«Любовь к трем апельсинам» от Самарского театра оперы и балета на фестивале «Видеть музыку»

Приключения квадрата в оранжевых тонах
«Любовь к трем апельсинам» от Самарского театра оперы и балета на фестивале «Видеть музыку»
Фото предоставлены пресс-службой Самарского театра оперы и балета

В Москве продолжается традиционный осенний фестиваль «Видеть музыку», организованный Ассоциацией музыкальных театров (президент АМТ – худрук Детского музыкального театра имени Н.И. Сац Георгий Исаакян). В этом году форум проходит в шестой раз, в его афише более сорока спектаклей тридцати пяти российских музыкальных театров. Одним из самых ярких событий смотра стали гастроли Самарского академического театра оперы и балета со спектаклем «Любовь к трем апельсинам».

Опера Сергея Прокофьева была поставлена на самарской сцене в сентябре 2019 года и с тех пор является одной из визитных карточек САТОБа, которую театру и его художественному руководителю и главному дирижеру Евгению Хохлову не терпелось предъявить в Москве. Столичный показ состоялся на сцене Центрального академического театра Российской армии, чьи циклопические размеры пришлись впору искрометному самарскому спектаклю.

Самаритяне в Московии

Для Евгения Хохлова эта работа является особенной не только из-за того, что ему как дирижеру близки оперные партитуры XX века, которые он энергично вводит в афишу САТОБа. Обстоятельства в 2019 году сложились настолько удачно, что буквально через месяц после успешного выпуска оперы «Любовь к трем апельсинам» Хохлова назначили худруком театра, а через год спектакль попал в long list премии «Золотая маска» в компании других очень сильных игроков трудного ковидного сезона. Дальше не обошлось без магии чисел: прошел год, и чудесную оперу с «черным квадратом» внутри показали на фестивале в Москве в октябре 2021 – с опасными приключениями, которые хорошо закончились, о чем речь пойдет ниже.

Сергей Прокофьев
«Любовь к трем апельсинам»
Опера в трех действиях
Либретто С. Прокофьева по сказке Карло Гоцци

Режиссер-постановщик – Наталья Дыченко
Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Елена Соловьева
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин
Хормейстеры:  Максим Пожидаев, Ольга Сафронова
Хореограф-постановщик – Павел Самохвалов

Мировая премьера: 30 декабря 1921, Чикаго

Премьера в Самаре: 13 сентября 2019.

Евгений Хохлов

За выпуск спектакля «Любовь к трем апельсинам» отвечала большая команда постановщиков, каждый из которых каким-то образом связан с Самарой и ее оперным театром. И сама опера Прокофьева, чья премьера состоялась в Чикаго в 1921 году, через оригинальное постановочное решение неожиданно получила самарскую прописку. Дирижер Евгений Хохлов, режиссер Наталья Дыченко, художники Елена Соловьева (декорации), Наталья Земалиндинова (костюмы), Евгений Ганзбург (свет) и Владимир Поротькин (компьютерная графика), хореограф Павел Самохвалов договорились, что в самарской «Любви к трем апельсинам» будет присутствовать угловато-круглая эстетика супрематизма, художественного направления 10-х-20-х годов прошлого столетия, соответствующего времени создания партитуры.

Известно, что уезжающий из СССР Сергей Прокофьев взял с собой в дорогу пилотный номер выпускаемого Всеволодом Мейерхольдом в 1914-1916 годах театрального журнала «Любовь к трем апельсинам», и в нем прочитал одноименную интермедию, которую сочинили постоянные авторы журнала К.А. Вогак, В.Н. Соловьев и В.Э. Мейерхольд по мотивам знаменитой фьябы Карло Гоцци.

Пока тридцатилетний Прокофьев, вдохновленный «апельсиновым» сюжетом венецианского сказочника и замыслом русского режиссера-авангардиста, колесил по Америке, Казимир Малевич в революционной России рисовал свои великие квадраты. А в 1993 году одна из картин (последняя реплика «Черного квадрата» от 1932 года) внезапно проявилась в самарском отделении «Инкомбанка» – ее вместе с другими работами художника принес на хранение, а в итоге на продажу, проживающий в Самаре дальний родственник Малевича. Сегодня эта картина находится в собственности Эрмитажа, куда ее передал В.В. Потанин, купивший шедевр у разорившегося банка, но в память о славном пребывании «Черного квадрата» в Самаре постановщики включили супрематические элементы в оформление спектакля – именно как элементы провокационного стиля, вторгающегося в традиционную театральность комедии масок.

