Мариинский театр вернул на сцену оперу Петра Чайковского «Чародейка»

Мариинский театр вернул на сцену оперу Петра Чайковского «Чародейка»
Сцена из спектакля "Чародейка". Фото Мариинский театр, пресс-служба
24 декабря на сцене Мариинского-2 состоялся показ оперы Петра Чайковского «Чародейка» в режиссуре Дэвида Паунтни (постановка Мариинского театра в сотрудничестве с Teatro Nacional de Sāo Carlos, 2003). Спектакль вернулся в репертуар после десятилетнего перерыва. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Гергиев.

К работе над «Чародейкой», своим любимым детищем, Петр Чайковский приступил в 1885 году. К тому времени автор «Опричника», «Кузнеца Вакулы», «Орлеанской девы», «Мазепы» и пользовавшегося огромным успехом «Евгения Онегина», был широко известен русской публике. «Редкую оперу композитора встречали такими ожиданиями, какЧародейку”», – вспоминал впоследствии известный русский критик Герман Ларош. Мировая премьера сочинения состоялась в Мариинском театре 20 октября 1887 года. Четырьмя первыми представлениями дирижировал автор, а в главных партиях выходили выдающиеся певцы труппы, среди которых: Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Федор Стравинский (Мамыров). Большого успеха опера не имела – не слишком удачное либретто Ипполита Шпажинского, впервые выступавшего в этой роли, оказалось в противоречии с партитурой. Выдержав только 12 представлений, она была исключена из репертуара. Композитор тяжело переживал неудачу, в письме к Надежде фон Мекк он писал: «Я непоколебимо убежден, что “Чародейка” – лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».

Дальнейшая сценическая судьба оперы была не менее сложной – по-настоящему она была оценена лишь в середине XX века, обретя новое прочтение в постановках Кировского (ныне Мариинского) и Большого театров. В качестве текстовой основы спектаклей использовалась редакция либретто, созданная советским поэтом Сергеем Городецким в 1941 году. Третьим, и последним обращением Мариинского театра к «Чародейке» стала в 2003 году постановка одного из самых известных европейских оперных режиссеров тех лет – Дэвида Паунтни. Про свою работу он говорил: «Я думаю, что Чайковский сам был в некотором замешательстве относительно характера главной героини. Вопреки сюжету, который предполагает, что она должна быть кем-то вроде Кармен, в музыке все совсем не так: ее музыка на самом деле очень серьезна и полна достоинства. Это является для меня ключом».