Московский форум: как узнать всё (или почти всё) о современной музыке за четыре дня

Московский форум: как узнать всё (или почти всё) о современной музыке за четыре дня

В октябре в Московской консерватории состоялся пятнадцатый фестиваль современной музыки «Московский форум». Сам по себе юбилейный, пятнадцатый, в этом году он был приурочен к 150‑летнему юбилею Московской консерватории. И, как пошутил во вступительном слове художественный руководитель фестиваля Владимир Тарнопольский, это вовсе не значит, что Московский форум проводится раз в десять лет и теперь совпал с юбилейной датой консерватории.

Форум проводится с 1994 года. Девиз этого фестиваля – исполнять премьеры. И если предыдущий Форум, который прошел в 2013 году и назывался «За колючей музыкой», был ознаменован приездом Хельмута Лахенманна и Ensemble Modern, то в этом году такого пиршества духа не состоялось. В основном, по финансовым причинам. Организаторы фестиваля, а именно Центр современной музыки Московской консерватории, не отошли от традиции премьер и на этот раз. Во многом это были российские премьеры, но были и сенсационные мировые. Например, найденные отрывки из оперы «Нос» Дмитрия Шостаковича. О них перед началом концерта прочитал лекцию доктор искусствоведения, исследователь творчества Шостаковича Левон Акопян.

Основной исполнительской силой на фестивале стал ансамбль «Студия новой музыки». Дирижировали ансамблем Игорь Дронов и Станислав Малышев. Помимо ансамбля в Форуме также приняли участие ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, Ярослав Судзилловский и Владимир Мартынов. На пятнадцатом Московском форуме нашлось место почти всему, что происходит сейчас в области современной музыки. Фестиваль состоял из восьми концертов, которые были распределены в течение четырех дней. Примерно половина этих концертов имела необычный формат. Например, два концерта были названы «Ночными», но еще один, а именно концерт ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского, закончился за полночь, что вполне дает основания назвать его также ночным. Исполнение сочинений этого концерта перемежалось с неподражаемыми комментариями Марка Пекарского, и, несмотря на поздний час, публика не покидала зал. Вишенкой на торте стал последний концерт фестиваля – моноконцерт из одного сочинения, длившегося почти три часа – «Selenology» Алексея Сысоева. За 4 дня фестиваля было исполнено больше 40 сочинений 37 композиторов, как отечественных, так и зарубежных.

Форум своей программой охватил широкую географию композиторов, так или иначе связанных с консерваторией. Прозвучали и классики (Дмитрий Шостакович, София Губайдулина, Эдисон Денисов), и композиторы‑преподаватели консерватории (Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Юрий Воронцов), и молодые композиторы (Николай Попов, Алексей Наджаров, Александр Хубеев), и зарубежные классики (Беат Фуррер, Хельмут Лахенманн, Марк Андре), и молодые выпускники консерватории, которые продолжают сейчас свою деятельность за рубежом (Елена Рыкова, Марина Хорькова). В рамках Форума был дан старт проекту «Герой будущего», который поддерживается компанией Statoil. Проект направлен на то, чтобы дать возможность сочинениям молодых талантливых композиторов‑выпускников консерватории звучать чаще. «Студия новой музыки» заказала сочинение победителям этого года и будет исполнять их в течение сезона. В этом году победителями стали Андрей Бесогонов и Баласагын Мусаев. На Форуме прозвучали их дипломные сочинения.

Особым событием стали те самые ночные концерты, на которых прозвучали сочинения, написанные в необычном формате. Например, один из вечеров был отдан на сочинение, написанное Алексеем Наджаровым для мобильных телефонов. Помимо двух музыкантов на сцене музыку создавали все зрители, подключившиеся через интернет к серверу. Своими действиями они могли не только «озвучивать» собственные телефоны или планшеты, но и заставить звучать чужой смартфон. В другом ночном концерте исполнил свое произведение «Gradus ad Parnassum» Владимир Мартынов. В течение шестидесяти минут он наполнял Рахманиновский зал обертоновыми звучаниями рояля. В том же концерте прозвучало сочинения Дмитрия Курляндского «Карты несуществующих городов: Париж» для аккордеона и контрабас‑кларнета. Музыканты «гуляли» в течение 35 минут по карте города, импровизируя и сообщаясь друг с другом.

Новшество этого, юбилейного, Форума – наличие образовательной программы для молодых журналистов. В течение Форума прошли абсолютно бесплатные Семинары по музыкальной журналистике в современной музыке, на которые приехало около 60 человек из разных городов России: молодых журналистов, студентов разных специальностей, интересующихся современной музыкой. В течение семинаров желающие не только слушали лекции журналистов, но и могли прислать свои статьи для анализа. Среди лекторов были такие, как Петр Поспелов (газета «Ведомости»), Светлана Наборщикова (газета «Известия») и Марина Гайкович («Независимая газета»). Из зарубежных журналистов прочитать свою лекцию на семинарах была приглашена Кёрстин Хольм (газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung»). Не менее интересной составляющей Форума оказались дискуссии, посвященные современной музыке. В частности, на этих обсуждениях участники пытались дать ответ на главный вопрос фестиваля, поставленный организаторами «And how are we today?».

Этот вопрос – название сочинения Мишеля ван дер Аа, прозвучавшего на Форуме. Ван дер Аа использует в нем текст Кэрол Энн Даффи, известной шотландской поэтессы. Сочинение ван дер Аа стало одним из самых ярких на этом Форуме в исполнении трио: Екатерина Кичигина (сопрано), Наталия Черкасова (фортепиано) и Григорий Кротенко (контрабас). Такой взрывной энергии Рахманиновский зал давно не испытывал. Другим ярким событием фестиваля можно назвать исполнение пьесы Франческо Филидеи «Ballata No.2» для ансамбля. Наряду с привычными инструментами в пьесе используются детские свирели, воздушные шарики, шланги или непривычные для нас детские инструменты, такие как швиррбоген.

В октябре состоялся самый настоящий праздник современной музыки, когда из консерватории, в общем‑то, можно было и не уезжать эти четыре дня. Они были насыщены событиями, можно было и поговорить о современной музыке, выслушать мнения других, и послушать ее в исполнении блистательных мастеров своего дела – солистов ансамбля «Студия новой музыки».

Елизавета ГЕРШУНСКАЯ