Диалог старого и нового

На сцене нет никакой борьбы старого и нового искусства, но выстроен любопытный диалог. Так Принц-ипохондрик излечивается, посмеявшись над Фатой Морганой (эксцентричная Татьяна Ларина), которая здесь предстает в образе сказочной, если не сказать балетной, феи Карабос. Фата Моргана одета в традиционную вдовью одежду фей, то есть в шелковое фиолетовое платье, и на фоне королевских модников, чья одежда расшита лапидарными супрематическими узорами, или марширующих в семейных трусах придворных, которые с недавних пор (видимо, с установления советской власти) стали делать зарядку и групповые заплывы в бассейне и с удовольствием продемонстрировали свои достижения Принцу, фея-злодейка выглядит гомерически смешно – как осколок империи или бегущий с корабля истории персонаж балета-феерии Мариуса Петипа.

Для важного в «Любви к трем апельсинам» разговора о природе театрального постановщики находят много цитат из созданных за последние двадцать лет драматических, оперных и балетных спектаклей, воссоздающих эпоху, когда творили Всеволод Мейерхольд и Федоров Лопухов. Команда Короля Трефа (харизматичный Андрей Антонов) постоянно вращается вокруг станка-конструкции Мейерхольда, но этот станок здесь не подвижный и не деревянный, но металлический, больше похожий на проволочные цирковые мобили Александра Колдера – великого американского скульптора, с которым Прокофьев мог бы запросто встретиться в Нью-Йорке. Промелькнули на сцене и коллективные герои балета Алексея Ратманского «Болт» (на музыку Шостаковича) – только более гротесковые и неуклюжие, как того требует либретто Прокофьева, сделавшего марши музыкально смешными, хотя местами жуткими и страшными. Пресловутый квадрат – белый и красный – несколько раз загадочно спускается с колосников, трубя в пустоту о наступлении новой прекрасной эры.

Самарскую «Любовь к трем апельсинам» можно было бы назвать спектаклем, сделанным художниками – действительно, два с половиной часа глаз радуют стильные перестановки декораций и милые супрематические мультфильмы на заднике от Владимира Поротькина, но в начале второй части после антракта (3 акт) на первый план внезапно выходит «человеческое, слишком человеческое». Наталья Дыченко перестает следовать строго за словами либретто, мешающими героям быть просто людьми, и запускает психологический театр. Принц, которого вместо запланированного в программке и внезапно заболевшего солиста САТОБ Ильи Говзича спел москвич Максим Дорофеев, предстает персонажем чувствующим и чувствительным, как и его наставник и друг Труффальдино в исполнении замечательного тенора Анатолия Невдаха (получившего за эту партию премию «Онегин»).

Самарский Шостакович

Фестиваль «Видеть музыку» всегда показывает, в какой «форме» входит тот или иной заезжий театр в новый сезон после летних каникул, выступать ранней осенью в Москве с ее десятком параллельно проходящих фестов всегда рискованно. Однако самарцы обнаружили не просто высокую, а повышенную «боевую» готовность, так как незадолго до столичных гастролей в театре прошел Международный фестиваль искусств «Шостакович XX век», в рамках которого состоялась премьера оперы Дмитрия Шостаковича «Игроки» в постановке петербургского режиссера Юрия Александрова. Пусть сам спектакль и является переносом из театра «Санктъ-Петербургъ опера» на самарскую сцену «Игроков-1942» (премьера прошла в 1996 году), главное в нем – музыка, написанная композитором в городе на Волге. Шостакович сочинял «Игроков» в 1941-1943 годах, находясь в эвакуации в Куйбышеве. Постановки незавершенной оперы Шостаковича делались в разных театрах Москвы и Петербурга, начиная с 1990 года, но никогда в Самаре. Евгений Хохлов, которому важно собирать в подопечном театре все «самарское», придумал концепцию интересной программы: новых «Игроков» поставили в один вечер с балетом Игоря Бельского «Ленинградская симфония» (на музыку первой части Седьмой симфонии). Таким образом важная музыка, написанная Шостаковичем в Куйбышеве, концептуально зазвучала вместе на фестивале в честь мэтра.

