Первые — вместе

ГАБТ, ГУМ, La Scala. Пресс-конференция
Первые — вместе
Фото Дамир Юсупов

Было объявлено, что Большой театр и Главный универсальный магазин договорились о долгосрочном сотрудничестве. ГУМ стал генеральным спонсором сентябрьских гастролей Ла Скала в Москве. Эти гастроли пройдут при поддержке Посольства Италии в России в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес».

Главный театр страны открыл новую официальную кассу в центре магазина, на первой линии ГУМа. Здесь можно будет покупать билеты в Большой театр.

После пресс-конференции ее участники — посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, директор театра Ла Скала Александр Перейра, директор Большого театра Владимир Урин и глава группы компаний «Боско ди Чильеджи» Михаил Куснирович — спустились из Демонстрационного зала на 1‑й этаж, где открылись кассы, и торжественно перерезали красную ленточку.

Ла Скала в Москве

10, 13 и 16 сентября 2016
Джузеппе Верди. «Симон Бокканегра»
(постановка 2010). Опера в 3‑х действиях
Дирижер Мунг-Вун Чунг
Главный хормейстер Бруно Казони
Режиссер Федерико Тьецци
Сценография Пьер Паоло Бислери
Костюмы Джованна Буцци
Свет Mарко Филибек
В главных партиях: Симон Бокканегра — Лео Нуччи, Якопо Фиеско — Михаил Петренко, Мария Бокканегра — Кармен Джаннаттазио, Габриэле Адорно — Фабио Сартори
Хор и оркестр театра Ла Скала

11 и 14 сентября 2016
Джузеппе Верди. «Реквием»
Дирижер — Риккардо Шайи (главный дирижертеатра «Ла Скала» с 2015)
Главный хормейстер Бруно Казони
Солисты: Мария Хосе Сирии (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Франческо Мели (тенор), Дмитрий Белосельский (бас)
Хор и оркестр театра Ла Скала

15 сентября
Концерт итальянской музыки
Луиджи Керубини, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди
Увертюры и симфонические фрагменты из опер
Дирижер Риккардо Шайи

Филармонический оркестр был основан К. Аббадо и музыкантами театра Ла Скала в 1982 с целью дополнить богатейшую оперную традицию театра Ла Скала симфоническим репертуаром. На следующий год оркестр стал самостоятельным коллективом. Можно добавить, что оперу «Симон Бокканегра» театр Ла Скала привозил в Москву в 1974. «Реквием» звучал на гастролях в 1974, 2001 и 2011. Последние гастроли Ла Скала состоялись в 2012 («Дон Жуан» и три последние симфонии Моцарта, дирижер Д. Баренбойм)

Из века в век…

Ч.М. Рагальини: «Сотрудничество в области культуры — краеугольный камень двухсторонних отношений между Италией и Россией, и музыкальное творчество, пожалуй, фундаментальный элемент этих отношений, которые развиваются более 300 лет. Эти отношения отличаются глубоким взаимопроникновением. Такие деятели, как Паизиелло, Галуппи, Кавос, стояли у истоков русской оперной школы, получившей мировое признание и славу. А российские композиторы Скрябин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Стравинский (который завещал похоронить себя на венецианском кладбище Сан-Микеле) оказали немалое влияние на итальянскую музыку XX века. В истории музыкальных связей между нашими странами немало славных страниц, таких как российский период Джузеппе Верди, венцом которого стала мировая премьера «Силы судьбы» на петербургской сцене в 1862…

