You have no items in your cart.
Оперное нашествие
Не будь 2016 объявлен Годом кино — его вполне можно было бы назвать Годом оперы.
Такого количества событий — премьер, фестивалей, концертных исполнений, филармонических абонементов, кинопоказов — невозможно припомнить.
Безусловным событием года стали сентябрьские гастроли театра «Ла Скала» на сцене Большого театра в рамках фестиваля «Черешневый лес». Спонсором гастролей выступили ГУМ и группа компаний «Боско ди Чильеджи». Ранее между Большим театром и ГУМом был подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве.
Восьмые в истории гастроли труппы «Ла Скала» в Москве включали исполнение Реквиема Верди и его оперы «Симон Бокканегра» (постановка 2010, дирижер Мюнг Вун Чунг) и концерт оркестра театра (увертюры и симфонические фрагменты из опер итальянских композиторов (дирижер Риккардо Шайи).
Директор «Ла Скала» А. Перейра назвал «Симона Бокканегру» «самой итальянской оперой Верди: и сюжет, который происходит в Венеции, чувство водной среды, может быть, соответствует итальянскому духу, и он ближе итальянской душе».
О чем эта опера? Как всегда у Верди — о любовных страстях, о политических интригах, о предательстве. Но прежде всего о том, что нельзя повсюду искать врагов, ибо ты можешь причинить зло самым дорогим людям, не ведая этого. Эта опера — моление о мире.
Гастроли привлекли внимание великолепным исполнительским мастерством: «… дирижер Мюнг Вун Чунг <…> стал главным героем спектакля, настолько уверенно и точно он собрал ансамбли, дав прозвучать всем тембрам, сохранив их разность и придав им меру слиянности. Оркестр играл прозрачно, очаровывая изысканным тембром литавр и в силу присутствия чимбассо в основе медной группы очень по-итальянски.
Прекрасен был и хор, который на следующий день в количестве 80 человек стал главным героем исполнения Реквиема Верди. Ла Скала привозит Реквием в Москву на каждую гастроль, на этот раз мы имели, возможно, одно из лучших исполнений…» (П. Поспелов, «Ведомости»).
В середине октября гастролями в Москве отметилась Эстонская национальная опера, показавшая на сцене «Геликон-оперы» «Фауста» Гуно и балет Э. Тубина «Домовой». В это же время «Геликон-опера» гастролировала в Таллинне.
Парад премьер
Самые яркие премьеры года прошли, как и в предыдущие годы, в московских театрах. Четыре из них — «Катерина Измайлова» Шостаковича (реж. Р. Туминас, муз. рук. Т. Сохиев) и «Билли Бадд» Бриттена (реж. Д. Олден, муз. рук. У. Лейси) в Большом театре; «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского (реж. А. Титель, муз. рук. А. Лазарев) в МАМТе — удостоены премии «МО» в номинации «Спектакль года — опера».
На близкой творческой высоте — «Травиата» в Пермском театре оперы и балета (реж. и сценограф Р. Уилсон, муз. рук. Т. Курентзис). «Новая “Травиата” — редкий по мировым меркам и эксклюзивный по пермским пример идеального соответствия театральной и музыкальной интерпретации. Другие известные пермские постановки Теодора Курентзиса, как ни относись к качеству элементов, демонстрируют разную степень асимметрии театра и музыки, разность веса, смысла или
качества. В “Травиате”, кажется, впервые на пермской сцене идет спектакль, в котором музыка и драма неотделимы друг от друга, не могут существовать отдельно или, по крайней мере, не высказываются друг без друга полно и ясно… Мелодраматичность интерпретации, иногда свойственная работам Курентзиса, здесь точно рифмуется с ритуализированной мелодраматичностью рисунка уилсоновских жестов и балетно расчерченного, геометрически прозрачного движения на сцене. Вся сложносоставная музыкально-театральная конструкция мелодраматизации странным образом снимает с Верди прилипший налет слезливости. Все жесты, образы, фразы словно берутся в кавычки, становятся риторическими фигурами, и Верди оказывается сух, графичен и пронзителен» («МО»).
