«Музыкальное обозрение»: проекты 2021 / 2022

«Музыкальное обозрение»: проекты 2021 / 2022

Информационное агентство «МО»: газета, сайт, соцсети

«Музыкальное обозрение» продолжает выходить в бумажной версии и пользуется спросом и интересом у профессиональных музыкантов и любителей музыки. Несмотря на то, что каждый год (как правило, перед новым годом) перед нами встают новые проблемы и испытания: подорожание бумаги и типографских услуг, смена типографии, подписного агентства, проблемы доставки и т.д. Но ни одно крупное и авторитетное СМИ в России, имевшее бумажную версию. не отказалось от нее. Газета – это иная, целостная картина мира. Интернет — ленточное, фрагментарное мышление. И они дополняют друг друга.

Газетная версия «МО» в 2021 – это: 12 выпусков «МО», 18 номеров (с 471 по 488), объемом 372 полосы (что меньше рекордной в 33-летней истории «МО» «подшивки» объемом 476 полос, выпущенных в 2020, но то был год пандемии…).

Из 12 выпусков 5 — тематические: «Оркестр» (№ 2 / 472 и № 10 / 485), «Музыкальный фестиваль “Кружева”» (№ 7 / 481), «Книги» (№ 9 / 483), «Мечислав Вайнберг» (№ 11 / 487).

6 специальных номеров: «События и персоны» (итоги 2020, № 1 / 472), «Оркестровая карта России» (сезон 2019-2020, № 2 / 474), «Николай Финдейзен. Дневник 2021» (№ 5 / 478), «Фестиваль “Сотворчество”» (№ 6 / 480), «Конкурсы» (№ 9 / 484), «Томская филармония – 75 лет» (№ 10 / 486).

В 2022 вышло 5 выпусков «МО»: 152 полосы (семь номеров с 489 по 495). Из них три — тематические: «Оркестровая карта России» (сезон 2020-2021, № 2 / 491), «Оркестр» (№ 3 / 492), «Конкурсы» (№ 4 / 494).

Два специальных номера: «События и персоны» (итоги 2021, № 1 / 490), «Перформанс – Персимфанс» (специальный проект в номере «Оркестр», № 3 / 493).

Рубрики: Балет, Власть и культура, Музыкальный театр, Информация, Книги, Конкурсы, Оркестр, Памятные даты, Фестиваль, Филармония, Юбилеи, In memoriam

В рубрике «Книги» и в тематическом номере «Книги» представлено 525 музыкальных изданий, вышедших в 2015-2022 (в виде рецензий, аннотаций, списков изданных книг).

Представлены итоги и условия 90 конкурсов, проводимых в России, включая Всероссийский музыкальный конкурс,

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Международный конкурс имени С.В. Рахманинова, Московский международный конкурс артистов балета; 40 лауреатов престижных конкурсов за рубежом.

Всего за полтора года в газете опубликовано более 500 материалов и около 700 иллюстраций. В каждом номере и выпуске — фото номера (на обложке и последняя полоса), гравюра номера; рубрика, представляющая артиста Steinway & Sons.

На сайте https://muzobozrenie.ru/ за полтора года размещено более 2000 статей и материалов. В среднем в месяц фиксируется около 50 000 заходов на сайт с 10 000 оригинальных IP-адресов.

В разделе «Подписка» представлены все возможные способы подписки на «МО»

В соцсетях и мессенджерах «МО» размещено более 2000 постов. В 2022 «МО» представлено в ВКонтакте, Одноклассники и Telegram (@muzobozrenieru).

Россия музыкальная

«Музыкальное обозрение» все 33 года своей деятельности выполняет миссию по созданию условий для коммуникации профессиональных музыкантов, обмена информацией между музыкантами России и внутри профессиональных сообществ: исполнителей, композиторов, оркестров и оркестрантов, дирижеров, музыковедов, преподавателей вузов, участников конкурсного движения, издателей книг. «МО» делает все возможное для объединения музыкального пространства страны. В 2021-2022 на страницах газеты представлены события (фестивали, форумы, оперные и балетные премьеры, конкурсы, отставки и назначения, выпуск книг, юбилеи, уходы из жизни), персоны (музыканты, музыкальные деятели, лауреаты премий и других наград), организации (министерства и департаменты культуры, театры, филармонии, вузы, колледжи, музыкальные школы, школы искусств, издательства) из 65 городов.

Представлена музыкальная жизнь 60 регионов из 85: бóльшая часть активной, действующей, заметной Музыкальной России.

События и персоны

Проект «События и персоны» существует с 1995. Ежегодно в конце декабря – начале января «МО» подводит итоги прошедшего года и объявляет лауреатов года в проекте «События и персоны» на сайте «МО» и в соцсетях.

Следующий год начинается представлением лауреатов в № 1 газеты (специальный номер «События и персоны»).

Лауреаты 2021:

Московская филармония

Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Цикл концертов «Все симфонии Шостаковича» в зале «Зарядье»

Полное собрание сочинений Александра Скрябина (Издательство «Музыка» – «П. Юргенсон»)

Екатерина Царева, музыковед

Алексей Любимов, пианист

Балет: «Мастер и Маргарита» (ГАБТ)

Оперетта: Д. Шостакович. «Москва, Черемушки» (ГАБТ)

Опера: Ц. Кюи. «Красная Шапочка» (театр имени Н.И Сац)

Композитор Николай Попов

Композитор Александр Хубеев

Марина Катаржнова (скрипка)

Сергей Полтавский (альт, виола)

Вокальный ансамбль “Intrada”

Продюсер Вера Таривердиева

Издательские проекты года: книга Д. Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг – композитор трех миров»; Собрание сочинений Мечислава Вайнберга (1919–1996) (Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» и «Музыкальное обозрение»)

Музыковед, композитор и пианист Иван Соколов, преподаватель Московской консерватории

Музыковед Ярослав Тимофеев

Просветитель Алексей Мунипов

Aksenov Family Foundation (основатель и глава Д. Аксенов)

Подробности — в специальном номере (№ 1/490) «Музыкального обозрения».

События и персоны — лауреаты «МО»-2022 будут объявлены накануне нового 2023 года.

Фестиваль «Опус 32»

32 года — возраст, когда художник вступает, или уже вступил, в пору творческой зрелости и признания. В 2021 «Музыкальному обозрению» исполнилось 32 года, и прошел фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 32»: концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Рязани, Саратове, Петрозаводске, Челябинске, Волгограде, Вологде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону.

Звучали сочинения оpus 32: ноктюрны Шопена, прелюдии Рахманинова, «Поэмы» Скрябина, фортепианное трио Аренского, Симфониетта Мясковского; симфонии № 32 Моцарта и Гайдна; созданные в 32 года: опера Глинки «Жизнь за царя», увертюра к опере «Тангейзер» Вагнера, сюита «Пер Гюнт» Грига, кантата Чайковского «К Политехнической выставке в Москве» (в память двухсотой годовщины рождения Петра I), «Прелюдия к послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси, три последние симфонии Моцарта, сюита из музыки к спектаклю «Гамлет» Шостаковича, соната № 5 Прокофьева, Второй скрипичный концерт Шнитке; написанные в 32 года сонаты № 16, 17 и 18, соната № 32 и 32 вариации Бетховена…

В фестивале участвовало большинство российских консерваторий: Московская, Казанская, Саратовская, Нижегородская, Петрозаводская, Ростовская, Волгоградская. 12 июня в Рязанском кремле прозвучала в концертном исполнении опера Глинки «Жизнь за царя».

