Олегу Галахову — 75!

Олегу Галахову — 75!

10 августа 2020 исполняется 75 лет Олегу Борисовичу Галахову — председателю Союза московских композиторов, председателю Оргкомитета Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», вице-президенту Авторского совета РАО.

Олег Галахов стал музыкантом по стечению обстоятельств. По инициативе его отца, игравшего в молодости на скрипке в самодеятельном оркестре, в Горловке была построена прекрасная музыкальная школа – большое красивое здание с тяжелыми колоннами, лепниной, просторными классами и концертным залом. Мать, экономист-плановик, тоже была человеком музыкальным: любила под гитару петь на два голоса со своей сестрой все известные в то время русские и украинские песни. В музыкальную школу не без «понуканий» Олега и его старшего брата водила бабушка. Учился он без особого рвения, хотя с удовольствием играл на фортепиано, иногда на контрабасовой балалайке в эстрадном оркестре городского Дворца пионеров. Исполнял, как правило, песни из новых фильмов, причем на слух. В 6-м классе впервые услышал полный и совершенный по звучанию симфонический оркестр и был потрясен.

В Горловку чуть ли не каждый месяц наезжали с оркестром Донецкой филармонии или без него выдающиеся музыканты: Л.Н. Оборин, Я.В. Флиер, С.Т. Рихтер, Л.Б. Коган, Д.Ф. Ойстрах, П.А. Серебряков, Э.Г. Гилельс, «бетховенский» и «комитасовский» квартеты в своих первых, знаменитых составах, молодые в то время С.Г. Нейгауз, И.Д. Ойстрах, В.А. Пикайзен, А.Г. Бахчиев. Авторскими концертами дирижировали Н.П. Раков и Д.Б. Кабалевский. Олег стал завсегдатаем таких концертов. Игре на фортепиано его учила приехавшая из Одессы педагог М.И. Гринблат, воспитанница школы П.С. Столярского, одного из основоположников детского профессионального музыкального образования. Местные власти, чтобы привлечь для работы в школе опытных наставников (в городе их не хватало), выделяли жилье педагогам, приезжавшим из других городов. Пианистка и музыковед Гринблат была образованнейшим человеком. Именно она угадала в своём ученике незаурядные способности. В 1962 году по её настоятельной рекомендации Олег поступил в Донецкое музыкальное училище на фортепианное и теоретическое отделения.

Занятия в училище начались для него необычно: с музыкального сочинительства. В первый же день педагог А.Ф. Водовозов, ученик выдающегося украинского композитора Б.Н. Лятошинского, а ныне известный украинский композитор, сымпровизировал небольшой фрагмент фортепианной прелюдии и предложил ему дописать ее. Через неделю сочинение было готово. Работая над ним, Олег неожиданно для себя почувствовал, что буквально не может оторваться от этого увлекательнейшего занятия. С того момента он стал серьезно относиться к урокам музыкальной композиции. Будущий композитор заметил, что по-другому теперь слышит и воспринимает музыкальные произведения. Учился легко и с удовольствием. Тем более что многие из его педагогов были артистами филармонии и оперного театра, работали на радио и телевидении.

В 1964 году в Донецк с авторским концертом приехал молодой композитор Р.К. Щедрин. Его музыка ошеломила Олега. Щедрин встретился со студентами и преподавателями училища. Галахова показали ему как «композитора». Пожалуй, именно после этой встречи у него выкристаллизовалось окончательное решение стать композитором. Щедрин дал ему рекомендации и оставил свой московский телефон, сказав: «Когда окончите училище, приезжайте в Москву поступать в консерваторию». Авторитет этого выдающегося композитора, талантливого пианиста, замечательного педагога и энергичного музыкального и общественного деятеля, останется для Олега Борисовича непререкаемым на всю жизнь.

В 1965 году выпускник музыкального училища Олег Галахов едет поступать в Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского. Оправился он не с пустыми руками: в багаже была профессиональная запись его произведения, исполненного по рекомендации А.Ф. Водовозова струнным квартетом Донецкого телевидения. В то время похвастаться этим мог далеко не каждый абитуриент. Став студентом композиторского факультета консерватории, Олег пишет заявление с просьбой определить его в класс Р.К. Щедрина. В течение четырех лет занимался у него, а последний год, когда Щедрин был вынужден под давлением ряда обстоятельств уйти из консерватории, доучивался в классе Т.Н. Хренникова. Хренников, сам познавший все тайны композиторского мастерства, приучал своего ученика требовательно относиться к каждому такту сочиняемой музыки, учил профессионализму, мастерству и в то же время терпению и трудолюбию.