Помимо «Травиаты», Пермский театр представил еще пять премьер, в том числе две мировые: Tristia Ф. Эрсана на Дягилевском фестивале и «Cantos» А. Сюмака. Кроме того — концертные исполнения опер «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Черевички» П. Чайковского, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса.
«Пассажирка»
Завершился проект «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России».
Рассказывает куратор проекта, главный редактор «МО» А. Устинов:
«Премьера оперы, прошедшая в сентябре в Екатеринбургском театре оперы и балета, готовилась более двух лет. Замысел постановки оперы Вайнберга — инициатива нашей газеты. Зная мейнстрим европейского оперного театра и перспективные планы ведущих театров России, я предложил директору театра А. Шишкину поставить «Пассажирку» и взял на себя функции куратора проекта (вторым куратором стал А. Шишкин), а со временем — фактически арт-директора.
Мы вывели этот проект на международный уровень, организовав сотрудничество с Институтом Адама Мицкаевича в Варшаве и поездку кураторов в Польшу, где состоялась встреча с писательницей З. Посмыш — узницей Освенцима, автором радиопьесы и повести, по которой было написано либретто. Провели в рамках проекта три презентации и организовали два концерта в театре из произведений М. Вайнберга, Д. Шостаковича и А. Чайковского.
Наши авторы и редакторы подготовили большую часть материалов для сайта проекта и фактически все тексты и фотоматериалы для специального номера газеты Екатеринбургского театра, посвященного премьере (к сожалению, он не вышел не по нашей вине).
Можно утверждать: наша идея постановки “Пассажирки” в Екатеринбурге спровоцировала взрыв интереса к оперному творчеству Вайнберга. Сразу у нескольких театров появились планы на постановки его опер. В июле в Мариинском театре поставили «Идиота» в полуконцертной версии. В сентябре состоялась прошла «Пассажирки» в Екатеринбурге. Уже в новом году «Пассажирку» поставили в Новой опере, а «Идиота» в Большом театре. Четыре премьеры опер композитора 2-й половины ХХ века за полгода — беспрецедентный случай в истории российского оперного театра!
Премьера “Пассажирки” в Екатеринбургском театре стала частью масштабного международного мега-проекта, посвященного Мечиславу Вайнбергу. Он включал и конференцию в Москве «Россия – Польша: музыкальный диалог» в ноябре 2015, и фактически фестиваль музыки Вайнберга в Екатеринбурге (три концерта — два в театре и в УГК им. Мусоргского из камерных сочинений композитора).
Главным событием “Вайнберг-проекта” стал международный форум “Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение”, прошедший в Москве, в Большом театре России в феврале 2017 с участием музыковедов, музыкальных деятелей, режиссеров, музыкантов-исполнителей более чем из 10 стран».
Прокофьев и другие
Год Прокофьева, безусловно, стимулировал театры к постановкам и исполнениям его произведений.
«Три апельсина» были поставлены в МАМТе и на Приморской сцене Мариинского театра (перенос спектакля 2007 года). «Маддалена» — в Новой опере и силами Академии молодых певцов в Петербурге. Детская опера «Великан» — во Владикавказе (перенос исполнения в Мариинском театре, также силами АМТ под руководством Л. Гергиевой). «Обручение в монастыре» прозвучало на фестивале «Опера — всем» в Санкт-Петербурге (дирижер М. Голиков). III акт «Семена Котко» — на юбилейном вечере Г. Рождественского и на Пасхальном фестивале В. Гергиева. Госкапелла под управлением В. Полянского дважды исполняла «Войну и мир» (22 июня, в День памяти и скорби, в КЗЧ, а осенью в Большом театре).
Мариинский театр показал «Семена Котко» и «Игрока» (по три раза), «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», «Маддалену», «Великана». Кроме того, в репертуаре числятся «Война и мир» и «Огненный ангел», но ни в 2016, ни в 2017 этих спектаклей на сцене театра не было.