На фестивале «Сотворчество» в Саратове (13–23 сентября) сочинения opus 32 исполнялись в каждом из пяти концертов. 14 сентября в Саратовской консерватории в исполнении профессоров и преподавателей вуза звучали прелюдии ор. 32 Рахманинова, фортепианное трио ор. 32 № 1 Аренского, трио-соната Корелли и «Испанская рапсодия» Равеля, написанные в 32 года.

Исполнение Концерта ре минор для 4-х клавиров с оркестром Баха мы посвятили памяти выдающихся саратовских пианистов, профессоров СГК им. Собинова Анатолия Катца, ректоров Анатолия Скрипая и Льва Шугома, которые играли этот концерт 17 лет назад, в 2004, на фестивале «Opus 15» вместе с профессором Альбертом Таракановым: он находился в зале.

29 октября традиционный концерт фортепианной музыки провела кафедра специального фортепиано Петрозаводской консерватории. Студенты и выпускники кафедры исполнили сочинения Моцарта, Бетховена, Шопена, Скрябина, Рахманинова, Регера. Вступительное слово произнес зав. кафедрой, профессор Виктор Портной.

14 ноября коллективы Московского института музыки имени А.Г. Шнитке (хор, симфонический и камерный оркестры) в концертном зале «Оркестрион» исполнили программу «Opus 32»: «Кантату к Политехнической выставке в Москве» Чайковского, Адажио и фугу для оркестра Моцарта, Концерт № 2 для скрипки с оркестром Шнитке (солистка Елена Рольбина) и Сюиту из музыки к спектаклю «Гамлет» Шостаковича. Вела концерт профессор РАМ им. Гнесиных Дина Кирнарская.

Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение — Opus…» проводится ежегодно с 2004, начиная с «Opus 15» (в год 15-летия «МО»). Его порядковый номер соответствует году издания газеты. Фестиваль неизменно вызывает большой интерес и увлеченность музыкантов своей идеей. В репертуаре концертов — произведения из эксклюзивного проекта «МО» «Opus…».

Фестиваль «Опус 33»

В 2022 газете «Музыкальное обозрение» исполняется 33 года. В течение всего 2022 года проходит фестиваль «Музыкальное обозрение» Opus 33.

33 года пролежал без движения Илья Муромец, и чудесным образом исцелился. 33 богатыря — персонажи «Сказки о царе Салтане» Пушкина и оперы Римского-Корсакова. Песня «33 коровы».

Малоправдоподобные 33 зуба (хотя и в жизни встречаются те, у кого во рту — 33 зуба! И это не только персонаж Евгения Леонова из фильма Георгия Данелии «Тридцать три»). Грампластинка делает 33 (и 1/3) оборота в минуту. В русском алфавите 33 буквы. Репертуар фестиваля формируется из сочинений эксклюзивного проекта «МО»:

  • Опус 33,
  • № 33,
  • написанных в 33 года,
  • включающих любые 33 (33 вариации, циклы из 33 пьес, этюдов, прелюдий, для 33 инструментов и т.д.)

В возрасте 33 лет на горе Голгофа был распят Иисус Христос. В программы концертов могут войти «Страсти» и Месса си минор Баха, «Семь слов Спасителя на кресте» Гайдна, Губайдулиной, «Страсти по Луке» Пендерецкого…

В фестивале примут участие симфонические филармонические оркестры Волгограда, Воронежа, Екатеринбурга (Уральский академический филармонический, Уральский молодежный симфонический), Кирова, Омска, Томска, Хабаровска;

Камерные оркестры: Астраханский филармонический, «Российская камерата» (Тверь), Cantus Firmus (Москва), «Демидов-камерата» (Нижний Тагил).

Дирижеры Андрей Аниханов, Димитрис Ботинис, Дмитрий Васильев, Душан Вилич, Игорь Громов, Михаил Грановский, Илья Дербилов, Алексей Доркин, Андрей Кружков, Калле Куусава (Финляндия), Валентин Урюпин, Александр Хургин.

Солисты Дмитрий Маслеев, Константин Емельянов (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Марк Дробинский (виолончель) и др.

Солисты и коллективы Челябинской филармонии.

Студенты, аспиранты, педагоги, студенческие коллективы ведущих консерваторий России: Саратовской, Нижегородской, Петрозаводской, Ростовской; МГИМ им. Шнитке.

В репертуаре OPUS 33 — «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Крейцерова соната» и «33 вариации на вальс Диабелли» Бетховена, симфонии № 33 Гайдна и Моцарта, «Шотландская симфония» и Песни без слов Мендельсона, «Детская» Мусоргского, опера «Любовь к трем апельсинам» и Симфония № 2 Прокофьева, «Ночной Гаспар» Равеля, Этюды-картины и романсы Рахманинова, Второй фортепианный и Первый виолончельный концерты Сен-Санса, Вариации на тему рококо и фантазия «Буря», романсы и фортепианные пьесы Чайковского, мазурки, вальс и Баллада № 4 Шопена, Симфония № 6 Шостаковича, «Дон Кихот» Р. Штрауса…

Музыкальный фестиваль «Кружева» (Вологда, 1–10.10.2021)

Не рвется кружевная нить.
«Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное,
льняное —
Уснувший мир,
зашитый тишиною…».

Уникальный проект «Музыкального обозрения» — фестиваль «Кружева» в Вологде — возродился в 2021 после пятилетнего перерыва (а впервые он состоялся в 2008). В 2021 он прошел на средства Гранта Правительства РФ, при поддержке Министерства культуры РФ, «Музыкального обозрения», Росконцерта, «Всероссийских филармонических сезонов», Вологодской областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника.

Фестиваль 2021 сохранил свои родовые черты, определяющие его уникальность, рожденные из образа города, из его «мест силы»: воскресные звоны, хоровые концерты в Софийском соборе, концерт 1 октября в День музыки, звучание «Осенней песни» Чайковского в разных версиях, мировая премьера только что написанного сочинения (за годы проведения их уже 8, авторы — А. Чайковский, К. Бодров, А. Васильев, М. Гоголин, М. Броннер, Ю. Каспаров, С. Жуков, Н. Попов), выставки.

Неизменен бой часов на колокольне Софийского собора Вологодского кремля, который вплетается в музыкальное кружево фестиваля как одно из обязательных звеньев сочинения «Вологодские кружева», создаваемого современным российским композитором к каждому фестивалю. Специальный проект фестиваля, его сквозная линия — «www.баян.ru».

«Душа грустит о небесах» — хоровой концерт-молитва в Софийском соборе памяти музыкантов и друзей, ушедших из жизни за годы проведения «Кружев».

Прошли две выставки. В Вологодской филармонии — «Мой друг Алексей Колосов. Фестиваль “Кружева”. История. Лица» памяти вологодского фотографа, журналиста Алексея Колосова (1953–2019), ставшего летописцем фестиваля. В Картинной галерее — «Образы музыки» из собрания ВОКГ и частных коллекций. Художественный руководитель фестиваля Андрей Устинов выступил в роли куратора нового направления деятельности галереи.

Завершился фестиваль мировой премьерой нового сочинения «Вологодские кружева», уже восьмого в музыкальной истории вологодского кружева. Николай Попов — 35-летний композитор, автор симфонических, камерных произведений, партитур для музыкального театра, оригинальных творческих проектов — продолжил уникальную звуковую летопись старинного вологодского промысла, всемирно знаменитого историко-культурного бренда. Как и авторы предыдущих лет (по условиям создания произведения), он вплел в свое сочинение старинные народные песни Вологодчины и мелодию боя часов на колокольне Софийского собора. Мировая премьера произведения, написанного по заказу фестиваля и рожденного в процессе его сотворения, символизирует открытость фестиваля, его устремленность в будущее, к новым вершинам и горизонтам. Отзвуком фестиваля стали исполнения в залах Москвы сочинений «Вологодские кружева» С. Жукова и Н. Попова в марте 2022. Произведение Н. Попова удостоено премии Всероссийского конкурса композиторов «Партитура» в номинации «Симфоническое произведение малой формы».

