(Не) столица. Время перемен. Московские гастроли Самарского театра оперы и балета

(Не) столица. Время перемен. Московские гастроли Самарского театра оперы и балета
Фото https://www.culture.ru

Как живут и что ставят в балетных театрах за пределами двух столиц? Вопрос не праздный, ответ сложный. О каких компаниях слышно в Москве и Петербурге? Первыми вспоминаются Пермь и Екатеринбург.

Во время Великой Отечественной в Пермь (тогда город Молотов) были эвакуированы Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) и театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский). Так в городе появилась хореографическая школа. После распада СССР Пермь по праву родного города Сергея Дягилева стала российским центром дягилевоведения. Большой исполнительский конкурс «Арабеск» (с 1988), издательские и просветительские проекты Олега Левенкова, Дягилевский фестиваль (с 2003), первые в России переносы балетов Джорджа Баланчина, сотрудничество с европейскими хореографами – лишь немногие достижения пермского балета.

«Екатеринбургскому балетному чуду» меньше десяти лет. В 2011 году труппу возглавил Вячеслав Самодуров, только что закончивший исполнительскую карьеру и начинающий карьеру хореографа. Уже первая его постановка, «Amoro Buffo» (2011) «вывезла» екатеринбургских танцовщиков в Москву. В кратчайшее время труппа стала получать престижные награды, участвовать в фестивальных программах. Самодуров дал екатеринбургскому балету узнаваемое лицо. Теперь в Екатеринбург на каждую премьеру съезжаются ценители балета, а каждый новый сезон приносит уральской труппе как минимум номинацию на «Золотую маску».

Некогда в число балетных центров входил Новосибирск, но после «дела Тангейзера» и назначения Владимира Кехмана на пост художественного руководителя к Новосибирскому театру не прислушиваются, да не очень-то и слышно.

Остальные труппы — а их немало — годами существуют без громких гастролей и выездов на модные фестивали. Выступают для своей публики, потчуют местных балетоманов стандартным набором «классических» названий. Это верный кусок хлеба, то, что гарантировано не отпугнет зрителя. И это же путь в никуда. Премьерам классического балета в провинции почти никогда не удается привлечь внимание столичных критиков или войти в конкурсную программу «Золотой маски».

2018 год был юбилейным годом Мариуса Петипа – и принес множество изменений. «Датный» спектакль выпустил, пожалуй, каждый российский театр балета. Выяснилось, что классика может быть разной. Над «золотым фондом» можно слегка иронизировать, оставаясь при этом верными духу императорского балета и букве хореографической нотации – что с блеском продемонстрировала екатеринбургская «Пахита» (2018) в постановке Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова. Не возбраняется и быть последователем Петипа, реконструировать музыкальные партитуры и восстанавливать танцы. Это принцип, по которому созданы спектакли Юрия Бурлаки, – и в 2018 году две его премьеры, самарская «Эсмеральда» и воронежский «Корсар», взбодрили местные труппы и стали билетом в столицу. Для балетной труппы Самарского театра оперы и балета (далее САТОБ) это было первым попаданием в программу «Золотой маски» (прежде на фестиваль выезжали только их оперные спектакли).

Сцена из спектакля «Эсмеральда». Эсмеральда - Ксения Овчинникова, Судья - Степан Гусаров

Прошлое и будущее

Большие московские гастроли САТОБ на сцене Российского Молодежного театра в рамках XIX фестиваля «Летние балетные сезоны» (1-7 июля 2019) зафиксировали двойственную ситуацию: в репертуаре соседствуют и прежние, «местного уровня» постановки, и спектакли, которые появились при новом руководстве и за короткое время обеспечили самарскому балету внимание танцевального сообщества.

Преобразования в САТОБ связаны, как и в «Урал Балете», с новым лидером. Юрий Бурлака пришел на должность главного балетмейстера театра в 2017 году. За относительно небольшой срок он много успел и вывел балетную труппу из группы «для местного потребления» в «многообещающие». Первая же премьера, концертная программа «Grand Pas Петипа» (2017), «призванная сохранить существующее наследие великого балетмейстера», собрала небанальные номера из разных балетов Мариуса Ивановича. «Эсмеральда», вышедшая в том же сезоне 2017/18, уже начала собирать «урожай» из наград. Кроме номинации на «Золотую маску», в списке IV всероссийский фестиваль «Волжские театральные сезоны», на котором балерина Ксения Овчинникова (одна из Эсмеральд) получила приз за лучшую женскую партию, профессиональный конкурс «Самарская театральная муза-2017», отметивший и Овчинникову, и ещё одну Эсмеральду, Веронику Землякову. Новое «Лебединое озеро» (2018) пока крупных наград не получило, но вместе с «Эсмеральдой» поехало на московские гастроли. На спектакле были замечены эксперты «Маски».

