Под знаком Баха: в Твери прошла презентация клавесина

Под знаком Баха: в Твери прошла презентация клавесина

Знаменательное событие случилось на открытии фестиваля музыки И.С. Баха в Тверской филармонии. Состоялась презентация  первого в Твери клавессина. Как рассказал художественный руководитель Тверской филармонии Андрей Кружков, клавесин был приобретен при поддержке Правительства Тверской области и Комитета по делам культуры региона.

Первый концерт на инструменте, изготовленном во Франции мастерами из Нидерландов, дал французский маэстро Жорж Кисс — органист, клавесинист, музыковед, арт-директор музыкального фестиваля в Верхней Савойе, не раз выступавший с концертами и лекциями в России.

Жорж КИСС

Кисс хорошо знаком и тверским музыкантам, с которыми музицировал в Твери и в Европе. В частности, недавно в Швейцарии он впервые исполнил с оркестром «Российская камерата» неизвестный Концерт Карла Филиппа Эммануила Баха, обнаруженный им в одной из библиотек Берлина.

За четверть века в фестивале в Верхней Савойе по приглашению Жоржа Кисса участвовали Кемеровский, Белгородский, Кемеровский, Ростовский, Брянский, Петрозаводский симфонические оркестры ГСО республики Татарстан; камерные оркестры Новосибирской и Тверской филармоний, «Примавера» (Казань), Красноярский; коллективы Новосибирской филармонии — струнный квартет «Филармоника» и Ансамбль Павла Шаромова.

Основу программы концерта-открытия фестиваля составили сочинения Баха: сольные («Хроматическая фантазия и фуга», Концерт ре мажор, Прелюдия до мажор, Фантазия до минор) и в сопровождении камерного оркестра «Российская камерата» под управлением Андрея Кружкова (Концерт ре минор). Также музыканты исполнили фантазию швейцарского композитора М. Беретты «Бах и я» («В ожидании солиста») и Коллаж на тему «B-A-C-H» А. Пярта. Под пальцами маэстро Кисса новый клавесин звучал с французским шармом, немецкой строгостью, истинно баховской глубиной.

Диалог с Бахом

Баховский фестиваль в Твери прошел в 24-й раз и на сей раз состоялся под девизом «И.С. Бах: диалог культур и времен». С 25 марта по 3 апреля прошли 7 концертов симфонической, органной и камерной музыки. С сольным концертом из произведений Баха, Вивальди, Беллини, Фрескобальди, Дакена в честь 25-летия тверского органа выступил Гарри Гродберг — инициатор строительства этого инструмента в старинном волжском городе. В числе участников — скрипач, концертмейстер оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин, исполнитель на контрабас-балалайке Михаил Дзюдзе.

1апреля Московский молодежный камерный оркестр под управлением Валерия Вороны дал «Концерт ненормативной классики “Вся спина белая”»: звучала «несерьезная» музыка Баха и Чайковского, Гершвина и Шнитке, Раскатова и Подгайца, Пьяццоллы и Цфасмана…

По традиции, в один из вечеров сцена была отдана молодым музыкантам — стипендиатам Губернатора Тверской области.

А завершился фестиваль выступлением ГАСК России под управлением Валерия Полянского. Завершающими аккордами баховского форума стали шедевры венских классиков: Третий фортепианный концерт Бетховена (солистка Татьяна Полянская) и «Юпитер» — 41-я симфония Моцарта. Как не вспомнить, что Моцарт хорошо знал сочинения Баха еще в то время, когда они были фактически забыты, и с восторгом отзывался о его фугах и мотетах. А Бетховену принадлежат самые знаменитые слова о Бахе: «Не ручей — море должно быть имя ему!»

Юбилейный 25-й фестиваль музыки Баха состоится в Твери ровно через год.