Новый фестиваль пойдет с 1 по 9 октября 2022. Один из его особенностей — участие молодежных симфонических оркестров (Уральского и МГИМ им. А.Г. Шнитке). Новое сочинение для фестиваля «Вологодские кружева» пишет профессор Московской консерватории, участник проектов «МО» «Персона композитор» и «Десять взглядов на десять заповедей» Юрий Воронцов.

Андрей Устинов

Фестиваль «Сотворчество» (Саратов, 13–23.09.2021)

«Сотворчество» — абсолютно новый проект «МО»: новый формат, новая музыка, новое искусство. Сотворчество, сотрудничество, со-творение, со-действие, взаимодействие, со-звучие. Проект-творческая лаборатория, соединивший авторский фестиваль, фестиваль-посвящение 90-летию Софии Губайдулиной, классику и новейшую музыку, выставку современных саратовских художников, научную конференцию, образовательную программу (творческие встречи, лекции, мастер-классы, круглые столы).

В «Сотворчестве» сошлись многие векторы эволюции «МО» и проекты: продвижение новой музыки (коллективные сочинения, «Персона-композитор», фестивали С. Губайдулиной), фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS», музыкальная журналистика, Инструментариум, «История. Наследие. Память».

Задачи и миссия «МО» – объединять российское культурное пространство, города и регионы, музыкантов, музыкантов, искусство, образование, науку.

Фестиваль соединил усилия Московской и Саратовской консерваторий, Саратовской филармонии и художественного музея, «Всероссийских филармонических сезонов»; исполнителей, дирижеров, оркестров, композиторов, музыковедов, искусствоведов, художников, дизайнеров, фотографов, редакторов, журналистов, операторов, директоров, ректоров, студентов и преподавателей.

Проект проведен на средства Гранта Правительства РФ.

Партнеры проекта — «Музыкальное обозрение», Росконцерт, «Всероссийские филармонические сезоны», Саратовская филармония, Саратовская и Московская консерватории, Саратовский художественный музей.

Импульсом к проведению фестиваля стали коллективные сочинения, инициированные «МО». На симфонических концертах открытия и закрытия оркестр Саратовской филармонии (дирижеры Илья Дербилов и Анатолий Левин) исполнил два из трех коллективных опусов, написанных по заказу «МО»: «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» и “Liberta/МО/30/2019/2021”.

В двух камерных концертах приняли участие музыканты, с которыми «МО» сотрудничает постоянно: композиторы Юрий Каспаров и Николай Попов, арфистка Оксана Сидягина, альтист Сергей Полтавский, флейтист Иван Бушуев, контрабасист Григорий Кротенко, баянист Иосиф Пуриц. Исполнители были представлены как солисты, провели мастер-классы, лекции, творческие встречи. Композиторы — как авторы, лекторы, ведущие мастер-классов.

В каждом концерте звучали произведения из эксклюзивного проекта «МО» OPUS 32. В Саратовской консерватории прошел концерт «OPUS 32», посвященный памяти выдающихся саратовских пианистов: Анатолия Каца, Анатолия Скрипая, Льва Шугома.

В каждом концерте звучали сочинения Софии Губайдулиной, которой 24 октября 2021 исполнилось 90 лет. Внимание «МО» к ее творчеству постоянно с 1990-х годов. Газета организовала юбилейные фестивали композитора в Москве и России.

В фестиваль «Сотворчество» вошла выставка современных саратовских художников «Взаимодействие», по своей идее созвучная нашему проекту, направленная на диалог художников и исследование их взаимодействия.

Исследованию темы сотворчества, актуальным вопросам взаимодействия коллективного и индивидуального в искусстве и творчестве, определению понятия «коллективного творчества» в наше время была посвящена конференция “OPUS CORPORATE”, которую провели совместно «МО», Саратовская и Московская консерватории.

То, что фестиваль прошел в Саратове — не случайно. Дружбе и партнерству «МО» с саратовскими музыкантами более 25 лет. В истории «Музыкального обозрения» и Саратова музыкального немало совместных проектов. Теперь к ним прибавился фестиваль еще один: «Сотворчество».

Андрей Устинов

Концертное агентство «МО»: фестивали, концерты (2021–2022)

«Музыкальное обозрение» наращивает объемы и качество своей работы и провело 60 концертов в 17 городах: Москве, Бердске, Волгограде, Вологде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Рязани, Санкт-Петербурге, Саратове, Томске, Челябинске.

Шесть абонементов в Московской филармонии совместно с МГАФ:

«Персона-композитор. Представление и интервью — Андрей Устинов» (сезоны 2020/2021; 2021/2022) (“Памяти композитора Георгия Дорохова”, Николай Попов «Осторожно! Под напряжением», Владимир Тарнопольский «Sotto Voce»)

Instrumentarium. Альт – контрабас – флейта (сезон 2020/2021)

Instrumentarium. К 100-летию Персимфанса. Фортепиано – контрабас – скрипка (сезон 2021/2022) (Петр Айду, Григорий Кротенко, Марина Катаржнова)

Instrumentarium. К 100-летию Персимфанса. Альт – гитара – флейта (сезон 2021/2022) (Сергей Полтавский, Алексей Потапов, Иван Бушуев)

www.баян.ru. (сезоны 2020/2021; 2021/2022 — к 90-летию Софии Губайдулиной)

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда» (сезоны 2020/2021; 2021/2022) к 80-летию Концертного зала имении П.И. Чайковского и 100-летию МГАФ

«Мечислав Вайнберг. Возвращение» (сезон 2021/2022) (2 программы: «Вайнберг – Бах – Шостакович» в 102-й день рождения композитора и «Вайнберг – Бах – Шуман»)

Фестиваль «Сотворчество в Саратове» (5 концертов, а также 11 мастер-классов, лекции, творческие встречи, выставка, научная конференция, круглые столы)

Восьмой музыкальный фестиваль «Кружева» в Вологде (11 концертов, выставки, вернисажи, экскурсии)

Фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 32» (30 концертов)

Фестиваль «Музыкальное обозрение – OPUS 33» (в январе – июне 2022 прошло 14 концертов) в учебных заведениях России прошли концерты-творческие встречи в Нижегородской консерватории, в Казанской консерватории, трижды – в Новосибирской СМШ (колледже).

Крупными событиями, объединяющим музыкантов России вокруг своего профессионального издания, стали фестивали «Музыкальное обозрение – OPUS», которые проходят с 2004 с участием филармоний, консерваторий, вузов искусств, симфонических и камерных оркестров, хоров, именитых и молодых солистов и дирижеров.

В числе участников концертов:

Симфонические оркестры Волгоградской, Воронежской, Рязанской, Саратовской, Томской, Ярославской филармоний;

коллективы Свердловской филармонии – УАФО и УМСО;

Дирижеры Андрей Аниханов, Мурад Аннамамедов, Димитрис Ботинис, Михаил Грановский, Илья Дербилов, Анатолий Левин, Сергей Оселков, Валентин Урюпин;

Казанский камерный оркестр «La Primavera», дирижер Рустем Абязов,

Хоровая капелла «Ярославия», дирижер Владимир Контарев;

пианисты Петр Айду, Дмитрий Маслеев, Александра Коренева;

скрипачки Марина Катаржнова и Ася Соршнева;

альтист Сергей Полтавский;

виолончелисты Борис Андрианов, Марк Дробинский;

контрабасист Григорий Кротенко;

флейтист Иван Бушуев;

арфистка Оксана Сидягина;

баянисты Фридрих Липс и ансамбль «Пьяццолла-Studio», Иосиф Пуриц, Мария Власова;

композиторы Владимир Тарнопольский, Николай Попов, Александр Хубеев;

коллективы ведущих консерваторий и музыкальных вузов России.