За время учебы наставниками Олега Галахова были и другие выдающиеся музыканты: чтением партитур он занимался у А.Г. Шнитке, анализ форм ему преподавал Ю.Н. Холопов, полифонию – В.Г. Агафонников, фортепиано – А.С. Розанов. В 1970 году, готовясь к государственному экзамену, Олег Галахов показывал свои сочинения сразу двум своим учителям – Хренникову и Щедрину. Ко времени окончания консерватории это был уже сложившийся композитор, написавший крупное произведение – кантату-поэму «Двадцать шесть», для чтеца, меццо-сопрано, смешанного хора, органа и симфонического оркестра (стихи Н.Н. Асеева, текст А.А. Микояна). Сочинение было записано на грампластинку в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР и Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова.

После консерватории место своей будущей работы Олег Галахов выбирал с учетом одного-единственного фактора: возможности получения крыши над головой. К тому времени он был уже женат, чуть позднее родилась дочь. Жилплощадь пообещали в Калинине (ныне город Тверь). Полгода, до января 1970 года, О.Б. Галахов отработал лектором-музыковедом в Калининской областной филармонии. Ездил с концертами по Московской, Ленинградской и Калининской областям, ночевал на диване в кабинете директора филармонии. Не получив жилья, он увольняется и в январе 1971 года устраивается преподавателем теории музыки вМосковский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). Работает там до середины апреля 1971 года, после чего переходит в симфоническую редакцию Всесоюзного издательства «Советский композитор». Правда, прежде заведующий редакцией композитор Э.А. Хагагортян, ставший впоследствии старшим другом Галахова, как водится, подверг нового сотрудника испытанию: дал ему для вычитки сигнальный экземпляр партитуры болгарского композитора Панчо Владигерова. Олег Галахов обнаружил более 300 опечаток и неточностей. Его работу перепроверили, после чего внесли около 100 исправлений, а Галахова зачислили в штат редактором.

После вступления в Союз композиторов (1972), в январе 1974 года, Олегу Борисовичу предложили административную работу. Его избирают ответственным секретарем – заместителем председателя Московской организации Союза композиторов РСФСР. В 1987 году он – секретарь – заместитель председателя Союза композиторов РСФСР, с ноября 1991 года – председатель контрольно-ревизионной комиссии Союза композиторов СССР. С мая 1992 года – заместитель председателя Союза композиторов РСФСР, а с 1993 года – председатель Союза композиторов Москвы (с 2001 года – региональная общественная организация «Союз московских композиторов»). Все эти годы он не оставляет своего любимого дела – композиторского творчества.

Учеба и дальнейшее общение с выдающимися музыкантами не могли не сказаться на творческом формировании О.Б. Галахова. Каждое его произведение является результатом серьезной и взыскательной высокопрофессиональной работы, решением новых художественных задач, а с годами – расширением жанрово-стилевого диапазона, развивающего традиции московской композиторской школы. Музыкант обращается к различным приемам композиторской техники. Следуя своему кредо: «Современный композитор должен быть дерзким в своих творческих поисках», – он никогда не останавливается на достигнутом.

Всегда заметной оставалась его склонность к жанрам, связанным с поэтическим словом. Корни вокального и хорового стиля О.Б. Галахова – в народной интонации. От народной обработки он идет к собственному преломлению стиля и делает это блестяще. Среди его произведений этого жанра – Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра «Исторические песни» (1970, слова народные, записанные А.С. Пушкиным в Оренбургской губернии); кантата «Песня о нашей земле» (1975) для большого детского хора и симфонического оркестра (стихи В.М. Татаринова и А.В. Лайко); симфоническая фреска «Новый сад» и «Голос – обращение к Ахматовой» для меццо-сопрано, мужского хора и камерного ансамбля (стихи А.А. Ахматовой); «Первое обращение к поэзии Н.И. Тряпкина» (1980) для смешанного хора; опера-сказка «Самая красивая» (1980) для детских хоровых коллективов (стихи и либретто В.Д. Степанова); «Японский триптих» (1973) для баса и фортепиано (стихи Отомо Табито в переводе А.Е. Глузкиной из древнеяпонской поэзии); хоровой цикл «Золотой клубочек» (1979) – пять картин для детского хора (стихи Я. Райниса в переводе русских поэтов), получивший в 1982 году первую премию на композиторском конкурсе во Франции в городе Тур; «Гулянье» (1983), пять песен на стихи поэта Н.И. Тряпкина для меццо-сопрано, голоса в народной манере и фортепиано. Все эти произведения становились предметом повышенного общественного интереса и творческих дискуссий.

Инструментальные произведения композитора свидетельствуют о его стремлении к «симфонизации» камерной музыки. Оттачивая детали, используя все технические возможности музыкальных инструментов, композитор выстраивает концептуальную драматургию, свойственную крупным формам симфонической музыки. Эти произведения составляют особый пласт в творчестве О.Б. Галахова. Среди его сочинений такой направленности – «Северный триптих» для арфы (1984); фреска «Ответ» для органа (1987), написанная также и в редакции для концертного баяна; «Монологи» (1987) для виолончели и органа, а также в редакции для виолончели соло. Эти сочинения отличаются особым психологизмом и глубиной музыкального высказывания.