Вообще, «оперного» Прокофьева было не так много, как в 2015 — Чайковского, а еще двумя годами ранее — Верди. Конечно, юбилей гения отметили практически все театры, но большинство все же балетными постановками.
Театры, особенно в регионах, обращаются в основном к проверенной классике, на которую охотно идет провинциальный зритель.
По-прежнему популярны Верди (10 премьер: четыре «Травиаты» — помимо Перми, в Красноярске, Волгограде и Астрахани, «Симон Бокканегра» в Мариинском, «Риголетто» в Йошкар-Оле, «Отелло» в концертном исполнении и «Аида» в Новосибирске, «Трубадур» в концертном исполнении в Петрозаводске, российская премьера «Жанны д’Арк» в Ростове);
Чайковский (7 премьер: «Пиковая дама» в МАМТе и Новосибирске, «Евгений Онегин» в Нижнем Новгороде, Челябинске и Саранске — в концертном исполнении; «Черевички» в концертном исполнении в Перми; «Иоланта» в Магнитогорске);
Пуччини (6 премьер: две «Турандот» в Новосибирске и Ижевске, «Манон Леско» в Большом театре, «Богема» в Михайловском, «Тоска» и «Чио-Чио-сан» в Сыктывкаре).
Возрос интерес к Римскому-Корсакову, причем в афишах появились редко исполняемые оперы: «Сервилия» в театре им. Покровского, «Ночь перед Рождеством» на Приморской сцене Мариинского театра, в Астрахани — «Китеж» (open-air на Соборной площади Астраханского кремля) и «Моцарт и Сальери», в Йошкар-Оле «Майская ночь», в Якутске — «Кащей Бессмертный».
Моцарта ставили во Владивостоке («Бастьен и Бастьенна» и «Волшебная флейта»), «Волшебную флейту» в Михайловском театре, «Дон Жуан» в Воронеже.
Появились три новые «Кармен» Бизе (в Улан-Удэ, Уфе, Сыктывкаре) и еще одна — ремейк постановки А. Степанюка в Мариинском театре.
Поставлены две оперы Бриттена: «Билли Бадд» в Большом театре, «Ноев ковчег» — в театре им. Сац и в петербургском «Зазеркалье»;
две оперы Доницетти: «Дон Паскуале» в Большом театре и в Михайловском, «Любовный напиток» в «Санкт-Петербургъ опере».
В центре внимания оказалась «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса: ее премьеры состоялись в театре им. Покровского и в концертном исполнении — в Пермском театре оперы и балета (а вскоре после Нового года этой оперой продирижировал В. Юровский в рамках абонемента Московской филармонии).
«Фауст» и «Анна»
Едва ли не самый популярный тренд 2016 — «Фауст». Премьера оперы Гуно прошла в «Новой опере» и в Чувашском театре оперы и балета (версия semi-stage). В «Геликоне» Эстонская национальная опера показала «Фауста» в постановке Д. Бертмана. На исходе сезона 2015–2016 в Большом театре (а еще раньше — в Астрахани) представлено «Осуждение Фауста» Берлиоза.
Стоит добавить, что не так давно — в 2013 — оперу Гуно ставил Г. Исаакян в Ростове, в 2015 Е. Василева в Челябинске (а уже в нынешнем году — Ю. Александров в «Санктъ-ПетербургЪ Опере»).
В том же ряду по популярности, пожалуй, «Анна Каренина»: фильмы, балеты, драматические спектакли, мюзиклы (странно, что еще ни один композитор не взялся за написание оперы по роману Л.Н. Толстого).
«В чем же притяжение обоих сюжетах? В том, что в них считываются смыслы времени. Они — зеркало нынешней жизни, с ее страстями и моралью, диагнозами и пороками, коварством и любовью, мыльными сериалами и подглядыванием в замочные скважины… Этот феномен наверняка станет поводом для анализа социологов и политологов, психологов и филологов.