Посвящение Софии Губайдулиной

24 октября 2021 исполнилось 90 лет Софии Асгатовне Губайдулиной. Содружество «МО» с выдающимся композитором современности — величина постоянная с 1990-х годов. В 2011 и 2016 газета организовала юбилейные фестивали и концерты в Москве и России. В 2014 композитор тепло поздравила «Музыкальное обозрение» с 25-летием. София Губайдулина участвовала в абонементе «Персона – композитор», ее произведения звучат в концертах, абонементах, фестивалях «МО». В газете и на сайте «МО» неоднократно публиковались интервью Софии Губайдулиной главному редактору А. Устинову и материалы о ее творчестве.

В 2021 состоялось два проекта из сочинений Губайдулиной. В рамках фестиваля «Сотворчество» в Саратове — фестиваль ее музыки «Посвящение».

К 90-летию Софии Губайдулиной»: произведения композитора исполнялись в каждом из пяти концертов. В симфонических — «Под знаком скорпиона» для баяна с оркестром и «Всадник на белом коне» для оркестра и органа. В камерных — «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы и «De profundis» для баяна соло. В концерте OPUS 32 — «Звуки леса» для флейты и фортепиано.

90-летию Софии Губайдулиной был посвящен абонемент www.баян.ru в Камерном зале Московской филармонии (автор и ведущий А. Устинов). Три концерта состоялись 24 октября, в день юбилея (In Croce, солист Михаил Бурлаков), 2 ноября (Et Exspecto, солист Иосиф Пуриц) и 12 ноября (Detto, солистка Мария Власова). Абонемент-фестиваль www.баян.ru составил единый проект к юбилею композитора в Московской филармонии, завершившийся 13 ноября в КЗЧ концертом Госоркестра имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского.

«Мечислав Вайнберг. Возвращение»

«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…»: последние слова оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка» С начала подготовки проекта «“Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» в Екатеринбургском театре оперы и балета, где «МО» выступило как соорганизатор и куратор, началась наша работа по возвращению музыки Вайнберга в России. Так и назван был проект: «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (2014).

Судьба и творчество выдающегося композитора ХХ века Мечислава Вайнберга — для «МО» одна из главных тем направления «История. Наследие. Память».

В 2013 «Музыкальное обозрение» инициировало «Вайнберг-проект». За это десятилетие под эгидой «МО» с нашим участием состоялись десятки событий.

Международный форум «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение», научная конференция в Большом театре, «Опера “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России» в Екатеринбургском театре оперы и балета, его презентации в Москве и Екатеринбурге.

Год 100-летия Вайнберга (2019) был назван «Годом Вайнберга». Прошел Всероссийский фестиваль творчества Вайнберга (60 концертов, в которых прозвучало более 50 опусов — треть наследия композитора), абонемент в Московской филармонии, международная научная конференция в ГИИ. Вайнбергу посвящены публикации в газете и на сайте «МО». На телеканале «Культура» вышли две программы «Наблюдатель» накануне Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение»» с участием Владимира Урина, Александра Тителя, музыковеда Антонины Клоковой; к 100-летию композитора — с участием вдовы Вайнберга Ольги Рахальской, польского музыковеда и журналиста руководителя отдела экспертов Института Адама Мицкевича в Варшаве Александра Ласковского. Студией «Музыкальное обозрение» сняты несколько интервью с Ольгой Рахальской.

Год 100-летия композитора и юбилейный сезон 2019-2020 остались позади, но проект «Вайнберг. Возвращение» продолжается. Осенью 2021 мы выпустили книгу Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров» (работа над рукописью и изданием длилась больше года). Завершена первая серии Собрания сочинений, объявлена вторая серия. Оба издания — совместные проекты «МО» и издательства «Композитор • Санкт-Петербург» (подробнее см. в разделе «Библиотека “МО”»).

В сезоне 2021–2022 продолжился филармонический цикл концертов посвященных Вайнбергу (концерты «Вайнберг – Бах – Шостакович», «Вайнберг – Бах – Шуман»). На этих концертах прошла презентация томов Собрания сочинений.

В начале декабря вышел специальный номер «МО» (№ 11 / 2021), в котором подведены итоги проекта «Вайнберг. Возвращение». Широко представлена книжная вайнбергиана — российская и зарубежная, заключительные тома первой серии Собрания сочинений (музыка к кинофильмам и мультфильмам).

Благодаря нашим усилиям и — как следствие — нарастающему интересу исполнителей, интерес к Вайнбергу в нашей стране возрастает, а исполнения его сочинений в России становятся обычным явлениям, а не творческим подвигом, как это было еще 10–15 лет назад.

Андрей Устинов

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда»

Всеволод Мейерхольд (1874-1940) — гений театра. Загадочный, таинственный, трагический художник, живший и творивший на рубеже веков, в эпохи войн и революций, расстрелянный в годы большого террора. О нем изданы сотни книг. Последняя – в этом году: сборник документов следственного дела (Дело № 537).

Внук великого режиссера Петр Меркурьев, сын его дочери Ирины Всеволодовны и выдающегося актера Василия Меркурьева – видный деятель Союза композиторов СССР, один из создателей и на протяжении 20 лет заместитель главного редактора «МО».

В творчестве Мейерхольда музыка играла первостепенную роль. Он гениально выстраивал музыкальную драматургию своих драматических спектаклей. Сотрудничал с Глазуновым, Прокофьевым, Шостаковичем, Шебалиным. Он поставил несколько оперных спектаклей: в Мариинском театре — «Тристан и Изольда» (1909), «Борис Годунов» (1911), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Электра» (1913), «Каменный гость» (1917). В МАЛЕГОТе — «Пиковую даму» (1935). С детства учившийся музыке, Мейерхольд считал свое музыкальное воспитание основой своей режиссерской работы. Работая в театре, он постоянно мыслил языком и категориями музыкального искусства.

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда» — проект, который «МО» осуществляет на протяжении многих лет. На родине режиссера, в Пензе, к 125-летию со дня его рождения в 1999 проводился фестиваль под таким названием.

Так же называется абонемент в Московской филармонии. Зал Чайковского, ныне главный зал Московской филармонии – несостоявшийся театр Мейерхольда. И потому мы предложили филармонии регулярно проводить вечера, посвященные Мастеру.

Впервые абонемент «Тайны филармонического дома» прошел в КЗЧ в сезоне 2015/2016, в год 75-летия открытия зала. Автор идеи и сценария, режиссер, ведущий — Андрей Устинов. В концертах принимал участие архитектор, профессор МАрхИ, исследователь истории и архитектуры здания на Триумфальной площади Александр Кожевников. К 80-летию КЗЧ прошел новый цикл «Тайны филармонического дома». 5 октября 2020, за неделю до 80-летия, на телеканале «Культура» вышла программа «Наблюдатель» «Архитектурное наследие Мейерхольда» с участием Андрея Устинова, Александра Кожевникова, директора Музея им. Бахрушина Дмитрия Родионова.

К 150-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда (2024) цикл концертов «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» будет продолжен.