Hommage классическому балету

После возвращения из московской поездки САТОБ начал готовиться сразу к двум событиям – традиционному, двадцать первому по счету Фестивалю классического балета имени Аллы Шелест «Под сенью русского балета» и премьере оперы «для всей семьи» «История Кая и Герды» Сергея Баневича. Балетный форум откроется 22 октября своеобразной премьерой вечера «Эпоха Чернышева. По страницам балетов Мастера». Игорь Чернышев – еще один важный для САТОБа человек, с 1976 по 1995 год он работал главным балетмейстером Куйбышевского театра оперы и балета, а в 1991-1993 годах являлся директором театра. На фестивале будут вспоминать его хореографию – покажут сюиту из балета «Гусарская баллада», а также фрагменты из спектаклей «Спартак», «Ангара», «Поэма двух сердец», «Щелкунчик», «Маленький принц», «Золушка» и поставленные им номера «Римский карнавал» на музыку Гектора Берлиоза и «Адажио» на музыку Томазо Альбинони.

Вторым важным проектом форума станет вечер «Время Долгушина». Знаменитый ленинградский танцовщик и балетмейстер Никита Долгушин возглавлял балетную труппу Самарского театра оперы и балета с 1997 по 2006 год. Главным направлением деятельности Долгушина была реконструкция дореволюционных постановок Императорского балета. В программу вечера войдет восстановленный им по записям балет Николая Черепнина и Михаила Фокина «Павильон Армиды». Время Юрия Бурлаки, который служил в САТОБе главным балетмейстером с 2017 по 2021 год (с 2021 Бурлака является худруком и главным приглашенным балетмейстером), будет отмечено вечером «Шелест-гала “Grand pas Петипа”», так как Бурлака занимался и продолжает заниматься авторскими восстановлениями балетов наследия.

Балетные премьеры сезона

«Историю Кая и Герды» готовят Евгений Хохлов и Иван Фадеев, экс-солист Русского камерного балета Москва и хореограф, известный своими постановками детских сказочных спектаклей и шоу «Кремлевская елка». Оформят «Историю Кая и Герды» художники оперы «Любовь к трем апельсинам» Елена Соловьева и Наталья Земалиндинова. Премьера состоится во время осенних школьных каникул 5 и 6 ноября.

Итоговой премьерой сезона 1, 2, 3 июля станет реконструированный Юрием Бурлакой «Дон Кихот Ламанчский» в хореографии Александра Горского. Эту редакцию он уже представлял в Урал Опере Балете в 2019 году. В его команде будут работать художник-постановщик Альона Пикалова (воссоздание оригинальных декораций по эскизам Константина Коровина и Александра Головина к постановке Большого театра 1900 и 1906 годов) и художник по костюмам Татьяна Ногинова (на основе эскизов Александра Головина и Гурли Теляковской к постановке Большого театра 1900 года). Место Нины Индриксон (художник по свету) займет петербуржец Константин Бинкин. Дирижером-постановщиком «Дон Кихота» станет  Евгений Хохлов, отвечающий за выпуск практически всех спектаклей САТОБа, что и гарантирует всегда стабильно качественное звучание оркестра, его солистов, солистов оперы и артистов хора. Вот эта стабильность, подготовленность, слаженность, наверное, и отличает сегодня оркестр САТОБа от коллективов других театров, где происходит частая смена шефов оркестра. Показанная в Москве «Любовь к трем апельсинам» запомнится прежде всего тем, что сложнейший многослойный текст Сергея Прокофьева прозвучал очень внятно – с яркими кульминациями во время исполнения так называемых хитов (всевозможных маршей и помпезных шествий) и деликатным сопровождением арий, в смысл и содержание которых композитор явно велел вдумываться каждому зрителю.

Екатерина БЕЛЯЕВА