Возможно, такая популярность «Фауста» и «Анны» есть и некая запоздалая альтернатива другой паре — героико-патриотической направленности: «Князю Игорю» — главному «герою» российской оперной сцены на рубеже 2000–2010-х гг. и многократно поставленной в предыдущие два сезона «Орлеанской деве» / «Жанне д’Арк» Чайковского и Верди, главная идея которой — в прославлении любви к Родине, Отечеству, Королю (Царю), в посрамлении и раскаянии не понявших порыв героини (отец), в самопожертвовании ради патриотических идеалов. То, что так актуально сегодня в нашей жизни» («МО», № 8–9, 2016).
Государство в государстве
Событием музыкально-театральной жизни стало присоединение Приморского театра оперы и балета к Мариинскому театру в качестве Приморской сцены с 1 января 2016. Сегодня в распоряжении В. Гергиева — четыре сцены и еще несколько камерных залов, три труппы, фактически к его «империи» присоединяются музыкальный театр и филармония во Владикавказе, филармония в Зарядье, а еще ходят слухи, что он внимательно присматривается к Оперному театру Санкт-Петербургской консерватории.
30 постановок Мариинский театр заявил, как оперные премьеры. Но полноценных на Большой сцене в Петербурге — только две: «Симон Бокканегра» и «Самсон и Далила» в Мариинском-2. К ним следует добавить исполнение «Идиота» М. Вайнберга в Мариинском-3. Там же, в Концертном зале, прошли еще пять концертных исполнений («Казаки» Л. Клиничева, «Скрипка Ротшильда» В. Флейшмана, «Дубровский» Э. Направника, «Капитанская дочь» М. Коллонтая, «Сибирь» У. Джордано).
Остальные — камерные оперы в Зале Прокофьева (на 120 мест) в рамках абонементов Академии молодых певцов под руководством Л. Гергиевой: детские или малоизвестные оперы советских и российских композиторов (среди них — «Маддалена» С. Прокофьева, «Письма Ван Гога» Г. Фрида, «Белые ночи» Ю. Буцко, три оперы Л. Клиничева: «Анна», «Маленький принц», «Терем-теремок») под аккомпанемент фортепиано.
Что касается премьер во Владивостоке, то все они — переносы спектаклей Мариинского театра на новую площадку.
Всего же, по скромным подсчетам, Мариинский театр провел около 1,5 мероприятий в год только в Петербурге, еще около 200 — во Владивостоке, 10 фестивалей. Это — не считая Московского Пасхального фестиваля, гастролей по России и за рубежом. Сам маэстро за год выходил на сцену 323 раза.
Оперные фестивали
В последние годы ведущее место на оперной фестивальной карте России занимает театр «Новая опера». Наиболее масштабный «Крещенский фестиваль» каждый раз предлагает зрителям оригинальные творческие идеи. В 2016 темой фестиваля стали «Диалоги и двойники»: «Ромео и Джульетта» Гуно и «Капулетти и Монтекки» Беллини, «Алеко» Рахманинова и «Цыганы» Леонкавалло, «Саломея» Р. Штрауса и «Иродиада» Массне (оперы Массне и Леонкавалло практически неизвестны в России), «Реквиемы» Моцарта и Уэббера, хоровые спектакли «Черное» и «Белое».
«Новая опера» ежегодно проводит несколько хоровых и вокальных проектов. Может быть, театр когда-нибудь возродит и уникальный фестиваль современной музыки «Сад оперы» (прошел один раз в 2014): его программа почти целиком состояла из произведений ныне живущих композиторов.
Театр имени Б.А. Покровского ежегодно в январе проводит фестиваль спектаклей своего основателя.
Еще с 1980-х гг. проводятся Шаляпинский фестиваль в Татарском театре оперы и балета, Собиновский в Саратовском, «Болдинская осень» — в Нижегородском. Когда-то популярные, ныне они, как и некоторые другие, создают скорее географическую картину, нежели творческую.