Николай Финдейзен

«Миссией «МО», непременной частью нашей работы мы считаем обращение к истокам, сохранение памяти об основателях нашего дела — музыкальной журналистики. И первым из них, первооткрывателем, называем Николая Федоровича Финдейзена — выдающегося деятеля русской культуры конца XIX – начала XX вв.: историка, журналиста, музыковеда, литератора, издателя, редактора, педагога. Финдейзен с 1894 по 1918 выпускал «Русскую музыкальную газету» первую профессиональную музыкальную газету в России.

Редакция «МО» считает Финдейзена отцом российской музыкальной журналистики, основателем нашей профессии, «РМГ» – своей предшественницей, а себя — наследниками традиций Финдейзена и его газеты.

Впервые мы обратились к Финдейзену и текстам из «РМГ» в середине 1990-х благодаря сотрудничеству с ученым-музыковедом Мариной Космовской, которая почти 40 лет самоотверженно занимается наследием Финдейзена и заново открыла его России. В последнее 10-летие ежегодно представляем разные грани деятельности Финдейзена. С 2014 газета возобновила рубрику «Рифма в 100 лет», в которой печатала материалы «РМГ» вековой давности, вплоть до ее последних публикаций (летом 1918, после большевистского переворота, Финдейзен вынужден был закрыть газету). В 2018, в год 150-летия со дня рождения Н.Ф. Финдейзена и в память о нем, был проведен Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века».

С 2017 «МО» ежегодно публикует «Дневники» Финдейзена: потрясающий документ предреволюционной и послереволюционной эпохи. «Дневники» Финдейзена выходят с 2004 в издательстве «Дмитрий Буланин». «Дневник» 1921 года был опубликован в «МО» впервые, еще до выхода книги «Дневники 1921–1924» в издательстве.

В 2021 в «МО» опубликован «Дневник» 1921 года. Готовится к выходу «Дневник 1922».

В сохранении исторической памяти, традиций и принципов профессии и журналистского сообщества «МО» видит одну из своих главных задач.

Мы чтим память своих отцов-основателей — Петра Меркурьева (1943–2010) и Бориса Диментмана (1929–2014), нашего старейшего сотрудника Людмилы Воронковой (1946–2021), скончавшейся 15 октября 2021.

Храним воспоминания об ушедших друзьях и коллегах: петербуржцах — музыканте и фотографе Владимире Григоровиче и пресс-секретаре Екатерине Гребенцовой, вологодских журналистах Алексее Колосове и Наталье Кузьминской, маэстро Святославе Бэлзе, Светлане Виноградовой, 95-летию со дня рождения которой была посвящена программа «Наблюдатель» — «Слово о музыке» — на канале «Культура» Я выступил на концерте памяти Светланы Виноградовой в Московской филармонии в программе народного артиста России Авангарда Леонтьева.

9 октября 2021 в Софийском соборе Вологодского кремля на фестивале «Кружева» прошел концерт хоровой музыки «Душа грустит о небесах» памяти ушедших музыкантов и друзей».

Андрей Устинов

Музыкальная журналистика

Важнейшее направление в деятельности «МО», начиная с начала 1990-х. Мы возрождали музыкальную журналистику в те годы, когда в России еще не имели представления о том, что она вообще существует. Ни в одном вузе не было такого направления. Мы первыми в России стали организовывать курсы и мастер-классы по музыкальной журналистике. В последние годы провели две Академии арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале (2018, 2019), Всероссийский форум «Музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» в семи городах (2018).

В 2021–2022 «Музыкальное обозрение» провело несколько проектов в этом направлении. Наиболее насыщенным был проект на фестивале «Сотворчество» в Саратове, где состоялись творческие встреча «Музыкальное обозрение – Opus 32. Саратов — 15 лет спустя»; мастер-класс и лекция «Музыкальная журналистика», посвященные истории и сегодняшней деятельности «МО», осветившие многие профессиональные темы и проблемы; Круглый стол.

Прошли творческие встречи в ведущих федеральных музыкальных учебных заведениях: Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже) — 26 апреля 2021 («Музыкальное обозрение: Opus 32», «Музыкальное обозрение: образ музыкального пространства России XXI века») и 22 марта 2022 (концерт-творческая встреча «Музыкальное обозрение: Opus 33»), Нижегородской консерватории — 26 ноября 2021 («Прерванная каденция»), Казанской консерватории — 16 марта 2022 («Музыкальное обозрение: Opus 33»).

Проекты «МО» в области теории и практики музыкальной журналистики проводятся более 20 лет: лекции, практические занятия, мастер-классы, творческие встречи, на которых обсуждаются вопросы музыкальной журналистики.

По приглашению Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске дважды на фестивале был проведен уникальный всероссийский проект: Академия Арт-журналистики (2018, 2019).

В 2018, в год 150-летия со дня рождения Николая Финдейзена, состоялся Всероссийский форум «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века». Мероприятия Форума — лекции, творческие встречи, конференции, семинары, круглые столы, мастер-классы — прошли в Воронеже, Курске, Владивостоке, Петрозаводске, Москве, Томске, Санкт-Петербурге.

В начале лета 2022 Андрей Устинов провел установочную лекцию-встречу со студентами в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке). В новом учебном году будет прочитан авторский курс: 16 академических часов.

В сентябре в проекте «Сотворчество» вновь пройдут курсы по музыкальной журналистике в Саратовской консерватории (лекции, мастер-классы, творческие встречи) к 110-летию вуза.

Программа «Наблюдатель» на ТК «Культура»

Партнерский проект с телеканалом «Культура» в программе «Наблюдатель» начался в феврале 2017 с программы, посвященной открытию Международного форума «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» в Большом театре. С тех пор вышло более 20 передач.

Мы пригласили к беседам на разные темы известных исполнителей и дирижеров, композиторов и музыковедов, режиссеров и педагогов; директоров музыкальных театров, филармоний, оркестров; специалистов в различных областях культуры и искусства. Темы программ — театр и оркестр, музыкальные инструменты и музыкальные конкурсы, композиторское наследие и современное творчество, слово о музыке и музыкальная критика…

В 2021–2022 подготовлены «Музыкальным обозрением» и вышли в эфир передачи с участием главный редактор «МО» Андрея Устинова:

12 января 2021. «Поговорили о фаготе». Участвовали профессор Московской консерватории Валерий Попов, композитор, профессор Московской консерватории Юрий Каспаров, дирижер Филипп Чижевский.

19 февраля 2021. «Слово о музыке». Передача вышла в 95-й день рождения выдающегося музыковеда Московской филармонии Светланы Виноградовой (1926–2019) и посвящена ее памяти. Участники программы: профессор РАМ им. Гнесиных Дина Кирнарская, музыковед, музыкальный критик, ведущий концертов Московской филармонии Артем Варгафтик, музыкальный журналист Ляля Кандаурова.

11 марта 2021. Программа К 100-летию Астора Пьяццоллы. Участники: Дина Кирнарская, профессор, зав. кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, руководитель ансамбля «Пьяццолла-STUDIO» Фридрих Липс, литературовед, писатель, латиноамериканист, зам. директора ИМЛИ РАН Андрей Кофман.

2 июля 2021. «Арфа. Возникновение и жизнь вместе с человеком». Участники: арфисты, лауреаты международных конкурсов Александр Болдачев, Оксана Сидягина, композитор Юрий Каспаров.

27 октября 2021. Программа к 90-летию Софии Губайдулиной: «София Губайдулина. Музыка не для всех?» О творчестве выдающегося композитора беседовали исполнители ее музыки баянист Фридрих Липс, контрабасист Григорий Кротенко, композитор Юрий Каспаров.

