера это был не самый приятный опыт. Бетховен, человек по натуре нетерпеливый, позировал художнику четыре раза. Он считал эти встречи наказанием и жаловался на то, что не в состоянии долго сидеть без движения. В итоге композитор все-таки потерял терпение и отказался приходить на дальнейшие сеансы. Легенда гласит, что руки гения Штилер писал уже по памяти. Временная выставка в Доме Бетховена рассказывает не только об истории создания портрета, но и о том, какое влияние сконструированный художником образ оказал на мировую культуру и как он тиражировался в печати, живописи, видеоинсталляциях и на туристических сувенирах.

До 26 апреля 2020 года, www.beethoven.de

Знаменитый портрет Бетховена кисти Йозефа Штиллера, 1820 г. Фото Beethoven-Haus Bonn

Кунстхалле Бонна: большая юбилейная выставка

Центральное событие всего юбилейного года – выставка “Бетховен – Мир. Человек. Музыка” (Beethoven – Welt.Bürger.Musik). Она открылась в боннском художественном музее Кунстхалле. Название выставки помогает понять замысел кураторов: экспозиция помещает фигуру композитора в исторический и музыкальный контекст. Раздел “Мир” рассказывает о времени, в котором жил Бетховен. Это была бурная эпоха: он застал и Французскую революцию, и наполеоновские войны. “Человек” – это о личности и образе. У Бетховена, как известно, был непростой характер, а потеря слуха лишь усугубила его худшие черты. Он до конца жизни отчаянно и безуспешно боролся со своей глухотой.

Выставка также рассматривает миф о Бетховене как о первом “внештатном” композиторе – то есть авторе, которому удалось выстроить карьеру вне императорских дворов (“Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе, – писал он в письме австрийскому меценату, князю Лихновскому. – Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же – только один!”). Наконец, раздел “Музыка” посвящен ключевым произведениям юбиляра. На выставке представлены наброски к знаменитой оде “К радости” из 9-й симфонии и рукописная копия 3-й симфонии (она известна как “Героическая”). Также в Кунстхалле можно будет увидеть “Хайлигенштадтское завещание” 1802 года – рукописный документ, который Бетховен адресовал братьям Карлу и Иоганну, но так и не отправил. В нем композитор рассказывает о прогрессирующей потере слуха и размышляет о самоубийстве.

До 26 апреля 2020 года, www.bundeskunsthalle.de

Beethovenhaus Фото Beethoven-Haus Bonn

Берлин: музыкальный марафон

Берлинский филармонический оркестр в конце апреля устраивает в честь юбилея Бетховена двухдневный марафон, во время которого музыканты оркестра и приглашенные звезды исполнят все шестнадцать струнных квартетов, написанных композитором. Этот жанр занимает в творчестве Бетховена особое место. Он обратился к нему уже в тридцатилетнем возрасте – то есть довольно поздно – и произвел настоящую революцию. Бетховен, с одной стороны, следовал традициям, заложенным Моцартом и Гайдном, а с другой – значительно от них отошел: его струнные квартеты приобрели психологическую глубину, которой не было у предшественников. Организаторы подчеркивают, что марафон – уникальная возможность в хронологическом порядке проследить за развитием жанра в творчестве композитора.

25 и 26 апреля, www.berliner-philharmoniker.de

Бонн: 10-я симфония и искусственный интеллект

За несколько лет до смерти Бетховен начал работать над 10-й симфонией. Однако он так и не смог ее закончить. Наброски рассеяны по нескольким рабочим тетрадям, однако все эскизы слишком фрагментарны, чтобы составить полное представление о замысле композитора. В 1980-е годы попытку реконструкции симфонии предпринял музыковед Барри Купер. Теперь то же самое попытается сделать искусственный интеллект. Компьютер проанализирует музыкальное наследие композитора и создаст продолжение партитуры под контролем профессиональной команды музыковедов и программистов. Руководитель проекта Маттиас Рёдер говорит, что первые версии звучали слишком “механистично”, но алгоритм быстро совершенствуется, и шансы на успех сейчас кажутся более чем вероятными. Результат работы искусственного интеллекта будет представлен в Бонне 28 апреля.

www.bthvn2020.de

Вена: опера “Фиделио”

Празднование юбилея будет проходить не только в Германии, но и в соседних странах. Из всего многообразия мероприятий невозможно не упомянуть венские постановки – тем более что работают над ними не только австрийцы. Людвиг ван Бетховен много лет прожил в Вене. Там же состоялась премьера его единственной оперы – “Фиделио”. В 2020 году в столице Австрии ее можно будет увидеть и услышать трижды. В феврале Венская опера представит раннюю версию “Фиделио”, которая также известна публике под названием “Леонора”. Режиссером выступит немка (и, кстати, тоже уроженка Бонна) Амели Нирмайер, за дирижерским пультом – Томаш Нетопил. А уже в апреле на сцене той же Венской оперы состоится премьера третьей и финальной версии “Фиделио” в постановке Отто Шенка (дирижер – Адам Фишер).

Но и это еще не все. В 1805 году “Фиделио” представили зрителям в венском Театре ан дер Вин. В честь юбилея Бетховена эту оперу в том же театре поставит голливудский актер Кристоф Вальц, звезда “Бесславных ублюдков” и “Джанго освобожденного” Квентина Тарантино. Далеко не все знают, что на родине он работает еще и как оперный режиссер, причем весьма успешный. Премьера намечена на 16 марта.

www.wiener-staatsoper.at, www.theater-wien.at

Бонн: open air концерт Kraftwerk

Если вы думаете, что юбилей Бетховена – это только классические концерты, опера и музеи, то вы глубоко заблуждаетесь. Одно из самых необычных событий торжественного года пройдет в Бонне 16 мая. Концерт, посвященный 250-летию композитора, даст под открытым небом, в парке Хофгартен, легендарная группа Kraftwerk – пионеры электронного звука, музыканты, которые много лет назад первыми отказались от живых инструментов в пользу синтезаторов. У них в 2020 году, кстати, тоже юбилей – 50 лет с момента основания. Никаких подробностей мероприятия у прессы нет. И хотя из классического состава Kraftwerk остался только Ральф Хюттер, живые выступления группы по-прежнему пользуются у меломанов огромным успехом. Kraftwerk и Бетховен – из такого сочетания точно должно выйти что-то гениальное.

16 мая, www.kraftwerk.com

Боннская опера: классические концерты

В расписании Боннской оперы на 2020 год стоят два больших концерта, посвященных Бетховену. 22 февраля там выступит один из лучших оркестров мира – Лондонский симфонический оркестр под управлением Саймона Рэттла. Солисткой вечера станет немецкая скрипачка грузинского происхождения Лиза Батиашвили. В программе – 7-я симфония Бетховена. На официальном сайте, впрочем, указано, что билеты на это мероприятие уже раскуплены.

Зато еще можно попасть на завершающий концерт юбилейного года, который состоится 17 декабря 2020 года, в день 250-летия Людвига ван Бетховена. Оркестр «Западно-восточный диван» под управлением выдающегося дирижера Даниэля Баренбойма исполнит последнюю, 9-ю симфонию композитора. Это во многом символический жест: четвертая часть симфонии – ода “К радости” – как известно, используется как гимн Евросоюза и Совета Европы. Билеты на концерт поступят в продажу 1 февраля 2020 года.

www.theater-bonn.de

Полный список мероприятий юбилейного года – на сайте www.bthvn2020.de