Кто-то ищет новые формы. Например, программа фестиваля «Опера априори» в Москве сочетает концертные исполнения опер с концертами известных вокалистов. Впрочем, его трудно назвать фестивалем и по другой причине: 3–4 события растягиваются на несколько месяцев.
Наоборот, Международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень», который проводят А. Сладковский и ГСО Татарстана, умещается в 1–2 дня и включает концерты «звезд мировой оперы» или концертное исполнение оперы. Едва ли это можно назвать фестивалем.
Все чаще оперный жанр выходит на открытые площадки: концертные исполнения, спектакли, фестивали проводятся в замках, кремлевских пространствах исторических интерьерах. «Геликон-опера» в рамках проекта «Русская опера у стен монастыря», осуществляемого при поддержке Московской епархии и по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, показала спектакли на Соборной площади Коломенского кремля и у стен Успенского кафедрального собора в Дмитрове. На открытых площадках Санкт-Петербурга и его окрестностей проходит фестиваль «Опера — всем» (худ. рук. Ф. Мастранджело).
Впрочем, о нашествии open air — чуть ниже.
С 2016 Ассоциация музыкальных театров России, которую возглавляет худ. рук. театра им. Н. Сац Г. Исаакян, проводит Всероссийский фестиваль «Видеть музыку». По словам Исаакяна, главная цель организаторов — представить в Москве ту музыкально-театральную Россию, которым пробиться на «Золотую Маску», да и вообще на столичные подмостки фактически невозможно.
На фестивале показали свои спектакли 22 оперных и музыкальных театра России — от Иркутска до Петрозаводска, от Краснодара до Екатеринбурга, а также все московские театры и камерные оперные театры Санкт-Петербурга («Зазеркалье» и «Санкт-Петербургъ опера»).
На филармонической территории
А не появился ли в Москве еще один оперный театр? — такой вопрос возникает при обозрении репертуара Московской филармонии. Каждый год число событий, связанных с оперой, возрастает.
Пожалуй, для более отчетливого восприятия оперной экспансии лучше ориентироваться не на год, а на сезон и абонементы МГАФ. Такого количества оперных абонементов, пожалуй, не было никогда:
«Оперные шедевры» («Вертер» Массне, «Тезей» Генделя»),
«Звезды мировой оперы в Москве»,
«Опера! Владимир Федосеев. Владимир Юровский» («Фауст» Гуно, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса),
«История государства Российского. Оперы русских композиторов в концертном исполнении» («Царская невеста» Римского-Корсакова, «Опричник» Чайковского, «Борис Годунов» Мусоргского) и «Оперетты в концертном исполнении» (два абонемента Капеллы В. Полянского),
«Геликон-опера представляет» («Набукко» и гала-концерт Верди),
«Большой театр в Филармонии» («Путешествие в Реймс» Россини, «Орлеанская дева» Чайковского и гала-концерт),
«Камерные оперы в Камерном зале. Музыка русской усадьбы» («Деревенский колдун» Руссо, «Американцы» Фомина, «Ливьетта и Траколло» Перголези).
Такова оперная картина филармонического сезона 2016–2017. Очевидно, что оперный акцент — одна из наиболее заметных его особенностей.
На территории кино и видео
30 декабря 2016 исполнилось ровно 10 лет первому проекту «Опера в кинотеатрах» — The Met: Live in HD: в тот день впервые прошла прямая трансляция из Метрополитен Опера («Волшебная флейта»), дирижировал Джеймс Ливайн.
Россия подключилась к этим показам, начиная с 2011. Если в то время (в начале 2010-х) информацию о показах приходилось выискивать, «вылавливать», то теперь показы оперных (а также балетных) спектаклей в кинотеатрах, в прямой трансляции и в записи — уже не экзотика. Практически в каждом городе есть кинотеатры, в которых можно увидеть премьеры и лучшие спектакли главных оперных театров мира, включая Большой, Метрополитен опера, Ковент Гарден, услышать лучшие голоса мира.