11 января 2022. «Настроение по контрабасу». В программе участвовали контрабасисты Григорий Кротенко и Леонид Бакулин, композитор, профессор Московской консерватории Владимир Тарнопольский.

11 февраля 2022. «Первый Симфонический Ансамбль. Музыка без дирижера». Участники — солисты Персимфанса: пианист Петр Айду, Григорий Кротенко, скрипачка Марина Катаржнова.

Андрей Устинов выступил в роли автора и ведущего двух программ «Наблюдатель».

2 июня. «Молодежные оркестры». Проблемы и перспективы развития молодежных оркестров обсуждали директор Свердловской филармонии Александр Колотурский, артдиректор Российского национального молодежного симфонического оркестра Илья Репенак, зав. кафедрой оркестрового дирижирования МГИМ им. А.Г. Шнитке Игорь Громов; директор Новосибирской специальной музыкальной школы Александр Марченко.

15 июня. «Детские музыкальные театры». Гости Андрея Устинова в программе «Наблюдатель» — художественный руководитель Московского детского музыкального театра имени Н.И. Сац, Георгий Исаакян, художественный руководитель Санкт-Петербургского детского музыкального театра «Зазеркалье» Александр Петров, режиссер, художественный руководитель лаборатории молодых композиторов и драматургов «КоOPERAция» Екатерина Василева, композитор Михаил Броннер.

Продолжение следует.

Оркестр. Оркестровая карта России

Симфонические и камерные оркестры России — предмет особого внимания «МО». Ежегодно оркестровым материалам выделяется наибольшее число полос.

В 2021 из 372 полос газеты рубрика «Оркестр» заняла 78 полос (более 20%), в четырех номерах 2022 — 56 полос из 124 (почти половина).

Вышло три специальных номера «Оркестр»: № 2 и № 10 в 2021, № 3 в 2022.

аналитические обзоры состояния дел в российском оркестровом хозяйстве;

обзоры оркестровых событий и рецензии на концерты ведущих оркестров России и мира;

обзоры концертов открытия сезонов симфонических оркестров России (даты, программы, дирижеры, солисты);

интервью с дирижерами;

отставки и назначения главных дирижеров;

юбилеи дирижеров и оркестров; специальный выпуск был посвящен 75-летию Томского симфонического оркестра и 50-летию его художественного руководителя и главного дирижера Михаила Грановского;

юбилейные интервью и статьи (если учитывать финиш 2020 года, героями публикаций стали Юрий Симонов, Дмитрий Лисс, Александр Рудин, Михаил Грановский, Владимир Юровский); памятные даты и статьи о памятных событиях в истории симфонических оркестров;

книги дирижеров и о дирижерах, об оркестре: о Валерии Гергиеве и Александре Ведерникове, Сейдзи Одзаве и Геннадии Рождественском; Михаила Юровского и Юрия Симонова, Игоря Блажкова и Дмитрия Орлова;

in memoriam – памяти выдающихся маэстро Бернарда Хайтинка, Джеймса Левайна, Антона Шароева, Михаила Юровского, известных российских дирижеров и музыкантов-исполнителей на оркестровых инструментах.

Отдельный проект этого года – «Перформанс – Персимфанс» (специальный номер к 100-летию Первого симфонического ансамбля без дирижера в № 3 / 2022).

Интерес вызвали опубликованные в «МО» материалы Шестого симфонического форума России, прошедшего в октябре в Екатеринбурге;

об отставках и назначениях дирижеров в симфонических оркестрах Тюмени, Ульяновска, Кирова, Ростова-на-Дону, Тамбова, Санкт-Петербурга и других городов;

Статья Иосифа Райскина, очевидца премьеры Седьмой симфонии Шостаковича в Куйбышеве в 1942, об этой исторической премьере и о премьере симфонии 9 августа 1942 в блокадном Ленинграде.

Особая линия — материалы о молодежных и юношеских оркестрах. «МО» накопило немалый опыт в исследовании этой темы, обсуждение которой было продолжено в программе «Наблюдатель» на канале «Культура», подготовленной «МО» и вышедшей 2 июня 2022.

В 2021 и 2022 вышли два номера «Оркестровая карта России» (в 2021 — специальный номер в номере «Оркестр», в 2022 — отдельный номер). Этот проект «МО» ведет с сезона 2002-2003. За 20 лет на оркестровой карте отметились своими отчетами о прошедшем сезоне почти все действующие российские симфонические и камерные оркестры. В 2021-2022 на страницах «МО» в общей сложности были представлены отчеты 66 симфонических и камерных оркестров России.

Instrumentarium / Персимфанс

Филармонический абонемент Instrumentarium родился пять лет назад из идеи ближе познакомить публику с оркестровыми инструментами-«аутсайдерами», которые редко появляются на концертной сцене в качестве сольных. Концерты первых сезонов были посвящены альту, арфе, контрабасу, флейте.

В сезоне 2021 /22 проект Instrumentarium соединился с проектом «Персимфанс» (в 2022 отмечено 100-летие Первого симфонического ансамбля без дирижера), объединяющим историю и современность.

В трех концертах сцена была предоставлена солистам Персимфанса: пианисту Петру Айду (идеолог, председатель правления), контрабасисту Григорию Кротенко (комиссар, секретарь правления), скрипачке Марине Катаржновой (ведущий специалист (струнные)).

Цикл концертов абонемента Instrumentarium «К 100-летию Персимфанса» вошел в программу празднований этого юбилея в Московской филармонии, по срокам совпавшего с празднованиями 100-летия самой филармонии. При обсуждении абонемента, учитывая, что он проходит в год столетия Московской филармонии, пришла идея провести юбилейный концерт Персимфанса именно в КЗЧ, главном зале МГАФ, 13 февраля, в день 100-летия Ансамбля. А концерты в Камерном зале, прошедшие с 8 февраля по 1 марта 2022, словно бы окружили и инкрустировали главный юбилейный концерт. Тогда же родилась идея юбилейных гастрольных туров, которые готовы были поддержать «Всероссийские филармонические сезоны» (в феврале прошли концерты в Екатеринбурге, Перми, Ижевске; в марте — в Красноярске и на Трансссибирском Арт-фестивале в Новосибирске).

Была организована запись программы «Наблюдатель» на телеканале «Культура», посвященной Персимфансу. В ней участвовали П. Айду, Г. Кротенко, М. Катаржнова, автор и ведущий концертов А. Устинов. Вышел специальный номер «МО» № 3 (493) «Перформанс – Персимфанс», посвященный юбилею исторического Персимфанса и новому Персимфансу: глубокое исследование об истории Персимфанса, об исторических условиях 1920-х годов, в которых он родился и развивался, о прошлом и настоящем оркестрового дела, о первых шагах советской музыкальной культуры, о жизни текстов. Значительное место в нем занимает публикация о книгах и статьях, посвященных Персимфансу: «Явление нового искусства» Леонида Сабанеева (из книги «Музыка после Октября», 1926), «Пять лет Персимфанса» Арнольда Цукера (1927), «Персимфанс — оркестр без дирижера» (2003), «Персимфанс: 1922–2022» (2022, вышла к 100-летию в издательстве «Бослен»).

Фактически мы спродюсировали огромный проект: абонемент, юбилейный концерт, гастроли, программа «Наблюдатель», спецномер

Персона – композитор

«Музыка наших дней. Музыка, которая создается сегодня, которая сегодня открывает новые территории музыкального искусства, новые неизведанные слои времени, пространства. Именно ей посвящен абонемент «Персона – композитор» — один из долгожителей в афише Московской филармонии. Первый его концерт состоялся в октябре 2009. Предстоящий сезон будет 14-м.