Перу композитора принадлежат также две хоровые поэмы – «Летела гагара» (1970), «Чу, колосья ржаные» (1974) на стихи Н.И. Тряпкина; песни-баллады для голоса с оркестром (фортепиано) «Жди меня» (1976) на стихи К.М. Симонова; «Баллада о словах» (1975) на стихи В.С. Шефнера (сочинение стало лауреатом конкурса песни «Сочи-80»); «Тревожный сон» (1980) на стихи Б.И. Дубровина; «Я верю» (1986) на стихи М.И. Танича. Песни для детских хоровых коллективов – «Я рисую и пою», «Здравствуй, солнце», «Весенние звуки», «Из шотландской народной поэзии».

О.Б. Галахов также автор музыки к кино- и телефильмам «Завтра будет поздно» (1977, «Мосфильм»); «Вечный двигатель» (1978, «Мосфильм»); «Полоса допустимого» (1980, режиссер – С. Сатыренко, ЦТ); «Фильм необычной судьбы» (1984, режиссер – Е.Н. Андриканис, ЦСДФ); «Часовые земли» (1985, режиссер – А.Я. Рыбакова, ЦСДФ).

Имя О.Б. Галахова широко известно не только в России, но и за ее пределами. Его можно назвать счастливым композитором, поскольку счастлива судьба его произведений. Музыку Олега Борисовича издавали и издают, играли и играют выдающиеся музыканты современности, и дома, и за рубежом. Его кантата «Двадцать шесть» неоднократно звучала в Москве, Нижнем Новгороде, Риге, Софии и Праге. «Монологи» исполняли разные виолончелисты во многих городах России, а также в США, Германии, Австрии, Японии, Мексике, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, Армении. Музыку О.Б. Галахова дирижировали выдающиеся мастера Б.Г. Тевлин, В.С. Попов, В.Б. Дударова, И.Б. Гусман, Ю.Ю. Домаркас (Литва), В.С. Синайский (Латвия), В.Вербицкий, В. Казанджиев (Болгария), Ю.В. Силантьев, Э.Л. Хачатурян. Играли и играют известнейшие солисты – М.В. Тарасова, С.В. Судзиловский, А.В. Фисейский,
Т.П. Сергеева, К. Волостнов, В. Мунтян, Т.Б. Габарашвили (Грузия), Т.Н. Тауэр, М. Суханкина, Н. Крыгина и многие зарубежные музыканты.

Композиторский дар О.Б. Галахова гармонично дополняет его талант организатора, руководителя. В 1993 году его, человека исключительной доброжелательности и терпения, московские композиторы и музыковеды избрали председателем своей профессиональной организации. Делам Союза московских композиторов он уделяет много времени.

В 1979 году О.Б. Галахов, в то время еще заместитель председателя Московской организации Союза композиторов РСФСР, явился одним из инициаторов проведения уникального Международного фестиваля современной музыки «Московская осень». С той поры он его бессменный организатор и вдохновитель, председатель оргкомитета. Рождение фестиваля стало важным событием в культурной жизни страны. Главная задача фестиваля –ежегодно знакомить слушателей с новыми произведениями современных композиторов, творчеством московских композиторов, – а это около 200 сочинений в год, – открывать новые имена, внедрять в концертную практику новые сочинения, формировать когорту исполнителей, способных интерпретировать новинки, создавать условия для творческого процесса. Этот крупнейший смотр современной музыки стал визитной карточкой Москвы, он известен профессионалам и любителям музыки всего мира. В 1994 году фестиваль получил статус международного. Его гостями стали самые известные композиторы и музыканты-исполнители многих стран мира. За годы своего существования фестиваль открыл публике сотни музыкальных новинок, композиторских имен, стал стимулом для развития композиторской школы Москвы.

Союз также регулярно проводит фестиваль детской музыки «Подснежник», джазовый фестиваль, участвует в хоровых мероприятиях.
О.Б. Галахов – вице-президент Авторского совета Российского авторского общества (РАО), член коллегии Московской государственной академической филармонии, входит в экспертный совет по разработке Закона о творческих союзах. Он – постоянный член комиссий по созданию музыкальных государственных символов.

В 1981 году О.Б. Галахов награжден орденом «Знак Почёта». В 1982 году стал лауреатом международного конкурса композиторов (г. Тур, Франция). В 1983 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Он – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства (2006).

Увлечения: Олег Борисович собирает самоцветы, камни, привлекающие его своей интересной формой или расцветкой. Привозит их из поездок по стране – с берегов морей, рек и озер, с полей и гор. Собрал хорошую библиотеку по искусству. Страстный автолюбитель, за рулем – не одно десятилетие. Всегда отказывался от водителя служебного автомобиля. Не раз отправлялся в дальние поездки – на Украину, на Кавказ, в Карелию. В командировки (в Тверь, Ярославль, Санкт-Петербург, Нижний Новгород…) добирается преимущественно тоже на машине, проезжает без остановки по 400–600 километров. Вождение для него – и спорт, и отдых.
Живет и работает в Москве.

По материалам http://www.biograph.ru/