Российские театры также выходят в видео-пространство. В частности, свои каналы для показов спектаклей имеют Мариинский и Михайловский театры. Большой театр с 2010 транслирует свои балетные спектакли в зарубежных кинотеатрах, с 2013 — в российских.
Спектакли можно посмотреть не только в кинотеатрах, но и в филармонических виртуальных залах (в конце прошлого года открылся еще один такой зал — в Москве, в «Филармонии-2»).
В 2016 продолжился проект «Золотая Маска» в кино», запущенный годом ранее.
Затишье после бури
Говоря об опере и музыкальном театре в целом, невозможно обойти вниманием «Золотую Маску». Не только потому, что это главная театральная премия России. Но и потому, что прошлогоднюю «Маску» и ее результатов ждали с тревогой, после бурного 2015-го: закрытие спектакля «Тангейзер», кампания против «Золотой Маски», бурные дебаты и дискуссии по поводу состава ее Экспертных советов и вообще путей развития отечественного театра, конфликт значительной части театрального сообщества и чиновников Министерства культуры, столкновение мнений, личностей и тенденций создание оппозиционной Ассоциации театральных критиков, etc.
Театральная общественность раскололась на два враждебных лагеря. Но призывы мудрых руководителей — председателя СТД А.А. Калягина и генерального директора «Маски» М. Ревякиной успокоиться и вместе искать решение наболевших проблем — все же не остались без внимания.
«МО» подробнейшим образом описывало и анализировало эту ситуацию.
Фестиваль прошел спокойно. Обстановка умиротворения и покоя царила и на церемонии закрытия и награждения. Ни излишнего эпатажа, ни избыточного пафоса в выступлениях (возможно, оттого, что отсутствовал министр культуры, которого считали одним из главных «гонителей» попавшего в опалу «Тангейзера» и «Золотой Маски» вообще). И результаты всех удовлетворили: свои премии получили как «классики» (например, «Хованщина» МАМТа), так и экспериментаторы-авангардисты («Сверлийцы» Электротеатра). «Всем сестрам по серьгам».
Подводя итоги 21-го конкурса и фестиваля «Золотая Маска», «МО» писало:
«За свою более чем 20-летнюю историю “Золотая Маска” стала зеркалом не только российского театра, но и общекультурной ситуации и общекультурного, общественного, идеологического движения. Это ярко показали, опять-таки, последние 1,5 года. А поскольку культура и искусство взаимосвязаны с жизнью — то и зеркалом нашей жизни.
“Маска” не только стала важным и привычным явлением культурной жизни, но и сформировала определенное отношение к себе, поведение вокруг себя, стала провоцировать какие-то реакции. Она в любом случае вызывает уважение. Она заставляет пристально смотреть на театр, анализировать его, любить и ненавидеть. Принимать его — близко к сердцу или холодно, но находиться в постоянных взаимоотношениях с ним. Она приблизила театр к обществу <…> вышла за границы культуры и искусства. Но это путь театра: он всегда говорит с людьми, он всегда зовет, заставляет думать, вызывает отклик, как любое произведение искусства».
Назначения в театрах
В кресле директора МАМТа А. Карапетяна сменил Антон Гетьман, в прошлом директор Санкт-Петербургской филармонии, а последние 15 лет работавший заместителем директора Большого театра при А. Иксанове и В. Урине. Из других заметных кадровых перемен 2016 года — назначение новых главных режиссеров в Челябинске (Е. Василева) и Красноярске (Н. Кунингас). Бывший советник президента по культуре Ю. Лаптев назначен худруком Бурятского театра оперы и балета, а главным дирижером театра — Й. Фоссхейм (Норвегия). В Приморский филиал Мариинского театра назначены дирижеры П. Смелков (в качестве главного) и В. Карклин. А в конце года стало известно, что пост директора Приморской сцены вместо Ирины Ткаченко займет Анна Касаткина.