Этот абонемент — один из проектов «МО», связанных с продвижением новой музыки, творчества современников. Когда мы его начинали, репертуарная политика МГАФ в области новой музыки только зарождалась, и она еще не была обязательным явлением концертной афиши. «Персона-композитор» был практически единственным абонементом актуальной музыки. Затем появился фестиваль «Другое пространство», и сегодня филармония предлагает несколько абонементов новой музыки. Наш абонемент – один из редких проектов, представлявших в одном концерте творческий портрет одного композитора не только в его музыке, но и в беседе с ним: его личность, творческую индивидуальность, взгляд на мир и искусство.

За 13 лет в программах участвовали 50 композиторов: от классиков (Губайдулиной, Щедрина, Эшпая, Слонимского) и мэтров (Тарнопольский, Каспаров, Воронцов, Жуков, Броннер) до композиторов молодого и среднего поколений (Невский, Курляндский, Васильев, Попов, Хубеев, Горлинский), новой композиторской волны, широко востребованных и в России, и в Европе. Ставятся их оперы и балеты, их музыка звучит в театре и кино, в филармонических залах и на фестивалях, они преподают, дают мастер-классы, читают лекции, проводят творческие встречи, курируют различные композиторские программы и проекты.

В 2021–2022 состоялись концерты абонементов двух сезонов. 2 марта и 22 апреля 2021 «Персонами» были Владимир Тарнопольский («Sotto voce») и Александр Хубеев («Полет феникса»). 14 декабря 2021 — Николай Попов («Осторожно! Под напряжением»). 12 апреля состоялся концерт памяти Георгия Дорохова (1984–2013), в котором прозвучали сочинения рано ушедшего из жизни композитора. Со словом о Георгии Дорохове выступили музыковед Федор Софронов, композиторы Владимир Горлинский, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Владимир Тарнопольский. Это был второй мемориальный вечер в истории абонемента. В октябре 2020 концерт «Персона – композитор» был посвящен памяти Александра Вустина (1943–2020).

В 14-м сезоне (2021/2022) году абонемент пройдет под девизом Digital Storm, с акцентом на эксперимент и самые современные тенденции композиторского творчества. На этот раз участники будут представлены парами, коллег по вечеру они выбирали сами: Алексей Наджаров и Александр Хубеев, Алексей Сысоев и Николай Попов, Александра Филоненко и Николай Хруст. Все они — лидеры сегодняшнего композиторского поколения.

Андрей Устинов

Новая музыка

Важнейшее и многогранное направление деятельности «Музыкального обозрения» — продвижение новой музыки. Это три коллективных сочинения, написанные по заказу «МО», в которых приняли участие 22 композитора. «Вологодские кружева» — 8 сочинений, написанных композиторами-современниками по заказу «МО» для фестиваля «Кружева».

Исполнение новых сочинений (во многих случаях это премьеры) на всех фестивалях «МО» («Кружева» в Вологде», «Сотворчество» в Саратове» и др.), в концертах, абонементах (www.баян.ru, Instrumentarium и др.), других проектах «Музыкального обозрения». Фестивали к юбилеям Софии Губайдулиной. Круглые столы, телепрограммы «Наблюдатель» о новой музыке и современном композиторском творчестве.

Представление новой музыки в 2021 и сезоне 2021/22 было очень насыщенным. Прошли 12-й и 13-й сезоны абонемента «Персона – композитор» (концерты с участием Владимира Тарнопольского, Александра Хубеева, Николая Попова, памяти Георгия Дорохова): абонемента-долгожителя в афише Московской филармонии (проходит с 2009).

Два цикла концертов — по сути, фестивалей к 90-летию Софии Губайдулиной: Абонемент-фестиваль www.баян.ru в Камерном зале МГАФ и цикл «Посвящение Софии Губайдулиной» на фестивале «Сотворчество» в Саратове: ее сочинения исполнялись в каждом из пяти концертов фестиваля.

На «Сотворчестве» в симфонических концертах прозвучали два из трех коллективных сочинений, созданных по заказу «МО»: «Посвящение. К 100-летию Д.Д. Шостаковича» (авторы О. Алюшина, А. Васильев, А. Буканов, А. Сюмак, Т. Новикова, О. Бочихина, К. Бодров) и “Liberta / MO / 30 / 2019” (версия 2021, авторы С. Невский, Д. Курляндский, Ю. Каспаров, А. Хубеев, Н. Попов), а в камерных концертах — произведения композиторов — авторов “Liberta”. Н. Попов и Ю. Каспаров выступили с лекциями и провели творческие встречи. Солисты сочинения “Liberta” С. Полтавский (альт), О. Сидягина (арфа), И. Бушуев (флейта), Г. Кротенко (контрабас) И, Пуриц (баян) также посвятили свои лекции и мастер-классы новой музыки и ее исполнению.

Продолжился проект «Вологодские кружева». Автором 8-го сочинения в музыкальной летописи всемирно знаменитого вологодского промысла стал Николай Попов — один из самых востребованных современных композиторов, признанный мастер электронной музыки, руководитель Центра акустической музыки Московской консерватории, участник многих проектов «МО», неоднократный лауреат газеты. Его сочинение для симфонического оркестра и электроники, исполненное на закрытии фестиваля, было тепло принято вологодской публикой. В 2022 Н. Попов за это сочинение был удостоен премии композиторского конкурса «Партитура». Новое сочинение для фестиваля 2022 пишет профессор Московской консерватории Юрий Воронцов, не раз принимавший участие в проектах «МО».

www.баян.ru. Перезагрузка

«Вы знаете за что я люблю это чудовище? За то что оно дышит», — сказала о баяне София Губайдулина Фридриху Липсу.

В начале сезона 2021–2022 весь мир отмечал 90-летие Губайдулиной. Этому композитору принадлежит особая роль в том, что баян в конце ХХ века занял место на филармонической сцене как инструмент академического направления.

Цикл www.баян.ru был посвящен двум композиторам: Баху и Губайдулиной, что закономерно. «Моим любимым композитором всегда был Иоганн Себастьян Бах. … И тогда, и сейчас. Естественно, у меня случались периоды огромного увлечения другими композиторами. Одно время я не могла оторваться от волшебной музыки Вагнера, портом в центре моего внимания оказался Джезуальдо, в какой-то момент — нидерландцы, затем — русская музыка, Чайковский, Мусоргский; в студенческие годы — Шостакович и Прокофьев, весьма долгое время — вторая венская школа, особенно Веберн. Но на протяжении всей жизни — Иоганн Себастьян Бах. Это — постоянно», — говорила София Асгатовна в беседе Энцо Рестаньо. Концерты абонемента-фестиваля к юбилею Софии Губайдулиной стали частью празднований в Московской филармонии. Концерты состоялись 24 октября, в день 90-летия С. Губайдулиной, 2 и 12 ноября. А главный юбилейный вечер прошел в КЗЧ 13 ноября: сочинения Софии Губайдулиной исполнил Госоркестр России имени Е.Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского.

10 лет «МО» вместе с Московской филармонией проводит цикл программ «www.баян.ru»: единственный абонемент на филармоническом пространстве, посвященный баяну — инструменту, вышедшему на концертную сцену в середине XX века.