Эти отношения необходимо подпитывать. Ставя перед собой эту задачу, мы в 2015 запустили интересный и важный проект. Он рассчитан на 5 лет и предусматривает молодежный обмен. На сегодня в нем задействовано уже около 15 музыкальных учреждений наших стран, и среди них, конечно же, академия театра Ла Скала, а с российской стороны — Молодежная программа Большого театра. Совместно с Московской консерваторией мы сейчас собираем материалы и готовим к публикации большую книгу, посвященную связям между нашими странами в области музыки. В этом контексте отношения между Ла Скала и Большим театром занимают центральное место, начиная с памятного 1964‑го, года исторического турне театра Ла Скала, первого западного театра, который приехал в Советский Союз во время холодной войны. Это были пять оперных спектаклей: «Турандот» и «Богема» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Трубадур» Верди и «Севильский цирюльник» Россини. Величайшее событие, поскольку в этом виделся еще признак того, что острая фаза противостояния между Востоком и Западом подошла к своему завершению. Два месяца спустя осенью того же года Большой нанес ответный визит в Милан с «Борисом Годуновым» Мусоргского, «Пиковой дамой» Чайковского, «Войной и миром» Прокофьева, «Князем Игорем» Бородина и «Садко» Римского-Корсакова. С тех пор уже более полувека не прекращается сотрудничество между двумя знаменитыми театрами. За это время Ла Скала 8 раз побывала в Москве, и Большой 7 раз приезжал в Милан со своими спектаклями. В 2006 мы подписали протокол о культурном обмене. Важно, что Ла Скала стал первым зарубежным театром, который выступил на сцене Большого после реконструкции в 2012… Культурная осень в Москве ожидается с сильным итальянским акцентом, поскольку в ГМИИ им. Пушкина мы планируем показать 10 шедевров Рафаэля, 8 из которых никогда не покидали пределы нашей страны».

Чезаре Рагальини, Владимир Урин, Александр Перейра^ Михаил Куснирович

Со вкусом черешни

Фестиваль «Черешневый лес» за 15 лет своего существования (с 2001) не раз обращался к итальянскому искусству. Программу фестиваля украшали прима-балерина Карла Фраччи, классики итальянского кино и театра Ф. Дзеффирелли и Т. Гуэрра, дизайнер и модельер Р. Капуччи, дирижер Р. Мути и др. В афишах фестиваля достойное место занимали выставки Л. да Винчи, С. Боттичелли, Пармиджанино, А. Модильяни.

В истории «Черешневого леса» есть и события, состоявшиеся на итальянской земле, — открытие памятника «Ладья Данте» в Венеции, выставка работ С. Щедрина и концерт Ю. Башмета в Сорренто. Сотрудничество с Большим театром началось в 2003, когда на Новой сцене прошли гастроли Балета Римской Оперы со спектаклями из репертуара «Русских сезонов» — «Весной священной» Стравинского и «Играми» Дебюсси в хореографии В. Нижинского и «Шехеразадой» Римского-Корсакова в хореографии М. Фокина. С 2012 фестиваль проводит на Новой сцене Большого гастроли Театра балета Бориса Эйфмана, который привозит в Москву все новинки. Это были балет «Роден» на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне, «По ту сторону греха» на музыку Р. Вагнера, М. Мусоргского, С. Рахманинова в 2013, «Реквием» по мотивам поэмы А. Ахматовой на музыку В. А. Моцарта и Д. Шостаковича в 2014, балет «Up & Down» на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта, А. Берга в 2015. Осенью «Черешневый лес» представит московскую премьеру балета «Чайковский. Pro et contra» на музыку П. Чайковского.

Объединяя страны и мир

Недельные гастроли солистов, хора и оркестра Ла Скала — мероприятие очень затратное (приедут 332 участника) и без меценатской поддержки в сегодняшних условиях финансового кризиса неосуществимое. М. Куснирович выразил готовность помогать, считая себя причастным к Большому театру:

«Прежде всего, мне хотелось бы с помощью одного факта доказать, что я имею непосредственное отношение к Большому. У меня есть удостоверение, в котором говорится, что Михаил Эрнестович Куснирович работает дворником в Большом театре. Я действительно работал там дворником, это первая запись в моей трудовой книжке».

Михаил Куснирович

Бизнесмен также рассказал, что собирается открыть на первой линии ГУМа вторую кассу, в которой можно будет заказывать билеты в театр Ла Скала, и оригинальный бутик: «На период гастролей ГУМ преобразится, но то, как изменится пространство магазина, пока секрет. Могу сказать, что здесь, в центре ГУМа у фонтана появится большой и интересный магазин Ла Скала с оригинальными афишами, CD и DVD.

На территории нашей столицы есть два знаковых учреждения. С 1776 существует Большой театр, который можно считать одним из главных во всем мире. Это наш самый знаковый мировой бренд. Улетающие в космос корабли несут в себе частичку Большого театра. А в 1893 на карте Москвы появился ГУМ. Раньше он назывался Верхние торговые ряды, потом был Государственным универсальным магазином, сейчас Главный. Через Открытый фестиваль «Черешневый лес» мы уже много раз сотрудничали с Большим театром. Это были премьеры Teatro dell` Opera di Roma, балет «Утраченные иллюзии», традиционные московские премьеры Театра Балета Бориса Эйфмана из Санкт-Петербурга.

И вот сейчас мы, как Главный универсальный магазин, подписываем многолетний партнерский договор с господином Уриным, директором Большого театра.

Впервые ГУМ как новоиспеченный партнер Большого театра принимает на себя такую миссию: стать генеральным спонсором гастролей великого миланского театра Ла Скала, который приедет в Москву с недельной программой. «Черешневый лес» мы начинаем цветущей черешнями и сиренью, а осенью будем плодоносить и варить баночки с вишневым вареньем, когда в сентябре, в преддверии открытия сезона в Большом Театре в Москву приедет изумительная постановка оперы Simon Boccanegra и Messa da Requiem Джузеппе Верди. В Москву приедут 332 сотрудника, членов труппы, солистов миланского театра Ла Скала.

У меня в руках конверты, в которых в Милане продают билеты (я это подсмотрел в Ла Скала). Снаружи — логотип Ла Скала и их спонсоры, а внутри билет. В московском конверте будет находиться схема зала Большого театра и прикреплен сам билет на один из спектаклей. Со временем, когда начнутся сами гастроли, мы надеемся, что такой конверт сможем давать и с логотипом Ла Скала: на первой линии ГУМа откроется и касса заказа билетов в театр Ла Скала в Милане. Вот такое партнерство, такое событие Открытого фестиваля «Черешневый лес» ждет нас, и я чрезвычайно благодарен за это всем участникам. Спасибо вам, спасибо большое всей команде Bosco di ciliegi и ГУМа. Если все пойдет хорошо, гастроли пройдут с аншлагом, касса будет полна, мне, возможно, смогут выдать пропуск, такой как у меня был. Ни на что большее я не претендую.

На период гастролей ГУМ, конечно преобразится, но как изменится пространство ГУМа — пока секрет. Раскрывать тайну сейчас не будем. Одно могу сказать: здесь, в центре ГУМа у фонтана появится большой и интересный магазин Ла Скала с оригинальными афишами, записями и видео».

В. Урин поблагодарил нового партнера: «Уникальные многолетние дружеские отношения связывают Большой театр и Театр Ла Скала. Мне очень хотелось, чтобы эти творческие контакты продолжались. В новых экономических условиях, когда так сложно найти финансирование, позволяющее такие обмены, я счастлив, что в лице компании ГУМ мы нашли верного партнера, который готов поддержать гастроли Театра Ла Скала в Москве и другие интересные проекты Большого».

Интендант Ла Скала А. Перейра приоткрыл будущее долгосрочных отношений между театрами: «Сегодня мы здесь для того, чтобы объявить не только о предстоящих гастролях театра Ла Скала, но и о том, что балет Большого театра приедет в 2018 в Ла Скала. В будущем мне хотелось бы сделать совместную постановку с Большим».

"Симон Бокканегра", Ла Скала, сцена из спектакля

.

Также Перейра ответил на вопрос, почему решили привезти именно «Симона»:

«Я считаю эту оперу Верди одним из трех шедевров композитора, наряду с «Аидой» и «Травиатой», а именно «Симона Бокканегру».