Сцена из спектакля «Лебединое озеро».. Одетта - Ксения Овчинникова

Невесты, шуты и кошечки

У САТОБ крепкий, артистичный кордебалет. На московских спектаклях он временами получал внимание едва ли не больше, чем солисты. Многих, например, совсем молодого Диего-Эрнесто Кальдерона Армьена, хочется разглядеть пристальнее в более заметных партиях.

Амплуа и возможности солисток и ведущих танцовщиков видны сразу же. Крепкий, но неожиданно легкий в прыжках Кирилл Софронов, который летает в Голубой птице и успевает хохмить в партии поэта Гренгуара. Марина Накадзима, которая в главных партиях вроде Эсмеральды концентрируется на танце, выражая сложную палитру эмоций лишь телом, а в микро-ролях вроде неназванной невесты принца Зигфрида в «Лебедином озере» показывает себя как драматическая актриса, «отыгрывая» малейшее душевное движение. Сильная балерина-ориентир Ксения Овчинникова, чей артистический диапазон позволяет быть и лукавой обманщицей Одиллией, и лучезарной принцессой Авророй, и некрасивой, сгорбленной Эсмеральдой перед казнью. Анастасия Тетченко, опытная танцовщица с телом почти как у Мари-Аньес Жило. Она немного скованна в партиях «вторых героинь» вроде Флер-де-Лис, зато расцветает в испанском танце из «Лебединого озера», где демонстрирует сильную, гибкую спину — и становится понятно, почему именно ей досталась партия советника Конора в «Трех масках короля» Юрия Смекалова, требующая экспрессии больше, чем виртуозности. Максим Маренин в партии Шута стал главным героем поклонов между актами во время «Лебединого озера», устраивая мини-представления уже перед закрытым занавесом.

Сцена из балета «Лебединое озеро». Шут - Максим Маренин

Артисты выручают там, где самим постановкам театра может не хватать смелости или оригинальности. В спектаклях Юрия Бурлаки видно, что труппа заразительно танцует, не забывает про актерские задачи и распределяет силы. Кордебалетные сцены похожи у него на возврат к раннему Московскому Художественному театру с подробной «внутренней жизнью» для каждого. Это не однородные «придворные» или «бродяги», а множество неназванных героев. Пока «главные» ведут сюжет, у кордебалета бурлит собственная жизнь. На финальной «Эсмеральде» самарцы выложились так, что сложно было поверить в недельный марафон. Многоперсонажный, постоянно что-то делающий помимо танца кордебалет был искрометен. Максима Маренина глаз вылавливал даже среди толпы бродяг. Быстрая Дарья Капишникова улыбалась и кокетничала среди подруг Эсмеральды так же, как несколькими днями раньше мягко перебирала пуантами и руками-лапками в образе Кошечки.

Длинные гастроли в Москве выглядели как испытание. Семь полноформатных вечеров подряд, большинство артистов на сцене ежедневно. Можно было делать ставки — через сколько дней спектакли увянут сами собой из-за усталости исполнителей?

Ответ — не с этой труппой.

Что впереди?

Сейчас рано говорить, превратится ли Самара в третью «нестоличную столицу» балета. Но в том, что с приходом нового главного балетмейстера САТОБ стал компанией с амбициями и пробует скинуть с себя морок провинциальности, сомнений нет.

Уже готовы планы на новый сезон. Заявлены премьеры — с разноплановыми задачами, новыми или нечастыми для труппы. Драмбалетная жемчужина «Бахчисарайский фонтан», в котором привычные пуанты сочетаются с отличной от классики XIX века лексикой и требованиями к актерской игре — как мостик от существующего репертуара к миру танца XX века (так откроется в октябре 2019 года фестиваль классического балета имени Аллы Шелест). Новая редакция старинной «Наяды и рыбака» — как урок чистоты стиля и тренировка техники (декабрь 2019). Наконец, перспектива получить в феврале-марте 2020 года новый оригинальный балет от Юрия Смекалова — как возможность держать руку (точнее, ноги) на пульсе сегодняшнего танца и не замыкаться на больших названиях из прошлого. Остается лишь дождаться выполнения заявленного — и следить за траекторией этой компании.

Тата БОЕВА