В 2021 проект вышел за границы МГАФ и Москвы. Цикл «www.баян.ru» стал основой программы фестиваля «Кружева» в Вологде: Фридрих Липс и его ансамбль «Пьяццола-STUDIO» с программой Libertango, классическая и современная академическая музыка в программе Андрея Устинова и Марии Власовой с программой «Волны» (Бах, Брамс, Броннер, Беринский, М. Рихтер), джаз с Айдаром Салаховым и его ELEGATO TRIO (концерт «Случайная встреча»), клезмер с Иосифом Пурицем и ансамблем PURITZBAND (программа «Ale brider»).

До этого, весной, Фридрих Липс и его ансамбль «Пьяццола-STUDIO» выступили с программой Libertango в Новосибирске и Бердске в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля. Иосиф Пуриц участвовал в фестивале «МО» «Сотворчество» в Саратове, где выступил в двух симфонических концертах («Под знаком Скорпиона» для баяна с оркестром, коллективное сочинение “Liberta” / MO / 2019 / 30”), двух камерных (сочинения Н. Попова и А. Хубеева), провел творческую встречу и мастер-класс.

На телеканале «Культура» мы поготовили записали и выпустили программу «Наблюдатель» «Слово о гармонике» об искусстве баяна с участием Фридриха Липса, Иосфа Пурица, Марии Власовой и автора и ведущего абонемента www.баян.ru Андрея Устинова.

В сезоне 2022/2023 абонемент предстанет в обновленном виде: новые имена (Владислав Пеунов, Сергей Чирков), новый репертуар, сочетание барокко и новейшей музыки, новые грани баяна.

Конкурсы

«Музыкальное обозрение» — признанный авторитет в области конкурсного дела. Первая публикация в «МО» условий международного конкурса, вызвавшая небывалый ажиотаж, датируется 1990 годом. Газета является информационным партнером и бюллетенем Ассоциации музыкальных конкурсов России, которая в 2020 отметила 20-летие. Сегодня в АМКР входит 180 конкурсов из 80 городов России. За 2021–2022 в АМКР вступило 15 конкурсов.

В 2021 конкурсы АМКР заняли 26 полос газеты; были опубликованы итоги 40 и условия 40 конкурсов. За первую половину 2022 — 14 полос; опубликованы итоги 19 и условия 14 конкурсов. Вышли два специальных выпуска «МО» «Конкурсы»: № 9 (484) за 2021 (4 полосы) и № 4 (494) за 2022 (28 полос) (см. материалы на сайтах «МО» и АМКР)

Ранее, в 2020, к 10-летию Всероссийского музыкального конкурса, вышел специальный номер на 56 полосах.

Группой специалистов «МО» и АМКР выполнено исследование «Международные музыкальные конкурсы: специальности, структура, содержание» по заказу Росконцерта. В предыдущие годы подобные исследования ежегодно готовились по заказу Правительства РФ и Министерства культуры РФ.

Специалисты АМКР приглашаются для консультаций по организации и проведению конкурсов.

На 2023 планируется проведение VIII Конференции директоров музыкальных конкурсов: по традиции — в дни Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

Широко освещаются крупнейшие состязания, проводимые в России под эгидой «Росконцерта» (генеральный директор Андрей Малышев) — партнера «МО» и АМКР: Всероссийский музыкальный конкурс, Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, Международный конкурс артистов балета, Первый международный конкурс имени С.В. Рахманинова. Представлено 40 российских музыкантов и коллективов — лауреатов престижных международных конкурсов за рубежом. Большинство этих состязаний входит в WFIMC (Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов).

Всего за полтора года в рубрике «Конкурсы» бумажной версии газеты «Музыкальное обозрение» было напечатано 83 полосы: почти 20 процентов общего объема газеты.

На сайте АМКР music-competitions.ru и «МО» оперативно публикуются: итоги и условия конкурсов, входящих в Ассоциацию; условия, информация о ходе Всероссийского музыкального конкурса, Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов и итоги этих конкурсов по всем специальностям; новости о крупных международных конкурсах за рубежом, входящих в WFIMC, и результатах российских участников; информация о других событиях, связанных с конкурсами: концертах, памятных датах и др.

Около 200 публикаций о конкурсах вышло в соцсетях АМКР. Около 120 публикаций — на сайте muzobozrenie.ru и в соцсетях «МО».

Информация о конкурсах входит в число наиболее востребованных для пользователей сайтов и соцсетей. За прошедший год зафиксировано более 100 000 заходов на сайт music-competitions.ru с оригинальных IP-адресов.

Подробная информация о деятельности АМКР — в № 4 (494) за 2022.

Библиотека «Музыкального обозрения»

Библиотека «МО» издается с 1995. Открыла ее книга «Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания».

В сентябре 2021 вышел новый том библиотеки: книга польской исследовательницы Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров» (СПб: Композитор • Санкт-Петербург. – 212 с., илл. Тираж 1000).

Выход этой книги — исключительное событие. Это первое издание на русском языке, в котором так полно и всесторонне представлены жизнь и судьба выдающегося композитора ХХ века. В его творчестве соединились несколько музыкальных миров: польский, еврейский, западноевропейский, советский. А в его судьбе и судьбе его близких отразились трагедии и катастрофы ХХ века: революции, мировые войны, Холокост, сталинский террор, «дело врачей», распад СССР…

В книге приведен полный (на сегодняшний день) список сочинений Вайнберга.

В 2017 мы начали издавать нотную часть «Библиотеки «МО»: Собрание сочинений Мечислава Вайнберга, совместно с издательством «Композитор • Санкт-Петербург». В 2021 вышли последние, уникальные два тома первой серии Собрания сочинений (13 томов, 15 тетрадей): 12а (музыка из 13 кинофильмов, 120 страниц) и 12b (музыка из 7 кинофильмов и 6 мультфильмов для детей, 160 страниц). В томе 12 b впервые опубликованы полностью ноты из мультфильмов о Винни-Пухе.

Оба тома были презентованы на концерте в Московской филармонии 14 декабря 2021.

Композитор работал в кино с 1936 по 1989 и написал музыку к 43 художественным и 25 мультфильмам. Среди них — «Летят журавли» (удостоен Пальмовой ветви Каннского фестиваля), «Укротительница тигров», «Медовый месяц», «Афоня», «По тонкому люду», «Последний дюйм»; мультфильмы — «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Двенадцать месяцев»…

В каждом из томов приведены полные списки художественный и мультипликационных фильмов, к которым Вайнберг писал музыку.

В 2022 планируется выпуск второй серии Собрания сочинений Мечислава Вайнберга. Подготовлены к печати семь томов второй серии: 4 камерные симфонии, Симфониетта № 1, Квартет № 5, Фортепианное трио. Готовится и третья серия. В 2021 изданы и другие тома Библиотеки «Музыкального обозрения»: буклеты фестивалей «Сотворчество» в Саратове и «Кружева», каталоги выставок «Образы музыки» и «Мой друг Алексей Колосов», прошедших в Вологде.

Всего в Библиотеке «МО» — более 20 томов: книга «Лев Наумов. Под знаком Нейгауза. Беседы с Катериной Замоториной», «Международный конкурс имени П.И. Чайковского. Хроника событий, факты, интервью, комментарии», «Музыкальные конкурсы России» (вып. 1–4), альбом фотографий Андрея Устинова INSTRUMENTARIUM, альбом выставки «Территория музыки. Inventions III» и перформанса “L’Ultima passione”, буклет Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг (1919–1996). Возвращение» и сборник «Мечислав Вайнберг (1919–1996), сборник статей «Оркестр. Репетиция. Концерт. (Не Феллини)», буклеты фестивалей.

В планах — выпуск книги «Симфонические оркестры России. Статьи, материалы, интервью, исследования» (издается в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»; сборников «Воспоминания о Петре Меркурьеве» и «Записки и выписки. Дневник Бориса Диментмана».

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм