Открытие 75-го концертного сезона Томской филармонии

Открытие 75-го концертного сезона Томской филармонии
Фото Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Открытие 75-го юбилейного концертного сезона Томской филармонии было отмечено двумя уникальными событиями. 10 сентября состоялась онлайн-трансляция Транссибирского Арт-Фестиваля, впервые в Томске с его художественным руководителем – всемирно известным скрипачом Вадимом Репиным! 20 сентября прошел концерт-открытие Пятого фестиваля «Денис Мацуев и друзья», когда впервые за 6 месяцев    Большой зал Томской филармонии наполнился слушателями.

Вечер 10 сентября стал праздничным по нескольким причинам. Первая очевидна – открытие сезона, вторая – именно в Томске возобновился после долгого вынужденного перерыва из-за пандемии Транссибирский Арт-Фестиваль.

Концертная программа имела несколько посвящений: врачам и медицинским работникам, которые борются с пандемией; протоиерею Александру Меню, выдающемуся пастырю и миссионеру XX века; 160-летию со дня рождения австрийского композитора, симфонического реформатора Густава Малера.

Без зрителей и аплодисментов в зале, в полной тишине, на пианиссимо зазвучали первые ноты струнной группы Томского академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского. Концерт открылся «Арией» из сюиты №3 Иоганна Себастьяна Баха в оркестровой версии Леопольда Стоковского. Мерные пиццикато у контрабасов начали отсчет нового времени, наполненного гармонией вечности, спокойствием, отрешенности от суетности мира. В этой музыке нет диссонансов, и как только композитор на мгновение сгущает краски, фактура тут же разряжается и дарит умиротворение.

После этого нить программы потянулась от барокко к романтизму. На сцену вышел выдающийся скрипач современности Вадим Репин, удивительно тонкий и глубокий музыкант. Он исполнил Скрипичный концерт № 1 (соль минор) Макса Бруха. Имя этого немецкого композитора не столь громко звучит в музыкальном мире, однако этот Концерт занимает достойное место среди великих романтических шедевров.  Сложная структура произведения, в которой каждая часть написана в сонатной форме, требует от исполнителей четкого понимания и ощущения формы, иначе целостность произведения не будет воспринята слушателем. Именно поэтому важен диалогический союз, который появился между Вадимом Репиным и дирижером Михаилом Грановским. Блеск виртуозной коды, завершающей концерт, никого не оставил равнодушным и вызвал бурю эмоций, в том числе у оркестрантов.

В середину концертной программы был помещен контрастный академическому, но очень его дополняющий, блок памяти священника Александра Меня. Этот выдающийся проповедник Слова Божия принял мученическую смерть от рук убийц ровно 30 лет назад, 9 сентября 1990 года.  По словам Михаила Грановского, композиторы Бах, Моцарт, Чайковский, Малер, Зацепин, были особенно близки о. Александру. Солистом Томской филармонии Евгением Штейнмиллером были исполнены две песни: «Есть только миг» Александра Зацепина (любимая песня отца Александра на протяжении всей его жизни) и песня «Памяти отца Александра» Владимира Шишкарева. Такой контраст послужил переходом к восприятию последнего и главного произведения всей концертной программы.

Итак, финал концерта – 10-я симфония Густава Малера (I часть, Адажио), начатая 110 лет назад и оставшаяся незавершенной, никогда ранее не звучавшая в Томске. Именно характер произведения создал арочную форму всего музыкального вечера. Несмотря на трагическую суть и встречу со смертью в Адажио (максимально завершенной композитором части), заканчивается оно восходящей “лестницей в небо”, неким обертоновым звукорядом, образующим гармонию вечности, с которой и начинался концерт в “Арии” Баха. Главная кульминация Адажио – максимально обнаженный нерв в звучании оркестрового тутти, так называемый “семитерцовый аккорд”. Про него композитор Борис Тищенко говорил как о “самом страшном аккорде в музыке”, пронизанном “иглой ля” первой трубы (торчащей на фортиссимо отдельно от всего оркестра), будто отменяющем всю предшествующую жизнь. После этого слушатель пребывает в совершенно опустошенном состоянии, а в конце симфонии – с ощущением катарсиса.

И вот спустя пять минут после последних звуков оркестра, осознаешь, что грандиозная первая встреча 75-го сезона Томской филармонии задает поистине масштабный тон всему предстоящему концертному году.

Не менее грандиозным продолжением открытия сезона стал состоявшийся 20 сентября первый концерт юбилейного V фестиваля «Денис Мацуев и друзья». Вступительная часть музыкальной встречи с публикой была посвящена творчеству Петра Ильича Чайковского, 180-летие со дня рождения которого в этом году отмечает весь музыкальный мир.

Томский академический симфонический оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского открыл концертную программу «Славянским маршем» П.И. Чайковского, опус 31. Сербские темы произведения, а также русский гимн Алексея Львова «Боже, Царя храни!» выпукло и ярко переходили от одной группы оркестра к другой, достигая наивысшего развития в кульминационных тутти. А оркестровая мощь в финальной коде задала положительный заряд всему вечеру.

Затем последовали более камерные пьесы для скрипки П.И. Чайковского, которые были исполнены талантливым скрипачом, лауреатом международных конкурсов Гайком Казазяном. Два противоположных по характеру произведения (концертная пьеса «Вальс-скерцо» и «Мелодия» из цикла «Воспоминания о дорогом месте») словно рассказали о двух состояниях самого Чайковского. Это внешняя маска – блестящая, яркая, и внутренняя – вечные размышления и раздумья. Кантиленная, широкого дыхания главная тема «Мелодии» сменилась виртуозной и изящной «Кампанеллой» (рондо из Второго скрипичного Концерта) Никколо Паганини. Музыкантам удалось очень ярко изобразить имитацию колокольчика (именно так переводится с итальянского «кампанелла»), благодаря легкой и прозрачной фактуре, а солирующая скрипка парила над оркестром в филигранном и виртуозном звучании.

Концерт состоял из одного отделения, однако внутренняя организация исполняемой программы подсказывала, что «Кампанелла» была связующим звеном между первой и второй частью концерта.

Одночастный Концерт (ля минор) для виолончели с оркестром Камиля Сен-Санса был исполнен лауреатом международных конкурсов Александром Раммом. Это поистине уникальное произведение со стройной формой и чарующими темами, занимает одно из значимых мест в репертуаре многих виолончелистов. Исполнение получилось очень ярким, внутренне наполненным, а солист и оркестр продемонстрировали полное погружение в музыкальный мир Сен-Санса. В калейдоскопе разных тем, где срединный менуэт был исполнен как стеклянная гармоника, слушатель ни на минуту не потерял своего внимания, а многочисленные «браво!» из зрительного зала свидетельствовали о восторге и высокой оценке публики.

Кульминацией торжественного открытия фестиваля стал Концерт № 2 (фа минор) для фортепиано с оркестром Фредерика Шопена, исполненный народным артистом России Денисом Мацуевым. 190 лет назад это сочинение было написано и впервые исполнено самим автором. Громкие аплодисменты, встретившие худрука фестиваля, стихли, и на томской сцене зазвучало вступление (оркестровая экспозиция), написанное в манере венских классиков, создающее особый собранный тон. Появление солирующего фортепиано, врывающегося в классический оркестровый мир ажурной главной темой, воспринимается как явление миру романтического героя с мятущейся и утонченной душой. И эта душа будет слышна на протяжении всего произведения, через завораживающий и возвышенный ноктюрн второй части – к третьей танцевальной и виртуозной части, которая завершает весь цикл в приподнятом праздничном тоне. Стоит отдельно отметить прекрасное соло охотничьего рожка в исполнении валторниста Захара Никифорова, и особенный, удивительно чуткий ансамбль дирижера и оркестра с солистом, создавалось впечатление, будто музыканты исполняют этот Концерт не впервые вместе, а уже много лет подряд.

Не отпуская главного героя этого вечера, публика одарила сцену горячими овациями, а в ответ Денис Мацуев сыграл на «бис» знаменитый вальс №7 до-диез минор Фредерика Шопена, закончив встречу на меланхолической, мечтательной ноте. Таким образом, славянские темы, звучавшие в «Славянском марше», преломились в финале концерта сквозь призму творчества Шопена.

Так в Большом зале Томской филармонии вновь зазвучала Музыка.

Эту удивительную энергию воспринимали люди, наконец-то сидевшие в зрительном зале, а не дома, смотря онлайн-трансляцию. Ведь музыка существует только в связи «композитор-исполнитель-слушатель», где последний занимает в этой цепочке свое равноправное место.

Тамара КАСАТКИНА